Вторник 28 Марта 2017г.

Велоотчеты 2008. Отчет о велосипедном туристском спортивном походе 1 к.с. по Южному Уралу

Группа туристов Велосипедной спортивно-туристской секции СГАУ г.Самара в составе 11 человек совершила с 4 по 13 августа 2008 г. велосипедный поход I категории сложности в районе Южного Урала по маршруту:

г.Самара — г.Уфа — с.Урман — г.Аша — г.Миньяр — г.Сим — с.Кропачево — г.Катав-Ивановск — г.Юрюзань — с. Тюбеляс — г. Усть-Катав — с.Кропачево — г.Уфа — г.Самара

Протяженность: 390 км

Продолжительность активной части маршрута: 8 дней

Участники:

Александр Алексей Виталий Екатерина
(TERRARIUM) (Shadow)
Руководитель Медик 1-я помощь
Author Basic Stels Navigator 710 GT I-drive 2.0 Author Basic ASL

Максим Никита Николай Павел
(mixer) (Bars901)
Фотограф Механик Штурман
GT Avalanche 1.0 Jamis Cross-Country 1.0 GT Avalanche 2.0 Disc Orbea Sherpa

Роман Татьяна Яна
(KuB)
Казначей Завхоз Медик лечение
Stels Navigator 930 Disk Master Cometa Author Basic

Авторы отчета: Александр и Яна, Максим, Никита.

Предисловие

Южный Урал — ближайшие к Самарской области серьезные горы. Пейзажи резко отличаются от, привычной нам, восточно-европейской равнины. Маршрут был предложен Виталием и коллективно доработан. В итоге, стартуя с равнинных пригородов Уфы, планировалось добраться до горных перевалов выше 650 метров. Подавляющее большинство участников не имело опыта столь продолжительных походов на велосипеде. Поэтому наиболее возвышенная часть Южного Урала и известные вершины остались в стороне от преимущественно асфальтового маршрута.

Участок маршрута Уфа — Сим практически полностью совпадает с прошлогодним путешествием Тольяттинских туристов Велопоход по маршруту Уфа-Екатеринбург.

Походу предшествовал подготовительный 3-х дневный ПВД, который местами оказался сложнее похода, к которому готовились :-), а также много тренировок и просто покатушек по Самарской области.

Дневник похода

4.08.2008 моросит дождь

Поезд на Уфу отходит в 22.30. В 21.00 мы уже на вокзале и до отъезда надо успеть:
1. Распределить 2-ух дневную раскладку продуктов.
2. Упаковать велосипеды в чехлы.
3. Погрузиться в вагоны.
4. Разместить байки на верхних полках.


Чехол от ВелоСамары

Разбираем продукты, переходим на платформу, находим вагон, пугаем сонную проводницу 11-ю велосипедами и начинаем их разбирать. На погрузку и заталкивание велосипедов под самую крышу трех ячеек плацкартного вагона уходит 45 минут. Один не помещается, и уходит к добрым соседям, которые косятся на нечто нависшее над их головами поперек купе. Поезд трогается, ложимся спать. Рома, исчезнувший куда-то после погрузки, возвращается, когда в нашем купе уже все спят. Казначей лезет на верхнюю полку и из его кармана, во все стороны начинают разлетаться 100 рублевые купюры. Еле сдерживаюсь от смеха, а он с невозмутимым видом собирает их и устраивается на полке.
Поскольку велочехлом до начала похода обзавестись не успел, пришлось вместо него использовать тент (прямоугольный, для лагеря). Позже стало понятно, что такой вариант имеет преимущество перед чехлом, т.к. велочехол обычно имеет только одно применение — хранить велосипед. И после переезда в поезде/самолете человек вынужден весь поход везти этот ненужный груз с собой (или, как в нашем случае, где-то его оставлять). А в моем случае, я вез тент, который пригождался во время похода.

5.08.2008 пасмурно и ветрено

В Уфу прибыли в 8:45. Сборка велосипедов прошла успешно, лишних деталей не осталось. Велы ехать могут, люди тоже. На вокзале уточняю, что электричек из Усть-Катава нет, только из Кропачево. Это удлиняет маршрут на 30 км и ставит под вопрос 2-ю дневку. На утро запланирована встреча с родственниками Виталия. Оставляем у них валочехлы и пока родня радуется встречи резвимся на детской площадке.


