F.A.Q. по навигации без GPS

Электронные карты, GPS-навигация, проект "Навигатор"
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:34


Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:35

Стрелка магнитного компаса всегда располагается в направлении «север-юг».
Важно разобраться, как обозначен конец стрелки, показывающий на север, у вашего компаса. На старых «школьных» компасах красный конец обращен к югу, синий – на север.
На всех более или менее «взрослых» приборах обычно выделена только «северная» часть стрелки, причем по-разному: цветом, светящейся точкой, формой стрелки. И это правильно, потому что отсчет всегда ведется от направления на север.
Поэтому, купив прибор, загляните в инструкцию и запомните.
Кроме того, если у вас есть карта, необходимо помнить о магнитном склонении.

Если у Вас нет подробной карты местности, то ориентироваться только с помощью компаса можно весьма приблизительно, но и этого будет вполне достаточно, чтобы не заблудится.

Для начала надо «привязаться» к местности, т.е. выбрать объект (ориентир), к которому Вы будете возвращаться. Этот ориентир обязательно должен быть «линейным», т.е. достаточно протяженным: дорога, четкая просека, линия электропередач, речка и т.п. В этом случае Вы не «промахнетесь», возвращаясь назад.

От этого объекта Вы можете уходить в любую сторону примерно под прямым углом. Итак, допустим, Вы стоите у дороги и собираетесь углубиться в лес. Отходим немного от ориентира в нужную Вам сторону и поворачиваемся лицом к дороге. Таким образом, чтобы путь возвращения был примерно перпендикулярен направлению дороги. Держа перед собой компас, поворачиваем его до тех пор, пока стрелка не совпадет с линией север-юг. Держать компас надо так, чтобы стрелка могла вращаться свободно, не задевая за стекло или основание компаса, т.е. строго горизонтально. После этого мысленно проводим линию через центр компаса в направлении пути Вашего возвращения. Если поначалу Вам сложно представить себе такую линию, положите на компас линейку или любой предмет с ровным краем. Удобнее, если эта линейка будет прозрачной. Вместо линейки можно использовать прямую проволочку. На краю колбы прибора есть цифры. Эти цифры обозначают градусы, отсчитываемые от 0 (направление на север) по часовой стрелке. Запоминаем ту цифру, через которую прошла Ваша воображаемая линия возвращения. Это будет азимут обратного движения. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир.
Теперь запоминаем цифру, расположенную, на другой стороне лимба. Это направление, которого Вы будете придерживаться, углубляясь в лес.
Многие компасы имеют специальную поворотную часть с метками, которую можно установить, зафиксировав эти два направления. Спортивные компасы имеют линейку, облегчающую процесс визирования (прицеливания в нужном направлении).

Изображение

Все, можно идти собирать грибы, ягоды. Советую, время от времени поглядывать на компас, уточняя, не слишком ли Вы уклонились от первоначально выбранного направления движения.

Собрались назад. Берем опять в руки компас так, чтобы мысленная линия возвращения проходила через его центр и цифру на краю лимба, указывая вперед. Теперь медленно поворачиваемся вокруг своей оси (компас держим неподвижно) до тех пор, пока северный конец стрелки не совпадет с цифрой «0» (буквой «С» или «N» на лимбе). Совпала?, Значит, Вам возвращаться в ту сторону, куда обращен Ваш взгляд.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:35

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир.
Движение по азимуту - движение с сохранением этого угла постоянным.

Изображение

Для выхода к какому-либо заметному месту (ориентиру) определяют его азимут.
Для этого:
  • держа в руках компас, поворачиваемся лицом к тому ориентиру, к которому нужно выйти
  • поворачиваем корпус компаса, добиваемся совпадения северного конца стрелки с отметкой "С" (Север, N) со стрелкой
  • вращая картушку (шкалу) компаса с визиром на ней, прицеливаемся визиром на ориентир
  • считываем со шкалы значение азимута (угла между направлением на ориентир и направлением на Север)
  • для того, что бы при движении не отклониться в сторону от нужного азимута, принято двигаться от ориентира к ориентиру

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:36

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру велосипеда.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы (рис. 24) или выписывают в таблицу.

Изображение

Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам группой пешим порядком по маршруту, приведенному на рис. 24.

