Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Байк и около него
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение honzales » 2016-май-05 11:39

Ровно два года назад я поднимал тему о первоначальной, ныне давно заброшенной, ветке Самаро-Златоустовской железной дороги, прошлым летом даже писал отчет про велопокатушку по ее следам, и вот сегодня я хочу вам поведать об единственном сохранившемся (не считая насыпи и выемок) с момента её постройки 140 лет назад артефакте, обнаруженном мной в эти праздничные дни.


Начну с краткого экскурса в историю.
Для тех, кому интересно
На фрагменте карты РККА 1919 года, любезно предоставленном коллегой band'ом, вы можете видеть выемки, оставшиеся после демонтажа лет 120-130 назад железнодорожного полотна этой недолго использовавшейся первоначальной железнодорожной ветки:

Изображение


Эти следы бывшей дороги отлично читаются на местности и теперь, и служат неплохим ориентиром.

Если взглянуть на пересечение бывшей железнодорожной ветки с историческим валом, то правее его мы увидим место, где на местности располагается небольшая ложбина - об этом можно судить по разрыву в выемках под пути (там еще пунктиром горизонталь пересекает трассу ж/д ветки).

Именно в этом месте в прошлом году мы заметили, что выемки на коротком участке превращаются в насыпь, а по обе стороны от оной насыпь прорезает глубокий овраг с довольно крутыми склонами, в заросшем чреве которого шумела вода.

В середине лета всё сильно заросло, и разглядеть что-либо возможности не представлялось - и обследование то ли моста. то ли трубы-акведука, проводящей воду сквозь насыпь было отложено на потом.

Это "потом" планировалось ранней весной, когда прошлогодняя трава ложится под тяжестью снега, листва с молодой травой еще не выросли, и любые ранее не замеченные следы человеческой деятельности имеют повышенные шансы на обнаружение.

Вот перед вами насыпь, пересекающая овраг - вдоль:

Изображение

... и поперёк:

Изображение

Видно, что за прошедшие почти полтора века насыпь над оврагом слегка оплыла - но тем не менее держится гораздо лучше иных самарских дорог :SARCASTIC:

Наконец, настал момент спуститься в довольно глубокий овражек с крутыми склонами и исследовать некое сооружение, служащее для пропуска паводковых и постоянных вод, питающих ручей - назовем его для простоты акведуком.

Если смотреть на выход акведука с нижней по течению ручья стороны, то подобраться к нему вплотную довольно сложно.

Изображение

В нижнем конце акведука подпорные стены по боковым сторонам насыпи обвалились, но сам выходной портал акведука практически целиком сохранился, и сейчас с его обреза довольно живописно падает небольшой водопадик:

Изображение


Как вы, возможно, помните, эта заброшенная ветка Самара-Кинель Самаро-Златоустовской железной дороги дороги была построена в 1870-1876 годах и использовалась до конца XIX века, а затем был построен новый мост через р. Кинель, и ветка была перенесена южнее, к пойме р. Самара, где успешно функционирует и сейчас.

Получается, что и акведук должен был быть построен в 1870-х годах, то есть - около 140 лет тому назад.
Но так ли это на самом деле?

Внешний осмотр с того места, до которого удалось безопасно добраться по оврагу, показал, что стены и пол акведука сложены, по всей видимости, из бутового камня, а его свод - из кирпича, но рассмотреть подробно материалы оказалось довольно проблематичным.

Изображение

Удалось подобраться только метра на 3-4 к сооружению - дальше не давали мокрые и скользкие обломки подпорной стены.

Изображение

Для проверки гипотезы о времени постройки в 1870-х и поиска материальных доказательств было решено обследовать сам акведук изнутри, для чего требовались резиновые сапоги и повторная экспедиция.

На следующий день, вооружившись сапогами, мы с верными псами снова были у акведука, только с входной его стороны.

Изображение

Псам сапоги не брал - у них и так глаз пристрелямши :SARCASTIC:

Подпорная стена на этой стороне, несмотря на сильную источенность водой, оказалась практически целой, хотя и сильно обросшей всякой флорой:

Изображение


В принципе, последнюю фотографию реально сделать и без сапог - но вот только подробностей на ней не видать.

