Круглый стол по проблемам велосипедистов.
Губернская дума, 30 июня 2005 г.

Программный доклад НП СТК «ВелоСамара»

Уважаемые господа.

Тема, которую нам предстоит затронуть сегодня, многим может показаться необычной. Необычной потому, что редко когда поднимается у нас а высоком уровне. Речь пойдёт о велосипедах и о велосипедном движении, которое уже нельзя не замечать и не принимать в расчёт.

Для начала поговорим о масштабах этого явления.

Дело в том, что в настоящее время в России наблюдается лавинообразный рост числа велосипедов.

Вот только некоторые факты: в прошлом, 2004 году, число веломагазинов в Самаре увеличилось вдвое. При этом продажи велосипедов в уже существующих магазинах увеличиваются ежегодно почти на 100%. Особую популярность в настоящее время завоевали горные велосипеды, количество которых в нашем городе стремительно растёт. Общее же число велосипедов увеличивается примерно на 50-60% ежегодно.

Таким образом, Россия в целом и Самарская губерния, как передовой и экономически развитый регион России, находится в начале велобума, настоящие масштабы которого нам только предстоит испытать.

Этот процесс можно только приветствовать по целому ряду причин: снижение нагрузки на дороги, улучшение экологической обстановки в городах, физическое и эмоциональное здоровье граждан.

Остановимся на этих плюсах подробнее:

  1. Уже на протяжении ряда лет число участников дорожного движения неуклонно растёт, при этом процессы строительства новых и увеличения пропускной способности существующих дорог идут крайне низкими темпами. Это ведёт к ухудшению дорожной обстановки, увеличению числа ДТП, к постоянным пробкам на дорогах. Наиболее простым выходом в данной ситуации является постепенный переход на мото и вело транспорт. (Пример Европы, где автомобилей на дорогах города намного меньше, чем велосипедов, убеждает нас в действенности такого подхода.)

  2. По оценкам экологов, около 50% вредных выбросов в атмосферу земли, а на территории крупных городов – до 100%, происходит по вине автомобилей. Эту нагрузку можно снизить в несколько раз благодаря переходу на вело-транспорт.

  3. Регулярная езда на велосипеде улучшает не только физическую форму и физическое здоровье людей, но и состояние их нервной системы. Велосипедные поездки, особенно на лоне природы, снимают стресс, улучшают эмоциональный настрой, поднимают общий тонус. Более того, велосипед как образ жизни прививает позитивную систему ценностей, а следовательно, рост числа велосипедистов оздоровляет общую эмоциональную атмосферу в городе.

Таким образом, как вы видите, увеличение масштабов велодвижения в нашем городе несёт многогранный положительный эффект. А следовательно, процесс этот нужно всячески стимулировать, создавая необходимую инфраструктуру для велосипедистов, решая проблемы, препятствующие массовому распространению велосипеда.

Среди существующих проблем можно выделить следующие:

* * *

В первую очередь остановимся на вопросе велосипедных парковок. Дело в том, что мало на велосипеде куда-либо доехать, его необходимо где-то припарковать, не беспокоясь о сохранности своего железного коня. Сейчас лишь единицы рискуют оставить свой велосипед без присмотра у магазинов и других учреждений. Основная же масса велосипедистов вынуждена отказаться от использования велосипеда для визитов в различные учреждения, что сильно сдерживает использование этого альтернативного вида транспорта в городах.

Для решения этой проблемы в развитых странах Европы и Юго-восточной Азии созданы специализированные велосипедные парковки, примеры которых Вы можете видеть на фотографиях. К сожалению, в Самаре в настоящее время функционируют всего три таких стоянки, расположенные возле веломагазинов.

Мы считаем целесообразным начать в Самаре строительство велопарковок у следующих учреждений:

Технология создания парковок очень проста, примеры их конструкций Вы можете видеть на рисунках.

Однако, в отличие от Европейских стран, при создании таких стоянок в условиях современной российской действительности необходимо предусмотреть определённые меры безопасности во избежание угона велотранспорта. Например:

  1. расположение стоянки таким образом, чтобы она просматривалась из помещения охраны,
  2. совмещение велопарковок с охраняемыми автомобильными парковками (такими, например, как у ТЦ "Парк Хаус"),
  3. установка видеонаблюдения на крупных велопарковках.

При том, что строительство парковок требует сравнительно небольших вложений, эффект от этих вложений многократно окупает затраты, ведь наличие удобной стоянки увеличивает имидж и популярность заведений, в конечном итоге повышая приток клиентов и, для коммерческих учреждений, увеличивая прибыль. С течением времени эффект этот будет только усиливаться вследствие роста парка велосипедов. Кроме того, в будущем крупные велопарковки можно сделать платными, превратив их в прямой источник дохода.

Таким образом, как Вы видите, создание велопарковок выгодно как для конкретных субъектов бизнеса, так и для города в целом. Следовательно, процесс создания парковок необходимо всячески стимулировать.

* * *

Второй вопрос, который хотелось бы сегодня поднять – это создание велосипедных дорожек.

Велосипедные дорожки нужны для обеспечения безопасности движения велосипедистов, снижения числа ДТП с их участием, повышения удобства движения велосипедистов.

По строительным нормам (СНиП 2-05-02-85), велосипедные дорожки следует сооружать вдоль дорог, где количество велосипедов (мопедов) достигает 1000 единиц в сутки в одном направлении.

В настоящее время, по проведённым нами подсчётам, вдоль наиболее оживлённых автомагистралей нашего города таких как Московское шоссе, интенсивность движения велосипедов достигает в дневное время порядка 15 единиц в час (как на проезжей части, так и по тратурам), и, соответственно около 150 единиц в сутки. С учётом 50% роста велосипедного парка ежегодно, уже через 5-6 лет интенсивность движения на наиболее оживлённых магистралях составит более 1000 единиц в сутки, что в соответствии с нормами потребует сооружения велосипедных дорожек вдоль этих магистралей. А поскольку цикл реконструкции дорог занимает довольно продолжительное время, планировать создание велодорожек нужно уже сегодня.

Создать велодорожки предлагаем, в первую очередь, вдоль улицы Ново-садовая в процессе её предстоящего расширения и реконструкции. Также есть пожелания относительно сооружения таких дорожек вдоль улиц Московское шоссе, Ново-вокзальная, Самарская, Волжский проспект, Максима горького, проспекта Кирова.

* * *

Третий вопрос, стоящий сегодня на повестке дня – увеличение количества заездов на тротуары. Заезды на тротуары, облегчающие преодоление бордюров, необходимы по крайней мере трём категориям граждан:

  1. Велосипедисты до 14 лет, которым по правилам запрещён выезд на дороги общего пользования, а преодоление бордюров для них затруднено.

  2. Граждане с детскими колясками.

  3. Инвалиды-колясочники, для которых бордюры являются непреодолимым препятствием.

На инвалидах хотелось бы сделать особый акцент, поскольку в настоящее время в нашем мегаполисе полностью отсутствует какая-либо инфраструктура для них, вследствие чего возможности для передвижения инвалидов по городу практически отсутствуют. В этой связи создание заездов на бордюры может стать первым шагом по улучшению качества их жизни.

* * *

И, наконец, последний вопрос в сегодняшнем докладе – вопрос безопасности движения велосипедистов по дорогам общего пользования.

Дело в том, что в связи с увеличением интенсивности движения транспорта на городских дорогах, становиться участником дорожного движения всё опаснее. Вместе с тем на дорогах растёт число велосипедистов, подавляющее большинство которых не знакомо с правилами дорожного движения. А это создаёт большую опасность для их жизни и здоровья.

Поскольку права на вождение велосипеда не требуются, единственным способом ознакомления велосипедистов с ПДД является пропаганда. Одним из наиболее эффективных способов пропаганды мы считаем распространение буклетов с выдержками из ПДД в веломагазинах при покупке велосипеда.

Примерный текст ПДД для велосипедистов приведён в приложении.

Приложения

Фотографии и чертежи велопарковок, фотографии велодорожек в странах с развитым велосипедным движением
Примерный текст ПДД для велосипедистов (исходный текст правил взят c web-страницы http://bike78.narod.ru/velo3.html)

Текст доклада: Валерий Студенников.