Ну вот и очередной отчет по эксплуатации электробайка.
За 2013 год пройдено 2500км., общий пробег достиг 8500км. Технические результаты сезона:
1.Батарея и электросистема.
В начале сезона были проведены технические работы по замене дефектного элемента аккумулятора (он оказался всего один) - в результате весь сезон вновь использовалась полная емкость батареи в 20Ач. Одновременно были протестированы контрольным циклом разряд-заряд (с помощью модельной зарядки) все 32 элемента батареи - что заняло ровно месяц. Результаты радуют: емкость всех элементов - чуть выше номинальных 10Ач.
Поскольку иногда зимой ощущалась нехватка электрической мощности в 12-вольтовой системе (преобразователь DC-DC на 125Вт на пределе своих возможностей питал ксенон+габариты+диодный свет+подогрев руля на полной мощности), был установлен новый преобразователь DC-DC мощностью 250Вт. Из плюсов нового - более высокий КПД пребразования и хороший запас по мощности для потребителей 12-вольтовой сети.
2.Мотор-колесо и контроллер.
В октябре 2013 года мной был замечен увеличившийся осевой люфт мотор-колеса. Три года всесезонной эксплуатции, 8 тыс.км пробега и периодические помывки мотор-колеса в Волге дали себя знать. Хотя на движение байка это пока не влияло, решено было заменить подшипники, что и было проделано в ноябре. Вместо родных китайских были установлены дорогие европейские (по 300р. штука). Люфт полностью исчез. Одновременно была заменена термопаста между встроенным контроллером и пластиной крепления внутри МК.
К сожалению, при замене, видимо, были заполнены термопастой изолирующие зазоры между транзисторами - т.к. на третью покатушку после ремонта контроллер вышел из строя - сгорели два мосфета из шести + пострадала обвязка вокруг них. Решено было перейти на внешний контроллер, для чего был приобретен 12-мосфетный Infineоn. На вилку впереди был смонтирован соотвествующий металлический бокс - и через месяц после поломки байк снова был на ходу.
Из плюсов нового контроллера - наличие электротормоза, рекуперации, возможность перепрограммировать практически все параметры управления мотор-колесом - в том числе увеличить подаваемую на МК мощность. Из минусов - увеличение веса байка из-за бокса (около 1 кг) и стоимость самого контроллера.
3.Велокомпоненты.
Прекрасно показала себя в прошедшем сезоне "итальянка"-двухкоронка Marzocchi Junior T - её работа на грунте и асфальте меня полностью устраивала. Некоторые проблемы имелись с крылом - поскольку ход вилки я уменьшил на 50мм., а пружины для моего веса мягковаты - на больших ямах крыло, смонтированное на штанах вилки, ударялось о раму, что нервировало. В середине сезона вилке были возвращены родные 170 мм. хода, и проблема исчезла. Однако заменить пружины на более жесткие всё же не помешало бы.
Дисковая механика Avid ВВ7 на роторах 203мм на обоих колесах работала безупречно. Замены колодок не производилось. Единственным инцидентом было откручивание одного из болтов крепления заднего тормоза во время спуска по Мельничному полю - на болте не было фиксатора резьбы, он открутился и потерялся. Однако у магазина в Торновом тормоз был починен путем замены болта на аналогичный из ремкомплекта. В связи с появлением в 2014 году электротормоза ожидается уменьшение износа колодок в 2-3 раза - на скорости его эффективность очень велика.
Подизношенная цепь и кассета так и не были заменены и продолжают работать - из-за редкого использования механической трансмиссии (постоянно применялся электропривод, т.к. емкость отремонтированной батареи позволяла не экономить энергию) на нечеткое включение некоторых передач было просто забито
Параллелограммный амортизационный подсидельник Cane Creek Thudbuster ST продолжает успешно эксплуатироваться - из обслуживания осуществлялась помывка несколько раз в год + пару капель масла в шарниры. Полиуретановые амортизирующие элементы следов износа не имеют.
4.Навесное оборудование.
В середине сезона на байк был смонтирован багажник Tubus Cоsmo из нержавейки грузоподъемностью 40 кг. Это позволило установить на него стальное велокресло и возить на багажнике ребёнка (10 лет, 29 кг.). Общий вес велосипеда с экипажем составил при такой езде 170-180 кг, однако характер движения по асфальту практически не изменился (не считая большего расхода энергии и необходимости ездить по тротуарам из-за соображений безопасности ребенка). На грунте (в т.ч. грязном и мокром) перемещаться вдвоем вполне комфортно, однако скорость необходимо ограничивать из-за отсутствия у пассажира какой-либо амортизации (всё же хардтейл).
Поскольку установка багажника вынудила отказаться от широкого заднего пластикового крыла (а езда без него по лужам неизбежно вызывала заливание меня грязной водой от ботинок до шлема) - в начале 2014 года были приобретены и установлены железные крылья полного профиля. Эффект был существенным - спина остается чистой даже при езде по лужам в 5-10 см. глубиной на скорости 20-25 км/час. Из минусов - увеличение веса и несколько архаичный внешний вид.
5.Световое оборудование.
В рамках зимнего техобслуживания были заменены задние габариты. Новые были размещены внутри рамы - подвешены на штырях, оставшихся от ви-брейков. Общее количество диодов - 3 красных назад и 3 синих вперед в каждом из двух габаритов. Блок управления (в сумочке под седлом) обеспечивает 3 режима мигания. Потребляемая мощность - около 5Вт, напряжение питания - 12В.
Из плюсов новый габаритов; компактнее и легче; ярче старых где-то вдвое; мигающий режим (больше привлекает внимание водителей); хорошо обозначают байк не только сзади, но и впереди. Монтаж внутри рамы - 100% гарантия от повреждений при контактах с деревьями и грунтом.
Из минусов: Стало чуть больше проводов. Блок управления, лежащий в сумке, не герметичен. Однажды промок под дождем насквозь, и габариты погасли. Заработали - лишь после высыхания дома. Пришлось упаковать его в водонепроницаемый пакет.
Также после нескольких лет безупречной службы был снят с байка ксенон вместе с диодным передним габаритом. На его место в конце 2013 года был смонтирован диодный прожектор на 4 диодах Cree X-ML и 2 диодных матрицах мощность 10Вт. Световой поток получившего фонаря при полном включении сравним с ксеноном, однако главный плюс - возможность управлять светом раздельно : 1 диод-габарит Cree X-ML (есть режим стробоскопа); 2 "теплых" Cree X-ML с линзами дальнего света; 1 "теплый" Cree X-ML и 2"холодных" матрицы с линзами/коллиматорами ближнего света. Таким образом, световой поток можно адаптировать под режим движения, существенно экономя электроэнергию. Энергопотребление групп: габарит - 12Вт, дальний свет - 24Вт, ближний свет - 32Вт.
Поскольку прожектор только тестируется и содержит большое количество электроники (6 драйверов, диоды, тумблера - и всё это соединено несколькими метрами провода МГТФ с двумя десятками точек пайки) - в качестве дублирующей (на случай отказа прожектора) на байке размещена легкая пластиковая автомобильная доп.фара с галогенкой на 55Вт.
Фото:
Сгоревший контроллер:
Новый контроллер в боксе на руле:
Багажник с детским креслом:
Новая светотехника:
Полноразмерные крылья: