Велоотчеты 2004. Алушта—Ялта через Крымский государственный заповедник

Опубликовано: 2010-04-23 01:12:14

Автор отчета - Анастасия Меньшикова

Маршрут: село Изобильное - леснич. кордон - Чучельский перевал 1157 м - перевал Гурзуфское седло 1350 м - Никитский перевал 1448 м - Ялта


Дима

Настя

Марина

Костя

Идея побывать в Крымском государственном заповеднике принадлежала Косте, и была озвучена еще дома при разработке планов на поездку. Первым пунктом нашего путешествия была Алушта, вторым - Ялта, поэтому он предложил преодолеть расстояние между ними не по оживленному перегруженному шоссе вдоль побережья, а по горной дороге, проходящей через Бабуган, Никитскую и Ялтинскую яйлы, находящиеся на территории заповедника.

В сети я не раз натыкалась на сведения, что для проезда по территории Крымского заповедника нужен платный пропуск, который нужно оформить в лесничестве в Алуште. Пробыв в Алуште пару дней, мы получили кучу противоречивых сведений, суть которых сводилась к тому, что во время праздников 1-10 мая пропуска не выдаются. Поэтому было принято решение поехать прямо к кордону заповедника и попытаться договориться на месте. Вечером накануне отъезда Костя устроил контрольный просмотр карты и сообщил, что в пути нам встретится три перевала, первый из которых около 900 м, а остальные почти такие же. После преодоления Ангарского перевала (около 800 м) мы решили, что это фигня.

Утром в день отъезда наша группа, состоящая первоначально из 8 человек, разделилась на две по четверо. Причины на это были следующие: Оксана и Вероника из-за своего физического состояния не были готовы к сегодняшнему столь сложному маршруту, а Сергею и Андрею очень хотелось в Севастополь, куда они планировали ехать на следующий день. Поэтому сегодня им хотелось успеть посмотреть достопримечательности Ялты.
Подъем был намечен на 8 утра. Дима завел будильник в телефоне, но т.к. он забыл перевести время на местное, они с Костей проснулись в 6, успели умыться и поудивляться "что это народ в других комнатах не просыпается", прежде чем до них дошло, что что-то здесь не так. Со второго раза у них получилось проснуться вовремя вместе со всеми, позавтракали, собрались и разъехались в разные стороны. Другая группа поехала в сторону Ялты, а мы - на троллейбусное кольцо, где как раз готовился к отправлению нужный нам троллейбус на Верхнюю Кутузовку. Чтобы загрузиться на заднюю площадку, пришлось снять передние колеса. Проезд с багажом стоил сущие копейки: 1,5 гривны - на наши деньги около 8 руб.

Водохранилище в Изобильном Ехать пришлось минут 20-30, вышли на начальной точке маршрута - возле поворота на село Изобильное, высота примерно 300 м над уровнем моря. Километровым столбиком "0" от поворота с трассы начинается второстепенная асфальтовая дорога. Рядом с селом видим небольшое водохранилище с изумрудной водой. Вид очень красивый - как будто чаша, стенки которой состоят из зеленых гор, а на дне вода. Справа возвышается серый скальный массив Чатырдаг - Шатер-гора.

Объезжаем водохранилище полукругом и вскоре начинается подъем. На ближайшей развилке сворачиваем вправо и дорога уходит ну очень круто вверх, даже на 1-1 едется с трудом. Но поднимаемся недолго, остановились возле стоящей машины, и от ее хозяина узнаем, что свернули не туда, к кордону надо было ехать прямо. Костя заводит долгий разговор с владельцем машины о заповеднике. Выясняется, что мужик не раз там бывал. Он уверят, что без пропусков у нас шансов мало, что в праздники в заповедник может быть заезд высоких чинов (там находится резиденция президента) и в связи с этим территория может быть принципиально закрыта для простых граждан. Потом он объясняет, как попасть в заповедник, минуя кордон, но это чревато неприятностями: как минимум штрафом. Поэтому мы решаем вернуться на развилку и следовать первоначальному плану - ехать через кордон. Надежда попасть в заповедник лично у меня сразу уменьшается.