ж/д вокзал в Уфе

Катя + Яна = один KuB

<Может, дневка!>

Первый спуск

Местные, пришлось отдать
всю сметану

Становится солнечно, но не жарко. Проезжаем через весь город по центральным улицам. Транспорта меньше, чем в Самаре, газелей нет. Вместо них много автобусов типа ПАЗ, которые ведут себя так же лихо как газели. На выезде из города перекус. Рельеф мало чем отличается от родных мест. Едем в стороне от М5, машин мало. Вдоль дорог портреты политиков и их цитаты. Башкортостан и Россия вместе на века! Останавливаемся в Иглино, всем по тундырме (мороженому). Асфальт чередуется с грунтом. Проезжаем Старо-Кубово, Ново-Кубово, Чуваш — Кубово (KuB счастлив!) . После каждого поселка подъем, после спуска новый поселок.


Обратно слазить было
просто не всем

То грунт, то асфальт

Вот оно счастье KuBово

Мечеть

Перебежала нам дорогу

Вечереет

Все указатели на двух языках

90-ый километр

На закате

Ночью в палатке
было беспокойно

Южнее Тавтиманово устраиваемся на обед. Рядом в роднике пополняем запасы воды и движемся дальше. Кудеевский, Октябрьский, Пятилетка. Встаем у запруды на реке Баш. Вода цветет, но после кипячения пить можно. Должны были проехать чуть дальше до реки Теляк, но увидев подходящие для ночевки место решаем, что для первого дня 94 км достаточно.

6.08.2008 ясно и солнечно

Завтракаем и пьем чай. Собираемся. Максим обнаруживает дыру в задней покрышке. Меняет местами переднюю покрышку с задней. Покрышку протер обод, в связи с недостаточным давлением в камере. Запасной покрышки в велоаптечке не оказалось. Яна обнаруживает в переднем переключателе ящерицу. Вытаскивает ее, ящерица сопротивляется и норовит забраться поглубже. Собрались. Направляемся в Урман в надежде набрать питьевой воды. Нашли мужика, мужик показал на колодец. Когда почти закончили набирать воду, прибежал маленький мальчик и сказал, что вода плохая, только для бани. Сказали мужику спасибо, вылили воду и набрали в 20-ти метрах дальше по переулку. Проехали Улу-Теляк и Красный Восход, не путать с Красный Восток. Дальше разбитая гравийка. Подъезжаем к Казаяку, начинается дождь, быстро перешедший в ливень. Виталий едет искать свою родню, и Таня с ним. Мы прячемся от дождя в магазине. Возвращается насквозь промокшая Таня, и показывает нам дорогу. Спасибо Виталиной бабушке, обедаем за столом у нее дома.


Звероящер

Снова в путь

Мимо пронесся стог сена

Улу-Теляк

Родня :-)

Обед удался

Масяня

Водопой

Мост через реку Аша

Угораздило Рому
родиться 9 мая

Фонтан в Аше

Вот и горы начались

Выезжаем. Фотографируемся на мосту через реку Аша. Это граница Башкортостана и Челябинской областей. После Аши начинается одна из наиболее живописных частей маршрута вдоль реки Сим. Хороший асфальт, но, к сожалению, реку не видно с дороги за деревьями. Опять начинается ливень. Сворачиваем с дороги к реке, натягиваем тент. В суматохе чуть не потерялась Яна, отстав от группы на 300 метров и не увидев, куда все свернули. Ошибка замыкающего, Саши, который не замыкал группу в этот момент, а увидев, что дождь усиливается, поехал к ведущему, чтобы остановить группу. После этого во время движения стали держать рации включенными.
Оказалось, что мы остановились напротив пионерлагеря <Урал>, не заселенного на тот момент. В итоге опять чуть не доехали до, запланированной под горой Ажигардак, стоянки. Но важнее было другое: следующий день — дневка, в Миньяре планировалось купить продукты на следующие два дня. До Миньяра мы не доехали, и продуктов оставалось на ужин и завтрак. Дневку решили не отменять, а просто утром послать часть группы за продуктами в Ашу.
Ужинаем и засыпаем под периодически возобновляющийся дождь. За день проехали 65км.

