Эта бухта была необходима для безопасной зимней стоянки кораблей и барж. Построенная ранее Старая бухта оказалась мала в неё умещалось всего 20 судов. И её постоянно заносило песком и илом. Нередки были случаи когда корабли и баржи зимовавшие в Самарке, незащищённые бухтой, весной срывало и уносило в Волгу. При этом многие из них получали сильные повреждения и даже тонули. Между окончанием строительства старой и началом строительства новой бухты прошло около 25 лет.

Строительство началось в 1906 году и закончилось в 1913-1914 годах. Для строительства привлекалось безработное население Самары и соседних областей. Новая бухта должна была вмещать более 50 кораблей и барж. Для более удобной погрузки, выгрузки и перегрузки грузов к ней планировалось подвести железную дорогу.

В 1914 по косе - молу была проложена железнодорожная ветка.

Пару недель назад гулял по косе и обнаружил, что некоторые части этого сооружения всё еще довольно хорошо сохранились.
14 июля, в воскресенье, пришёл с фотоаппаратом.[spoiler]Пройдя более современную часть косы, на которой ранее располагался грузовой порт а сейчас стоянка яхт-клуба, вышел на грунтовку которая идёт по верху.

На грунтовке видны шпалы - остались от ветки железной дороги, которая шла по верху мола.

Идя по этой дороге складывается ощущение что ты находишься не в паре шагов от города, а где-то далеко от него. Нет практически никаких намёков что это искусственное сооружение.

У дороги встречаются недействующие вышки освещения, всего их там три.

Вот остатки какого-то строения.

Куча угля у дороги.

Непонятная площадка на склоне. Она видимо более позднего происхождения чем коса.

Вот так она выглядит снизу.

А вот это видимо уже из того времени.

Найденный рельс от узкоколейки, банка для масштаба


С обоих сторон в это время проносятся лодки, по Самарке прошел толкач.

Вышел на окончание косы, отсюда открывается красивый вид на мост по улице Главной.

Тут же стоит куб из скрепленных бетоном камней. На косе таких много, и мне непонятно их назначение.

Перехожу на южную сторону косы. Склон по большей части представляет собой труднопроходимый "курум" из камней которыми когда-то он был вымощен. В прошлый раз путь по нему, около 800 метров, занял у меня около часа.

Но местами можно встретить довольно хорошо сохранившуюся кладку. Вот здесь хорошо видно - под осыпавшимся верхним слоем более крупных камней уложены камни помельче.

Среди россыпи камней иногда можно найти куски и блоки асфальта. Долго думал что это такое и для чего предназначено, спасибо HUNTER'у - он подсказал что в таком виде раньше транспортировали асфальт.



Иногда они выглядят сплавившейся потерявшей форму массой.

Это всё продукция Печёрского Асфальтового Завода. Этот завод располагался в районе современного города Октябрьск.

Вот что мне удалось найти об этом заводе:
Асфальтовое дело на землях сызранского уезда началось в 1870–1871 гг. в 1870 г. был установлен первый котёл и сделаны пробные варки асфальта, а с 1871 г. у села Печерское начал работать асфальтовый завод по производству асфальтовой мастики. В том же году начали строить завод у села Батраки (г. Октябрьск). В 1873 г. этот завод начал выпускать продукцию.
В 1879 г. Д.И. Воейковым было организовано "Товарищество сызранского асфальтового завода", а А.И. Иорданом "Общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности".
Сызранский асфальт признавался лучшим в Европе и неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках.
В 1891 г. сызранский завод производил уже более 560 тыс. пудов "асфальтовой мастики".
Если в 1860-х годах асфальт в Россию ввозился из-за границы, и ввоз этот постоянно рос, то с середины 70-х годов сызранский асфальт без содействия таможенных пошлин вытеснил иностранный.
Сызранским асфальтом мостились улицы крупных российских городов. В 1876 году только городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия.
Отсюда: http://urator.livejournal.com/29922.html
По видимому, эти блоки доставлялись в Самару по железной дороге и уже отсюда водным путём отправлялись в разные города.
Это один из наиболее хорошо сохранившихся найденных блоков.

Вид строений за Самаркой.

Далее натыкаюсь на ещё один бетонный куб, рядом еще один - такой-же. Эти наиболее непохожи на все остальные так как сделаны из бетона, в то время как остальные в основном из камня.

Практически под ними начинается бетонная полоска идущая вдоль берега.

Так как на ней видны углубления - как будто от шпал, напрашивается вывод что здесь была узкоколейка. Но вот что в действительности это было - неизвестно.

В этом месте наиболее хорошо сохранился мощёный склон. Хоть сквозь него и прорастают деревья. Узкоколейка далее то исчезает в местах оползней и под камнями, то снова появляется. Но это самая хорошо сохранившаяся часть.

Пройдя ещё немного вижу на склоне мощные напластования бетона. Хотя может это и не бетон - не знаю.

Чуть дальше из него торчат пара рельсов. Из того-ли времени этот "бетон" или его "пролили" позднее тоже непонятно.

Ещё дальше из склона торчит большая ржавая труба. Что примечательно - клёпаная, значит она здесь со времени постройки бухты.

Рядом с ней участок хорошо сохранившегося склона.

Устав ползать по "куруму" перехожу на северную сторону косы чтобы немного отдохнуть.
Вот такие там пляжи.

А вот и место где можно посидеть, подумать...


Посидев и отдохнув


Пробравшись через заросли и место большого оползня, выхожу к двум торчащим из земли брёвнам. Видимо при постройке косы ими укрепляли грунт на который сверху укладывались камни.

Вот такой вот берег. С воды наверное кажется что он дикий - созданный природой. Хотя в некотором роде так и есть, природа хорошо поработала над ним.

Пройдя ещё немного выхожу к остаткам подпорной стенки укрепляющей берег.

Выросшие и вросшие в неё деревья продолжают поддерживать её.

Но тем не менее стоять возле неё страшновато - а ну как не выдержит и наваленная сверху куча камней съедет на тебя? Долго у стены не задерживаюсь.

Так как дальше начинается более современная часть косы поднимаюсь наверх - далее путь совсем непроходимый, да и вряд ли там можно найти что-то интересное.
В затоне теперь стоят дорогие яхты и катера яхт-клуба. Кстати если приглядеться, можно увидеть два "Восхода" стоящие на барже.

Портовые краны стоят без дела, раньше здесь были огромные горы песка и соли которые они выгружали из барж и металлолома который грузили в них. Теперь парой кранов вынимают катера из воды - для зимнего хранения на суше. А на освободившуюся часть косы медленно наступает природа...
