ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Байк и около него
  • Автор
  • Сообщение
bichkov

ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-19 15:58

* * *

Интенсивная добыча песков строительных с плотным расположением месторождений может таить в себе много опасностей по неожиданному изменению русла р. Волги, ее фарватора, глубинности. Весной в паводок усиливается течение р. Волги, до строительства Волжской ГЭС им. Ленина, она вообще превращалась в стремительную реку, вода поднималась на 10-15 м. В паводок (в мае) река перекатывала миллионы тонн песка, галек и камня, перемывала острова, намывала косы, меняла свое русло и русла проток и притоков.
В первой половине XIX века происходит намыв песка в 15 верстах выше г. Самары известный впоследствии как Аннаевская коса: приверх его (верхняя оконечность) у Коптева оврага, «ухвостье» (нижняя по течению Волги) - в районе Студеного оврага (9,10). Причина происхождения Аннаевской косы неизвестна, правда, было замечено, что основанием волжских кос и островов нередко становились затонувшие суда. Приблизительно через 10 лет этот намыв песка спустился уже к Барбошиной (Фрунзе) Поляне (10 верст от Самары), через 20 лет (к 1880 г.) - он дошел до Аннаевской дачи (район 7-8 просеки поляны Фрунзе). Одновременно в 1860 г. у правого берега Волги, в 8 верстах выше Самары появляется мель, впоследствии известная как остров Голодный, который к концу 1880 годов имел до 2-х верст в длину и 1 версту в ширину, стесняя течение р. Волги и отклоняя его к левому (самарскому) берегу. С каждым половодьем это отклоненное течение стало усиленно резать приверх Аннаевского острова. К началу ХХ века Аннаевская коса значительно расширилась, но еще оставила место для судоходства у городских причалов, спустилась вниз до трубочного завода (в советский период - завод Масленникова): в среднем коса продвигалась к городу на 150 м в год (10). На карте 1907 г. аннаевские пески полностью соединились с левобережьем р. Волги в районе первой просеки и стали использоваться при строительстве, в том числе Семейкинского шоссе. В 1917 г. разрабатывались планы прорытия канала, в 1923 г. высота наносных Аннаевских песков составляла 13 метров, в 1926 г. случился небывало высокий уровень паводковых вод, в результате чего Волга смыла эти «горки» до 4 м над горизонтом вод, зато Аннаевская коса продвинулась к городу сразу на 700 м, почти достигнув Жигулевского пивоваренного завода, одновременно произошел сильный занос устья р. Самары волжским песком. Окончательно Аннаевская коса была побеждена с постройкой Саратовской ГЭС (1960 годы). Отчасти косу затопило, отчасти изменившиеся потоки ее размыли


* * *

Дело в том, что до середины XVII в. Самара впадала в Волгу основным своим руслом на 20-25 км ниже современного устья, напротив возникших в XVII в. деревень Ермакове и Кольцове. Значительно выше от основного русла Самары отделялся небольшой рукав и впадал в Волгу, фактически совпадая с современным течением реки. Тогдашнее русло самой Волги напротив нынешнего города было смещено западнее и проходило там, где сейчас расположено село Рождествено.

Местность между старым руслом Самары, ее рукавом и Волгой почти вся заливалась в половодье, была занята лесами и лугами, труднодоступна для кочевников и являлась надежным укрытием для многочисленных казачьих ватаг. В "Самарском урочище" стояли и временные летние отряды русских войск, охранявшие волжский путь. В старом устье Самары существовала пристань с зимовьем, где останавливались экипажи судов, которые не успевали до морозов пройти устье Самары и здесь вмерзали в лед. О существовании пристани и поселения свидетельствуют старинные карты и портоланы западноевропейцев, относящиеся к XIV-ХV вв.

По всей видимости, при впадении в Волгу основного русла Самары и предполагалось возвести Самарскую крепость. В таком случае ее гарнизону было бы сравнительно нетрудно наблюдать и охранять передвижение судов по Волге, стать перевалочным пунктом для торгового потока, перекрывать дорогу казачьим отрядам.

И все же Засекин - неизвестно, наперекор ли первоначальному проекту или согласуясь с ним, - начал строить город в совершенно неожиданном месте (некоторые очевидцы называли его горой) на правом берегу реки Самары, где она разделялась на два рукава, за пределами "Самарского урочища". Воеводы решили не прятать крепость за протоками и озерами, а поставить ее на самом видном месте, откуда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевых орд и полностью перекрывал дорогу (по обоим самарским рукавам) на волжские просторы.
1600 - 1700 года

Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склону Сокольих гор. Результатом такого изменения стало образование протоки между Волгой и Самарой "Самарской перебоины". Таким образом Волга подошла вплотную к Самаре. Новое русло Волги позволило расположить пристань непосредственно у крепости.
Остатки ногайских татары были уничтожены в 1632 г. кочевыми калмыками, ставшими новой реальной угрозой для города. В 1639 г. калмыцкие отряды численностью в 10 000 человек подошли вплотную к Самаре и осадили крепость. Сочно была направлена помощь из Казани. Крепость отстояли. А в 1644 г. Самарцы отправились в военный поход и наголову разбили калмыков.

Обострение обстановки в 1639 - 1644 г. привело к тому, что крепость стали дополнительно расширять и укреплять полевую оборону.

После разгрома калмыки обратились к царю с челобитною, с просьбой разрешить им торговать в поволжских крепостях. Просьба была удовлетворена, с условием: "К которым городам придут с торгом и в тех городах воеводам учинить за городом надолбы, и велеть торговать за надолбы с великим бережением". В качестве дополнительных укреплений были использованы два оврага идущих от берегов рек Волги и Самары под прямым углом, соединённых глубоким рвом и насыпью, с основанием дополнительных сторожевых башен и надолбов. (район ул. Ленинградской).

К 1670 г. численность мужского населения в Самаре составила 700 человек.

В 1670 г. перед приходом отрядов Степана Разина в Самаре начинается восстание. Гарнизон крепости был перебит, а воеводу утопили в Волге. В конце августа 1670 г. Самарцы восторженно встретили передовые суда Степана Разина. Самарские жители подарили разинцам две пушки и две бочки пороха. Основные силы Разина (порядка 20 000 человек) решили сократить путь от Саратова до Симбирска, поэтому прошли мимо Самары, через Переволоки - прямо на Симбирск.

После неудачной осады Симбирска Разин отошёл на Дон. Но был схвачен и 6 июня 1671 года казнён в Москве. Народный гнев вновь вспыхнул с новой силой и через три дня ночью 9 июня 1671 года. Отряд под предводительством Фёдора Шелудека вновь напал на Симбирск. Потерпев неудачу атаман Шелудяк вернулся в Самару, подписав с воеводой Симбирска договор об условиях перемирия.

Война и восстания продолжались до 1682 г. В это время Самара подверглась нападению башкир, они захватили "полон" - много людей и скота. Воевода Нестеров поднял гарнизон, догнал башкиров и отбил "полон" и скот. Город вновь стал укрепляться.

Аватара пользователя
Сообщения: 6648
Зарегистрирован: 2009-июл-10 19:29
Байк: Старт Шоссе-Карбон.
Реальное имя: Александр 52
Стиль катания: под музыку и без остановок желательно.
Откуда: Samara

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение alexandr56 » 2015-авг-19 17:54

Чего то, Владимир, ты сегодня скромно текст выложил. Я даже конец увидел. Хотя, каюсь, и не читал.
_________________
Фотки на яндексе. Многие ничего....
http://fotki.yandex.ru/users/stalnov-al ... ncrnd=9484

Аватара пользователя
Сообщения: 9438
Зарегистрирован: 2007-апр-09 14:17
Реальное имя: Дима
Откуда: Самара

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение Verholazzz » 2015-авг-19 20:11

alexandr56 писал(а):Чего то, Владимир, ты сегодня скромно текст выложил.
Может приболел.
_________________
весна придет и даст отмашку
взгогочет гусь вструбит олень
журавль вскурлычет рысь взмяучит
всхохочет филин мышь вспищит

Сообщения: 422
Зарегистрирован: 2011-дек-01 21:09
Реальное имя: Владимир
Откуда: Тольятти

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение ВЛАДИМИР5 » 2015-авг-20 10:03

Интересно. Спасибо).
_________________
По пешеходному переходу -пешком!!!
Велосипед на тёмной дороге должен светиться как новогодняя ёлка!
Не оставляйте велосипед без присмотра, чем бы он ни был пристёгнут.

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-20 10:17

alexandr56 писал(а):Чего то, Владимир, ты сегодня скромно текст выложил. Я даже конец увидел. Хотя, каюсь, и не читал.
Ну и нет ничего страшного... почитай про орехи луче. Если что, :bayan:-ист Дмитрий тебе расскажет о чем суть и даже про мальчонку с развивающимися волосами и черепом.

А про "конец" - это ты хорошо сказал... хоть это была и не эротика.. ниче-бывает. :facepalm:
__________________________________________________
"Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: «Ах, Америка — это страна, там гуляют и пьют без закуски». Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать."
Последний раз редактировалось bichkov 2015-авг-20 10:25, всего редактировалось 2 раза.

Сообщения: 1489
Зарегистрирован: 2006-авг-22 15:15
Байк: Author kinetic
Реальное имя: Алексей Томин
Стиль катания: Вперёд
Способ связи: +7-9272-654-645
Откуда: Самара

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение alxt » 2015-авг-20 10:23

bichkov писал(а):Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склону Сокольих гор. Результатом такого изменения стало образование протоки между Волгой и Самарой "Самарской перебоины".
Читал, что не промыло, а прокопали. Хотя версия "само" выглядит более правдоподобной...
_________________
Алексей.

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-24 11:16

* * *
В XVII – XVIII веках побережье реки Самары активно осваивалось лишь усилиями Спасского женского монастыря (закрыт в 1876 году) и Спасо-Преображенского мужского монастыря (вплоть до его ликвидации в конце XVIII века). Здесь располагались монастырские дачи, пожни и огороды, а земля за Самаркой принадлежала воеводам и сдавались в аренду всем желающим. К началу XIX века река Самара приобретает важное стратегическое значение.

Реку пересекали солевозный тракт и Оренбургская дорога (Уральский тракт) через плашкоутный и другие временные мосты. Через Самарку переправляли скот и пшеницу из южных губерний и уездов к бойням, местным амбарам и пристаням. Побережье реки, помимо амбаров, занимали кожевенные, салотопенные, мыловаренные, гончарные, кирпичные, чугунно-литейные и механические заводы. Началось строительство дач и разбивка садов купечества средней руки. Путем самозахвата земли пришлыми крестьянами, босяками и мелкими торговцами образуются сначала сезонные поселки в Засамарской слободе и поселке Новый Оренбург (поселок имени Шмидта) на время весны и лета. Позже поселки становятся постоянными (но бесквартальными), а их жители занимаются в основном «переправным» промыслом, работают при амбарах, на заводах, а также элеваторе, строительство которого закончилось в 1916 году. Возводятся церкви, начинает работать водопровод. В связи с массовым притоком населения на берега реки Самары, власти в целях обеспечения безопасности новых жителей были вынуждены даже перенести военные стрельбища, лагеря и казармы к полустанку Безымянка. К 1884 году закончилось строительство старой бухты, в 1888 году была проведена ветка Самаро-Златоустовской железной дороги по берегу реки Самары с дамбой к хлебным пристаням, а к 1904 году был построен железнодорожный мост.

Река Самара, впадая в Волгу, образует длинный песчаный мыс, который и назывался коса. Сначала здесь располагались конторы-пристани самарских купцов Константинова и Полетаева, которые занимались грузоперевозками. Небольшая пристань на косе и суда потомственного почетного гражданина города И. В. Константинова «Четыре брата», «Оренбург», «Манифест» и «Гений» были хорошо известны местным старожилам.
Позже земля полностью перешла городу и сдавалась в аренду нефтяным магнатам и крупным компаниям Нобель, Каспийскому товариществу, Товариществу «Мазут», Товариществу Асудулаева под нефтеналивные баки и краны. Конторы, квартиры служащих и караульщиков нефтяных фирм образовали небольшой поселок, поросший осокорями и тополями. Рядом располагались лавки крупнейших торговцев смолой и дегтем Жукова, Иванова, Лашманова, Студенцова и Шубнякова.
Здесь же на косе находился щепной ряд по продаже посуды и хозяйственных товаров из дерева (наиболее крупные лавки – Батнова, Казанцева, Маролина, Миронова), конская ярмарка и чайные для крючников и босяков по розливу чая и спиртного (белого чая).
В 1915 году по данным Адрес-календаря Самарской губернии на косе числились крупные чайные Егорова, Кузьмина, Петрова, Чилякова, Юрина.
Часто при весенних разливах реки Самары вся коса, молы бухт и даже улицы в Первой части Самары затапливались.
Жители передвигались на лодках, а железнодорожные составы, казалось, шли по воде на моле Новый бухты.

Пробоина (Перебоина)

До 1839 года коса отсутствовала, представляя собой остров, омываемый со всех сторон реками Самарой и Волгой. Это место, между островом и городским берегом, где позже появилась коса и была проложена железнодорожная линия, называлось Пробоиной.
П. В. Алабин писал: «Жители сего города довольствуются водой из рек Самары, Волги и Самарской перебоины, которая для употребления людям и скоту здорова». Название «Пробоина» сохранилось до конца XIX века, хотя самой водной Пробоины уже и не было. Именно на Пробоине проходили конские ярмарки.