Вскоре после развилки пересекаем речку Сафун-Узень и опять премся в гору. Дорога уже начинает напоминать горный серпантин, встречаются резкие повороты почти на 180 град. Хорошо хоть едем через лес, а то солнце палит довольно ощутимо. Через несколько км нас догоняет лесник на мотоцикле и сообщает, что зря мы поднимаемся, нас все равно не пропустят, а если подъедем к воротам кордона - еще и оштрафуют. Костя начинает уговоры, предлагает заплатить штраф сразу. Парень ломается, и дело заканчивается следующим "я не начальник, подъезжайте к воротам, а там видно будет".

У кордона Еще пара км, и мы у кордона. Небольшое одноэтажное здание, красивые каменные ворота (не то, что наши лосиные в Бахиловой Поляне), лавочка для отдыха. Мы кидаемся на нее, а Костя идет добивать лесников. Из-за ворот невнятно доносятся обрывки его фраз: "мы специально приехали сюда из Самары", "очень хотим посмотреть Роман-Кош и Беседку Ветров", "костры жечь, ночевать не будем". Какая-то женщина звонит по сотовому, видимо начальству, объясняет ситуацию. Но начальство непреклонно, пропускать нас не велят. Я уже печально думаю, что зря мы перлись 10 км в гору, придется разворачиваться и ехать в Ялту нижней дорогой вслед за другой нашей группой.
И тут вдруг случается элемент везения! - к воротам с другой стороны подъезжает "Нива" с, как мы поняли, начальством средней руки. Из машины выходят мужчина в форме и женщина, мы окружаем их и начинаем ту же песню :). Они, сломленные нашим напором, даже не нашлись особо что возразить (или просто люди попались хорошие?). И вот, ура! нам выписывают пропуск за 45 гривен.
Мы радостно бросаемся к велосипедам и проникаем за ворота. Если бы мы знали, что ждет нас впереди….

Хотелось бы искупаться... В монастыре Последующие несколько км подъема преодолеваются легко и непринужденно. Приятный тенек, извилистый серпантин, в просветах леса открываются шикарные виды на хребет Чатырдаг с одной стороны и Бабуган-яйлу с другой. На протяжении 3-4 км дорога идет вдоль реки Альма, возле небольшого водопадика умываемся и фотографируем.

Вскоре дорога приводит нас к Козьмо-Дамиановскому монастырю. По преданию братья целители Козьма и Дамиан были убиты завистником и похоронены рядом с источником Савлух-Су. Прошли годы, источник стал целебным, а в 1895 году здесь был построен монастырь. С 1923 года здесь размещалась дирекция заповедника, во время Великой Отечественной войны монастырь был в основном разрушен, сохранилась лишь часовня.

На подъезде к монастырю нас нагоняет кавалькада машин, в основном иномарок. Вместе с их пассажирами заходим за ворота монастыря, пьем воду из целебного источника. Тут Костя обнаруживает пропажу своей майки, которую он снял из-за жары и прикрепил к багажнику. Видимо, свалилась по дороге. К счастью, владелец одной из подъехавших тачек соглашается съездить с ним обратно по дороге, и майка находится.

Следующая часть дороги как-то не очень хорошо сохранилась в моей памяти…. Помню, как набрали воды из трубы, торчащей прямо из склона. Помню, как на обочине дороги сидела птичка, целая и невредимая, но видимо оглушенная обогнавшими нас машинами, я взяла ее в руки, она очнулась и полетела в лес. Помню, что подъем стал гораздо круче, на каком-то отрезке пути за 1 км мы набрали 100 м высоты (судя по данным Диминого альтиметра). Очнулась я, увидев на дереве табличку с надписью "900 м". Подумалось: "Видимо, это высота над уровнем моря. Тогда где же этот хренов Чучельский перевал?" "Наверное, он уже совсем близко", - решили мы, - "сейчас доедем до него и пообедаем". Время и правда было уже обеденное. Есть правда особо не хотелось, скорее хотелось отдохнуть. Подъем задолбал настолько, что временами тошнота подступала к горлу, приходилось спешиваться и идти пешком, благо скорость от этого сильно не падала. Пешком 4-5 км/ч, в седле - 6-7 км/ч. Пытаемся поддержать силы "колесами" - аскорбинкой с глюкозой, янтарной кислотой.

