Уважаемые господа.
Тема, которую нам предстоит затронуть сегодня, многим может показаться необычной. Необычной потому, что редко когда поднимается у нас а высоком уровне. Речь пойдёт о велосипедах и о велосипедном движении, которое уже нельзя не замечать и не принимать в расчёт.
Для начала поговорим о масштабах этого явления.
Дело в том, что в настоящее время в России наблюдается лавинообразный рост числа велосипедов.
Вот только некоторые факты: в прошлом, 2004 году, число веломагазинов в Самаре увеличилось вдвое. При этом продажи велосипедов в уже существующих магазинах увеличиваются ежегодно почти на 100%. Особую популярность в настоящее время завоевали горные велосипеды, количество которых в нашем городе стремительно растёт. Общее же число велосипедов увеличивается примерно на 50-60% ежегодно.
Таким образом, Россия в целом и Самарская губерния, как передовой и экономически развитый регион России, находится в начале велобума, настоящие масштабы которого нам только предстоит испытать.
Этот процесс можно только приветствовать по целому ряду причин: снижение нагрузки на дороги, улучшение экологической обстановки в городах, физическое и эмоциональное здоровье граждан.
Остановимся на этих плюсах подробнее:
Таким образом, как вы видите, увеличение масштабов велодвижения в нашем городе несёт многогранный положительный эффект. А следовательно, процесс этот нужно всячески стимулировать, создавая необходимую инфраструктуру для велосипедистов, решая проблемы, препятствующие массовому распространению велосипеда.
Среди существующих проблем можно выделить следующие:
* * *
В первую очередь остановимся на вопросе велосипедных парковок. Дело в том, что мало на велосипеде куда-либо доехать, его необходимо где-то припарковать, не беспокоясь о сохранности своего железного коня. Сейчас лишь единицы рискуют оставить свой велосипед без присмотра у магазинов и других учреждений. Основная же масса велосипедистов вынуждена отказаться от использования велосипеда для визитов в различные учреждения, что сильно сдерживает использование этого альтернативного вида транспорта в городах.
Для решения этой проблемы в развитых странах Европы и Юго-восточной Азии созданы специализированные велосипедные парковки, примеры которых Вы можете видеть на фотографиях. К сожалению, в Самаре в настоящее время функционируют всего три таких стоянки, расположенные возле веломагазинов.
Мы считаем целесообразным начать в Самаре строительство велопарковок у следующих учреждений:
Технология создания парковок очень проста, примеры их конструкций Вы можете видеть на рисунках.
Однако, в отличие от Европейских стран, при создании таких стоянок в условиях современной российской действительности необходимо предусмотреть определённые меры безопасности во избежание угона велотранспорта. Например:
При том, что строительство парковок требует сравнительно небольших вложений, эффект от этих вложений многократно окупает затраты, ведь наличие удобной стоянки увеличивает имидж и популярность заведений, в конечном итоге повышая приток клиентов и, для коммерческих учреждений, увеличивая прибыль. С течением времени эффект этот будет только усиливаться вследствие роста парка велосипедов. Кроме того, в будущем крупные велопарковки можно сделать платными, превратив их в прямой источник дохода.
Таким образом, как Вы видите, создание велопарковок выгодно как для конкретных субъектов бизнеса, так и для города в целом. Следовательно, процесс создания парковок необходимо всячески стимулировать.
* * *
Второй вопрос, который хотелось бы сегодня поднять – это создание велосипедных дорожек.
Велосипедные дорожки нужны для обеспечения безопасности движения велосипедистов, снижения числа ДТП с их участием, повышения удобства движения велосипедистов.
По строительным нормам (СНиП 2-05-02-85), велосипедные дорожки следует сооружать вдоль дорог, где количество велосипедов (мопедов) достигает 1000 единиц в сутки в одном направлении.
В настоящее время, по проведённым нами подсчётам, вдоль наиболее оживлённых автомагистралей нашего города таких как Московское шоссе, интенсивность движения велосипедов достигает в дневное время порядка 15 единиц в час (как на проезжей части, так и по тратурам), и, соответственно около 150 единиц в сутки. С учётом 50% роста велосипедного парка ежегодно, уже через 5-6 лет интенсивность движения на наиболее оживлённых магистралях составит более 1000 единиц в сутки, что в соответствии с нормами потребует сооружения велосипедных дорожек вдоль этих магистралей. А поскольку цикл реконструкции дорог занимает довольно продолжительное время, планировать создание велодорожек нужно уже сегодня.
Создать велодорожки предлагаем, в первую очередь, вдоль улицы Ново-садовая в процессе её предстоящего расширения и реконструкции. Также есть пожелания относительно сооружения таких дорожек вдоль улиц Московское шоссе, Ново-вокзальная, Самарская, Волжский проспект, Максима горького, проспекта Кирова.
* * *
Третий вопрос, стоящий сегодня на повестке дня – увеличение количества заездов на тротуары. Заезды на тротуары, облегчающие преодоление бордюров, необходимы по крайней мере трём категориям граждан:
На инвалидах хотелось бы сделать особый акцент, поскольку в настоящее время в нашем мегаполисе полностью отсутствует какая-либо инфраструктура для них, вследствие чего возможности для передвижения инвалидов по городу практически отсутствуют. В этой связи создание заездов на бордюры может стать первым шагом по улучшению качества их жизни.
* * *
И, наконец, последний вопрос в сегодняшнем докладе – вопрос безопасности движения велосипедистов по дорогам общего пользования.
Дело в том, что в связи с увеличением интенсивности движения транспорта на городских дорогах, становиться участником дорожного движения всё опаснее. Вместе с тем на дорогах растёт число велосипедистов, подавляющее большинство которых не знакомо с правилами дорожного движения. А это создаёт большую опасность для их жизни и здоровья.
Поскольку права на вождение велосипеда не требуются, единственным способом ознакомления велосипедистов с ПДД является пропаганда. Одним из наиболее эффективных способов пропаганды мы считаем распространение буклетов с выдержками из ПДД в веломагазинах при покупке велосипеда.
Примерный текст ПДД для велосипедистов приведён в приложении.
Фотографии и чертежи велопарковок, фотографии велодорожек в странах с развитым велосипедным движением
Примерный текст ПДД для велосипедистов
(исходный текст правил взят c web-страницы
http://bike78.narod.ru/velo3.html)
Текст доклада: Валерий Студенников.