Мельницы Башкировых и Соколовых

Комплекс зданий мельницы коммерции советника и почетного гражданина города Н. Е. Башкирова построен по проекту архитектора А. А. Щербачева в 1889 году. К началу XX века это была крупнейшая паровая мельница в Самаре.
Напротив мельницы Башкировых в 1906 году была построена шестиэтажная паровая мельница Соколовых с двумя двигателями – паровым и электрическим мощностью 680 лошадиных сил. На мельнице работало 140 рабочих.
Здания мельниц Соколовых и Башкировых, выполненные в русском стиле (с некоторыми оговорками) из красного кирпича по улице Преображенской (Водников), представляют собой интересный ансамбль времен аграрного капитализма.
Мельницы по обе стороны улицы Преображенской как будто образуют своеобразные пропилеи, встречая гостей города, прибывающих в «зерновую столицу» через плашкоутный мост из далеких степей.

Вестовой колокол

На набережной реки Самары издревле находился вестовой колокол. Сначала он был вывешен в одной из крепостных башен, позже установлен в маленькой Никольской церкви на берегу Самары у домов Журавлевых. К середине XIX века он хоть и был перенесен в Казанский собор, но место у берега реки долгое время называлось «Колоколом». Горожане так и говорили «у колокола», «за колоколом» и т. д.


Амбары

От Вознесенского спуска и почти до Новой бухты располагались хлебные амбары, которых насчитывалось от 150 до 250 в разное время.
И. П. Новиков в очерке «Нынешняя Самара» в 1889 году писал: «По берегу реки можно увидеть цепь громадных амбаров. Во время зимнего подвоза, хлеб прямо с возов насыпается сверху в эти амбары и сохраняется здесь до начала весенней погрузки на баржи. Каждый амбар вмещает от 80 до 100 тысяч пудов хлеба.
У берега находятся пристани, главное удобство которых, состоит в том, что река Самара в среднем выводе вскрывается на 2 – 3 дня раньше Волги. Поэтому погрузка зерна в баржи проходит раньше, чем на других волжских пристанях. Тем самым груженые баржи могут быть выведены на Волгу тотчас по окончании ледохода и прийти прежде всех на Рыбинские биржи, получив за первые грузы самую высокую цену. Как только по Самарке прошел крупный лед, по всей пристани начинается усиленная работа по погрузке хлеба. Из амбаров зерно подается на веялки, затем насыпается в мешки и грузится на баржи. Работа производится лихорадочно и занимает тысячи рабочих, которые стекаются из сел ко времени погрузки нередко даже из верховых губерний».
Каждый урожайный год в Самару гужевым транспортом поступало 12 миллионов пудов зерна, 9 миллионов отправлялось баржами на волжские биржи, до 2 миллионов уходило железной дорогой, остальное держалось в частных амбарах.

Палачев овраг и Вшивый рынок («Вшивый толчок»)

И. П. Новиков отмечал: «Население, которое работает при амбарах, живет почти на открытом воздухе вверх по реке Самарке у ее отмелей, на Полицейской площади у Палачева оврага (здесь кода-то жил городской палач) и у Вшивого толчка.
На Вшивом базаре мы можем увидеть грязные с громкими вывесками кабачки и лавчонки с неприхотливым товаром. Когда погрузка хлеба падает на праздник Пасхи, площадь занята народом, толпящимся около балаганов и каруселей, что представляет особенно живую и поучительную картину. Среди Полицейской площади на Вшивом рынке ставят на праздник огромный деревянный крест – знак того, что бесприютный рабочий люд не совсем позабыт своими старшими и богатыми братьями».

Элеватор

Работы по строительству элеватора, насосной башни, силовой станции и зданий обслуживающего персонала по общему проекту инженера В. Г. Петрова начались в 1912 году, шли четыре года и были закончены в 1916 году. Общие затраты на строительство – почти три миллиона рублей. Место на реке Самаре было выбрано в связи с близостью к железной дороге и хлебным пристаням. Основная задача элеватора – хранение зерна до трех с половиной миллионов пудов и удержание его при падении цены на хлеб.
Элеватор позволял активно влиять на состояние и ценообразование зернового рынка Империи. Самый большой элеватор в Европе на 1916 год.
Основное здание элеватора имеет некоторые черты неоклассицизма.

Старая бухта

Создание бухты и затона на реке Самаре всегда было актуальным, но тяжело решаемым вопросом. Бухта была крайне необходима для стоянки и зимовки нефтяных и казенных барж, частных судов. Еще в 1891 году этот вопрос был поднят губернатором Свербеевым и городским головой Неклютиным. К 1893 году бухта была построена по проекту инженера Штукенберга силами босяков, участвовавших в общественных работах в связи с голодом начала 1890-х годов. Однако затон оказался совершенно не приспособленным к зимней стоянке судов, бухта то заносилась песком, то баржи уносило с причала в сторону Волги. В 1895 году 15 барж затонуло. Вскоре старая бухта и вовсе была заброшена, загрязнена сточными водами, мусором и обмелела.

Новая бухта

Строительство новой бухты началось сразу после окончания строительства старой и велось без малого двадцать с лишним лет. В 1907 году бухта начала свою работу, но не в полную силу. К 1914 году бухта была передана в распоряжение Казанского округа путей сообщения, располагала хорошими пристанями, железнодорожной веткой по молу, землечерпательными машинами для очистки дна.
Огромный Сенной остров, находившийся на Самарке, исчез благодаря работам по устройству мола Новой бухты.

Поселки начали формироваться из пришлых торговцев уже в 70-х г. г. XIX века.
Сразу за переездом находился поселок Кавказ, который первое время составляли жилые, административные и складские здания пароходного общества «Кавказ и Меркурий».
В 80-х г. г. XIX века, по сведениям К. П. Головкина, здесь на Безымянном овраге располагался пивоваренный завод Иосифа Викентьевича Питца. Завод сгорел, но хоть и был отстроен заново, дела у Питца так и не наладились. В конце XIX века в поселках располагались пивные склады наследников Александрова, кирпичные заводы Жукова и Сапрыкина, мыловаренные заводы Гребежова и Уласова, а также городские скотобойни.
В справочнике «Вся Самара за 1925 год» эти поселки упоминаются как «За-панским переездом» с улицами без квартальной разбивки: Московская, Ряжская, Первый переулок, Кузнецов переулок, Гребежов переулок, Уласовский переулок (в честь мыловаров), Ново-Вокзальная, Старо-Панская, Сызранская, Ново-Панская, Ташкентская, Федоровская, Карьерная, Цыганская, Набережная и Линейная.

Надолбный (отмель у Запанского)

Надолбным местом называли отмель реки Самары у поселка за Панским переездом. П. В. Алабин писал: «…Жителям указанной местности при пожаре некуда будет выносить свое имущество, ибо прежде они пользовались для этой цели песчаной отмелью реки Самары, называемой «Надолбным», а теперь по проведению в таком виде железной дороги и ветки проникнуть на эту отмель делается невозможным».

Валы, стрельбища, каменоломни

После поселка за Панским переездом начинались стрельбища с валами. В 60 – 80–е годы XIX века это было совсем безлюдное место, невдалеке от которого находились городские каменоломни. В конце 80-х годов каменоломни ненадолго перешли в руки купца Шальнова, а в начале 90-х годов XIX века были закрыты.
По сообщениям К. П. Головкина, городские мальчишки обыкновенно бегали туда «рыть пули», но потом поставили караул и сдавали добычу пуль с подряда. После самовольного заселения берега Самарки пребывание стрельбищ там стало опасным для жителей, да и новые дальнобойные винтовки требовали большой дистанции, а потому, по данным Головкина, они были перенесены к полустанку Безымянка на Поду. Земля же валов была увезена одним из подрядчиков железной дороги для прокладки и расширения железнодорожных путей у станции Самара.

Поселки «Новый Оренбург» и «Ветряные мельницы»

После ликвидации каменоломен и стрельбищ за Панским переездом выросли безквартальные поселки Новый Оренбург и Ветряные мельницы. В поселке Новый Оренбург к 1925 году упоминаются улицы: Церковная, Овражно-Днепровская, Владимирская, Козловская, Набережная, Полевая, Ярославская, Московская.
В районе поселка Новый оренбург упоминаются озеро Тепленькое и овраг Горячий ключ.
Поселок возник путем самозахвата земли переселенцами из села в город и, также как Запанское, являлся бесквартальным. Большой популярностью в поселке пользовались торговые бани Кузина. Промышленные же предприятия находились в основном в поселке Ветряные мельницы. Сначала здесь работали небольшие ветряные мельницы, а позже открылись мыловаренные заводы Кузнецова и Гореловых, чугунно-литейные и механические Зуева, Молчанова, Усаченко, Шавыргина, овчинная фабрика Сидоровых, кирпичные заводы Городского общественного управления, а также купцов Ильина, Сапункова и два завода Летягиных. Устройство здесь городского и частных кирпичных заводов сделало возможным проведение водопровода в поселки. Заслуженное уважение вызывал старейший в Самаре канатно-веревочный завод купца, члена городской Думы и Управы, смотрителя Покровского сада М. Я. Попова. К началу XX века поселок Ветряные мельницы вошел в состав поселка Новый Оренбург.

Жителям нового поселка – поселка Новый Оренбург приходилось слишком далеко ходить в церковь (в Петропавловскую). Но трагедия, случившаяся недалеко от поселка подарила жителям свою церковь. В 1908 году на охоте недалеко от поселка погиб молодой Михаил Александрович Сурошников от пули случайно разрядившегося ружья. В 1908 году для жителей поселка Новый Оренбург на месте гибели Михаила братьями Сурошниковыми был построена деревянная на каменном фундаменте церковь, освященная во имя Архистратига Божия Михаила.
В 1915 году на месте деревянной церкви Василием Сурошниковым был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1915 г. новый храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Освящение произвел экзарх Грузии архиепископ Питирим, прибывший накануне в Самару, в сослужении с Михаилом, епископом Самарским и Ставропольским. Один из приделов был освящен во имя Архистратига Михаила, другой во имя Василия Исповедника.

Колесников овраг. Гончарный завод Э. К. Баара. Провалы

В районе бывших каменоломен начинался Колесников овраг.
К. П. Головкин отмечал: «Овраг имел направление с севера на юг в длину от начала до впадения в реку Самарку на три версты. Вершина оврага находилась на высоте 50 – 60 сажен над 0 уровнем реки Волги. С давних пор средняя часть оврага служила местом свалки нечистот со всего города, заражая зловонием окрестности. Представляя собой угрозу городу, как очаг заразы, он вызывает всегда беспокойство, заставляя думать о необходимости уничтожить эту клоаку.
Однажды даже было сделано предложение залить этот овраг нефтью и зажечь, но боязнь смрада, долгого горения навоза и пожара не дала возможности применить это средство.
Название свое Колесников овраг получил оттого, что когда-то местные колесники возили туда готовые колеса, там варили на кострах смолу и смолили их, так как в городе во избежание пожаров делать это было запрещено».
В верхней части оврага было небольшое озеро, около которого расположился гончарно-изразцовый завод Эрнеста Карловича Баара. В 1898 году сроком на 36 лет Баар взял в аренду 360 кв. сажен земли под свой завод по изготовлению гончарной посуды, изразцов и терракоты. Кроме того, здесь добывалась лепная глина для скульптурных работ серовато-зеленоватого цвета. Во время Советской власти завод был национализирован. Сам Баар подвергся нападению грабителей, был разорен и умер. Позже завод был расхищен.
Рядом с оврагом находились кирпичные заводы Новокрещенова и Родионова.
Между Колесниковым оврагом и фруктовыми садами на восток от города находилась местность, которая изобиловала провалами. В древнее время это место обыватели называли «провалы», «пропасти», «воронки». Некоторые из этих ям имели довольно значительную глубину, были велики в диаметре, края их были покрыты зарослями мелкого кустарника. Ходили легенды и поверья, что в некоторых из них и «дна не достать». Позже ямы были завалены мелким щебнем и отбросом. Происхождение этих ям естественное, продукт вымывания глубоких известняковых слоев подпочвенными водами.
Есть предположение, что улица Ямская и местность Ямы у Мещанского поселка (у современного поселка Братьев Кузнецовых) назывались так благодаря памяти местных жителей об этих Провалах.

Под

За поселком Новый Оренбург и фруктовыми садами раскинулся Под. Это обширное ровное, гладкое плато, лежащее на северо-востоке от Самары. Границами его являются с востока река Самарка, с юга и востока фруктовые сады и Томашев колок, а с севера поселок Зубчаниновка. На Поду были расположены полустанок Безымянка, а также стрельбище и артиллерийский полигон, перенесенные из поселка Новый Оренбург.
По Поду проходила поселочная Смышляевская дорога, «обсаженная со всех сторон березами» – бывший Оренбургский тракт.
«Под» был разделен на участки, которые периодически засеивались хлебами и бахчами по двенадцатипольной системе, расписание которой было помещено на «Плане городской дачи за 1898 год». Название «Под» тождественно с подом печей, то есть гладкий и ровный как пол печи. К. П. Головкин так описывал «Под»: «Отдыхающие от посевов участки земли были покрыты бурьяном, летом выгорали от солнца, вытаптывались пасущимися здесь городскими стадами коров, и, в общем, имели вид блеклой пыльной степи. Как сенокосные угодья – весьма плохи».
Рядом с Подом упоминаются Салмановские пожни, Максимовский юрт, Панская лука, Струков мост.
На разъезде Безымянка стоял кирпичный завод Маштакова, известного до сих пор благодаря своему деревянному дому на Самарской площади.

Струков мост

Для переезда через реку Самарку в районе Пода в местности Панская лука по Черновской дороге был устроен деревянный мост, который носил название Струков мост. Название этого произошло якобы из-за того, что в начале XIX века здесь проходил Илецкий солевозный тракт, по которому начальником Соляного управления Г. Н. Струковым была организована перевозка соли.

Плашкоутный мост

Первый плашкоутный (понтонный) мост через реку Самару был построен в 1859 году шириной в 4 сажени с 2 проездами. Относительно старого плашкоутного моста, по данным К. П. Головкина, старожилы вспоминали, что при въезде на него обоза, с одного конца он погружался в воду, а с другого приподнимался, «потому переправа проходила всегда с бранью и криками». Пропускная способность моста была крайне низкой. Крестьянам, чтобы пересечь его, приходилось ждать сутки или более.
В 1878 году на средства самарского земства был построен новый плашкоутный мост 6 сажен шириной с 4 проездами по проекту архитектора и инженера Ляха Невинского.
Железнодорожный мост через реку Самару был построен в 1904 году.

Воеводские луга и Голодная грива (песчаная коса у лугов)

Воеводские луга всегда сдавались городом в аренду разным лицам. Как во времена самарских воевод, так и во времена городских голов. А Голодную гриву (косу с песком и щебнем) долгое время занимали салотопенные производства. Первые три завода с паровиками, котлами и чанами открыл Дмитрий Ефимович Растрепин. В 1867 году здесь же открыли производство и Шихобаловы.

Долгое время на Воеводских лугах располагалась мельница Светова, которую в 1882 году приобрело Товарищество (П. С. Субботина, А. Н. Шихобалова, Г. И. Курлина, М. Н. Шихобалова). Последним хозяином мельницы была потомственный почетный гражданин А. М. Неклютина.

Засамарская слобода

Возникла путем самозахвата и как другие поселки на реке Самаре была бесквартальной. На 1925 год имела основные улицы: Главная, Пристанская, Головановская, Кравцова, Около дамбы, Бобермановская, Набережная, Болотная, Сурошников двор, Банное озеро, Вырыпаевская, Новый постройки.

В Засамарской слободе на 1915 год находились лесопильные заводы Витман, Зуева, Петрова, Кузина, кирпичные заводы Шигарева и Вырыпаева, мыловаренный завод Плешанова, торгово-промышленное предприятие Немировского (аптека), гостиницы Доронина, мельница Сурошниковых, мельница торгового дома Бобермана (закрыта в 1910 году в связи с банкротством хозяина).
Здесь же была выстроена в 1898 году Кресто-Воздвиженская церковь. В 1907 году по данным газеты «Голос Самары» подрядчиком Бабушкиным проведен водопровод в слободу.

Кресто-Воздвиженская церковь в Засамарской слободе

О Кресто-Воздвиженской замечательно пишет исследователь доктор исторических наук В. Н. Курятников (Крестовоздвиженская церковь, об истории которой пойдет речь, была построена за рекой Самарой в конце XIX века). Ее прихожанами стали жители Засамарской слободы.

По Уральскому тракту, проходившему по Засамарской слободе, в Самару поступала основная масса зерна и скота. К концу XIX столетия за рекой Самарой работало «три паровых мельницы, три лесопильных завода, четыре салотопенных; там до 40 постоялых дворов, три булочных заведения, две гостиницы, две винных лавки, одна пивная и, наконец, там лесные пристани», - указывалось в одном из документов. В период наплыва сезонных рабочих, крестьян, привозивших на реализацию хлеб, но вынужденных по несколько дней жить в слободе, ее население резко возрастало.

Однако, несмотря на то, что территория, на которой селились жители за рекой Самарой, считалась с XVII века городской, в Засамарской слободе не было ни церкви, ни школы.
На отсутствие в слободе школы и храма обратил внимание и епископ Гурий (Буртасовский), управляющий Самарской епархией в 1892-1904 годах. Он вынашивал идею создания в Засамарской слободе храма и при нем церковной школы. Епископ Гурий писал: «С самого вступления моего на Самарскую епископскую кафедру, при обозрении г. Самары, я обратил особенное внимание на часть города, за рекою Самаркой, где нет ни храма, ни школы; между тем как часть эта довольно заселенная и по преимуществу ремесленно-промышленным людом, особенно нуждающимся, по своим житейским обстоятельствам, в духовно-нравственном воздействии и подкреплении со стороны церкви».
Засамарская слобода была ближайшим и старейшим пригородом города. Однако она не имела собственной церкви. «Население этой слободы почти все бедное, - сообщали в 1896 году «Самарские епархиальные ведомости», - Из домовладельцев многие сдают свои дома под постоялые дворы, а сами занимаются извозом. Возят по найму песок, камень, дрова, хлеб, выгружают из реки Самарки на берег сплавляемые сверху по Волге плоты строевого леса для лесоторговцев г. Самары, имеющих здесь лесные склады. В этой же слободе старается как-нибудь приютится бедный люд, ищущий себе заработка».
Религиозные потребности жители слободы удовлетворяли в храмах, расположенных на Хлебной площади. Многие из слобожан были прихожанами старейшей в Самаре Спасо-Преображенской церкви. «Довольно продолжительное время, - писали они губернатору, - не имея сообщений или имея таковые с большими затруднениями, слобода все время была лишена возможности удовлетворить самую насущную потребность, она не имела церкви». В 1894 году Самару посетил протоиерей Иоанн Кронштадтский. Преосвященнейший владыка Гурий после его отъезда обратился через печатные органы к жителям Самары и Самарской епархии с просьбой о сборе средств на сооружение храма в Засамарской слободе в память о посещении города Иоанном Кронштадтским.
«Консистория, - сообщали «Самарские епархиальные ведомости», – снабдила всех Градо-Самарских священников подписными листами, для записи денежных пожертвований на предполагавшийся храм, а для сбора мелких пожертвований – копейками были учреждены при градских приходских и монастырских церквах кружки, с надписью «на сооружение храма в за-Самарской слободе».
Проект церкви составил самарский епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский. Он же осуществлял и надзор за возведением церкви. «1896 года августа 8 дня, Я нижеподписавшийся Самарский Епархиальный Архитектор Хилинский, даю настоящую подписку в том, что принял на себя наблюдение с ответственностью в техническом отношении за правильность и прочность работ по постройке деревянной церкви в за Самарской Слободе», - сообщал он в Строительное отделение Самарского губернского правления. Т.к. место, выбранное под постройку, в период половодья затоплялось, церковь решили сооружать деревянную, на сваях.
13-го октября 1896 года было освящено место для постройки храма. Всего под него было отведено до 800 квадратных саженей. Часть земли была городской, а часть пожертвована самарским купцом Дмитрием Павловичем Новокрещеновым.
2-го июня 1897 года совершена закладка храма. Председателем комиссии по постройке храма был утвержден Дмитрий Павлович Новокрещенов. Иконостас для будущего храма заказан у мастера Сибирякова, а написание икон – у иконописца Белоусова.
Поражает воображение скорость возведения храма в Засамарской слободе. Не полных два месяца! 23 августа (того же 1897 года) строительная комиссия сообщила «Его Преосвященству о том, что храм вчерне постройкою окончен, что готовы и кресты для храма, просила благословения поднять оные». 7 сентября они были водружены на здании нового храма. На донесении об этом епископ Гурий написал: «Весьма рад!»
Вследствие того, что открытие самостоятельного прихода в Засамарской слободе задержалось, задержалось надолго и освящение храма, «почти на целый год». Засамарцы, ссылаясь на недостаток средств, отказались от сооружения причтовых домов при возведенной церкви. Вследствие этого не мог быть организован и самостоятельный приход.

Жители Засамарской слободы, по-видимому, были искусны в сокрытии своих доходов. Будущие прихожане Кресто-Воздвиженской церкви поставили в тупик епископа Гурия, который так и не смог разобраться, были ли они в основной массе состоятельными или нет? На одном рапорте он ставит резолюцию, в которой сказано: «Со своей стороны я нахожу необходимым в за-Самарской слободе иметь самостоятельный причт из священника и псаломщика, с жалованием от казны, в виду малочисленности и бедности прихожан». На другом докладе замечает: «Ссылаться на недостаток средств… они (за-Самарцы) не должны, ибо в за-Самарской слободе, по общему отзыву, живут многие безбедно, промышляя, по преимуществу торговлей, хотя и мелочной, но весьма бойкой…».
В начале 1898 года в храм был поставлен иконостас с иконами. Самарскою купчихой А. М. Неклютиной пожертвована необходимая ризница, утварь церковная и полный колокольный звон: девять колоколов весом 111 пудов 24 ? фунта. Кроме того, другими благотворителями принесены в дар напрестольный, большого размера, изящной работы крест, в который, по благословению Его Преосвященства, вложена часть Животворящего древа Креста Господня (пожертвован самарскою купчихою С. А. Плехановой), и колокол весом 164 пуда 13 фунтов пожертвован лицом, не пожелавшим открыть свое имя. Весной того же года щедрая благотворительница А. М. Неклютина приобрела дом для будущего причта Засамарской слободы.
В сентябре состоялось назначение священника Иоанна Третьякова в Засамарскую Кресто-Воздвиженскую церковь. Псаломщиком стал Петр Бельский. Освящение храма «в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста в за-Самарской слободе» было совершено епископом Гурием 1-го октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Главный престол храма был освящен в честь праздника Крестовоздвижения, Северный – во имя св. апостола Андрея Первозванного, Южный – во имя св. преп. Иоанна Рыльского – небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Один из свидетелей этого события отмечал, что «храмоздатели радовались, за-Самарцы ликовали. На колокольне новопосвященного храма раздавался звон до позднего вечера».
В имеющиеся публикации закралась ошибка. И не одна. В частности о том, что «1 октября 1898 года он (т.е. храм) уже был освящен св. прав. Иоанном Кронштадтским, как раз в это время посетившим Самару» Иоанн Кронштадтский Кресто-Воздвиженскую церковь в Засамарской слободе не освящал и в Самаре в 1898 году не был. Ему была отправлена только телеграмма, в которой сообщалось: «Освятивши храм в слободе за-Самарской, сооруженный в память посещения Вами Самары, молитвенно и с высоким уважением воспоминаем Вас. Досточтимый о. Протоиерей. Епископ Гурий и Строители храма». Освящение в Засамарской слободе придельного храма самим о. Иоанном Кронштадтским произойдет только 20 января 1902 года.
«Ныне Господу было угодно, чтобы я освятил этот храм в честь св. апостола Андрея Первозванного, в честь которого освящен и наш храм в Кронштадте», – сказал собравшимся самарцам святой праведник.
Не корректно говорить и о том, что храм «был выстроен на средства богатого самарского домовладельца В. М. Сурошникова». Храм – это небо на земле и сооружался он, как это видно из приведенного материала, всем миром. Не малый вклад внес в это дело В. М. Сурошников, но не только он один.
Крестовоздвиженская церковь, что находилась в Засамарской слободе, была деревянной. Конструкции и экстерьер здания обнаруживали стремление к массивности и замкнутости. Внешний вид церкви словно говорил, что она хоть и деревянная, но не уступит каменной в прочности и добротности… Она была гордостью и украшением Засамарской слободы, оплотом духовной жизни слобожан.
13 октября 1932 года на заседании президиума Самарского горсовета был заслушан вопрос «О закрытии церкви за р. Самаркой». Принято (опросом) следующее решение: «Имея в виду массовое ходатайство рабочих организаций и граждан, проживающих за рекой Самаркой о закрытии находящейся в За-Самарской Слободе церкви, считать возможным их просьбу удовлетворить».
По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, 27 сентября 2001 года, в Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господнего, иерей Виктор Проничкин, настоятель Ильинской церкви г. Самары, освятил Поклонный Крест, установленный на месте разрушенной Кресто-Воздвиженской церкви. Он напоминает нам, живущим сегодня, как о России Православной, воздвигавшей храмы, так и о России атеистической, уничтожавшей их.

Казачий мост

Проехав Засамарскую слободу, дорога идет по слегка приподнятой насыпи, дамбе, которая пересекает низину между двух озер Банного и Гатного. Эта местность и дорога назывались Казачий мост. Дамба замощена, ограждена столбами и иногда ремонтировалась. По данным Головкина: «Осенью, когда было большое поступление хлебов из южных уездов, через Казачий мост проходило до 15 000 возов в сутки».

Сухая Самара

Сухая Самарка представляет из себя весной как бы продолжение или рукав реки Самары, огибает Коровий остров, и, начинаясь против городской косы, выходит снова в Волгу в верстах трех у охвостья ее. Общее протяжение ее около 5 верст. Весь левый берег занят пожнями горожан. Летом она почти полностью пересыхает. Весной, в разлив это место служит любимым местом катания на лодках самарских горожан.
К. Головкин вслед за С. Неуструевым ратовали за создание полноценной бухты в Сухой Самарке, которая могла принять до 200 судов, в том числе нефтеналивных.

Коровий остров

Коровий остров занимал 366 десятин и принадлежал в 60 – начале 70 г. г. XIX века Принцу Александру Гессенскому (как и многие другие урочища за городом Самара, например, Красная Глинка). В 1906 году остров был куплен городом у Гессенского. Остров окружен с одной стороны Волгой, с другой – Сухой Самаркой. Покрыт был вековым лесом, имел несколько озер, одно из которых называлось Штаны.
Коровий остров – одно из любимых мест для охотников. По данным К. П. Головкина с 1900 по 1909 годы 1 200 сажен угодий сдавались охотникам по 5 рублей в год. В 1910 году здесь был установлен охотничий стенд Самарского общества охоты, установлена теплая изба, привезены разные приспособления для охотничьего спорта.
Головкин писал: «По зимам, по воскресеньям многочисленные охотники, самарские члены Общества, собирались за тем, чтобы пострелять в цель на призы, в тарелки, в голубей и, кстати, в тесной семье провести время».
В 1910 году по плану инженера В. Г. Линдлея здесь была установлена очистительная канализационная станция.
В 1920 – 1921 годах девственный лес острова почти весь вырубили.

Аватара пользователя
Сообщения: 6648
Зарегистрирован: 2009-июл-10 19:29
Байк: Старт Шоссе-Карбон.
Реальное имя: Александр 52
Стиль катания: под музыку и без остановок желательно.
Откуда: Samara

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение alexandr56 » 2015-авг-24 11:33

Володимир!
Кончай мегатекстами забрасывать.
Я первый постепенно пытаюсь осилить. Почти до половины дошёл. Уже собрался аннотацию писать, а тут новое цунами букв накрыло. Всё… сопротивляться бесполезно.
_________________
Фотки на яндексе. Многие ничего....
http://fotki.yandex.ru/users/stalnov-al ... ncrnd=9484

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-24 12:37

Про орехи коротко, Александэр, про орехи... и ореховниццы.
____________________________________________
"- Хорошо излагает, зараза! Учитесь, Киса!
- Да уж!"

Аватара пользователя
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 2011-дек-26 22:59
Байк: Merida
Реальное имя: Михаил
Стиль катания: Ночной полёт

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение Лёt4ик » 2015-авг-24 19:15

Я эту статью уже читал в интернете, но видимо невнимательно.
До 60х - 70х годов прошлого века, квартал около старого моста через Самарку назывался "Посёлок Щепновка". Позже его полностью снесли. Название довольно интересное, думал что это связано с тем, что посёлок от чего-то отделился - "отщепился".


Теперь, после прочтения этого момента становится ясно откуда ноги растут происходит данный топоним.
bichkov писал(а):Конторы, квартиры служащих и караульщиков нефтяных фирм образовали небольшой поселок, поросший осокорями и тополями. Рядом располагались лавки крупнейших торговцев смолой и дегтем... Здесь же на косе находился щепной ряд по продаже посуды и хозяйственных товаров из дерева...

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-27 15:28

Рассказ старого артиллериста.

"Артиллеристы, Сталин дал приказ...
(Песня времён Великой Отечественной войны.)

В начале 30-х годов воинскую часть, в которой служил артиллерист, перебросили в район Самары, на один из Волжских Полигонов. Прошёл слух, что мы будем испытывать новые пушки. Действительно, пушки получили совсем новые и очень тяжёлые. На каждое орудие требовалось по шесть лошадей.
Прибыли на место стрельбища. Полигон как полигон — планшеты, мишени, блиндажи, наблюдательные посты, фанерные макеты танков, пушек и самолётов. Утром заняли огневую позицию. Распрягли лошадей. Развернули орудия, мишени как на ладони. Отстрелялись и вернулись в летний полевой лагерь. Всё, как обычно. Так было несколько дней. И вот на четвёртый день в утренней тишине услышали, как что-то застучало, наверное, какие-то мощные моторы. Затем над дальним лесом стали подниматься дымы, как из паровозных труб... ещё в первый день в том направлении, на самом краю полигона, виднелись какие-то дозорные вышки с прожекторами и колючая проволока. Потом над деревьями поднялась суставчатая металлическая лапа. В бинокли хорошо было видно, как, поворачиваясь на мощных шарнирах, в небо устремляется сложная ячеистая конструкция. Заканчивалась она чем-то вроде гигантских граблей, боронящих облака. Чуть дальше поднялись ещё несколько подобных конструкций. Воздух вокруг них задрожал, как над сильно нагретой печью. Затем в воздух стали подниматься огромные серебристые шары. Из них выступали решётчатые раструбы, ориентированные по всем четырём сторонам света. Солдаты почему-то называли их "Слонами". Из этих раструбов, как им показалось, начал вытекать густой туман. Он опускался к земле и быстро укрывал лес, а потом и полигон. Все ждали команды "Газы!!!", но её не последовало. Примечательно, что, несмотря на лёгкий ветерок, граница укрытого туманом пространства сохранялась очень чётко.
Раздался писк телефонного зуммера. Прицел... Трубка... Огонь. Артиллеристы провели несколько стрельб, потом осмотрели мишени. Результаты попаданий были мало удовлетворительны. И вот что интересно: обычно над местом разрыва снаряда видна вспышка, потом поднимается густое облако пыли и чёрного дыма. А здесь ничего. Туман неподвижен.
Через несколько дней были стрельбы уже из "тумана". Теперь артиллеристы подъезжали ближе к лесу и, развернувшись к нему спиной, нацеливались на полигон. Потом всё повторялось. Только теперь облако "тумана" окутывало и стреляющих. Опять ждали команду "Газы!!!", но её не было. "Туман", если это был туман, влажными и какими-то маслянистыми каплями покрывал орудия, ящики со снарядами, как-то болезненно-неприятно холодил тело. Лошади ржали и рвались с привязи. В горле всё пересохло, появилась резь в глазах. Видимость упала до трёх-четырёх метров. Зуммер телефона, команда "Огонь!!!". Все звуки словно гасли в этом сером тумане. Даже залпы орудий звучали глухо и с каким-то надрывом. Прицельно стрелять в этих условиях было невозможно, и огонь вёлся по каким-то заранее составленным таблицам.
Результаты этих стрельб неизвестны. Через несколько дней поступил приказ свернуть летний лагерь и перебазироваться на другую базу, на юго-восток.
Может возникнуть вопрос: "Насколько достоверен данный рассказ?" Конечно, ответить однозначно на него нельзя, но, согласно современной мифологии, изыскания в области обеспечения невидимости в те годы велись. Например, велись работы по созданию "Невидимого самолёта". Согласно труднопроверяемой информации, "Невидимый самолёт" строился специальной бригадой ВВА под руководством профессора С.Г.Козлова. В 1935 г. самолёт был создан. При испытаниях он "исчезал" в воздухе во время работы мотора. (Подробнее смотри книгу В.Б.Шарова "История конструкций самолётов в России до 1938 г." М., 1976 г. и статью в журнале "НЛО" №36 (200) 03.09.2001, "Досье самолёта-невидимки").
Автор "старой публикации" 70-х годов в журнале "ТМ" называет разработчиком "Невидимого самолёта" некоего Дунаева. Ныне такой авиаконструктор неизвестен. Некоторые исследователи высказывают предположение, что разработчиком "самолёта-невидимки" был сам легендарный Роберто Орос ди Бартини, активно занимавшийся теоретическими проблемами современной физики. Он работал над теорией шестимерного пространства-времени. В этой связи можно выдвинуть предположение, что наш "самолёт-невидимка" чем-то аналогичен легендарному эксперименту, проведённому в 1943 г. на американском эсминце ДЕ-173 "Элдридж"...
Возможно, над подобными вопросами работала немецкая лаборатория "ZERO", расположенная в районе Кенигсберга. По непроверенной информации, этот район подвергся особо массированной бомбардировке союзников напалмовыми бомбами.
Согласно одному из современных мифов, в 30-е годы в СССР проводился эксперимент "Зеркало": вероятно, работы велись в рамках разрабатываемого проекта "Невидимость". Его целью являлось создание оптической защищённости отдельно взятого фортификационного района (непотопляемого крейсера "Жигули"). Согласно мифу, на экспериментальной станции что-то произошло и она... исчезла. О судьбе этой загадочной станции мы слышали много легенд.
Но вот в 2002 г. в издательстве ЭКСМО-ПРЕСС Павел Кузьменко публикует фантастический роман "Система Ада". В романе описывается подземная крепость, в которой несколько десятилетий назад в результате научного эксперимента, поставленного ради Великой Победы, исказился ход самого Времени. "Война должна была скоро начаться... Вот нас сюда физиков и собрали... Мы построили реактор, и он "сгущал" само время. На разных уровнях оно текло по-разному. Где почти нормально, где медленно, где быстро... Потом реактор и крепость обвалом засыпало, Сюда несколько раз пытались пробиться с поверхности... Но ничего не вышло.", — так излагается миф в романе. Но что же могло быть в действительности?
Сложно предположить совпадение наших источников информации и Кузьменковских. Последнее утверждение предполагает довольно большую распространённость данного мифа.
Проект "Невидимость" изначально разрабатывался как оборонительный, и после появления атомного оружия, работающего по площадям, смысл этих работ был утрачен. Работы были прекращены, а новый миф принялся жить своей собственной жизнью!

Сообщения: 4147
Зарегистрирован: 2012-янв-26 02:25
Откуда: ----?

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение nebosy » 2015-авг-27 15:43

bichkov писал(а):Рассказ старого артиллериста.

Туман ...
Изображение
_________________
"- На самом деле, жизнь очень простая, сынок. Это просто, как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду."

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-авг-27 15:49

*
Умно написал!
_______________________________________
Небось небоись. Солдат ребенка не обидит.

Аватара пользователя
Сообщения: 4618
Зарегистрирован: 2012-июн-14 02:30
Байк: Merida
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: расслабленый
Способ связи: 890ЗЗЗ527З2
Откуда: Самара

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение лонжерон23 » 2015-авг-27 22:16

bichkov писал(а):Рассказ старого артиллериста.... Туман неподвижен.
Экранизация этого рассказа
_________________
Отчего казак гладок -- поел и набок, потому казачьему роду и нет переводу.

Сообщения: 4107
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение wandering spirit » 2015-авг-28 10:02

bichkov писал(а): отдельно взятого фортификационного района (непотопляемого крейсера "Жигули").
Мда... Резунизм бессмертен...

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение honzales » 2015-авг-28 10:29

wandering spirit писал(а):Мда... Резунизм бессмертен...
Резунищм не резунизм - но куйбышевский оборонительный обвод в начале войны строить начали - есть документы в ГАСО.
Правда, потом как обычно - что-то сломали, что-то "потеряли", кого-то не смогли на работы собрать, а затем и надобность отпала.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-сен-16 13:17

Вот какая досада... :'(
________________________________________________
* И на старуху бывает проруха, как сказала польская красавица Инга Заёнц через месяц после брака с другом моего же детства Колей Остенбакеном.
* Ладно, живите, я вас прощаю!
* Нам предстоят великие бои!

Аватара пользователя
Сообщения: 3177
Зарегистрирован: 2010-сен-08 13:25
Байк: Stels 950
Реальное имя: Вова
Стиль катания: Самоубийца
Способ связи: 79170132391
Откуда: Самара

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение priimus » 2015-сен-19 01:02

очень интересно былобы узнать что из себя представлял лесопарк дубки гденить в середине 20 века, веть солнечного мкр ещё и в помине небыло, а коегде в дубках обнаруживаются остатки забора и даже как все знают печная труба
_________________
Кручу педали пока не дали

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение honzales » 2015-сен-19 06:41

Мкр. Солнечный и Приволжский в середине XX века занимали дачи.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

bichkov

Re: ИСТОРИЯ САМАРЫ.

Сообщение bichkov » 2015-сен-21 22:26

priimus писал(а):очень интересно былобы узнать что из себя представлял лесопарк дубки гденить в середине 20 века, веть солнечного мкр ещё и в помине небыло, а коегде в дубках обнаруживаются остатки забора и даже как все знают печная труба
По одной из версий, это остатки печи первого в истории Самары завода по производству силикатного кирпича, основанного в 1900-х гг. "русским" немцем Ротманом. По имени которого она и получила своё название.
Якобы завод существовал совсем недолгий отрезок времени, поскольку заводы-конкуренты по производству красного кирпича помешали развитию дела Ротмана. Набрав огромное количество кредитов, и не сумев с ними расплатиться, немец покончил свою жизнь самоубийством.

По другой версии, к Ротману она не имеет ни малейшего отношения. А завод Ротмана, по производству силикатного кирпича является ни чем иным, как ныне закрытым силикатным заводом на набережной у Ладьи.

В интернете, мне попадалась ещё одна интересная версия, на мой взгляд тоже заслуживающая доверия. Якобы эта труба является остатками одного из объектов Особстроя, построенного в годы войны заключёнными Безымянлага для нужд страны.

В любом случае, официальных исторических сведений на эту тему практически нет, так что пока можно только гадать, что же это было.
А на данный момент, труба покрывается новыми надписями и медленно разрушается.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей