Ogre писал(а):bichkov писал(а):Пересечение улиц Осипенко и Челюскинцев.
О_о Это где???
Подземная Самара. Рассказы диггеров
Автор: Виктор Петров
Карту мы обнаружили в областной библиотеке. Это схема подземной узкоколейки 1936 года. На ней нас заинтересовало место, обозначенное крестом
Сегодня я назову реальные имена ребят из лаборатории Погребельного, которые прошли подземельями под всей Самарой. До этого никому сделать подобного не удавалось.
ТРИ КАРТЫ
Рассказывает Александр Зайцев - студент второго курса электротехнического факультета СГТУ.
Погребельный дал нам карту, как предполагалось, одного из подземных ходов Самары и предложил идентифицировать с картой города. Привязке поддавалась только одна точка - военный санаторий на седьмой дачной просеке.
Вторую карту мы обнаружили в областной библиотеке. Это схема подземной узкоколейки 1936 года. На ней нас заинтересовало место, обозначенное крестом, который был изображен шариковой ручкой - значит, не так давно.
Третья карта появилась совсем недавно. А именно после рассекречивания некоторых материалов партийного архива. Сопоставление всех трех карт помогло масштабировать общую картину. На третьей карте особо было отмечено место, которое совпало с крестом на второй карте.
В целом мы получили некую приблизительную схему подземных коммуникаций с двумя точками выхода на поверхность: в военном санатории и в подземных бомбоубежищах, которые строились во время второй мировой войны на Хлебной площади специально для сотрудников посольств.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
В августе этого года мы спустились в подземные галереи под Хлебной площадью и убедились, что ход в сторону узкоколейки завален. Зато нашли обводной путь, который был затоплен. В тот же день вернулись с аквалангом. Успешно проникли за завал, но разбирать его не стали, ибо нашли более легкий ход.
Погребельный дал нам месяц на подготовку и три конкретных задания: пройти весь путь от Хлебной площади до санатория, проверить легенду о Белом диггере и попытаться обнаружить колонию гигантских котов.
Сами для себя мы поставили еще одну задачу: решили подробно обследовать место, отмеченное на двух картах. Но вначале следовало найти выход на подземные сооружения в военном санатории. После двух недель безуспешных поисков к нам подошел оператор телекомпании РИО и предложил помочь с поиском выхода. В обмен на участие в нашей экспедиции. Поскольку Погребельный не возражал, то все решилось как нельзя хорошо. Оператор попросту знал интересующий нас выход.
ВЫХОД НА МАРШРУТ
Старт был намечен на субботу 28 сентября. Весь маршрут предполагалось пройти за двое суток. Первые двести метров шли по пояс в воде. Потом коридор резко повернул на северо-запад, стал подниматься, а затем снова пошел вниз. Но воды уже не было. Еще метров через триста под острым углом коридор соединился с подземной галереей.
Здесь потянуло свежим воздухом. По галерее свободно может проехать грузовик. Видимо, так и было. В пыли на полу мы обнаружили следы протектора. Под полукруглыми сводами через каждые 50 метров висят лампочки под круглыми жестяными абажурами. Стены чистые: без плесени и нецензурных выражений, которыми изобилует бомбоубежище. Нам даже показалось, что в галерее убирают.
Ориентировочно, плюс-минус 30 метров, мы шли под кварталами между улицами Куйбышева и Фрунзе. На траверзе областного УВД обнаружили круглый коллектор примерно в рост человека, если, конечно, Серегу и Игоря считать людьми, а меня нет. Я в этом коллекторе шел на полусогнутых ногах. Как мы и предполагали, он привел нас прямо под УВД и закончился мощной герметичной дверью. Открывать ее мы и не собирались.
БЕЛЫЙ ДИГГЕР
Рассказывает Сергей Зверев - студент первого курса аэрокосмического университета.
Перед тем, как вернуться в основную галерею, ребята решили снять на видео дверь под УВД, а я пошел назад. Дойдя до выхода из коллектора, еще раз убедился, как тянет воздухом с южной стороны. Вышел на центр галереи и попытался пробить тьму впереди фонариком "Варта". Дальше пятидесяти метров все тонуло во мраке. И тут я ЕГО увидел. Волосы, натурально, встали дыбом.
Если бы нас о Белом диггере не предупреждали специально, я мог бы и в обморок упасть, с перепугу. Считается, что это самовнушение, но убедиться в этом надо самому. Тогда я выключил фонарь, но явственно видел белый силуэт идущего на меня человека. Человек был метрах в ста впереди, за плечами у него угадывался рюкзак. Я готов был поклясться, что слышу гулко отдающиеся под сводами галереи его шаги.
Ноги стали ватными. Я хотел крикнуть ребят, но не мог пошевелить языком. Рядом что-то грохнуло. Как потом выяснилось, это я уронил и разбил свою "Варту". До сих пор не могу понять, как получилось, что я упал. Больно ударился затылком о бетонный пол. Даже не я, а как будто кто-то другой, какой-то посторонний наблюдатель подсказал, что я впадаю в панику. Слово "паника" заставило вспомнить все, что мне говорили.
Ползком я добрался до стенки галереи, сел, прислонившись к ней спиной. Я видел белую фигуру уже метрах в пятидесяти перед собой, страх еще не схлынул, но умом я уже понимал, что передо мною в десяти метрах противоположная стена галереи. Не может там быть никакого человека, тем более, что глаза мои плотно зажмурены. На всякий случай я проверил это руками и ими же плотно прикрыл глаза. Фигура приближалась, но я уже чувствовал, что совладал с воображением. Белый диггер расплылся в фиолетовую кляксу. Набрав в легкие воздуха, я что есть силы, закричал.
- Ты чего орешь, как Кобзон? - из коллектора появился Игорь, а за ним и Сашка.
- Проверяю акустику, - сказал я и ничего не стал рассказывать ребятам.
В первые же сутки под землей и они оба попадали в такую же историю. А в районе Клинической больницы, где на глубине около 80 метров нам пришлось устроиться на ночлег, мы даже экспериментировали. Один из нас вглядывался вдаль коридора и говорил, что видит, например, кенгуру. Не проходило и 15-ти секунд, как кенгуру видели все. Стоило одному из нас сказать, что кенгуру с рогами, как у сумчатого отрастали рога. При этом мы могли смотреть в разные стороны или просто сидеть с закрытыми глазами. Чтобы избавиться от видения, Сашка придумал хороший способ. Он говорил, что призрак утекает в пол, как терминатор. Призрак "утекал". Правда, если моему воображению нечем было заняться, этот же или любой другой призрак, как терминатор, появлялся из того же пола.
Так мы узнали, что такое сенсорный голод. С этого времени и до конца маршрута трепались мы беспрерывно. Это все же лучше, чем наблюдать Белого диггера в образе бегемота.
ПОДЗЕМКА
Рассказывает Александр Зайцев.
В районе площади Куйбышева галерея подворачивала вправо. Здесь мы ожидали увидеть ответвления в сторону штаба ПриВО и бункера Сталина, но ничего подобного не обнаружили. А еще дальше уперлись в массивные двустворчатые металлические ворота во всю ширину и высоту галереи. Открыть их не представлялось возможным, а из-под ворот потягивало сероводородом.
Надо было решать что делать. Решили поужинать, поскольку время приближалось к восьми вечера. За ужином поиграли в Белого диггера. Игорь умудрился увидеть его даже в телеобъективе видеокамеры. Мы с Серегой там ничего не увидели. Впрочем, ничего удивительного: мы же лохи в этом деле, а Игорь - профессионал!
Пока ужинали, попробовали услышать сверху стук трамваев. Не услышали. Зато совершенно явно услышали, как прямо под нами простучали колеса на стыках рельсов. Нельзя сказать, что это было неожиданностью. У нас ведь была карта с обозначенной узкоколейкой. Шли мы как раз вдоль нее, но никаких рельсов не было. Мы уж было решили, что их давно демонтировали.
Медленно пошли назад, обращая теперь больше внимание на пол, нежели на стены. Когда, по нашим расчетам, мы находились под зданием оперного театра, обнаружили на полу три железные крышки. Такие же, как на дорогах и тротуарах города. Под одной из них была мощная охапка проводов. Под второй на глубине трех метров от пола зловонная жижа, а третья уходила глубоко вниз.
По железным скобам в этом люке мы спустились метров на 20 и очутились в огромном зале. Когда как следует его осмотрели, оказалось, что более всего зал напоминает станцию метро. С западной стороны в стене шесть металлических дверей с винтовыми задвижками. Двери выходят на платформу, которая с восточной стороны обрывается у рельсов узкоколейки на высоте около метра над нею. Влево и вправо рельсы уходят в полукруглые шахты. В общем, метро как метро. И запах тот же.
Нам надо было идти налево. Пошли по шпалам, хмуро шутя по поводу внезапного появления поезда. Вдоль стен тянулись гнилые провода, но ниши, чтобы спрятаться в них, начисто отсутствовали. Рельсы, хотя и ржавые по бокам, сверху блестели.
ЗАПЛУТАЛИСЬ
Рассказывает Игорь.
Так по рельсам мы двигались часа два. Около 10 вечера обнаружили ход наверх, который по стене уходил в коллектор. Такой же, как тот, в который мы спускались из галереи. И только его прошли, я заметил впереди свет.
Остановились. Прислушались. На нас шел поезд. Это чувствовалось и по движению воздуха, и по нарастающему гулу. Сломя голову бросились к ходу наверх. У меня застрял рюкзак при заползании в коллектор снизу. Пришлось его сбросить и взбираться наверх без рюкзака, поскольку в одной руке был кофр с камерой. Рюкзака я больше не увидел.
Вылезли из люка коллектора выше уровня пола. На полу по колено воды. Стали искать место посуше. Коридорчики, которые шли, как нам казалось, наверх, петляли. В одном месте поднялись еще выше. Там было сухо, но сильно пахло сероводородом. На всякий случай надели противогазы. А когда, наконец, нашли подходящее место, чтобы обсохнуть и определиться, оказалось, что заблудились.
Саша Зайцев - наш штурман - утверждал, что мы в районе станции метро "Московская". Той, что еще строится. Сергей пошел искать тот коллектор, откуда мы вылезли. Не нашел, вернулся. Мы уже капитально устали. Аккумуляторы камеры отсырели, и она не включалась. Фонари тоже едва светили. Но был еще запас сухих батареек.
Когда Сашка нашел комнату с деревянными полами и даже горячей трубой, мы буквально валились от усталости. Спать было трудно: неизвестно где находимся, да еще эти студенты играют в Белого диггера. Так под маячивший перед глазами силуэт я и заснул.
КЛАД НАЧАЛА ПЕРЕСТРОЙКИ
Рассказывает Саша Зайцев.
Я проснулся раньше ребят от какого-то равномерного стука. Решил разведать. По гулким коридорам пошел на звук. Нашел еще один коллектор наверх. Поднялся. Сухой коридор. Дверь. И вдруг прямо за дверью прогрохотал поезд. Я потянул дверь на себя и оказался метрах в пятидесяти от платформы станции метро "Гагаринская". Не представляете себе, как я обрадовался! Прикрыл дверь - и к ребятам.
У Игоря поднялась температура. Я проводил его к станции метро и вернулся на место. С Сергеем мы пошли дальше. Уже через час снова шли по пояс в воде. А еще через полчаса нашли, наконец, то самое место, которое было обозначено крестом на карте.
В большом сводчатом зале штабелями стояли железные ящики. В них пачками, аккуратно уложены деньги в банковской упаковке. Мы обнаружили два ящика с сотенными купюрами образца 1991 года, один с двадцатипятирублевками. В остальных были красные десятки. В нескольких ящиках - медные монеты. Тут же картонные коробки с тушенкой, сгущенкой и моей любимой килькой в томате.
Один ящик с червонцами мы потащили с собой. Но по пути сначала выбросили ящик, а потом и червонцы. Вообще, оставили только по маленькому рюкзачку с сухой одеждой и противогазы. В эту ночь мы уже не спали. Так и брели в холодной воде сомнамбулами. На узкоколейку и галерею ни разу не вышли. Никаких гигантских котов не увидели. Дважды разбирали завалы, один из которых завалился окончательно через минуту после того, как мы его прошли. Натерпелись, короче.
Но до санатория все же доковыляли. Больные и мокрые никак не могли выйти на солнышко - очень сильно резало глаза от дневного света. А к тому кладу или складу мы еще вернемся. Очень интересно узнать его происхождение.
* * *
P.S. Не знаю точно что они там нашли, но все трое почему-то стали срочно оформлять загранпаспорта.
P.P.S. А вчера я познакомился еще с одной командой, которая обследует те же подземелья. И гораздо удачнее. Если удастся их "раскрутить", расскажу в одном из следующих номеров
Борис Кильменев: ''ДИГГЕРОМ НУЖНО РОДИТЬСЯ!''
Святогор МИШИН
Борис Кильменев – самарский историк, краевед-исследователь, диггер, член историко-краеведческого объединения "Авеста". Борис – один из немногих самарцев, увлекающихся диггерством. На его счету – не один десяток путешествий в "подземную Самару". Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью Бориса Борисовича интернет-порталу "Самара Сегодня"
- Борис Борисович! То, что в Самаре периодически проваливаются под асфальт автомобили, жилые здания, - с точки зрения диггера - это привычное явление для такого города, как наш?
- Ничего удивительного в этом нет. Под Самарой существуют кроме естественных пустот – каверны, провалы, и искусственные пустоты. Есть такое понятие как «техногенное землетрясение», когда происходят усадки, утряски, различные воды подтачивают основание города. Поэтому и дома оседают, и троллейбусы, и автобусы проваливаются. То, куда провалился в сентябре около Речного вокзала автобус – скорее естественная, чем искусственная каверна. Под городом существует целая сеть пустот. Самара расположена очень интересно, в достаточно уникальном месте с исторической точки зрения. Все это время под Самарой в прямом смысле слова происходили разные процессы: грунтовые воды меняли архитектонику, образуя каверны и пустоты. Баланс постоянно происходит: почва оседает. Естественно, нарушается и сама основа города, та площадь, на которую он опирается. Постепенно в разных местах Самары происходят провалы. <
- Какой части города больше всего грозят провалы? Власти что-то предпринимают для изменения ситуации?
- К сожалению, мы не в полной мере владеем информацией о потенциальных угрозах. Власти – вряд ли тоже располагают сколь либо серьезной информацией. Этим должен заниматься архитектурно-проектный отдел мэрии. Но, по моим данным, информация о состоянии грунта собирается сегодня только в районах строительства новых домов и торговых центров. В районе старых объектов, к сожалению, таких изучений происходит мало. Нет финансирования. Положение трудное и безрадостное. Ведь никто не застрахован, не дай Бог, что под землю начнет проваливаться многоэтажный дом. Такие случаи были уже в Москве и Санкт-Петербурге, где многоэтажки рушились после того, как их фундамент подтачивали подземные реки и грунтовые воды.
- В Самаре есть подземные объекты, существование которых может принести вред городу?
- Конечно. Это очень многие подземные военные объекты. Они сейчас находятся на полуконсервации. Это значит, что они – закрыты для посещения. А на деле: входы в них заложены бетонными плитами, заварены. Сами эти подземелья (чаще всего – бомбоубежища службы Гражданской Обороны) находятся в полуразрушенном состоянии, что не несет ничего хорошего. Не изучается подземный состав города, те места, где раньше были известняковые платформы. А ведь известняковые платформы со временем стачиваются проточными, сточными водами. Никто не знает, – что и где завтра провалится. Подземелья, которые находятся под городом, это объекты оборонной важности. Исследуя их, надо быть очень осторожным. Залезая в какой-то объект, можно ненароком нарушить и какую-то связь телефонную, и задохнуться газом.
Почти все военные самарские подземные объекты можно назвать военными с натяжкой. 90 процентов из них – бомбоубежища, построенные в конце 40—50-х годов прошлого века. Из современных объектов к подобным относятся линии самарского метро. К счастью, за состоянием подземных коммуникаций метро проводится очень серьезный и дорогостоящий контроль. Это радует. Чего не скажешь о бомбоубежищах образца 50-х годов.
-Периодически самарскую прессу потрясают сообщения об открытии «тайны века» – подземного тоннеля под Волгой, который ведет в село Рождествено.