7.08.2008 Дневка, дождь льет почти весь день

Просыпаемся, питаемся и делимся на три группы. Рома и Максим едут за продуктами и велосипедной покрышкой в Ашу. Саша и Коля в радиальный выход на г. Ажигардак. Остальные остаются в лагере, и после возвращения одной из групп планируют ехать в Миньяр, осматривать горы окружающие селение. А пока развлекаются шумным купанием в холодном Симе.
Мы с Колей стартуем, быстро добираемся до Миньяра, спрашиваем дорогу на Ажигардак. Рекомендуют подниматься со стороны села Волково. Мы поехали в Волково и видимо зря, дорога гравийная и сильно разбитая. Проехав село, начинаем подъем. Решаем, что спустимся без всяких объездов в Миньяр. Потом все-таки оставляем велосипеды в кустах и идем в 50% уклон. Время поджимает, другие тоже хотят покататься по окрестностям. По навигатору по тропе идти 2.5 километра, а напрямик 600 метров. Сворачиваем в лес, бурелом, через 100 метров решаем спускаться. Джигордак не входил в обязательный план похода, да и смотреть там, похоже, нечего. Возвращаемся по гравийке. Коля на какой-то выбоине слегка гнет заднюю ось (с его слов). Приезжаем в лагерь, все спят, благо дождливая погода к этому располагает. Все равно приятно было прокатиться без груза и погулять по лесу.


Начинаем подъем

Где-то там вершина

Шашлык делать будем, да-а-а

Обычный походный ужин

Велошашлык ;)

Громко, шумим, часть людей просыпается и собирается ехать кататься. Говорим, что на Ажигардаке делать нечего и лучше полазить по ближайшим к Миньяру горкам. Виталий, Таня и Леша выезжают в Миньяр. Через некоторое время звонит Леша и говорит, что пробил камеру, а запасной конечно нет. На помощь с запаской едет Паша. Потом оба возвращаются. Кроме пробитой камеры у Леши еще погнут край обода и есть намек на отверстие в покрышке. Говорит, не увидел выбоину за впередиидущим и влетел в нее сидя в седле на приличной скорости. Действительно, на подъезде к Миньяру асфальт резко ухудшается. Обод выправляется плоскогубцами.

Таня и Виталий забрались с пологой стороны на одну из возвышающихся над Миньяром отвесок. К сожалению, фотоаппарата у них не было, а встроенная в телефон камера сильно <оквадрачивает> действительность.
Вскоре приезжают Максим с Ромой. К счастью привозят ДВЕ покрышки, найденные в Аше с большим трудом. Запасы провизии пополнены. На вечер замариновали шашлык. Механик был в шоке, когда узнал, что готовить его будут на велосипедных спицах. Вовсе нет, по прямому назначению эти спицы, к счастью, так и не пригодились :-). Вернулись Таня и Виталий.
Ужин был отличным. Дневка удалась.
В этот день я проверил на прочность багажник: когда возвращались из Аши, в нем было примерно 25 кг груза (консервы, минералка, мясо для шашлыка, крупа, не помню что еще). В рюкзаке за плечами лежал хлеб, чай (по возможности все самое легкое). От Аши до нашей стоянки — гладкий асфальт, но он постоянно идет то вверх, то вниз. Подъемы приходилось преодолевать с разгона — иначе только пешком. А вот спуски были незабываемы!
2.30 ночи, подъезжает машина, выходят трое в милицейской форме. Спрашивают, не видели ли мы каких-то двоих людей, сколько нас, откуда мы. Хотели проверить документы, но просто пересчитали нас. После чего уехали со словами <Будьте осторожнее>.

8.08.2008 пасмурно

Утро. Начинаю колоть дрова. За спиной кто-то дает советы. Оборачиваюсь сторож с пионерлагеря <Урал> и его собака. Пришел посмотреть на свой огород неподалеку. А мы уже собрались было разжиться там продуктами ;). Ужинаем и выезжаем. Миньяр, Сим, вокруг очень красиво. Фотограф периодически просит ему попозировать.