При организации движения по азимутам группой назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения машин/велосипедов (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (овраги, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 25, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Примерно определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180 градусов. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л (рис. 25,6) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:36

Курви́метр — прибор для измерения длины извилистых линий (например, троп, извилистых дорог или рек) на бумажных картах.
Курвиметр состоит из зубчатого ролика и счётчика.

Курвиметр, GPS, компас и линейка
Изображение

Для измерения длины кривой:
  • вращая зубчатый ролик, устанавливают стрелку счетчика на "0"
  • по нужной кривой на карте (например, нитке маршрута) прокатывают ролик курвиметра, стараясь максимально точно повторить все изгибы и повороты кривой
  • считывают показания со счетчика в сантиметрах
  • учитывая масштаб карты, умножают длину кривой в сантиметрах на масштаб, и в результате получают длину кривой (маршрута) в километрах на местности
Если проще - то курвиметр похож на детскую игрушку-каталку, но со одометром (показывает расстояние, которое "проехал" прибор):

Изображение

На снимке справа - маленькое колесико.
Стелем карту на стол.
Пальцем крутим колесико, подгоня стрелку к нулю на шкале.
Ставим колесико курвиметра на начальную точку нужной дороги.
Катим колесико по дороге на карте.

Изображение

Если это колесико курвиметра прокатить по намеченной дороге на карте, как будто едешь по самой дороге, повторяя все её изгибы, то стрелка одометра покажет, сколько сантиметров на карте вы "проехали".
Умножая эти сантиметры на масштаб карты, получаем километры на реальной дороге.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:37

Курви́метр (от лат. curvus — изогнутый + греч. μέτρον — мера) — прибор для измерения длины извилистых линий (кривых) на картах.
Курвиметр состоит из зубчатого ролика и счётчика.
Счетчик курвиметра обычно проградуирован с одной стороны в сантиметрах (см, для работы с картами метрического масштаба в 1 см карты : N километров на местности), с другой - в дюймах (для работы с дореволюционными картами верстового масштаба, в 1 дюйме карты : N вёрст на местности).

Изображение

Для измерения длины кривой:
  • вращая зубчатый ролик, устанавливают стрелку счетчика на "0"
  • по нужной кривой на карте (например, нитке мартшрута) прокатывают ролик курвиметра, стараясь максимально точно повторить все изгибы и повороты кривой
  • считывают показания со счетчика в сантиметрах
  • учитывая масштаб карты, умножают длину кривой в сантиметрах на масштаб, и в результате получают длину кривой (маршрута) в километрах на местности

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:37

В школе многим рассказывали о ряде «народных» примет, с помощью которых можно определить правильное направление - всякие там муравейники, раскидистые кроны деревьев, мох на стволах и т.п.
Можете про них помнить, но пользоваться можно только с оглядкой и обязательно при совпадении нескольких разных примет - потому как слишком много неучтенных факторов, и довольно много условий должно совпасть, чтобы по этим приметам можно было бы в реальных условиях определить направление.

Достаточно точно можно определить направление по солнцу. Однако помните, что ориентироваться на светило допустимо только в течение относительно короткого времени, т.к. Земля вертится, и вот уже положение Солнца на небе другое, ошибка в выборе направления может стать весьма значительной. А если еще и облачка набегут?

Необходимо помнить, что за час солнце перемещается на 15 градусов по направлению с Востока на Запад.
На Востоке солнце встает и на Западе заходит только в дни равноденствия - дважды в год (22 марта и 22 сентября).

Если у вас есть часы со стрелками - направьте на солнце часовую стрелку. Биссектриса угла, образованного ею и 12 часовой отметкой, будет направлением Север-Юг, причём к солнцу ближе Юг.

Абсолютно правильно направление на север (истинный, или географический) показывает только Полярная звезда. Найти ее просто - Большую медведицу найдёт каждый. Продлите дальнюю от ручки стенку ковша вверх примерно в 6 раз. Там будет только 1 яркая звезда — Полярная.

Многие культовые сооружения при постройке привязывают к сторонам света - кресты на православных храмах и кладбищах своей плоскостью располагаются в направлении Север-Юг, перпендикуляром к кресту - Восток-Запад.
Памятники на православных могилах смещены относительно могилы к востоку, на еврейских - к западу, на мусульманских - указывают направление на Мекку.

Луна. Если Луна - неполная, вообразите линию, соединяющую ее "рога", и продлите её до горизонта - там будет Юг.


Компас показывает направление не на географический Северный полюс, а на магнитный, который расположен на одном из островов Канадского арктического архипелага. Таким образом, возникает погрешность, называемая «магнитным склонением». При ориентировании без карты ее можно не учитывать, т.к. оно имеет смысл только для точной «привязки» к карте.
Для Самарской области на данный момент магнитное склонение составляет 11—12° к востоку.
На практике это означает, что истинный Север находится на величину угла магнитного склонения левее от направления, на которое указывает северный конец стрелки магнитного компаса (12° против часовой стрелки, или против хода Солнца).

Если у вас есть карта, но нет компаса, то можно, сориентировав карту на местности по ориентирам, получить таким образом направление на север.

Ориентирование карты относительно местности

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:37

Большинство современных карт ориентированы таким образом, что сверху находится Север (направление на истинный (географический) Северный полюс), внизу - Юг, слева - Запад, а справа - Восток.
Если на карте нанесена координатная сетка, то она тоже ориентирована на истинный полюс, но может и отклоняться на него на угол, называемый схождением меридианов.
Для точного ориентирования по карте при помощи магнитного компаса необходимо учитывать величину магнитного склонения, которая указывается на топографических картах (внизу на полях карты).
Для Самарской области на данный момент магнитное склонение составляет 11—12° к востоку.
На практике это означает, что истинный Север находится на величину угла магнитного склонения левее от направления, на которое указывает северный конец стрелки магнитного компаса (примерно 12° против часовой стрелки, или против хода Солнца).

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:38

Стрелка магнитного компаса указывает не на географический полюс, а на магнитный полюс, который не совпадает с географическим.
Большинство современных карт ориентированы таким образом, что сверху находится истинный (географический) Северный полюс. Если на карте нанесена координатная сетка, то она тоже ориентирована на истинный полюс.
Угол между направлением на истинный (географический) полюс, и направлением на магнитный полюс (на который указывает стрелка компаса) называется склонением магнитной стрелки.
Для Самарской области магнитное склонение составляет 11—12° к востоку.
Для точного ориентирования по магнитному компасу необходимо учитывать величину склонения, которая указывается на топографических картах (внизу на полях карты).
На практике это означает, что истинный Север находится на величину угла магнитного склонения левее от направления, на которое указывает северный конец стрелки магнитного компаса (12° против часовой стрелки, или против хода Солнца).

Изображение

Важное замечание.
В районах, богатых железными рудами (называемых магнитными аномалиями), магнитный компас может значительно врать, и его показания следует проверять другими способами.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:38

Угол между направлением на истинный (географический) полюс, и направлением на магнитный полюс (на который указывает стрелка компаса) называется склонением магнитной стрелки.

Изображение

Для точного ориентирования необходимо учитывать величину склонения, которая указывается на топографических картах (внизу на полях).
Для Самарской области сейчас магнитное склонение составляет 11—12° к востоку.
На практике это означает, что истинный Север находится на величину угла магнитного склонения левее от направления, на которое указывает северный конец стрелки магнитного компаса (12° против часовой стрелки, или против хода Солнца).

Необходимо помнить, что в связи с дрейфом магнитных полюсов величина магнитного склонения изменяется, в чем легко убедиться на старинных картах - например, магнитное склонение в Самаре в 1927 году:

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 15:39

Много полезных статей по топографии здесь

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 16:55

В зависимости от настроек программы "Компас", стрелка компаса в смартфоне может указывать как на магнитный, так и на истинный Север.

Компас на iPhone указывает или на магнитный, или на истинный север в зависимости от настройки

Изображение



Для iPhone можно установить направление стрелки компаса на истинный (географический) север.

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-14 17:24

Иногда возникает острая необходимость правильного определения сторон света. Может даже случиться, что от этого будет зависеть ваша жизнь и здоровье.
Если есть компас — не беда.
А если он вышел из строя или потерян? Тогда варианты такие: определять стороны света по звездам, солнцу, приметам или изготовить примитивный компас самостоятельно.

Рассмотрим, как сделать компас самостоятельно, используя при этом только доступные материалы.
Есть несколько вариаций таких самодельных приборов.

Компас своими руками из иголки и емкости с водой

Нам понадобятся:
  • Стеклянная или керамическая емкость с пресной водой (металлические не подойдут, так как будут искажать магнитное поле).
  • Иголка
  • Кусочек плавучего материала (пробка, пенопласт, поролон, кусочек коры)
Сборка самодельного компаса

Изображение

Отрезаем небольшой кусочек плавучего материала. Самое важное, чтобы он был такого размера, чтобы обеспечить плавучесть закрепленной на нем иголки и в то же время, чтобы он имел такой размер, что б силы поверхностного натяжения воды и силы сопротивления были пренебрежимо малы — это необходимо, чтобы обеспечить точность показаний.

Игла у нас будет выполнять роль стрелки.
Для начала необходимо сделать так, чтобы один конец иголки был намагничен, а другой нет.
Если под рукой есть магниты (они присутствуют в динамиках плеера, приемника, в электромоторчиках и т. д.), то намагнитить иглу-стрелку можно с их помощью.
Если же магнитов нет, то можно просто подержать один конец иголки над пламенем в течение 25-35 секунд, после чего этот кончик будет размагничен (если вы интересовались физикой в школе, то понимаете почему так происходит).
Итак, стрелка готова.
Намагниченный ее конец будет указателем на Север, а ненамагниченный — на Юг.

Крепим иголку-стрелку к поплавку.
Удобнее всего аккуратно проткнуть поплавочек иголкой по оси симметрии. Такое крепление простое и в то же время надежное. Осталось просто поместить поплавок со стрелкой в емкость с водой таким образом, чтобы стенки емкости не мешали вращению стрелки. Компас готов, осталось его откалибровать.

Если вы знаете, какой кончик вашей иголки был намагничен, а какой нет, то можете сразу судить о том, где находится север по положению намагниченного кончика.
Если же вы не знаете, то определить где Север и Юг вам помогут такие факты: место, где солнце всходит и где заходит (Восход-Восток, Заход— Запад ) или положение Полярной звезды.
Используя эти признаки, вы без труда откалибруете свой самодельный компас.

Компас своими руками без применения жидкости

Нам понадобится:
  • Игла или лезвие безопасной бритвы
  • Прозрачная бутылочка
  • Тонкая нить или леска
Сборка конструкции

Изготавливаем стрелку компаса и намагничиваем ее, как было описано в предыдущей инструкции. Для изготовления стрелки можно воспользоваться иглой или лезвием от безопасной бритвы.
Можно делать стрелку и из половинки бритвенного лезвия.

Изображение

Привязываем нить или леску к импровизированной стрелке в центре ее тяжести. Помещаем стрелку внутрь прозрачного сосуда таким образом, чтобы она находилась на весу. Сосуд будет защищать нашу конструкцию от ветра.

Изображение

Калибруем получившийся компас по методу, описанному в последнем пункте предыдущей инструкции и получаем прибор, готовый к использованию.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-15 10:55

Есть очень важная вещь — аварийный азимут.
В лес часто заходят со стороны какого-то протяженного объекта — большого поля, дороги, ЛЭП, реки.
Перед тем, как зайти в лес, надо запомнить обратный азимут — направление выхода на эту дорогу.
Если вы, к примеру, заходите в лес, двигаясь на север, то обратный азимут для выхода на дорогу, с которой вы зашли в лес — это юг.

Неважно, что вы выйдете не в ту же самую точку, с которой заходили в лес, главное — что вы выйдете на ту же самую дорогу.

Аварийный азимут надо брать на линейный ориентир — протяженный объект, который не закончится, вроде дороги или ЛЭП.
Нет смысла брать аварийный азимут на полянку или озеро: их можно потом и не найти. А вот с выходом на дорогу, железную дорогу или ЛЭП вы не промахнетесь.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-15 11:49

При ориентировании на местности раньше наиболее широко применялись компас Адрианова и артиллерийский компас (АК).


Изображение
Рис.1 Компас Адрианова.

Компас Адрианова (рис.1) состоит из корпуса 1, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка 3. При незаторможенном состоянии стрелки ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный - на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом 6. Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб) 2, разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) 4 и указатель отсчетов 5.

Северный конец магнитной стрелки, указатели отсчетов и деления на шкале через 90° покрыты светящейся в темноте краской, что облегчает пользование компасом ночью.


Изображение
Рис.2 Артиллерийский компас.

Артиллерийский компас АК (рис.2) состоит из корпуса и угломерной шкалы 3, помещенной в корпусе 2 лимба. Угломерная шкала разделена на 60 делений. Цена одного деления равна 100 малым делениям угломера. Счет делений возрастает по ходу часовой стрелки. На корпусе компаса неподвижно укреплено визирное приспособление (прорезь и мушка). Вращение корпуса лимба позволяет, не изменяя положения компаса, быстро совмещать нулевое деление шкалы с северным концом магнитной стрелки. На внутренней стороне откидной крышки 4 компаса помещено металлическое зеркало а, которое дает возможность при визировании на предмет одновременно контролировать положение магнитной стрелки и производить отсчет по шкале.

Визирование ориентира артиллерийским компасом
Изображение


На крышке имеется вырез б для визирования и защелка. Подобным образом устроен компас "Турист-2". Надписи шкалы лимба в этом компасе даны в градусах. Цена одного деления 5°.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.


Изображение
Рис.3 Взаимное положение сторон горизонта.

Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой (рис.3), и, если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные. В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа - восток, а слева - запад.


В последнее время стали широко доступны жидкостные "инженерные" компасы китайского производства, выпускаемые под брендом "Экспедиция".
Та же компания продает также китайские кальки армейских компасов NATO и ряд других разновидностей компасов.


Слева направо - Компас артиллерийский, жидкостный инженерный компас "Экспедиция", компас Адрианова школьный
Изображение


Особенность жидкостного "инженерного" компаса "Экспедиция" в том, что он имеет, помимо градусной шкалы (внутренняя, через 10 градусов), также шкалу, проградуированную в румбах (внешняя, от 0 до 64 полурумба).

Кроме того, компас имеет две линзы, предназначенные для удобства считывания показаний с картушки компаса - одна расположена на поворотном целике визирного устройства и предназначена для упрощения считывания показаний со шкалы при взятии азимута на ориентир:

Изображение

Вторая - для упрощения совмещения поворотного лимба компаса со стрелкой.

Визирование ориентира компасом "Экспедиция"
Изображение



Визирование ориентира школьным компасом
Изображение
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 1557
Зарегистрирован: 2010-май-24 11:16
Байк: GTS
Реальное имя: Сергей
Откуда: из СССР

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение 4ELOVEK » 2014-май-15 13:15

Про курвиметр можно подробнее не примере?

Lik
Аватара пользователя
Сообщения: 4440
Зарегистрирован: 2006-май-23 00:19
Байк: Эпик
Реальное имя: Данила
Стиль катания: Птичьим криком, волчьим скоком
Откуда: Тольятти

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение Lik » 2014-май-15 13:26

Про курвиметр задвоение статей идет, они практически полностью идентичны.
_________________
Улыбайся чаще — и чаща улыбнётся тебе.

Lik
Аватара пользователя
Сообщения: 4440
Зарегистрирован: 2006-май-23 00:19
Байк: Эпик
Реальное имя: Данила
Стиль катания: Птичьим криком, волчьим скоком
Откуда: Тольятти

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение Lik » 2014-май-15 13:28

Самое забавное в компасе - это погрешности в местах магнитных аномалий или просто рядом с железосодержащими валунами.
_________________
Улыбайся чаще — и чаща улыбнётся тебе.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-15 13:29

4ELOVEK писал(а):Про курвиметр можно подробнее не примере?

На словах если - то курвиметр похож на детскую игрушку-каталку, но со одометром:

Изображение

На снимке справа - маленькое колесико.
Стелем карту на стол.

Изображение

Если это колесико курвиметра прокатить по намеченной дороге на карте, как будто едешь по самой дороге, то стрелка одометра покажет, сколько сантиметров на карте вы "проехали".
Умножая эти сантиметры на масштаб карты, получаем километры на реальной дороге.

Если снова непонятно объяснил - то сниму видео, на фотках как-то непоказательно.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9931
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: F.A.Q. по навигации без GPS

Сообщение honzales » 2014-май-15 13:31

Lik писал(а):Самое забавное в компасе - это погрешности в местах магнитных аномалий или просто рядом с железосодержащими валунами.
Не, самое забавное в компасе - это пытаться им воспользоваться рядом с танком, или хотя бы с висящим на шее автоматом :SARCASTIC:
А систематическая погрешность - это не так страшно.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей