1. Главная
  2. /
  3. Статьи
  4. /
  5. Полезные статьи
  6. /
  7. Безопасность на дорогах

Безопасность на дорогах

  • Опубликовано: 2010-02-14
  • Автор: Александр Остапов aka Ammat
  • 6 965

Введение

В общеизвестной «Пирамиде Маслоу» потребность в безопасности стоит на втором месте, сразу после «поесть бы». Всё, что вы прочитаете ниже, рассчитано на то, что у вас эта потребность присутствует,
и не в рудиментарном виде, а в виде нормального желания жить вечно, не болеть и не раниться. Итак, что же подстерегает хрупкого, ранимого велосипедиста на звериных тропах бетонных джунглей?

Велосипедист — не пешеход

Для начала я бы предложил вам ознакомиться с ПДД — весьма полезный для здоровья документ. С выводами и немалым опытом по выживанию на дорогах можно ознакомиться в статье «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ БАЙКЕРОВ» Почитайте, не пожалеете — она может уберечь вас от многих неприятностей на дороге.

Быть или не?..

Перво-наперво, давайте определимся с вопросом: нужно ли вам вообще выезжать на дорогу? Да, опытные велосипедисты все как один стоят за то, что, в соответствии с теми же ПДД, байкеру на тротуарах
делать нечего. Но они, быть может, забыли, как это — не быть уверенным ни в себе, ни в велосипеде? Во всяком случае, лично я не рекомендовал бы вам начинать постоянно кататься по автодорогам,
если вы не умеете оглядываться или сигналить руками, сохраняя при этом направление движения. Когда мы с женой впервые за много лет сели на велосипеды и поехали по шоссе, мне всё время приходилось
оглядывался, чтобы увидеть, успевает ли она за мной. Велосипед при этом вилял, непредсказуемо для меня самого изменяя траекторию движения. И вот так я пару раз чуть не влетел под коварно
подкравшиеся сзади джипы и несколько раз «побрил» бордюры. Надо ли оно вам? Даже если вы едете одинодна, оглядываться всё равно придётся — для того, чтобы быть уверенными, что, объезжая
остановившийся автобус, вы не станете жертвой обгоняющего вас автомобиля. В принципе, дело несколько может поправить зеркало заднего вида, установленное на левую сторону руля, но я слышал о нём
только негативные отзывы. Так что, если вы только-только приобрели велосипед и не уверены в своих силах, потренируйтесь на дворах, стадионах, в парках — где угодно, но не на проезжей части.

Выхожу я утром на дорогу…

Итак, вы выехали на проезжую часть. Какие советы и рекомендации можно дать неоперившемуся ещё байкеру?

1. Старайтесь вести себя максимально предсказуемо. Никто не хочет вас сбивать; большинство автомобилистов сами вас побаиваются, вселите в них уверенность в том, что вы не хотите прыгнуть к ним
под колёса. Не забывайте сигналить руками перед манёврами, обозначая дальнейшее направление своего движения (некоторые высказывались по этому поводу отрицательно, говорили «стрёмно»,
представляете? Автомобилисты вот сигналить поворотниками как-то не стесняются, а этим — стрёмно…), не рыскайте по полосам в поисках «лучшей доли», уступайте дорогу там, где должны это делать.

2. Не стоит ездить по городу с наушниками — даже если они не заглушают шум дороги и сигналы машин, они в любом случае отнимают ваше внимание от движения.

3. Несмотря на увеличивающееся количество велосипедистов, для многих они до сих пор остаются диковинкой. Невоспитанного народу хватает, и вы можете услышать в свой адрес много вызывающих или
оскорбительных замечаний. Не надо опускаться до их уровня — облейте нахалов ледяным презрением и продефилируйте дальше. Таких вы всё равно ничему не научите.

4. (Этот пункт следовало бы сделать первым в списке, ибо из него следует большинство остальных) Сохраняйте самообладание. Вас может внезапно обогнать громыхающая фура, из подворотни прямо вам под
колёса может выскочить орущая дворняга, вас могут оскорбить из проезжающей мимо легковушки, может отказать один из тормозов или заклинить цепь. Если вы будете сохранять спокойствие, ничто из
вышеперечисленного не станет для вас проблемой и не повлечёт последствий. Не позволяйте себе судорожно вилять рулём, старайтесь контролировать ситуацию и предугадывать действия других участников
дорожного движения. Например, непреложный факт — маршрутки довольно часто подрезают. Значит, если слевасзади вы слышите рёв газели, будьте готовы, что вас обгонят и прижмутся вправо, к
остановке. Если перед вами человек на обочине ловит такси, будьте готовы к тому, что из-за спины выскочит легковушка и тоже подрежет. Это обычные ситуации, которые не должны выводить вас из себя
и, тем паче, не должны быть причиной столкновений. И главное — don’t panic.

5. Экипировка. Об эти никому не нужные, некрасивые, идиотские, а по некоторым отзывам и вовсе опасные велосипедные шлемы в сетевых баталиях сломано копий больше, чем в любом крестовом походе. И,
тем не менее, для меня вердикт однозначный — носить. Не дай Бог, конечно, чтобы он вам пригодился. Практически любые меры, направленные на повышение безопасности, так или иначе ограничивают
количество степеней свободы. Ремень безопасности в автомобиле, пропускной режим на предприятии — всё это так или иначе мешает нам. То же самое и со шлемом.

Ещё один немаловажный момент — одежда. Часто наблюдаю очень скрытных велосипедистов — буквально как японские ниндзя. Подобно теням, закутанные в камуфляж или серые спецкостюмы под цвет асфальта,
крадутся они вдоль обочин, чтобы внезапно возникнуть из ниоткуда перед капотом автомобиля и заставить ошалевшего водителя тормозить в пол, а потом трясущейся рукой тянуться за заветным пузырьком
с валидолом. Одежда должна быть яркой, чтобы на глазной сетчатке следы оставались, как от сварки. А если собираетесь ехать в тёмное время суток — то с большим количеством светоотражающих полос.
Камуфляж, чёрные спортивные костюмы — не самая велосипедная одежда. Вас должно быть видно на дороге. При мне машина сбила велосипедиста средь бела дня, в безобидной ситуации. Водитель просто не
принял его во внимание…

Всегда имейте с собой медицинскую аптечку, хотя бы с набором от «асфальтовой болезни». Многие из опытных, всякое повидавших велосипедистов берут с собой также удостоверение личности и медицинский
полис.

Рекомендуются, в том числе, и очки — не слишком-то весело, когда при движении по неровной трассе в плотном потоке тебе в глаз залетает насекомое… 6. Разумеется, велосипед, на котором вы
собираетесь кататься, должен быть исправным. Очень желательно, чтобы он был оборудован светоотражателями, а в тёмное время суток — ещё и фонарями. Задний красный фонарь можно включать и днём, в
пасмурную погоду — это, во всяком случае, точно не помешает.

«Выпал глаз, локоточек хрустнул…»

Как рулить, чтобы этого не произошло? Здесь будут приведены несколько советов, которые рекомендуется выполнять при движении по трассам:

1. Если вы едете рядом с автомобилем, в метре или дальше от его заднего колеса, весьма велика вероятность того, что вы находитесь в так называемой «мёртвой зоне»:

Соответственно, поворачивая или перестраиваясь, он не будет рассчитывать на то, что рядом есть кто-то ещё. Особенно это касается правой зоны — той, где, собственно, и может с большой степенью
вероятности ехать велосипедист (а в левой ему по ПДД делать практически нечего). Очевидно, что движения в таких зонах рекомендуется всячески избегать.

2. В дождь у обочин образуются лужи. Они очень коварны и могут скрывать ямы, незакрытые колодцы или люки городской канализации.

3. Если у обочины припаркован автомобиль, а вы его объезжаете, старайтесь не выскакивать из-за него в последний момент, а перестроиться на объезд заранее. Так больше шансов, что водитель или
пассажир вас заметит и не распахнёт гостеприимно перед вами двери автомобиля.

4. Многие начинающие велосипедисты пользуются только задним тормозом. Это не совсем правильно — для более эффективного торможения учитесь пользоваться обоими.

5. Некоторые любят сидеть в «воздушных мешках», образующихся за грузовиками или автобусами. Так и педалить легче, и скорость гораздо выше. Но есть и минусы — дистанция от «паровоза» невелика, и
из-под транспорта могут вылетать ямы, трещины, колодцы и колдобины, которые он пропускает между колёс. Кроме того, при резком торможении транспорта есть реальная опасность не успеть остановиться
и отпечатать свой фас или (как получится) профиль на пыльной корме какого-нибудь ЛиАЗа.

30.06.2009

Автор: Александр Остапов aka Ammat


Последний раз редактировалось: 2010-04-24