Чучельский перевал Однако все кончается, и еще через 2-3 км мы на Чучельском перевале. Правда сразу мы этого не поняли. Просто увидели развилку, на пригорке памятник партизанам и упали под ближайшее дерево с видом на горы со снежными пятнами на противоположной стороне долины.
После перекуса Костя начинает изучать карту и уверенно тыкает пальцем в точку на несколько км впереди развилки "тут мы, Чучельский давно проехали". Мы с Димой решаем, наконец, более внимательно присмотреться к нашему маршруту. И тут же находим нашу развилку и рядом надпись "Чучельский перевал 1157 м". Мда, Костя малость ошибся с цифрами. Ведем взглядом по дороге дальше и, о ужас! в глаза бросаются цифры "перевал Гурзуфское седло 1350 м" и "Никитский перевал 1448 м"!
В первый момент возникла мысль, что раз мы чуть не сдохли при взятии первого перевала, то еще два более высоких точно нас погубят! Я, конечно, подозревала что основную высоту мы уже набрали, но на карте не были отмечены высоты нижних точек между перевалами. Т.е. непонятно было, сколько нам спускаться и потом опять лезть вверх. "Костя, мать-мать…." - разнеслось по крымским горам эхо….Костя начинает путано оправдываться, что цифры 1350 и 1448 он принял за высоты близлежащих вершин и что вообще у него зрение плохое. Обычно уравновешенный Дима угрожает еще более ухудшить его зрение ударом в глаз :). Особенно радует то, что из еды на четверых у нас остался один сникерс.

Исток реки Качи Гора Роман-Кош - самая высокая вершина Крыма Тут подъезжает лесник, проверяет у нас пропуск и относительно успокаивает нас, что мол таких подъемов уже не будет, рассказывает о дальнейшей дороге. С другой стороны подъезжают пара велотуристов со "штанами". Это были единственные байкеры, встретившиеся нам в заповеднике.

После привала на протяжении нескольких км идет плавный спуск. Оканчивается он в красивом ущелье, где берет начало река Кача. Набираем воды из истоков реки и опять ползем вверх. Лес редеет, деревья становятся малорослыми и причудливо изогнутыми от горных ветров, на обочине дороге встречаются островки грязного снега. На полянках желтеет множество цветущих примул.
Через некоторое время до меня наконец доходит, что тупо ехать в шлеме со скоростью 7 км/ч, и я его снимаю. Дорога огибает вершину Роман-Кош - самая высокая гора Крыма, 1548 м. Мы уже совсем выбились из сил, часто останавливаемся для отдыха. Где же это чертово Гурзуфское Седло?

Вид на Аю-Даг и Гурзуф Беседка Ветров Перевал Гурзуфское Седло Опять встречаем лесников, на сей раз это патрульный газик. Тактика у них хитрая - молча пропускают едущего впереди метров на 300 Диму, а нам сообщают "ну щас мы вас!". Однако, хрен им, после предъявления пропуска они сразу подобрели и рассказали нам, что Гурзуфское Седло мы уже проехали (и когда успели?), впереди Беседка Ветров, а там уж недалеко до Никитского.
И действительно, метров через 500 видим вдалеке Беседку Ветров, стоящую на краю обрыва в сторону моря. Мы уже на яйле, леса здесь нет, видимость хорошая. Дорога огибает многочисленные ущелья, виды потрясающие. В Беседке устраиваем очередной привал, съедаем последний сникерс, любуемся на гору Аю-Даг внизу и Гурзуф.


Никитский перевал: заехать и умереть Ущелье Уч-Кош на спуске в Ялту После Беседки дорога практически ровная, без особого труда к 6 часам вечера достигаем Никитского перевала. Ура! наши мучения на сегодня закончены! Позади более 40 км подъема.

Далее нас ожидает крутой 17 км серпантин вниз (не представляю, как здесь подниматься на такую высоту, только пешком) и несколько км до Ялты. Позже вечером дневные трудности были несколько компенсированы замечательным ужином в японском кафе с парой бутылок массандровского вина :).

Резюме: 70 км, из них около 40 вверх, набор высоты с 300 до 1448 м. Этот день был самым запомнившимся в Крыму. Было суперкруто!