Утро

Хороший асфальт до Миньяра

Мы

В Миньяре любят свой край

Вы чьих будите?

ж/д мост

Виталий

Мост

Байк-скульптура

Мчимся вперед

В Сим въезжаем по второстепенной гравийной дороге. Далее по асфальту до южной части города к подножью Жуковой Шишки. Теперь надо подняться на М5. По дороге у Леши ломается горизонтальная трубка крепления багажника. Приматываем веревками, что снижает раскачивание велоштанов и выезжаем на М5. Хорошо обедаем в придорожном кафе. Леша с Павлом меняются багажом. Оба счастливы.


гора Жукова Шишка

Городской пруд

город Сим

Подъем на М5

Сим позади

Шёл пятый день похода :

М5

Лесная гравийка

Пора вставать на ночевку

Сворачиваем с М5 на среднего качества гравийку, ведущую через лес на Ерал. Набираем высоту с 350 метров до 650. Локальный водораздел. Проезжать сквозь облако до сих пор не доводилось :-). Потом начинается затяжной спуск. Существенно темнеет, едем осторожно. Ночевка планировалась на выезде из леса, но в ближайшем ручье воды не оказалось. Надо ехать в Ерал и вставать за ним. Так и поступаем. Воду набираем в поселке, перепугав своим появлением двух местных жительниц :-), а дрова приходиться поискать подольше. Идет дождь. Все измотаны, особенно ходившие за дровами. Еду на костре ждать долго, решаем достать горелку. Горелку брал Виталий, а баллон к ней Саша. Между ними обнаружилась непреодолимая несовместимость. Горелка не накрутилась на баллон. Это был единственный раз, когда группа осталась без горячего. Обогрев был произведен внутренний (спасибо KuB'у :-)). Сникерсы, колбаса с печеньем и спать. Пройдено 67 км. Слегка опередили график.
Когда поднялись на вершину горы перед Ералом (650м), сделали очень интересное наблюдение: мы въехали в облако! Та сырость, что стояла в воздухе, казалась мелким моросящим дождем, когда мы были внизу, но когда поднялись наверх, стало заметно, что эта сырость перемещается по ветру вдоль земли, не оседая вниз.
Спуск — отдельный разговор — к тому времени солнце уже село, было темно и прохладно. К этому добавлялась еще и сырость. Перед спуском договорились, кто за кем едет. Я шел третьим, за Виталием и Ромой. Когда спидометр показал 40 км/ч, я решил, что быстрее разгоняться опасно, и попробовал затормозить.: Но мокрые тормоза лишь слегка замедлили мой разгон. Тогда я решил не стирать попусту колодки, а полностью положиться на опыт и реакцию. Впередиидущие тоже не особо тормозили, поэтому дистанция сохранялась достаточно большая (метров 100). Необычное ощущение ехать по такой дороге на большой скорости. В один момент у меня возникло ощущение, как бы это сказать: когда машина на скорости проезжает по луже — это аквапланирование, а тут то же самое, только на велосипеде и по гравию. Казалось, что если сбавлю скорость, то увязну в нем. Когда спустился вниз, на дисплее велокомпьютера красовалась надпись «max 62,8 km/h». Кстати, фонарь на такой скорости был практически бесполезен.

9.08.2008 солнечно, почти жарко

После вчерашнего дождя не все хорошо. Простуда у троих человек. Долго собираемся и выезжаем после обеда. В Кропачево уточняем время электричек до Уфы. Метров 150 поднимаемся по грунтовке на трассу, ведущую на М5. Трасса М5 здесь шириной в две полосы, много фур, обочина неудобна — много щебня. Местами дорогу ремонтируют перекрывая одно из направлений движения. Проезжаем 10 км по трассе и сворачиваем на Катав-Ивановск. Перед спуском в Орловку очень красиво. Ради нас открывается магазин, где мы пополняем запасы. Дальше по хорошему асфальту то вверх, то вниз добираемся до моста через Катав. Замечательное место для ночевки. Запланированное на сегодня расстояние пройдено, время 20.15, погода хорошая, еще 1-1.5 часа можно ехать. Решаем все-таки остановиться здесь, а завтра проехать побольше. Это оказалось лучшее место стоянки за весь поход.


Вперед

Регулировка тормозов

Опять на М5

Колючая колючка

Никита передает привет

Гуси налево, байкеры направо

Барбос

Противопожарная емкость

Река Катав

Мост через Катав

Вид на стоянку с сосны

Таня на сосне

Максим на сосне

Ставим лагерь. Виталий забирается на ближайшую сосну. Вскоре к нему присоединяется Таня и Максим. С сосны на землю их выманили только готовой картошкой с тушенкой. Проехали 45 км.

10.08.2008 утром моросит мелкий дождь, днем солнце

Просыпаемся, прохладно, туман и мелкий дождь. Пока готовим и собираемся, выглядывает солнце. Стартуем, дорога то ныряет вниз, то резко отворачивает в сторону, то задирается вверх. Быстро доезжаем до Катав-Ивановска и движемся на Юрюзань. В очередной раз пополняем запасы. Немного возвращаемся и объезжаем Юрюзань с западной стороны. Выходим на М5 и почти сразу сворачиваем по дорожной развязки к ж/д переезду. Где-то недалеко от Вязовой под соснами устраиваем обед. Отдохнув движемся на север-восток к поселку Тюбеляс. Качественный асфальт и почти полное отсутствие транспорта. Не въезжая в поселок поворачиваем на запад. Дорога в начале с твердым покрытием. На этом участке были самые захватывающие спуски по красивому лиственному лесу. Но скоро начался сухой грунт, который продолжался до самой Минки. По навигатору стало понятно, что мы едем не по кратчайшему расстоянию между Тюбелясом и Минкой как отображено в карте, а делаем заметный крюк на юг. Добравшись до Минки, фотографируемся на фоне плаката <Минское лесничество>. Поехав за водой Виталий пробивает колесо. Запланированный километраж выполнен, но время и силы, а главное желание сделать полудневку на следующий день, позволяют двигаться дальше. Асфальт и грунт периодически чередуются и наконец перед нами появляется спуск к реке Юрюзань, на берегу которой находится деревня.
В Катав-Ивановске на спуске поднапрягся и выжал-таки из своего железного коня 68,3 км/ч!
После села Тюбеляс отличная грунтовая дорога: широкая, укатанная. Синусоидальный рельеф :-)!


Остановка

Молодожены завязывают
на знак бантики

Горы, велосипед, девушка

Нулевой километр

Юрюзань

Где-то там Иремель и Нургуш

ж/д переезд

Быстро бегут километры

Развалины

Минское лесничество

Мимо кладбища

Спуск к Минке №2

Минка №2

Деревня оказывается Минкой? Видимо не какая из двух деревень не хотела быть старой или новой. Проезжаем поселение и пресекаем железную дорогу. Между рекой и железкой остается поле в 100-200 метров, местами прикрытое небольшими рощами. Не очень хорошее место: рядом деревня и грохочут поезда. Часть коллектива высказывает предложение перейти Юрюзань вброд и поставить лагерь на той стороне. Виталий отправляется в разведку. Река здесь разливается широко, течение не опасное, глубина чуть выше колена. Однако многие не хотят бродить в начинающихся сумерках в холодной воде. Есть простуженные. Остаемся на правом берегу реки.
Проехали 83 км и опередили график.

11.08.2008 полудневка, солнечно и жарко

Первая половина дня отводится на отдых. Загораем, моем велосипеды, плещемся в реке. Брод, не осуществленный на кануне, теперь удается на славу. Правда, переносятся только велосипеды, а велоштаны и рюкзаки почему-то остаются на берегу. Окрестные горы также не остаются без внимания велосипедистов.


Утром можно было загорать

Джентльменский набор
(только в медицинских целях)

Как будто специально

Виталий опять на сосне

Полетели

Куда поедем на следующий год?

Красота:

Штормит

Русалка :-)

Рабочий и колхозница

KuBТаник

Переправа через р. Юрюзань

Велосипед на шею сел

Свалка мусора запрещена

Конечная точка заявленного маршрута

Обедаем и выходим на трассу до Усть-Катава. По правой стороне дороги видим большую свалку, местами, горящую и выделяющую невозможные для дыхания газы. А рядом стоит скромная табличка <Свалка мусора запрещена>. Скоро мы уже в Усть-Катаве. Теперь 10 км по М5 знакомым путем. Ночь нас застает на трассе и снижает нам скорость. Виднеются огни Кропачево. Ночевать на вокзале не интересно, и мы сворачиваем в лесопосадку. Уходим далеко от дороги, варим суп и дремлем, не ставя палаток, на пенках, до четырех утра. Я едва не покрылся инеем, т.к. во время сна пенка от меня сбежала :-). Ночь была достаточно теплой, а суп вкусный.
Проехали 35 км.

12.08.2008 солнечно и ясно

Приезжаем на вокзал за час до электрички. Как оказалось не зря, билеты оформляли долго. С людьми все получилось просто, а вот <животным> не везло. Вначале девушка за стеклом усомнилось в возможности их перевозки в вагоне. Потом, начала листать конспекты с лекциями, куда-то отлучаться. Через 30 минут мы получили 11 картонок треугольной формы со ступенчатой гипотенузой, продырявленные специальным компостером.
Дождались электричку, погрузились в нее и опять начали есть, а потом спать. Электропоезд двигался пройденным нами маршрутом, только в обратном направлении, словно кто-то перематывал кинопленку назад.


Ждем

Через минуту все уснули

Восходит солнце

Встречный

Туман

Снова Уфа

Тепловоз ТУ-2
детской ЖД в парке

Вечно живой Ильич

Александр Матросов

Дальше только пешком

Медвед

Максим

Таня

Паша на радуге

Белые лебеди

Просто крепость

Корабль в пустыне

Огромный фонтан

Цветочки

Салават Юлаев и его далекий
родственник

Театр драмы

Центр детских шалостей

Водный велосипед

Пересели на 4 колеса

Белая река

Всё, смываемся

В Уфе первым делам поехали в макдональдс. Их там целых три! Мы поехали, как оказалось, в самый удаленный от вокзала, что положительно отразилось на аппетите ;). Будучи прилично грязными, мы заняли столики на улице. Желудок избалованный походной кухней, был в недоумении от того, что в него попадало. Ситуация осложнялась отсутствием горячих напитков.
До поезда на Самару оставался целый день. Для осмотра местных достопримечательностей разделились на три группы. Наша группа поехала купаться в реке Белая, другие — осматривать городские парки и купаться в озере. По Уфе накрутили не один десяток километров. Сбор был в назначенное время во дворе у родственников Виталия. Забрали велочехлы, закупили продукты в поезд (большую часть которых съесть так и не успели, после полубессонной ночи все почти сразу свалились спать) и приехали на вокзал. Загружались уже в сумерках, уложились в 30 минут и опять один вел пристроили над соседями. Удобно ездить в поезде по ночам. Закрываешь глаза в Уфе, открываешь в Самаре.
От МакДональдса мы с Танюшкой решили спуститься к озеру Кашкадан, которое в нескольких кварталах от ресторана. На удивление, дикого лесного озера, которое мы ожидали там увидеть, перед нами открылся вид на ухоженный водоем с чистейшей водой, на берегу которого располагался городской пляж (с кафешками, горками и прокатом лодок). Искупавшись, решили ехать в исторический центр города, туда, где как нам сказали местные, больше всего интересных и красивых мест. На другой конец города добирались по проспекту Салавата Юлаева (одна из главных транспортных артерий города). Прямая, ровная дорога, по 4 полосы в каждом направлении, ни одного светофора и перекрестка на всем протяжении — сказка, а не дорога! Побывали практически во всех интересных парках и скверах, которые попадались нам на пути. Видели множество красивых зданий. Даже Уфимский Аэрокос нашли :-) (на самом деле — Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет)! Основным и поворотным пунктом нашего маршрута стал памятник Салавату Юлаеву. Пофотографировавшись около него мы решили, что времени остается уже не так много и пора возвращаться назад. В тот день намотали по городу 40 км.

В сумме за все дни получилось 390 км идущих в зачет и еще от 20 до 50 км дополнительно.
Бюджет похода составил не более 3500 руб на человека.

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100