Уважаемый Сергей Семёнович!
В 2017 году развитие велосипедной сети, в том числе в рамках программы «Моя улица», ощутимо замедлилось, при этом запрос на новые объекты велотранспортной инфораструктуры с каждым годом растёт.
Сегодня развитие велотранспорта в Москве находится на начальной стадии. Общая протяжённость велодорожек составляет более 200 км, однако большая часть из них располагается в парках и не составляет единую сеть – горожане не имеют возможности построить свой маршрут по безопасным велодорожкам и велополосам.
В 2015 году в центре города стала формироваться велосипедная сеть, пригодная для использования в транспортных целях. К сожалению, дальнейшего развития она не получила, хотя велоинфраструктура заложена в проекты реконструкции улиц 2016 года в рамках программы «Моя улица». Ввод велоинфраструктуры единовременно с завершением работ по общему благоустройству будет способствовать максимальному росту спроса на поездки на велосипеде, так как это расширит сеть веломаршрутов и позволит использовать существующие велополосы и велодорожки более эффективно. Отсутствие сети связанных велодорожек/велополос ведёт к тому, что созданные велополосы, начинающиеся «нигде» и заканчивающиеся «нигде», не позволяют выстроить безопасный маршрут и в итоге не используются.
Социологические опросы населения (в том числе опросы, проведённые Правительством Москвы) показывают, что москвичи положительно относятся к велосипедизации. Многие готовы использовать велосипед для транспортных поездок, но при наличии удобной и безопасной велоинфраструктуры. Интерес москвичей к велосипеду подтверждает и рост популярности городского проката «Велобайк» – в 2016 году число поездок на нём выросло в два раза и превысило 1,6 млн, а в 2017 на начало сентября число поездок уже превысило 1,9 млн.
Десятки городов по всему миру развивают велотранспорт, включая схожие по климатическим условиям города: Монреаль, Лондон, Осло, Хельсинки, Копенгаген и другие. Велосипед является альтернативой автомобилю в городе для поездок до 10 км при относительно небольших вложениях и без вреда для экологии и транспортной обстановки города. Проведённые исследования показывают, что строительство велоинфраструктуры повышает безопасность велосипедистов и других участников движения, способствует оздоровлению населения и снижению государственных расходов на здравоохранение, уменьшает пробки и способствует развитию малого и среднего бизнеса.
В Москве, занимающей пятое место в мире по пробкам, развитие велоинфраструктуры внесёт значительный вклад в решение транспортной проблемы. При необходимости мы готовы организовать опросы мнения горожан и собрать сотни тысяч подписей в поддержку.
Уважаемый Сергей Семёнович, от лица московских велоорганизаций и инициативных граждан просим Вас реализовать предложенные нами меры для обеспечения развития велосипедного пространства г. Москвы и увеличения числа жителей, каждый день использующих велосипед для перемещений по городу.
Перечень предложений по продолжению развития велосипедного пространства в Москве
1. Программа «Моя улица»
Нанести велосипедные полосы и разместить велосветофоры весной 2018 года на улицах, на которых при выполнении работ по программе «Моя улица» предусмотрено место под размещение велоинфраструктуры. Поручить Комплексу городского хозяйства города Москвы и Департаменту капитального ремонта выполнить работы по следующим адресам:
— Улица Малая Дмитровка
— 1-я и 2-я Брестские улицы
— 3-я и 4-я Тверские-Ямские улицы
— Улица Александра Невского
— Газетный переулок
— Улица Петровка
— Улица Каретный Ряд
— Площадь Тверская застава
— Улица Пречистенка
— Улица Волхонка
— Саввинская набережная
— Ростовская набережная
— Смоленская набережная
— Краснопресненская набережная
— Китайгородский проезд
— Лубянский проезд
— Старая площадь
— Москворецкая улица
— Большой Москворецкий мост
— Улица Солянка
— Улица Верхняя Радищевская
— Улица Нижняя Радищевская
— Николоямская улица2
2. Спальные и новые районы Москвы
Запланировать обустройство станций городского велопроката, велополос и обособленных велодорожек в спальных районах, а также в обязательном порядке включать строительство велодорожек в проекты новых улиц и дорог, в т.ч. в ТиНАО; Поручить выполнить работы Департаменту капитального ремонта, Префектурам округов в соответствии с целевой схемой развития велоинфраструктуры до 2020 года, опубликованной Департаментом транспорта г. Москвы. В 2018 году разместить велодорожки и станции велопроката вблизи станций МЦК на следующих улицах:
— 4-й Загородный проезд
— Б.Черемушкинская
— Шверника
— Новочеремушкинская
— Винокурова
— Проспект Маршала Жукова
— Проспект Маршала Тухачевского
— Демьяна Бедного
— Маршала Бирюзова
— Зорге
— Куусинена
— Песчаная площадь
— Новопесчаная
— Адмирала Макарова
— Коптевская
— 3-й Михалковский переулок
— Проектируемый пр-д №3136
— 3-й Нижнелихоборский проезд
— Ботаническая
— Станционная
— Локомотивный проезд
— Сигнальный проезд
— Березовая аллея
— Сельскохозяйственная
— Вильгельма Пика
— проезд Серебрякова
— Снежная
— Амундсена
— проезд Нансена
— Олонецкая
— Лазоревый проезд
3. Хранение велосипедов
Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:
— оборудовать 500-600 общественных мест открытыми парковками по всему городу, в том числе при благоустройстве по программе «Моя улица» (до 200 в ЦАО, остальные — пропорционально количеству поступивших запросов во всех остальных округах) у популярных точек притяжения в городе, у магазинов и кафе, в том числе реализовать более 100 заявок, направленных от велосипедных сообществ и инициативных жителей, депутатов и организаций;
— оборудовать закрытые парковки для возможности хранения велосипедов при пересадках с велосипеда на общественный транспорт на всех станциях МЦК и как минимум у 10-15 станций метро с наибольшим потоком велосипедистов и пассажиропотоком (по 10-20 мест на станцию);
— запланировать размещение закрытых парковок, велобоксов при реализации всех проектов по благоустройству в городе (по «Моей улице», строительству и благоустройству ТПУ и пр.)
4. Велосипедный мастер-план
Утвердить мастер-план развития велосети (на базе ранее разработанной стратегии развития велоинфраструктуры). Утвердить обязательный учёт схемы велотранспортной инфраструктуры при разработке всех градостроительных документов.
Поручить Комитету по архитектуре и градостроительству, НИиПИ Генплана:
— в обязательном порядке учитывать схему развития городской велосети при развитии промышленных территорий, жилой застройке, программе Реновации, прочих городских программах и планировочных и градостроительных документах;
— при всей новой застройке, в обязательном порядке, как на ТПУ, так и жилой и коммерческой застройке во дворах/подвалах/на автомобильных парковках предусматривать места для хранения велосипедов;
— согласовывать проекты новых велодорожек с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования
5. Повышение безопасности
Размещать в городе не только велополосы, но и защищённые, обособленные велодорожки.
Поручить Департаменту капитального ремонта:
— разместить обособленные велодорожки на улицах: Китайгородский проезд (на улице большой поток автомобилей, здесь же будет проходить ключевой туристический маршрут к парку Зарядье) и Цветной бульвар (на улице чрезмерный спрос на парковочное пространство, необходимо исключить возможность парковки на велополосе);
— внедрять защищённые велодорожки по возможности на всех улицах, где запланирована велоинфраструктура.
6. Велопереезды
Обустроить наземные велопереезды, объединённые с регулируемыми пешеходными переходами, рядом с существующими внеуличными переходами через улицы. Для создания безбарьерной среды по наиболее востребованным маршрутам оборудовать наземные пересечения улиц в центре города, включая Садовое кольцо, и на остальной территории города, за исключением автомагистралей и вылетных магистралей города.
Поручить работы Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта.
7. Парковая велоинфраструктура
Размещать в парках велодорожки, а также площадки и сооружения для занятий всех категорий граждан разными дисциплинами велосипедоного спорта.
Поручить Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, Департаменту культуры, Префектурам округов:
— согласовывать проекты новых велодорожек в парках с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования;
— организовать совместную работу на семинарах по планированию новых городских веломаршрутов на границах парковых территорий и улично-дорожной сети;
— обустроить специальные площадки для занятий велотриалом.
8. Городские велосипедные маршруты
Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:
— реализовать концепцию развития городских маршрутов «Зелёное кольцо», разработанную Департаментом транспорта совместно с велосообществами г. Москвы;
— внедрить полноценную связную велосеть в одном из районов или округов в качестве пилотного проекта (Юго-Западный округ, Марьино, Щукино и пр.);
— огранизовать дальнейшее развитие и продвижение веломаршрутов радиального направления, связывающих центр и периферию, к примеру, маршрут ул. Неглинная — Цветной бульвар — ВДНХ — Яуза — Мытищи;
— разработать, опубликовать и регулярно обновлять карту городских веломаршрутов на портале transport.mos.ru;
— установить навигационные указатели для велосипедистов на популярных городских маршрутах, добавить веломаршруты в системы городской навигации.
9. Веломероприятия
Развивать городские массовые мероприятия для велосипедистов.
Поручить Департаменту транспорта Москвы поощрять и согласовывать максимальное количество разнообразных велосипедных мероприятий, проведение акций, коллективных заездов районного, окружного и городского масштабов.
10. Велоинфраструктура зимой
Провести пилотный сезон в 2017-18 гг. по приоритетной или одновременной с автомобильными дорогами уборке и очистке от снега велополос на Бульварном кольце в зимнее время;
Продлить сезон городского велопроката с марта по декабрь.1
Выполнение работ поручить Комплексу городского хозяйства и Департаменту транспорта.
11. Повышение культуры дорожного движения
Поручить Департаменту образования Москвы совместно с Департаментом транспорта Москвы, ГИБДД и общественными организациями:
— разработать программу обучения детей разных возрастов безопасному поведению на дорогах, в том числе на велосипеде;
— запустить массовое внедрение программы в виде дополнительных школьных уроков;
— запустить проведение публичной коммуникационной кампании по вопросам безопасности на дорогах;
— предусмотреть, при необходимости, оборудование учебных заведений специальными площадками для практических уроков по безопасности движения.