- Такого тоннеля не существует. Построить такой же тоннель – все равно, что построить две плотины Волжской ГЭС. Такой бы тоннель спрятать было бы просто невозможно – входы, выходы, вентиляционные шахты. К сожалению, это байки.
- Чем Вас привлекает диггерство?
- Привлекает романтика неизведанного. Каждый раз, идя в новый «объект», ожидаешь увидеть что-нибудь такое, чего до тебя не видел никто. Или то, что уже давным-давно забыто. То, что ты увидишь, может показаться для тебя приятной неожиданностью, более чем ты ожидал.
-Какой подземный объект произвел на Вас наибольшее впечатление?
- Более всего меня потряс объект военного значения, расположенный недалеко от поселка Управленческий. Сегодня его помещения занимает АО «Холод». Это наш знаменитый «холодильник». Строился он как стратегический объект оборонного значения. Там должны были храниться продукты питания для 20-ти тысяч человек. Объем холодильника предусматривал, что 20 тысяч самарцев смогут прожить внутри этого убежища без выхода наружу течении 5 лет. Абсолютно автономно. Титаническая совершенно работа. «Холодильник» конструктивно: бывшая промышленная штольня по разработке известняка. В скале были прорублены штольни. Позднее они были специальным образом обработаны, в скалу установили мощнейшие холодильные агрегаты. Объект настолько огромен, что в него может спокойно загоняться целый железнодорожный состав. Размер убежища колоссален: представьте несколько десятков помещений размером как Дворец Спорта. По приблизительным оценкам можно сказать, что общая длина ходов в «холодильнике» около десяти (!) километров.
Большинство жителей города и области не знает, что находится у них под ногами. Все военные объекты строились в короткие сроки в послевоенное время. На их строительстве активно использовался труд заключенных. Это были объекты гражданской обороны. Наиболее массивные из них – бомбоубежища, главная задача которых была уберечь население, военную, материальную и подвижную силу в случае ядерной бомбардировки, от биологической или бактериологической атаки. Все такие убежища различаются по степени защиты: по заглубленности в землю, по размерам. Такие объекты могут быть разного значения: это могут быть узлы связи, просто бомбоубежища, командные пункты, различные склады.
Какие качества необходимы диггеру?
- В первую очередь: профессиональная подготовка. Перед экспедицией надо просмотреть не одну книгу, составить не один план будущего путешествия. К сожалению, нам трудно получить от мэрии, районных администраций, служб Водоканала, Теплосетей и Гражданской обороны схемы подземных коммуникаций. Поэтому приходится сейчас по крупицам самостоятельно составлять карту «подземной Самары». Конечно же: диггер вряд ли станет искать что-то в колодце теплосети. Но знать, где проходят теплотрассы необходимо. Ведь в старой части города нередки были случаи, когда подземные ходы, сделанные в позапрошлом веке и даже ранее, пересекались с современными магистралями теплотрасс, водоканала и телефонной связи. Диггер должен быть хорошим исследователем. Это – главное. Чтобы своими исследованиями не навредить, а наоборот – принести пользу. Конечно, нужно и специальное оборудование. Каска, набор фонариком (под землей нельзя рассчитывать на один единственный фонарь), аптечка, запас питания, рация, теплый комбинезон, теплые носки, прочная и легкая обувь, перчатки – это минимальный набор современного диггера. В некоторых случаях в работе приходится использовать и альпинистское снаряжение.
Диггером нужно родиться. Диггеры по сути своей – одиночки. Время от времени они собираются для исследований в определенные команды. У меня есть такая команда. В ней 5 исследователей. Но диггер в этой команде я один. Остальные – альпинисты, спасатели, археологи, уфологи. Наша команда изучала аномальные зоны на территории Самарской области и России. Команда существует до сих пор, и называется «Авеста». Благодаря «Авесте» я познакомился с самарскими спелеологами и более плотно занялся диггерством, изучением искусственных объектов. В Самаре не очень много диггеров. Профессионально, по-моему, этим вообще никто не занимается. В основном – это любители, время от времени организующие «погружения под землю». Тут хочу сказать, что на мой взгляд, у любого диггера, будь он профи или любитель, не должно быть бравады и риска. Нужно тщательно готовиться к любой экспедиции, чтобы избежать ЧП даже в принципе. Хотя ситуации разные бывают.
-Что еще полезного, кроме предупреждения о возможных чрезвычайных ситуациях делают для Самары диггеры?
- Мы изучаем особенности строительства нашего города через историю архитектурных объектов. Как часть исследований – изучение подземной Самары. Под землей историк, краевед может почерпнуть немало для своих исследований. Ведь многие объекты ранее строились за пределами Самары, или в определенной части города. Нужно изучать и военное дело, и фортификацию, чтобы знать – где, какие объекты размещались. Для чего и почему они размещались именно там? Ну, и конечно, подземные экспедиции радуют нас находками: предметами быта, останками старинных механизмов и прочими теперь уже музейными редкостями.
- Какая часть Самары более изучена? Центр или Безымянка?
- Ни та, и не другая. Пока увы, не существует карты подземной Самары. Если сравнивать, насколько богаты подземными объектами центр города и его окраины, можно сказать, что в центре Самары расположены подземные объекты, построенные в 18-19 веках, и ранее. А окраины – сплошь в подземных бомбоубежищах образца 40-50-х годов прошлого века. Интереснее, конечно, исследовать старинные подземелья. Но и объекты гражданской обороны, многие из которых, повторюсь, сейчас полузаброшены, представляют интерес. Здесь надо уточнить: настоящий диггер путешествует с исследовательской целью. Поэтому интерес к заброшенным подземным объектам вполне оправдан: надо знать, в каком состоянии находятся объекты, чтобы избежать каких-то неприятных ситуаций. Ведь, грунтовые воды, попав в заброшенное бомбоубежище в подвале жилого дома, могут за несколько лет разрушить фундамент здания, и привести к обрушению.
- Борис Борисович, сегодня среди молодежи немало любителей экстрима. Известно, что молодые экстремалы любят путешествовать по природным подземным объектам. В частности: особой популярностью пользуются походы в пещеру братьев Греве. Опасно ли это?
- Пещера братьев Греве издавна привлекала к себе любителей экстрима. Сейчас попасть туда трудновато. Но, при желании – возможно. Не советую самостоятельно заниматься сложными диггерскими экспедициями. Даже если вы идете на исследование не один, существует опасность чрезвычайной ситуации. Вспомним трагическую историю 99 года, когда в пещере братьев Греве погибли не только пришедшие туда для развлечений студенты, но и спасатели, пытавшиеся разыскать молодых «любителей экстрима». Это очень больная история не только для диггеров, но и для спелеологов, для спасателей, для врачей Центра медицины катастроф, для всех людей, связанных с безопасностью города. Чья-то подлость, ибо в штольнях неизвестные люди развели тогда костер, используя в качестве дров деревянные крепи (они есть практически в каждой штольне). Люди не знали, что такие крепи пропитывают креазотом, чтобы защитить дерево от впитывания влаги. Креозот – сильнейший яд. Крепи были подожжены в десяти-пятнадцати местах. Крепи из пропитанного креозотом дерева, начали выделять при сгорании едкий ядовитый газ. Возникло задымление штолен, в результате – трагически погибли люди. По оценкам пожарных специалистов, люди – парень и три девушки, не сумели просто вовремя выйти из полосы задымления. Это были любознательные ребята, пришедшие туда провести исследования из собственной любознательности. И чья-то подлость их погубила. На поиски исчезнувших ребят отправились три спасателя-общественника. И тоже, к несчастью, погибли.
- Борис Борисович! Перспективно ли диггерство?
- Не только перспективно, но и необходимо! Главное – грамотно изучать подземные объекты, не принося вред. И тогда каждая исследовательская экспедиция принесет не только радость от открытия непознанного, но и обогатит вас незабываемыми зрительными ощущениями. Ведь подземелья – не только сумрак и тишина. Это и замечательные подземные речки, и необыкновенные по красоте скальные гроты. Особенно это касается подземных ходов, расположенных в горных массивах на территории нашей губернии. Учитесь познавать окружающий мир, изучайте неизведанное, ведь в Самаре столько удивительного!
Весь материал читать по ссылке oldnews.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=10&d=24&r=1&n=32281