Среда 29 Марта 2017г.

Велоотчеты 2007. Велико-Британия: bike & hike

Автор отчёта — Андрей Моисеев AKA JackOfShadows.

Участники: Андрей Моисеев, Настя Меньшикова.

Маршрут: Самара-Москва-Лондон-Глазго-Форт Вильям-остров Скай — и обратно.

Дата: 30 апреля — 10 мая 2007 г.


30 апреля. Самара-Москва
1 мая. Москва-Лондон
2 мая. Лондон
3 мая. Лондон
4 мая. Лондон-Глазго-хостел
5 мая. Озеро Ломонд, путь в Форт Вильям
6 мая. Форт Вильям
7 мая. Остров Скай
8 мая. Форт Вильям — Глазго — Лондон
9 мая. Лондон
10 мая. Лондон-Москва
Заключение


30 апреля. Самара-Москва

Итак, с определёнными трудностями получив визы, мы собрались в гости к Настиной сестре Кате и её другу Артуру. Прикинув все предстоящие расходы, Настя решила взять билеты на дивный поезд Бишкек-Москва, причём в его плацкартный вагон. Уходящий чуть раньше фирменный поезд «Жигули» был гневно отметён под предлогом того, что «нечего нам лишних 4 часа в Москве делать» (ехать с киргизами, разумеется лучше). Мой брат Юра, отвозивший нас на вокзал, в красках рассказывал и показывал, как он ехал в этом поезде 4 часа из Пензы и всё время зажимал нос. Замотавшись с работой, я как-то упустил процесс выбора поезда из вида (так, неожиданно оказалось, что обещанный финальный перелёт Москва-Самара был тайно заменён на плацкартный вагон — но тут хотя бы на фирменный челябинский поезд).

Юра высадил нас у шлагбаума, пожелал счастливого пути и укатил. Мы же дождались объявления и побежали занимать места (да-да, в билетах красовалась гордая надпись «места укажет проводник»). У вагона нас ожидало дивное зрелище. Вы когда-нибудь видели, как утром из муравейника выходят его обитатели? Нам пришлось (точнее, довелось) наблюдать примерно это. Выгрузка длилась минут 10; мне показалось, что вышло человек восемьдесят — и они шли и шли. В голове крутились мысли об экспансии китайцев на Дальний Восток и необходимости срочно переводить все сбережения в юани.

Наконец мы втиснулись в небольшой промежуток и покатили чемодан по коридору. Места на удивление оказались не боковыми. Поезд тронулся.

Сначала нам показалось, что в вагоне только трое русских — мы и проводник. Не поверив, мы тщательно прошлись по всем купе (или как они там называются в плацкарте?) и отыскали ещё парочку. Найдя шанс не забыть за время поездки, что из себя представляет славянский фенотип, мы облегчённо выдохнули и начали устраиваться.

За время поездки наши киргизские друзья проявили себя со всей непосредственностью. Они предложили попробовать их лепёшки, которые могут храниться несколько месяцев. Насыпали Насте их фисташек интересного вида и с мягкой кожурой (какие фисташки, это были обычные абрикосовые косточки). Предложили мне киргизской водки. Предлагали «чекать» (так называется похожая на крупный чай субстанция в полулитровой пластиковой бутылке — по их словам, не наркота — но голову от неё ведёт, нужно закладывать за губу, особо крутые кладут под язык) — мне почему-то не захотелось. Показывали «приколы» на сотовом (почему-то в основном «реальный мордобой у нас») и интересовались, есть ли у нас такое.

Насте был задан вопрос, можно ли «сделать дозвон» с её сотового. Я мужественно взял огонь на себя, стараясь не упускать свой телефон из виду. После того, как была отправлена одна смс и сделана пара звонков, я поднял глаза, увидел выстроившуюся очередь и решил эмулировать пропадание сети. Воспользовавшись трудностями очередного просителя, я отобрал трубу и сказал «Опа, сеть пропала, а вроде только отъехали». Но сидевшая рядом и допивавшая бутылку пива Настя радостно возопила: «Ты чего — все палки же!!!» Я посмотрел на неё тяжёлым взглядом и веско сказал: «Значит, сейчас пропадёт». И действительно!

Свет выключили в 23:00, мы ещё минут 20 послушали в темноте на весь вагон киргизскую попсу и ролик про то, что лучше — мороженое или самса с консультацией у 50Cent. Потом пришёл лесник и всех выгнал проводник и предложил закруглиться.


1 мая. Москва-Лондон

Утро началось в 8 часов с приглашения наших юго-восточных друзей попить чай. Очередные «дозвоны», завтрак, приближение к столице. Момент, как у Насти пропала косметичка, она всё перерыла и начала предметно допрашивать наших друзей, они все съёжились — а я нашёл её (косметичку, не Настю) замотанной в матрас на третьей полке — с позволения наших читателей опустим.

Распрощавшись с киргизами, мы сдали багаж в камеру хранения на Казанском и поехали смотреть храм Христа Спасителя. Было достаточно прохладно. Критически осмотрев очередь у входа, мы перекусили пирожками и решили заменить духовную пищу технической — посетить наш любимый велорынок в Сокольниках. После этого на 5-часовом аэроэкспрессе выдвинулись с Павелецкого вокзала в Домодедово. Там за 270 р замотали сумку плёнкой, пообедали на прощание русской кухней «Ёлках-палках» и по объявлении рейса пошли грузиться. Duty free поделился парой бутылок горючей жидкости. British Airways накормил вкусным ужином и показал фильм.

После четырёхчасового полёта мы осмотрели ночные пригороды Лондона и приземлились в аэропорту Heathrow. За паспортным контролем нас встретили Катя с Артуром и повезли домой. По дороге мы пропустили один поворот и дали круг по ночному Лондону, заодно стали привыкать к левостороннему движению. По самарскому времени было уже 4 утра. Душ и спааааать…


2 мая. Лондон

Утром Катя выходила на работу рано (аж в 12:30 по самарскому времени) и взяла нас с собой. Показала дорогу до метро, купила нам карточки Oyster для метро и научила ими пользоваться — интереснейшая штука: оплата идёт касанием на входе и на выходе, система автоматически снимает нужную сумму в зависимости от начальной и конечной зоны. Посмотреть баланс и доложить денег можно через кассу или через автомат (и даже через интернет). Депозит £3, отдаётся назад при сдаче карты.

Мы взяли схемы метро и поехали. Метро… ну что метро… Первая станция была открыта в 1863 году, через 2 года после отмены крепостного права в России. Вагоны поменьше и поовальнее наших, есть откидные места. Постоянно объявляют, по какой ветке идёт состав, и дублируют эту информацию бегущей строкой внутри вагона. Интересно, как англичане в метро читают — дочитал газету и бросил её за спинку, к стеклу. Сидящий рядом (или заходящий следом) берёт и читает. И именно в метро мы на практике познакомились с разительным культурным различием — даже если вы толкнёте англичанина, он непременно извинится. Адаптация к этому занимает на удивление короткое время, как и привычка улыбаться незнакомым людям (аналогичные действия, по инерции осуществлённые Катей в родной Самаре, вызвали интересную реакцию женщин среднего возраста: «Чего лыбишься — дурочка, что ли?»)

Узнали, что же означает Mind the gap — это предупреждение о щели между поездом и платформой, только на некоторых станциях (в поезде идёт аудио- и визуальное предупреждение).


Время 6:20


Доехали до Трафальгарской площади, там купили билеты на экскурсионный автобус Big Bus Sightseeing (по £22). В Лондоне такие автобусы ходят от нескольких фирм — и они сразу заметны на улицах. Билет действует на сутки (хотя автобус начинает ходить в 8:00 и заканчивает в 18:00), даёт право выходить на любой остановке/заходить после прогулки и пересаживаться с маршрута на маршрут (у Big Bus их три разных, автобусы ходят через каждые 10-15 минут). Автобусы — double-decker'ы, с открытым верхом. Дают карту маршрута, при посадке выдаются наушники, во время поездки идёт аудиокомментарий на 8 языках, с музыкой и прочим фоном типа звона сабель/ржания лошадей (водитель периодически нажимает на кнопочку). Русский язык в наличии. На одном из маршрутов есть живой гид (разумеется, на английском). Билет также включает бесплатный речной круиз (которым мы не преминули воспользоваться), три пеших тура (королевский лондон, битлз, и призраки керосинового света) и льготы по покупке билетов на всяческие действа типа мюзиклов (не скидки, нет, а приобретение без очереди). Мы выбрали «синий» маршрут — самый длинный (карты можно посмотреть на сайте, но заказать билеты с обещанной £2 скидкой почему-то не удалось). Дождались автобуса, забрались на второй этаж — и поехали.

Здесь надо бы сделать отступление по транспортной ситуации в городе вообще и по велосипедам в частности, но мы надеемся, что это станет предметом отдельного эссе.

Погода в первый день была просто потрясающей — что для Англии с их постоянными дождями/туманами/сплинами редкость, и по словам туземцев надо постоянно рассчитывать на плохую погоду, а хорошей радоваться.


Въезжаем в Вестминстер,
дракон — символ города

Старый фундамент среди города

Собор Святого Павла

Собор Святого Павла

Тауэрский мост и эсминец (в нём музей флота)

Яйцо (торговый центр) и морковка (мэрия)


Проехав половину маршрута и тауэрский мост, мы вышли осмотреть Тауэр. Билет £16. Что сказать про него… Это их Кремль, разве что в нём никогда не жил простой народ — ну и сейчас там нет президента.


Идём ко входу

Дома — уже на другом берегу Темзы

Внутри

План

Здесь кого-то убили

Здесь умер Генрих VI


Тауэр начали строить нормандцы, завоевав Англию в 1066 году. Самая старая и большая башня — Белая башня (сейчас тут выставка средневекового оружия), начал строить которую… Гэндальф, епископ Рочестерский. После этого Тауэр достраивали и перестраивали.

На третьем и четвёртом этажах — оружейная коллекция.


Белая башня

Лошади королей

Короли

Самый большой и самый маленький (ростовка сбоку)

Сюда ходили рыцари

Размер гульфика впечатлил


Возле всех доспехов описание, возле многих — в духе «делали для того-то, но его убили, хотели отдать тому-то, тоже убили». Понравились вот эти, с тонкой чеканкой золотом:


Есть Traitors gate (ворота изменников), через которые в крепость на лодке ввозили преступников.


Есть башня двух принцев, сыновей Эдуарда VII, дядя которых заколбасил их отца, а его малолетних сыновей после этого никто больше не видел. В основании этой башни нашли детские кости. Сами ли умерли или их убили — никто не знает до сих пор (в одной из комнат есть даже электронная голосовалка для этого).


Бифитер на посту

Разыгрываются
средневековые сценки


Есть вороны (по преданию, монархия в Англии будет существовать до тех пор, пока в Тауэре живут вороны). У них всех свои имена, им подрезают крылья (предание преданием, но вдруг улетят).


Клетки воронов

Клюются


Также мы посетили королевскую сокровищницу — выставку всевозможных корон (наверное, это были копии). Фотографировать нельзя, едешь мимо на дорожке.


После посещение Тауэра мы перекусили, погрузились на открытый катер — и поплыли по Темзе.


Виден памятник Большому Пожару
(по преданию, огонь загорелся
в стольких метрах от памятника,
какова его высота)

Мосты и автобус Big Bus Sightseeing


В числе прочих достопримечательностей запечатлели клипер Cutty Sark, которому суждено было сгореть через 19 дней.


Проплываем мост Миллениум и выставку современного искусства Tate Modern Collection, расположенную в здании бывшей электростанции:


Напротив него — Saint Paul Cathedral:


Saint Paul Cathedral

County Hall и аквариум

Биг Бен и парламент


У Вестминстера поблагодарили капитана за прогулку, посмотрели на Big Ben (это, кстати, название колокола, а не башни) и пошли в Вестминстерское Аббатство (£12).


Можно и полежать


Настя взяла аудиогид, я просто рассматривал доски, монументы, памятники и читал эпитафии.

Аббатству более 1000 лет и там похоронено множество (порядка 3.300) королей, королев и прочих знаменитых особ, прославивших Великобританию (например, Ньютон, Дарвин, Ливингстон, Киплинг, Черчилль, Кромвель — которого вместе с другими вождями английской буржуазной революции XVII в эпоху Реставрации потрудились выкопать и обезглавить на Тайберне, известном Лондонском месте казней). Захоронения — от крошечной мемориальной доски до огромных фигур в полный рост. Многие плиты захоронений в полу сошлифованы так, что текста не видно вообще.

В Уголке поэтов установлены памятные монументы Шекспиру (хотя в действительности он похоронен в Stratford-on-Avon), Байрону, Теннисону, Теккерею, Бернсу, Мильтону, Чосеру, Диккенсу. Есть также монумент неизвестному солдату.

И по сей день здесь происходят значительные события, например, отпевание принцессы Дианы.

Архитектура самого здания просто потрясающая, очень красивые витражи. Короче, будете в Лондоне — обязательно посетите это место.

Фотографировать там нельзя, но хорошие фотки можно посмотреть здесь.


Дворик внутри

Видны могилы в полу


(Впоследствии мы пытались припомнить российский аналог — на ум пришла только что Киево-Печерская лавра.)

После аббатства пофотографировались на фоне Парламента, дождались нашего автобуса и поехали дальше.


Настя, парламент и кэб

2 этаж автобуса

Oxford street


Вышли на Piccadilly Circus, послонялись по магазинам сувениров, дождались Катю и через Sent James Park пошли на Трафальгарскую площадь, замкнув таким образом круг.


Настя и Эрос

Описания птиц и «пеликанов не кормить»

Вдали — Букингемский дворец


Встретились с Артуром и завершили вечер в тайском ресторане. Я захапал все принесённые со счётом конфеты, которые впоследствии оказались очень кстати в самолёте. После ужина девушки не преминули покататься на пустой карусели (ну и что, что час ночи):



3 мая. Лондон

Утро решили начать с просмотра смены караула у Букингемского дворца.


От этих традиционных будок
начинают отказываться


Подошли туда за полчаса, народ уже собирался вовсю. Оказалось, что основное действо происходит за забором, пробиться к которому оказалось решительно невозможно. Мы посмотрели на подход отдельных частей — и двинулись через Sent James Park дальше в сторону музеев.


Отход на исходную

Букингемский дворец

Идут с музыкой

Бифитеры


Возможно, не следовало начинать музейный день с таких длительных прогулок по парку — ноги-то не казённые — но что уж там…

При хождениях по этим огромным паркам, расположенным в центре города, специально выкопанными озёрами Серпентайн — подумалось: не лучше ли такое решение вместе с засфальтированными улицами, за счёт чего ни пыли, ни грязи — даже во время дождя машины чистые — чем наше обязательное втыкание по деревцу возле каждого подъезда — но чтобы непременно газон выше уровня асфальта и поток с него во время дождя, потом всё сохнет и раздувается ветром. А там реально можно дома ходить в кроссовках — раньше я думал, что это преувеличение.

Первым делом мы пошли в Музей естественной истории. Его хитом обещалось быть единственное в мире чучело синего кита в натуральную величину. Мы сразу ломанулись к нему — но оказалось, что эта часть экспозиции до июня закрыта на помывку. Разочарованные, мы пошли бродить по залам.

Самым интересным оказался зал динозавров. Там находятся всяческие скелеты, движущийся тиранозавр в натуральную величину (когда стоишь перед мордой 2.5-метрового движущегося, рычащего и смотрящего тебе в глаща чудища — некий холодок пробегает, да).


В остальных залах — как в обычном зоологическом музее: всяческие чучелы.


Следующим был Музей науки. Мекка для мальчиков от 5 до 100!!! Навскидку:

  • Зал механических машин и автоматов — паровоз Стефенсона, паровые машины
  • Зал истории вычислений
  • Зал космонавтики — и лунный модуль американцев в нём
  • Зал энергии
  • Зал самолётов, кабина «Дугласа», вертикальный срез фюзеляжа боинга
  • Зал спитфайра, с видеохрониками второй мировой
  • Стенды <от до>
  • Зал связи
  • Лампа маяка
  • Зал землетрясений
  • Зал медицины
  • зал приборов учёного 18 века Stephen Demainbray, которые он делал для принца-короля Георга III — в нём не было вообще никого, но мне он почему-то понравился больше всего.
  • И много-много-много ещё. Включая большой магазин с кучей игрушек/сувениров, имеющих непосредственное отношение к науке (демонстрация физических эффектов, головоломки и так далее).

Забегая вперёд, скажу, что в последний день нашего пребывания в UK я с радостью променял посещение Виндзорского замка на осмотр оставшейся части Музея науки. Чтобы не распыляться — все фото приведу сразу.


Зал истории развития науки, сверху —
галерея маленьких моделей с описаниями

Зал истории развития науки, видна
лампа маяка

Модели наверху

Привет, Форд Фокус!

Первый омнибус

Тут всё ясно

Зал авиации

Зал авиации

Механический вычислитель

Механический компьютер Бэббиджа

Дифференциальные усилители

Механический аналоговый компьютер

Механическое вычислительное устройство,
изобретённое Чарльзом Бэббиджем
(но у него закончились деньги,
и проект он не завершил)

Работы Бэббиджа и полушарие его мозга


Устав от хождения, мы посмотрели фильм National Geographic «Водный мир» в кинозале Imax — где на экране 20-метровой высоты трехмерное изображение и кажется, что акулы кидаются прямо на тебя.

Выйдя из музея, мы прогулялись по Гайд-парку (Насте он понравился меньше остальных парков Лондона, «какой-то он слишком открытый и цивилизованный»). Парки, кстати, на ночь закрываются. На велосипедах ездить запрещено — только в Гайд-парке велодорожка с краю. Периодически стоят урны для «собачьих отходов».


Знаменитые английские газоны,
ходить и лежать не запрещается,
а весьма рекомендуется

Серпентайн (выкопан
по просьбе какой-то королевы —
эхе-хе, было бы желание)


Затем прошли по знаменитой шоппингом Оксфорд-стрит, посетили рекомендованный Катей магазин спортивной одежды, закупили распродажных тряпок.

По дороге обратили внимание на интересные и крайне интеллектуальные способы заработка. Одни стоят с указателями на рестораны/магазины, другие раздают газеты (газеты, кстати, не рекламные — а полноценные 24-страничные, то же было и в Глазго). Сколько же они получают?

Завершился этот длинный день просмотром мюзикла Эндрю Ллойд Веббера «Эвита» в Адельфи-театре. Катя как-то хитро купила билеты стоимостью £50 по £14, причём поскольку Артур уехал в командировку — один билет продали, как оказалось, отцу девочки, играющей одну из главных ролей. Нам очень понравилось — качественно сделанный, динамичный спектакль.


4 мая. Лондон-Глазго-хостел

Пробыв 2 полных дня в Лондоне и уже несколько утомившись его достопримечательностями, мы собрались несколько северо-западнее. Потратив определённое время на сборы и ужин, мы легли заполночь. Но уже в 6:00 за нами заехало такси (Катя заранее заказала его по интернету, причём при расплачивании на вопрос «How much?» водитель сверился с распечаткой и ткнул пальцем в £40).

Машина была чёрный-чёрный Nissan Primera с аналогичным водителем, я сидел на переднем «водительском» месте и наблюдал за работой GPS — он предупреждал о знаках снижения скорости, об оставшемся до поворота расстоянии, на экране показывал пересекаемые улицы и развилки.

Катя взяла билеты на рейс авиакомпании Ryanair, которая позиционирует себя как самая дешёвая. Если посмотреть на сайте, то средняя стоимость перелёта у неё £10-20 — как по стране, так и за границу. Есть даже перелёт в Норвегию за £1 (один) (на самом деле 1 превращается в 20, но тем не менее). Экономят на всём — на сдаче в багаж, на питании — все допы за отдельные деньги. Но перелёт до Глазго обошёлся нам дешевле поездки на поезде.

Катя также нечаянно проплатила priority tickets — билеты там «без мест» и сначала пускают «приоритетных» пассажиров, стоило это по £2 на нос.

Уже подойдя к паспортному контролю, я с удивлением обнаружил при себе некоторые запрещённые острые предметы, с которыми с сожалением пришлось расстаться возле ближайшей урны. Кроме этого, при себе запрещается иметь ёмкости с жидкостями объёмом более 100 мл, даже частично полные, и все имеющиеся пузырьки должны влезать в один выдаваемый прозрачный пакетик — так что нам пришлось накупить пустых бутылочек по 1.5 ф и под Катины ругательства заняться переливанием над той же урной.

Что интересно, именно в этом аэропорту Stansted нас заставили снимать обувь и отдавать её для просвечивания — этого не было ни в Домодедово, ни в Heathrow на обратном пути.

Через час мы приземлились в аэропорту Prestwick города Глазго. На самом деле Прествик — это деревня на берегу моря, от которой до самого Глазго пилить 40 мин. на электричке. Поскольку Катя водит плохо, и машину должен был взять прилетающий вечером из Мадрида Артур — мы решили пешком сбегать до океана, который видели при посадке. Катя с ужасом восприняла наши слова про сдачу багажа в камеру хранения ( «Вы что, здесь даже не знают, что это такое — все боятся терроризма»), мы с пристрастием допросили тётку на аренде машин, пообещавшую 10 минут до океана, впряглись в тяжеленные рюкзаки и двинулись.

Дорога до океана заняла где-то час (мы поняли, что тётка ездила только на машине, хотя мы ясно сказали ей про by feet). C трудом найдя переход через подъездные хайвеи и подивившись крайней невежливости первых встреченных шотландцев, мы прошагали по деревне, где встреченный туземец с успехом компенсировал безобразное поведение своих предшественников).

Сбежав вниз к океану, мы подошли к линии прибоя. Настя не упустила случая побегать голыми ногами.


На берегу в числе прочего нас ждали пара дохлых крабов и настоящий шарик для гольфа (ничего удивительного, там рядом гольф-клубы).

Начинался прилив. Мы дождались, когда он затопит наши следы и пошли обратно в деревню. Подумав, решили не тянуть с обедом до Глазго, а поесть тут же. Первый шотландский обед в деревенском кафе длился часа полтора (как вы понимаете, это не мы так долго жевали).

Пообедав, мы двинулись на станцию электрички, где, завидев наши рюкзаки, кассирша даже без предъявления boarding tickets продала нам билеты со скидкой (приветливо улыбнувшись и сказав «а, вы с самолёта»).

Дорога до Глазго заняла час. Вокруг — сплошные поля для гольфа (он, как известно, был придуман именно в Шотландии — да и в самом деле, что ещё делать среди этих бугров?).

В Глазго мы за приличные деньги сдали вещи в камеру хранения (видимо, единственную в городе). Суровый здоровенный негр в целях борьбы с терроризмом перетряхнул наши рюкзаки (у меня сверху удачно оказались любезно предоставленные Катей колготки и косметичка, пришлось сделать максимально невозмутимое лицо и изучать правила пользования).

Мы пофотографировались на главной площади, где шла подготовка к какому-то концерту, взяли бесплатный проспект экскурсионного автобуса. Вв отличие от лондонских, он проезжает круг за 40 минут, билет действителен 2 дня — но русского языка нет и, пожалев Настю и £9 и увидев, что город достаточно маленький, мы пошли бродить, сверяясь с картой.


Главная площадь

Мэрия


Город с очень небольшой исторической частью, вдали видна промзона. Мы прошли их «Ленинградскую», университеты и дошли до городского собора, где на сложном переходе во второй (и последний раз за всё пребывание в UK) раз чуть не попали под машину (опять же замечу, что водитель только улыбался и махал рукой «проходите», хотя только что оттормаживался на сложном перекрёстке в пол на свой зелёный).

Собор внутри, как и Вестминстерское аббатство, имеет массу захоронений (но поменьше, конечно). Можно фотографировать, и открыт подвал, где есть несколько церквей/часовен и могила святого Андрея. Запомнились витражи, на каждом из которых подпись, кто оплатил. Среди собора стоят несколько ящичков для пожертвований, где деление суммы, затрачиваемой на реконструкцию в год, на количество посетителей за год же даёт £3, которые и предлагается внести.


Собор


Выйдя из собора, мы почитали надписи на кладбище около него, обогнули его и, решив чуть прогуляться, попали во вход в некрополь — он располагается на горе за собором. Мы поднимались всё выше и выше, рассматривали памятники и склепы, читали эпитафии. Интересно, что в некрополе только поддерживают чистоту — а ремонтом ломающихся памятников и склепов не занимаются, упавшие памятники мирно зарастают мхом, а затянутые ржавой сеткой склепы обнажают характерные ямы по бокам.



Мы мирно догуливали по Глазго на уже здорово ноющих ногах (Катя с Настей даже собирались освежить их на сеансе тайского массажа), дожидаясь Артура, который прилетал из Лондона в 17:00 и должен был взять заказанную машину и заехать за нами. Во время созерцания реки и ленивого обсуждения, по которому же из мостов по ней перейти, позвонил Артур и сообщил, что забыл (или потерял) дома автомобильные права и посему машину взять не может. Пришлось подрываться на вокзал, закупаться бутербродами и ехать обратно (что интересно, нам опять сделали скидку по предъявлении билетов с сегодняшней датой прилёта).

В аэропорту Катя попросила заменить машину с ручной коробкой на машину с автоматом (ей пришлось вести часть пути — если бы что-то случилось, когда Артур был за рулём — страховка бы не действовала), взяли красный Peugeot-307, привязали специально захваченную георгиевскую ленточку и выехали.

По дороге рассматривали баранов, пастбища и начинающиеся горы. Все они перегорожены сотнями километров проволоки (местами даже остатки каменных фундаментов) с редкими калитками.

Параллельно дороге, то приближаясь, то удаляясь, идёт туристическая тропа West Highland Way (первый вариант нашего маршрута по Шотландии пролегал именно по ней, с пересадкой/возвращением по узкоколейке — но по зрелом размышлении решили всё же остановиться на автомобиле). Длина тропы 95 миль (154 km), открыта она была в 1980 году. Представляет из себя отсыпанную красным щебнем дорожку с мостиками через все ручьи. Через каждые 12-15 миль есть деревушка, где можно заранее заказать место в гостинице — ну или жить в палатке На ней мы периодически видели туристов с большими рюкзаками и хайкинговыми палками. На велосипеде почему-то не видели никого, хотя отчётов в Сети много.


Тропы на карте


В Шотландии вообще много подобных маршрутов — от коротких троп на один день до аналогичных длинных, из самых длинных и популярных можно назвать:

  • Southern Upland Way длиной 212 миль (340 км) — путешествие по Южной части Шотландии, открыта в апреле 1984 г.;
  • Great Glen Way длиной 73 мили (117 км), путь от западного побережья Шотландии до северного, от Форт Вильяма до Инвернесса, столицы шотландского нагорья, открыта в апреле 2002 года.

Так что желающие насладиться природой могут начинать строить планы.

Найдя наш хостел, находящийся в средневековом замке (на самом деле, это новодел), заняли нашу комнату и спустились вниз ужинать.


Там самообслуживание. На 1 этаже находится большая кухня с плитами/микроволновками/посудой/приборами и раковинами — и рядом столовая. Попользовался — вымой. Разумеется, всё чистое. Мы приготовили нехитрый ужин и вскрыли первую из трёх упаковок специально привезённого Артуром из Мадрида хамона. Замечу, что последний сопровождал нас всю Шотландию, в особенности доказывая свою уникальность в туристических вылазках — недаром он помог Колумбу открыть Америку.

После ужина Артур нашёл на хитрой запасной лестнице пустой мужской душ, которым я не преминул воспользоваться.


5 мая. Озеро Ломонд, путь в Форт Вильям


Комната в хостеле

Вид в окно комнаты


Утром проснулись, сдали бельё, убедились в принципиальном отсутствии готовых завтраков и покатили дальше. Доехав до ближайшей деревни на берегу большого озера Ломонд, откушали первый наш честный шотландский завтрак (кровяная колбаса, бекон, яичница, фасоль, кофе), узнали про ближайший прокат велосипедов. Оставили машину на стоянке, переоделись. Взяли 4 велосипеда (это были Schwinn'ы с честными масляными Marzocci с обратной гориллой), шлемы, подседельную сумку с гордым названием repair kit, скобы для штанин — и выехали.

Въехали в парк и стали потихоньку подниматься, проехали мимо какого-то крошечного «замка». Чуть дальше съехали с основной дороги и поехали вдоль ручья. Неожиданно у Насти в очередной раз очень хорошо слетела цепь — да так обмоталась вокруг каретки, что сдвинуть было невозможно. Я, разумеется, собрался выжимать, открыл любезно предоставленный repair kit — и оказалось, что даже простые шестигранники в прокатах не дают в принципе. Подумали, сняли колесо и как-то умудрились размотать цепь. Поставили на место, чуть подкрутили настройку, попытались помыть руки в ручье, обтёрли их об листья и тронулись дальше.

Находясь в восторженном от вилки состоянии (по сравнению с моей эластомеркой-то), я совсем уже было собрался по возвращении задарить такую вилку Насте — но оказалось, что она её даже не продавливает. Ну что ж, будем искать…

Через некоторое время Артур прокалывает колесо, ставим единственную любезно выданную камеру — о существовании аптечек прокатчики, видимо, не подозревают (или это такой fool proof?).

После начала подъёма открывавшийся вид странным образом вызывал ощущение езды по Лысой горе с видом на Ширяево. Но через некоторое время, по приближении к забору пастбища, мысли «а стоило ли ехать в такую даль ради волжских видов» были заглушены дивным ароматом плодов жизнедеятельности баранов.

Доехав до калитки (таковых на разграничивающих участки проволочных заборах мы видели ещё много — видимо, предполагается, что интеллекта баранов не хватит для её преодоления), мы перебросили велосипеды через верх и двинулись дальше по практически отсутствующей дороге, под аккомпанемент Кати о том, что это стандартный стиль их покатушек после первой пары миль. Взобравшись в гору, мы остановились на привал. Вид был красив, но снова неуловимо напоминал — теперь уже Барсук.

Объехав гору, мы вернулись к калитке недалеко от предыдущей. Решив попробовать заросшую просеку и периодически не успевая отпрыгнуть от текущей под листьями воды, мы были вознаграждены грацией двух спугнутых оленей.

Вернувшись в городок, мы сдали велосипеды, послушали волынщиков.


Прогулялись по магазинам, закупились в супермаркете целым багажником еды. Настя не преминула затовариться огромными свежайшими креветками. Мы на пару с Артуром купили первую пару распродажных флисовок (£20 за пару), которые впоследствии надевали через день, дабы не считаться детдомовскими. И поехали в Форт Вильям. Нам предстояло преодолеть еще километров 150. Горы становились всё величественнее, травы становилось всё меньше, речушек и водопадов становилось всё больше, на горах появлялся снег.


По дороге прогулялись на небольшой водопадик.


Даже труба под дорогой сделана
так, чтобы журчать


Нельзя забыть радостный визг Кати при проезде по неожиданному мосту длиной километра полтора и высотой под сотню метров.

Доехав по Форт Вильяма, мы нашли наши заранее заказанные апартаменты (у нас были апартаменты Forge, на сайте есть виртуальный тур), заселились. В окно домика был виден Бен Невис (это самая высокая гора Великобритании, высота — примерно 1300 м), до берега залива было метров 30 — и в этом промежутке проходила узкоколейка (хозяйка Тина между на прямой вопрос ответила: «Поезд проходит 4 раза в день. В каждую сторону. Первый в 4:30, последний в 22:45» — но всё оказалось совершенно не страшно). На первом этаже домика — сушильная комната с парой стиральных машин (для стирки надо бросить £1 в счётчик на стене). Правила пользования комнатой очень интересно писали о… назовём это взятием чужой одежды без отдачи. Сушилка постоянно была завешана одеждой мотобайкеров (слёт которых проходил в это время и в достаточной степени затруднил заказ апартаментов) и заставлена их сапогами.

Я с некоторым ужасом почитал правила пользования апартаментами с дивными пунктами «ни в коей мере нельзя пользоваться свечами — насколько бы романтично это не было; ни в коем случае нельзя самостоятельно чинить бытовые приборы; электричество оплачивается отдельно; если соседи будут жаловаться — отключим газ будем бить рублём фунтом. Но на деле всё оказалось не так страшно — начитавшись, мы как раз вкручивали закупленную взамен перегоревшей лампочку, как зашла Тина и с улыбкой предложила компенсировать затраты.

При предусмотрительно наполненном едой багажнике — весьма приличный магазин, разумеется, оказался в сотне метров от дома — где немедленно была закуплена пара одноразовых грилей, на которых с успехом зажарили вкусное барбекю.


6 мая. Форт Вильям

В этот день мы решили покататься на велосипедах в окрестностях Форт Вильяма, по подножиям Бен Невиса. Доехали на машине до пункта проката, он же веломагазин. Критически обозрев нависшие над нами тяжелые тучи, Катя решила прикупить непромокаемые штаны. Пока она этим занималась, мы вяло осматривали и оценивали ассортимент веломагазина. Показалось, что у нас они не хуже. Тем временем нам подобрали 4 черных спеша на асере. Велосипеды были практически новые и работало там всё очень хорошо, несмотря на низкий класс обвеса. Прокат в день стоит £15 (примерно 750 руб.). К велосипеду можно брать различные аксессуары (бесплатно) — насос, камеру, шлем, сумки, даже рюкзак. Но блин, инструментов опять нет.

После бурных обсуждений, куда же нам двинуть (в магазине предложили несколько вариантов покатушки), решено было поехать в какой-то национальный парк (названия не помню). При выезде из города нас накрыл неслабый ливень, к счастью короткий. Поехали по трассе, она узкая в 2 полосы, но никто не гудит, не подрезает, обгоняют очень осторожно. И на двух их трёх машин сзади висят mtb.

Проехав по дороге километров 10, мы свернули в нужном месте и начали подъем. Закончился он площадкой с автостоянкой и зданием с кафе. Зимой тут горнолыжные трассы, летом — катаются на байках. Здесь мы осмотрели тренировочные велосипедные трассы, попробовали прокатиться по зеленым и синим, на красные и черные не рискнули. Особенно красиво выглядел длинный спуск с огромными дропами… вот бы у нас в Самаре такое построили.

Отдельно идёт хорррошая DH трасса — почти под подъёмником, с правилами и предупреждениями. На карте обозначена чёрным цветом.

Затем мы поехали по круговому веломаршруту (км 15-20), проходящему по ущелью у подножия гор. Грунтовки здесь каменистые, грязи нет (впрочем, при здешнем климате грязь была бы постоянной и непролазной). Лес в основном хвойный. Завидев вдали на склоне большой водопад, мы оставили велосипеды на сказочной заросшей мхом полянке под лапами огромных елей и поднялись по склону вдоль реки.

 

Погода была типично британская: то выглянет солнце, то польет, разок даже пошел град. Завершив круг, мы покрутились еще разок по мтб-трассам и поехали в город. Там как раз был парад мототриалистов. И что удивительно — от проезжающей по узкой улочке колонны штук в 150 мотоциклов — вообще никакого запаха, хотя я стоял вплотную. А я раньше всё думал, какая же вонь стоит в залах для мототриала. К закрытию пункта проката опоздали на 15 мин., я приехал чуть раньше, хозяин любезно согласился подождать остальных — и я побеседовал с ним о велопроблемах.

Завершили день знакомством с индийской кухней в соответствующем ресторане (ибо цены, вывешенные возле в ресторана seafood'а, сразу отбросили на пару метров). Хотя, конечно, прикольно приехать на океан и не попробовать.


7 мая. Остров Скай

В этот день мы решили посетить один из островов Шотландии, а именно остров Скай. Проложили по карте круговой маршрут, на остров переплыли на пароме, а обратно вернулись по мосту.

Паром до острова Скай идет минут 30, машины ставятся на нижнюю палубу, а пассажиры поднимаются наверх, где есть уютный салон с мягкими сиденьями и баром — по комфорту это, мягко говоря, не наш любимый Малый Десантный Корабль номер 759, есть туалеты, магазинчик с сувенирами. Можно выйти на палубу и полюбоваться морскими видами. Мы воспользовались этой возможность минут на 10 — была холодища и очень сильный ветер. Пришлось напялить на себя всю имеющуюся теплую одежду.

Прибыв на остров и послушав встречающего волынщика, мы стали думать, чем же нам заняться. Оказалось, что практически единственная его достопримечательность (какой-то исторический замок) находиться на противоположном конце. А остров довольно большой! Прикинув, что нам и без этого еще довольно много времени предстоит провести в машине, мы решили просто выбрать красивое место и погулять по горам. Нашли хорошее место, оставили машину и поднялись достаточно высоко. Нереально красивые виды, везде журчит вода.


Поднялись до этой осыпи
и пошли по ней обратно

Наверху плато

Наверху плато


На обратном пути, вскоре после моста, нам попался замок Eilean Donan. К сожалению, он был уже закрыт. Однако мы с Катей, несмотря на сильный дождь, осмотрели его со всех сторон.


Ни капли фотошопа

Мемориал памяти клана MacRae 1914-18


Мост, соединяющий остров Скай с Великобританией:


По приезду в нашу деревню мы накупили в супермаркете всяческой сырой рыбы и торжественно под дождем зажарили ее на гриле в честь моего дня рождения. Был даже замечательный сюрприз — тортик со свечками!



8 мая. Форт Вильям — Глазго — Лондон

Это был наш последний день в Шотландии, вечером самолет обратно в Лондон. С утра решили прошвырнуться по магазинам на предмет сувениров и подарков. Обежав за полчаса местную центральную улицу с магазинами (в основном сувениры и магазина спортивной одежды), купили пару шотландских шарфов и пару флисовых толстовок (как водится, £20 за 2 шт.)

Затем сели в машину и, учитывая наконец-то выглянувшее солнце (ну конечно, нам уезжать и погода налаживается), решили устроить прощальный марш-бросок по шотландским горам. Поехали в широко рекламируемое ущелье Глен Невис (glen — ущелье). После 10-12 км по ущелью шоссе кончается и начинается пешеходная тропа, куда надо топать с палатками. Мы туда, конечно же, не пошли, а полезли наверх по первому попавшемуся крутому склону вдоль ревущей горной реки. Вернее, это был снеговой ручей.


Посмотрим, откуда течёт?


Чем выше мы поднимались, тем красивее становилось вокруг — ущелье открывалось всё дальше, на противоположном склоне тоже белел водопад.


Подниматься становилось всё сложнее, склон крутел, под ногами чавкающая вода (в Шотландии вообще кругом вода!), местами был страшновато от высоты.


Гора напротив

Дорога, откуда мы поднялись


В один из моментов по ущелью пролетел истребитель — с жутким грохотом лавируя между горами. Не торопясь, как нарисованный, покачал крыльями и скрылся за горой.

Забравшись на самый верх плато и обнаружив там стены, уходящие практически вертикально вверх на окутанную облаками вершину Бен Невиса, мы помахали им ручкой и двинулись в опасный путь вниз.

Я спустился раньше и ждал остальных, сидя на огромной черной глыбе, увешанной табличками в память о погибших в этом ущелье в разные годы альпинистах. Здесь мы сели в машину и за три часа проделали обратный 100-мильный путь в аэропорт, попрощавшись с суровыми горами и звенящими ручьями Шотландии.

Прибыли в Лондон уже поздно вечером. В аэропорту за такси запросили какую-то невероятную сумму — £77 (если помните, туда мы отдали 40 — причём заказали заранее и за нами заехали). Поэтому мы решили воспользоваться общественным транспортом и сели в автобус. От автобусной станции до дома взяли такси — настоящий английский кэб!


9 мая. Лондон

В последний день нашего пребывания в Лондоне мы решили разделиться. Настя хотела посмотреть Винздорский замок, я же посчитал все эти культивируемые игры с монархией недостойными моего внимания и решил добить Британский музей и оставшиеся залы Музея Науки.

На метро я добрался до ближайшей к Британскому музею станции, заблудился, попытался узнать направление у окружающих и получил вполне логичные ответы „Sorry, sir, I'm a stranger here too“. В конце концов, увидел указатель, пожадничал £2 на камеру хранения, купил за £3 карту и двинулся в путь. Ну что сказать… то ли усталость сказалась, то ли технический полход — но две трети времени в голове вместо восхищения крутилось только „сколько же они наворовали“. Залы, набитые вывезенными ещё в 19 веке экспонатами из Греции, Египта, Ассирии, зал Парфенона, Розетский камень… И почему же все не требуют репатриации ценностей? (вернувшись домой, я изучил вопрос — Греция, Египет и прочие просят/требуют, музей же на все просьбы отвечает в стиле „не, вы чо — это экспозицию разрушит, а у нас 5 млн человек в год“).


Парфенон

Парфенон


Посетил зал истории развития науки (от стола к столу — материалы за промежуток времени (скажем, за 50 лет), и таких столов штук 20, внизу каждого стола стоят книги какой-то энциклопедии высотой под метр. По стенам — книги.


Зал истории развития науки

Зал истории развития науки


Постоял у Розеттского камня (по которому расшифровали египетскую письменность). Послушал жещину-волонтёра (они сидят в нескольких залах) и потрогал топор, которому 500 тысяч лет. Заглянул в библиотеку Британского музея.

Вышел, поехал в Hamley's и устроил там себе часовую подробную экскурсию по всем 7 этажам, завершившуюся покупкой ходящего, свистящего и барабанящего медведя-бифитера.


Этажи Hamley's


После чего отправился на „добивание“ Музея Науки (фотографии приведены выше).

Экскурсия по магазину завершилась покупкой для Полины самолётиков, летающие по кругу.

Увы, в зал психологии не пустили — приближалось время закрытия.

Настя же гуляла по Виндзорскому замку (это действующая резиденция королевы, туристам открыта только половина).


Встреча с одноклассницей Наташей Lowe была назначена через 2 часа на Piccadilly Circus — так что я не спеша прошёл через Гайд-парк и Sent James парк.

При встрече Наташа преподнесла чудесного кота из того же Hamley's — она тоже шла пешком. Я в очередной раз порекомендовал ей периодически заряжать телефон. Мы посидели в Старбаксе, после приезда Насти и Кати переместились в китайский ресторан.

Вечерние сборы, запись фоток на диск и прощальные чаепития затянулись допоздна.

Нам нужно было вставать в 5 утра, Артур предложил отвезти нас в Хитроу — но метро идёт прямо до аэропорта (причём делает там 3 остановки на разных терминалах и едет между ними — чуть ли не по 10 минут) — и мы, разумеется, отказались.


10 мая. Лондон-Москва

День сократился на 4 часа, а с учётом недосыпа стал и ещё короче. Самолёт, таможня, аэроэкспресс до Павелецкого, метро до Казанского, 2 часа ожидания поезда — и на бочок.


Заключение

Поездка удалась! Спасибо Кате и Артуру, предоставившим жильё и подготовившим замечательную программу пребывания в UK. Спасибо погоде в первый день. Спасибо шотландской природе. Спасибо тому неосмотренному, что осталось на следующий раз:

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100