Итак, сапоги обуты, и по дну ручья я направляюсь вовнутрь.
Внутри акведук оказался состоящим из трех независимых частей, разделенных деформационными швами и расположенных на разных уровнях, тем самым обеспечивающих уклон:

Изображение

Стала понятна и технология кладки купола - судя по отпечаткам на растворе, будущий купол изначально формировался из досок, по которым, как по шаблону, затем выкладывался свод из аккуратно подрезанного на клин красного кирпича на известково-цементном растворе.

Независимость частей меж собой и позволила сооружению простоять почти 150 лет. Хотя ширина деформационного шва кое-где и составляет несколько сантиметров, само сооружение не имеет ни одной внеплановой трещины:

Изображение

Поиск каких-либо клейм на видимых поверхностях кирпича никакого результата не дал.

Конечно, пик половодья на данном конкретном ручье давным-давно прошел:

Изображение


Осмотр бутовых камней показал, что бут не пилился, а высекался чем-то вроде зубил или долот, следы от которых явно читаются на его гранях:

Изображение

Камень, насколько я могу судить, доломит.
Кладка довольно аккуратная, ровная, никаких надписей строители в память о себе не оставили.

Изображение

Ступеньки на полу соответствуют уступам на потолке - как мы уже выяснили, это деформационные швы.
Пол сооружения сохранился практически идеально - ни выбоин, ни заметных ям.

Изображение

Камень, судя по следам обработки, равнялся до укладки.

Изображение

Всё в совокупности, на мой взгляд, подтверждает гипотезу, что данное сооружение было построено одновременно со всей железнодорожной веткой, и было завершено не позднее 1876 года - времени сдачи этой ветки в эксплуатацию.

Изображение

Обратите внимание на тщательность подрезки и подгонки кирпича в своде и качество самого кирпича - а ведь ему минимум 140 лет:

Изображение

Свод перекрыт сверху несколькими рядами бутового камня, также тщательно подогнанного:

Изображение



Кстати, то, что мы приняли в прошлом году за разъезд, оказалось вовсе не разъездом - в советское время параллельно сохранившейся насыпи железной дороги был уложен под землю какой-то трубопровод - обнаружилось несколько его смотровых колодцев - вот один из них:

Изображение

Что перекачивается по этим трубам и что перекрывают эти вентили - загадка:

Изображение

Но кирпич здесь явно другой и по размеру, и по цвету, и по фактуре, что однозначно свидетельствует о советском времени происхождения трубопровода.

Вот еще один колодец, гостеприимно приглашающий в свои недра:

Изображение

Несмотря на наличие прекрасно сохранившегося трапа в колодец я, разумеется, в него не полез, хоть и было ужасно интересно - без газоанализатора туда нормальный человек вряд ли сунется в здравом уме :-)
Может, это и дачный водопровод, конечно - но в таком случае его б вряд ли стали зарывать на пару метров под поверхность.

В общем, теперь совершенно понятно, что местами насыпь и выемки старинной ветки могли быть повреждены не только идущими поперек трассами газопроводов, но и при строительстве идущего параллельно подземного трубопровода.
То разветвление, что мы приняли за разъезд, по всей видимости, следы укладки трубопровода уже в советское время.

И тем не менее - и выемки, и насыпи именно железной дороги местами прекрасно сохранились и отлично читаются на местности именно на тех местах, на которых они указаны на карте РККА:

Изображение

Изображение

Кое-где, как мне показалось, сохранился даже балласт железнодорожной насыпи:

Изображение
P.S.
Для тех, кому история не интересна
Уже не по теме - но просто из красот, обнаружившихся в данную поездку:

Что это - модель черной дыры, гравитационная аномалия или портал в ад - каждый решит для себя сам:

Изображение

Любитель глубокого боке найдёт в этой удивительной трехмерной структуре кучу достойных точек фокусировки:

Изображение


Ну и проста флора:

Изображение


... фауна ...

Изображение


... и водопад на реке Замбези

Изображение
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 4618
Зарегистрирован: 2012-июн-14 02:30
Байк: Merida
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: расслабленый
Способ связи: 890ЗЗЗ527З2
Откуда: Самара

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение лонжерон23 » 2016-май-05 17:01

Да, к тоннелю прокатиться было бы интересно. Сергей, не поделишься ЖПС координатами ?
_________________
Отчего казак гладок -- поел и набок, потому казачьему роду и нет переводу.

Аватара пользователя
Сообщения: 1498
Зарегистрирован: 2006-сен-11 18:19
Байк: Specialized Stumpjamper 29" EC custom
Реальное имя: Дмитрий
Стиль катания: Кросс-кантри
Способ связи: +79279041443
Откуда: Самара

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение Dmitriy » 2016-май-05 17:06

Спасибо Сергей, как в всегда, с интересом прочёл!

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение honzales » 2016-май-05 17:24

лонжерон23 писал(а):не поделишься ЖПС координатами ?
Эхъ, народъ ныче безъ ЖПСа диавольского, только по старой доброй карте да описанию словесному, и ездить уже разучился... :SARCASTIC:
honzales писал(а): Изображение

Если взглянуть на пересечение бывшей железнодорожной ветки с историческим валом, то правее его мы увидим место, где на местности располагается небольшая ложбина - об этом можно судить по разрыву в выемках под пути (там еще пунктиром горизонталь пересекает трассу ж/д ветки).
Тут это:

[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 2465799722[/media]

Если числительными оперировать в WGS64 - то 53.283667, 50.527697 :HI: .
Последний раз редактировалось honzales 2016-май-05 20:30, всего редактировалось 1 раз.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 4618
Зарегистрирован: 2012-июн-14 02:30
Байк: Merida
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: расслабленый
Способ связи: 890ЗЗЗ527З2
Откуда: Самара

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение лонжерон23 » 2016-май-05 19:26

:HI:
Спасибо.
_________________
Отчего казак гладок -- поел и набок, потому казачьему роду и нет переводу.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение honzales » 2016-май-05 20:33

лонжерон23 писал(а)::HI:
Спасибо.
Покорнейше прощенья просим - в "гневе праведном" сам попутал координаты - вместо самого объекта указал координаты точки съемки из EXIF - и на старуху бывает проруха :blush:

Исправил, теперь там всё правильно :HI:

Ерунда, конечно, разница - но сам факт ;-)
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 4678
Зарегистрирован: 2009-авг-04 10:25
Байк: Планетарная Soma Juice, городская Merida Crossway 20
Реальное имя: Артём
Стиль катания: Вдогонку за трамваем
Откуда: Самара

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение Маркикокик » 2016-май-06 13:41

Шикарно, Сергей. Очень интересный объект.
_________________
Велотуризм - "один из немногих видов активности, совмещающий в себе неприятное с бесполезным" (с) Timmy, ВелоУфа.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение honzales » 2016-май-06 14:17

Маркикокик писал(а):Шикарно, Сергей. Очень интересный объект.
Спасибо.
Одного вот понять не могу - как мы его в прошлом году прошляпили?
То, что смог увидеть тогда сквозь густые заросли, показалось сделанным из бетона и грубо сложенного советского кирпича - а на деле-то вона что вышло...

Жаль только, что этот артефакт, похоже, единственный сохранился - все прочие пересечения бывшего пути с оврагами давным-давно размыты или разобраны, и выглядят либо как этот разрез насыпи поперечным оврагом с его дна (справа - насыпь в поперечном сечении):

Изображение

... либо и вовсе как груда кирпичей и мусора в узком овраге:

Изображение
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 3177
Зарегистрирован: 2010-сен-08 13:25
Байк: Stels 950
Реальное имя: Вова
Стиль катания: Самоубийца
Способ связи: 79170132391
Откуда: Самара

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение priimus » 2016-май-07 15:34

а что закреплено на ошейнике у белой собаки?
_________________
Кручу педали пока не дали

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Один артефакт Самаро-Златоустовской железной дороги

Сообщение honzales » 2016-май-10 11:05

priimus писал(а):а что закреплено на ошейнике у белой собаки?
Это габаритный велофонарь-мигалка.
Имеется у обоих псов.
В темное время суток позволяет издалека засечь и идентифицировать (фонари включаются в разные режимы).
Обсуждалось как-то давно.

P.S. собака не белая ;-)
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей