заметки по Кабардино-Балкарии

Кто, где, как
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 20:35

Велопоход этим летом все-таки состоялся. Обычно до публикации у меня дело не доходит - лень. Но тут решил, что нужно понемногу "штурманские долги" возвращать - помощь использованных отчетов прошлых лет трудно переоценить.
Состав участников в этот раз вышел прямо-таки спартанским (средняя численность группы - 1.5 человека).
Так что будет не очень много шуток и эксцессов, а скорее что-то вроде свидетельских показаний.

Фактически проделали такую нитку:
п. Майский - Нижний Черек - Старый Черек - п. Псыгансу - Жемтала - Верх. Жемтала - Ташлы-Тала - пер. Хазни (2550) - долина р. Псыгансу - пер. Курноят (2170) - Верх. Балкария - пер. Школьный (он же Чегетджар, он же Штольный) (3120) - долина Черека Безенгийского - альплагерь "Безенги" - пешая радиалка по леднику Уллучиран (2750) - п. Безенги - пер. Кышлык (2500) - п. Эльтюбю - п. Булунгу - турбаза "Башиль" - пер. Сарын (3380) - долина р. Кестанты - пер. Сакашиль Нижний (Восточный) (3080) - Тырныауз - Мин. Воды


Ссылка на записанный gps-трек всего похода

День 1. Суббота.
Майский - Верх. Жемтала

В 9 часов утра местного времени прибываем на станцию Котляревская, что физически находится в п. Майский. Собираем велы, проехались по бытовым вопросам. Банкоматы есть, но не на каждом углу, пришлось поискать. Сразу здесь же затариваем в рюкзаки провиант на первые дни, перекусываем у магазина и трогаемся в путь. Погода солнечная, километров через 15 начало очень ощутимо припекать. Все-таки чувствуется южное солнце, с самарским не сравнить. Едем второстепенной дорогой через Нижний Черек, понравилось, машин совсем мало. В Старом Череке прямо у пересечения с федеральной трассой стоит большой "Магнит". Делаем передых, подкрепляемся быстрыми калориями как можем. Думается, можно было бы проехаться по поселку и горячего питания найти, но не до того было. Холодная кола и тень от здания - вот что сильнее всего радовало!

Очухались, дальше минуем Псыгансу, Зарагиж, Жемталу. Везде есть магазины (уже конечно скромные, сельские). В Жемтале даже видели небольшое кафе, но поесть в нем не свезло ("приходите завтра"). Кстати здесь же заканчиваются и магазины, если что. А силы что-то начали уходить - дорога-то чем ближе к горам, тем больше вверх набирает. Доехав до развилки на Ташлы-Талу, советуемся с местными пастухами. Те, возможно оценив со стороны наш жалкий вид, оставляют на ночевку в своем балаганчике, снабдив хорошей водой, да еще под официальной охраной, с мигалками. Ночью было довольно суетно, какой-то нескончаемый автомобильный движ, шелест покрышек и отсветы фар. Возможно в будни оно поспокойней.
Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение
Проехали 67 км. Высота ночевки ~ 950 м.

День 2. Воскресенье.
Верх. Жемтала - Ташлы-Тала - пер. Хазни - долина Псыгансу

Выходим около 8:15, чуть задержались за разговорами и чаепитием с пастухами. Дорога по лесу отличная. Лескен (речка) с виду тоже вполне хорош. Идеально было бы до него еще вчера добраться, но эти несколько км в подъем стали бы для нас скорее пирровой победой. В итоге часа за полтора проезжаем лес и попадаем в Ташлы-Талу, где круто поворачиваем вверх вдоль Хазнидона. Небо совсем затянуло сплошной облачностью. По дороге неподалеку от села встречаем лагерь большой и веселой велогруппы из Краснодара, которая уже заканчивает свой поход по РСО-КБР. Эх, можно было бы и почаевничать, но перевал сам себя не возьмет...

Дальше по пути вверх совершенно не встречается вода. Хазнидон постоянно внизу под обрывом. Только какая-то странная металлоконструкция около дороги волнообразно сифонила, чем мы и воспользовались. На вид прозрачно, на вкус отлично. Добираемся до начала крутого взлета на Хазни, скатываемся к мосту, где немного передыхаем и пополняем воду. У реки довольно прохладно - 10-15 минут без движения, и уже хочется приодеться. Но стоило снова попереть в гору, как озноб сам собой исчез :) А вот туман сгустился. Вскоре из этого тумана слышится лай, а затем выплывает и пастуший кош. Собаки тут правильные: злой барбос на цепи мечется в стороне, спокойный деловито ходит, нас изучает. Здесь же удобно проведена сверху вода, можно было не заморачиваться со спуском к реке. Опять зовут на чай - и опять приходится извиняться и спешить.

Обнаруживаю у себя срез нижнего винта багажника. Фиксирую пока стойку куском проволоки, найденной кстати здесь же на дороге. На вершине своего первого настоящего перевала Женек не без горечи обводит взглядом доступные ему 10-15 метров видимости, произносит с сарказмом "какая красота!", и мы начинаем медленный спуск. Я медлил из-за багажника, а у Жени чуть подскальзывали покрышки. Дождя как такового не было, лишь отдельные капли, будто парящие в воздухе. Но сырость невидимо пропитывала все вокруг, незаметно въелась в рюкзаки, одежду и обувь.

К 6 вечера, истратив силы, наконец достигаем реки Псыгансу, от которой кстати с утра и начинали. "Летающая вода" вместе с туманом осталась хоть немного выше. Меньше всего в такой обстановке хочется возиться с палаткой, так что взгляд сам уцепился за отдельно стоящий не то домик, не то трехстенок. Подъезжаем, видим что это гибрид: несколько отдельных комнат плюс большая ниша со столом человек на 10 и печью в углу. Никого из людей не обнаружили. Долго думать не стали, располагаемся здесь под просторной крышей на ночлег. И вовремя - сверху бахнул уже серьезный дождь. Вечером в темноте, благодаря притупленному вниманию (и поэтому обостренному руко-крюкству), роняю на пол фотосумку с камерой. Высота в районе полуметра, но и пол бетонный - кто кого? Быстро включаю, электроника работает, затвор щелкает, карта пишет. Надежно японцы сконструировали. Успокоился и на этом провалился в долгожданный сон.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Проехали и прошли 34 км. Высота ночевки ~ 1750 м.

Аватара пользователя
Директор НП "СТК "ВелоСамара"
Сообщения: 7267
Зарегистрирован: 2007-май-20 15:02
Байк: Чёрный матовый KuB и зимний KuB
Реальное имя: KuB
Стиль катания: Заставить уважать велосипедистов
Способ связи: 8-927-73-I4-222
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение KuB » 2020-ноя-08 20:39

Сергей, не против, если по соцсетям раскидаем ссылки на этот отчет?)
_________________
Просчитывайте то, как могут повести себя другие участники ДД, как при игре в шахматы.
ПДД никто не отменял!!!!
Изображение
Велопоход по Алтаю - 2015

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 20:46

не против. А то бы и не выкладывал )

Аватара пользователя
Директор НП "СТК "ВелоСамара"
Сообщения: 7267
Зарегистрирован: 2007-май-20 15:02
Байк: Чёрный матовый KuB и зимний KuB
Реальное имя: KuB
Стиль катания: Заставить уважать велосипедистов
Способ связи: 8-927-73-I4-222
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение KuB » 2020-ноя-08 20:56

ssg писал(а): 2020-ноя-08 20:46 не против. А то бы и не выкладывал )
:HI:
_________________
Просчитывайте то, как могут повести себя другие участники ДД, как при игре в шахматы.
ПДД никто не отменял!!!!
Изображение
Велопоход по Алтаю - 2015

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 21:03

День 3. Понедельник
долина Псыгансу - пер. Курноят - долина Чайнашки

Погода с утра внушает оптимизм, подрываюсь зафиксировать момент. Но что-то крышка не хочет сниматься? Смотрю - оп-па. А она одним краем зашла куда-то внутрь объектива. Смахнув холодный пот, кое-как скручиваю полярик вместе с заклинившей крышкой. Получаю две классических новости. Хорошая в том, что объектив цел и полностью исправен, плохая в том, что фильтр вчера пал (в обоих смыслах) смертью храбрых. Ладно, не катастрофа, выкрутимся. А вот выкрутится ли остаток болта из рамы? Ловкий Женя после завтрака с нескольких попыток сумел ухватить пассатижами те полтора витка надежды, что всегда торчали насквозь как некрасивый рудимент. Пригодились все-таки! Ура, багажник снова в полном порядке, винт заменен на новый из ремнабора.

Только начали подниматься в Курноят, как вновь нас закутало в облака. Но эти были уже не такие ядреные как вчерашние, позволяли хоть немного осматриваться. Сам подъем со стороны Псыгансу несложный. Ну в смысле, что всего 400 метров - и ты наверху. Почти все прошли пешком, а куда торопиться? :) Так что на сколько процентов тут можно верхом проехать, замерить не удалось. На 1000-метровый спуск с перевала к Верхней Балкарии потратили час. Дорога очень приличная, останавливались только тормоза остужать.

Въезжаем в поселок, места знакомые по 2015-му году. Но теперь наш путь лежит поперек долины Черека Балкарского. У дороги наведываемся в кафе-столовую. В наличии сегодня есть борщ, чай и свежий хлеб. Выбор небогат, но и мы не капризные. Тем более борщ оказался как надо, далеко не в каждом общепите такой найдешь. После столовой заглядываем в продмаг за провиантом и десертом, и выдвигаемся снова в подъем, теперь вдоль реки Чайнашки. Погода буквально за те час-полтора, что мы потратили на обед и магазин, решительно преобразилась. Облачность разметало, вышло солнце, горная грунтовка моментально подсохла. Набрав первые метров 200-250 так разогреваемся, что в ход идет даже внешнее охлаждение с помощью речной воды. Дорога в основном позволяет нам ехать, но после ее ухода по мосту на правый берег начались очень крутые долгие пролеты. Становится прям тяжко. И лишь энергия борща тащит вперед, на удивление нам самим (тут без шуток, на полном серьезе). В итоге реализуем оптимистичный прогноз и останавливаемся на отметке 2200 м у притока Чайнашки, возле ворот.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Проехали и прошли 26 км. Высота ночевки ~ 2200 м.

День 4. Вторник
долина Чайнашки - пер. Школьный (Штольный, Чегетджар) - долина Безенги

Под утро по палатке сыпало-хлопало что-то очень похожее на капли дождя. Однако разведка показала, что осадков всю ночь не было, и утро в плане погоды многообещающее. Выходим со стоянки чуть раньше 8 часов местного. Дорога здесь уходит от реки вверх на плато двумя размашистыми пролетами серпантина.

Наверху доплелись до большого коша. Побеседовали с пастухами, которые разорвали шаблон во-первых своим практически юным возрастом (одному лет 17-18, второй постарше лет на 5), а во-вторых сообщением, что наш перевал на самом деле не Чегетджар и не Школьный, а Штольный. Ну, судя по наличию тупиковой высотной дороги вдоль южного склона г. Чегетджары, вполне может быть и так. Главное пытаемся разузнать про дорогу наверх - куда нам лучше, по зигзагу или по колее? В сторону зигзага заболочено местами, машины не суются, но с велосипедом, дескать, пройдете вполне. Мы и попробовали. Но что-то не понравилось по альпийской "целине" валить, утыкаясь то в неприметные со стороны канавы, то в грязь. Так что по азимуту возвращаемся на автоколею. Дальнейший путь довольно крут, местами так и вообще на пределе сцепления обуви. Пару раз останавливаемся на отдых.

Вышли наверх, стадо молодых яков моментально усвистало куда-то за гребень холма. Дорога выравнивается и идет в направлении перевала Думала. Погода весь день как по заказу, только фотографировать успевай. Тут можно отвернуть вниз, к ущелью одноименной реки. Как минимум до коша виднеется даже колея автомобильная. Но в свой план я это место так и не рискнул включить, будем держаться основной проторенной дороги. Добираем наконец оставшиеся 200 метров до отметки 3120 и начинаем долгожданный спуск.

Но тот спуск - я вам доложу... По карте что? Грунтовка уверенными линиями спускается в долину Черека Безенгийского. Да, 1500 метров перепад конечно. Ну наверное за час с ветерком пролетим? Отдохнем, развеемся? Так вот, на деле первые километра два дорога уложена по сплошным камням крупного калибра. 100-200 метров такой жести, и мы вынуждены уйти от нее в сторону, на дерн. Там кочек в траве прячется тоже в достатке, но хотя бы кое-как можно катиться. С переходом дороги через ручей каменный мини-курумник заканчивается, но ехать по-прежнему сложно. Уклоны такие, что стандартные гидротормоза еле справляются с гравитацией, как бы истерично я их не давил. А тормозить приходится очень часто: то резкий поворот с виражом вниз, то камнями дорога пересыпана, то это все одновременно сочетается. И вот таких приключений - более 10 км подряд без перерыва. Три часа потратили, треть спуска (по скромной оценке) протопали ногами, пальцы на руках готовы отвалиться. "Отдохнули" отлично... Да и времени уже ни на что серьезное не осталось, так что ставимся на правом берегу Черека у притока, недалеко от п. Безенги.

Вечером на биваке понимаю, что надо было не полениться и застраховать ноги от столь долгожданного солнца. А теперь все, обгорели ниже колен, требуют аккуратного обращения. Могу вступать в браконьерский кооператив "Красная Икра" :) Женек подпалил немного шею. После отбоя по палатке стучит уже самый настоящий, баюкающий дождик.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение

уклоны на фото не передаются:

Изображение Изображение

Общий вид с южного склона г. Чегетджара. Центральная в снеговой группе - Коштантау, чуть правее двуглавым гребнем стоят Думалатау и Уллуауз:
Изображение
Проехали и прошли 24 км. Высота ночевки ~ 1500 м.

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 21:24

День 5. Среда
долина Безенги - АУСБ "Безенги"

Дождь еще ночью перестал, но трава заметно сырая. Постиранные с вечера вещи лишь добрали новой воды. Отжимаем, надеваем - йо-хоу, бодрит :) Завтрак быстрый: чай с салом. Мы пока совершенно не знаем, на что можно рассчитывать в альплагере, поэтому не терпится до него добраться. Но заглядываем все же в поселковый магазинчик, прикоснуться к цивилизации.

Облаками все затянуто наглухо, хорошо хоть осадков нет. Без проблем (потому что пропуска и паспорта в наличии) минуем погранпункт. Дорога здесь накатанная, но не сказать чтобы простая. Встретился на ней еще домик смотрителей заповедника, со шлагбаумом. Нас вежливо предупреждают, что с дороги никуда не стоит сворачивать, и свободно отправляют в сторону альплагеря (или если правильно его называть - АУСБ). Мы трижды переезжаем Черек по мостам. Безенгийская стена показалась фрагментарно лишь ближе к концу пути, в разрывах облаков. Но даже так она снимает любые вопросы по поводу целесообразности этой тупиковой части маршрута. В непосредственной близости от реки женьковский гармин намерял своим термометром +12 градусов. Пожалуй стоит ему поверить, там действительно ощущения как у открытого холодильника. Отъедешь метров двадцать и все, закрылся холодильник.

После финального моста у слияния с Мижирги штурмуем пупырь и попадаем на небольшое плато, где и расположился альплагерь. Итого 3.5 часа у нас съел путь от поселка. Народу непривычно много, машины припаркованы, палаточный городок, корпуса и домики, электричество по столбам проведено. Кто-то постоянно куда-то уходит и откуда-то возвращается. Тут еще и дождь не вытерпел, полился по-серьезному. Но так или иначе мы выцепили администраторов и договорились о нашем пребывании. Оценив варианты, выбираем простую комнату по 800р с человека. С палаткой морочиться нет настроения, учитывая погоду. А разницу в 500р можем себе позволить. Да, жилье в своей палатке тоже за деньги. За пределами альплагеря никаких биваков мы не встречали. Думаю, за этим внимательно следит заповедник, и не зря на въезде всех инструктируют. В общем и эндемики целы, и туризм не в обиде, мне показалось решение взвешенным.

Короче к делу, закидываем вещи в нашу комнату, пристраиваем велы у корпуса - и скорей в теплый душ. Как раз и дождь вылился, вроде светлеть начало. Дальше в большое уютное кафе, где нас кормят отличной шурпой. Жизнь налаживается! Вечером облака немного раздергало, приоткрылись окружающие большие горы. Ну, теперь бы еще завтра с погодой свезло...
Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение

Уллуауз и долина Мижирги, альплагерь:
Изображение Изображение
Проехали и немного прошли 20 км. Высота ночевки ~ 2150 м.

День 6. Четверг
пешая радиалка на Баранкош

Сегодня радиалка на Безенгийский ледник (он же Уллучиран). Утро ясное. В 6 часов уже в полной готовности. Я помимо фотосумки брал с собой верхний клапан от Миража (благо он отстегивается), Женек же ухитрился распихать все необходимое по многочисленным карманам в одежде. Заходим на завтрак во второе кафе, поменьше, но от этого еще более уютное. И не просто наудачу, а потому что с вечера договорились. Завтрак как в лучших домах ЛондОна - яичница с котлетой, хычины, салат, чай.

Перво-наперво почти сразу по выходу с территории альплагеря - общение с пограничниками. Довольно долго нас записывали (мы походу одни из первых были). Точную дорогу с вечера разузнать не удалось, будем действовать "сообразно обстоятельствам". Первое время тропинка предельно облагорожена: выложена булыжниками как бордюром, в сложных местах встречаются деревянные ступеньки и лестницы. Подбираемся понемногу непосредственно к леднику, дорога уходит в каменные завалы, ориентируемся по сложенным там-сям турам. Путь все время с набором вверх, маршрут визуально дальше метров 10-20 не проложишь. В некоторый момент упираемся в серьезную яму-обрыв, немного оглядываемся по сторонам и видим выход на центральную часть ледника. Журчат несколько ручьев разного калибра, всякие интересные промоины, камни всего в один слой прикрывают лед под ногами.

С выходом на открытую часть явные ориентиры как-то резко закончились, мы двигаем просто по общему направлению, вдоль все того же правого борта долины. Потом так или иначе, может заметив какие-то знаки, или по шестому чувству, перемещаемся еще ближе к центру, вверх на гребень. Здесь вновь нас обнадеживают редкие туры и метки краской. Погода шикарна, под лучами солнца флисовка теряет актуальность, долой ее с плеч. Так и шагаем вперед, мимо отдельно стоящей слева грозной Дых-Тау, в направлении к треугольной шапке Гестолы, пикам Шота Руставели и Джанги-Тау. Вместе с еще несколькими вершинами, отсюда не видимыми, они и составляют знаменитую стену. Перепад высоты между нами на леднике и заснеженным верхом - около 2.5 км. Добираемся до перпендикуляра в направлении озера Баранкош (оценивали просто по картам). Не видим явных указателей, но не видим и аргументов против того, чтобы пойти этим кратчайшим путем. По белым ледовым полям движемся прямо к левому борту. Ближе к краю ледника рельеф усложняется, появляется множество мини-оврагов и холмиков, требующих в том числе и определенной осторожности из-за присутствия расщелин глубины лучше-не-мерять-какой. Женя остается ждать меня здесь, я же взбираюсь на зеленый гребень и по нему достигаю условной цели нашей радиалки - ночевок Баранкош, рядом с одноименным озером.

Озерцо совсем небольшое и не особо поражает красотой. Впечатление производит в целом сам этот зеленый альпийский островок среди сплошных камней и льда. Перевожу дух у ручейка минут тридцать, и пора выдвигаться обратно. Мы сюда шли больше 4 часов, тогда как табличка-указатель ориентировала по-моему на 3 или 3.5. Учитывая, что мы налегке - явно темп слабенький, некогда медитировать! :) Обратный путь оказывается сильно проще: тут и дорога знакомая, и вниз шагать легче, и вдобавок все видно как на ладони. Навстречу довольно много народу, самого разного возраста и снаряжения. Кто-то явно с ночевкой, а то и не с одной, кто-то просто до точки невозврата на леднике. В итоге мы отметились у пограничников даже раньше обещанного (хотя перед началом возвращения мне это казалось невозможным).

На базе снова воспользовались для пополнения сил услугами кафе. Гулять, так гулять. Остаток вечера готовились к следующему ходовому дню (да ничего не делали, по правде говоря). Женя твердо решил не соваться на вторую, вело-мазохистскую часть маршрута и направляется домой. Я прикидываю варианты.

Итог-отступление про альплагерь Безенги: остались исключительно положительные воспоминания. Цены в кафе вполне сопоставимы с "равнинными" заведениями. Если хочешь, на своей горелке готовь свою еду, никто не против. Продуктового магазина нет, но продают турснарягу. Там в наличии стандартные газовые баллоны, цену правда я не уточнял. Открытости и неравнодушию сотрудников впору памятник поставить. В 6 утра из-за двоих человек открыть кафе и приготовить завтрак - даже упрашивать не пришлось. И по всем гостям ощущение, что знают зачем приехали, и что случайных людей среди них нет. К примеру, велики мы никуда особо не прятали, и переживать за них мыслей не возникло.
Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение

На самом деле очень тепло:
Изображение

Изображение

Слева суровая Дых-Тау:
Изображение

Вечерний релакс (не реклама!):
Изображение Изображение
Прошли налегке 17 км. Высота ночевки ~ 2150 м.

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 21:39

День 7. Пятница
АУСБ "Безенги" - пер. Кышлык - п. Эльтюбю

На раннее утро назначена собственноручная готовка каши, хватит эксплуатировать местный комбинат питания. Горелка что-то капризничает и напрочь отказывается работать, не могу понять (ох и анекдот вышел в итоге, но обо всем по порядку). Пропрыгали около нее с полчаса, магистраль даже чистили. Ладно, некогда время терять, по сникерсу и едем в поселок, там поразбираемся. Женек-то уже сменил ж/д билеты, у него завтра вечером поезд из Мин. Вод.

Оперативно скатываемся в Безенги. К нашей удаче как раз время открываться магазину-кафе в центре поселка. Кормят хычинами и чаем, в колоритной отдельной комнате со стеллажом, уставленным цветами. Еще пока ждали завтрак, нас, к немалому удивлению, угостил мороженым мужчина из подъезжавшей к магазину машины. Только и успели ему спасибо сказать. А вот потом, когда еще и хозяйка заявила, что у них мусульманский праздник и плату она категорически не возьмет, было уже совсем неловко. Но поделать ничего особо не смогли, стояла на своем принципиально. Теперь только планировать следующий визит в Безенги и как-то компенсировать :)

По горелке была мысль попробовать другой бензин. В поселке раздобыть его не слишком легко. Для начала просто еще раз покрутим что можем, наудачу. Решаю: если сейчас снова не загорится, то едем в Нальчик, как общую точку интересов. Там решу что делать дальше. Если загорится, то продолжаем по маршруту через Кышлык в долину Чегема и вечером испытываем на реальной готовке. В любом случае Женек успеет на поезд, на крайняк пробросится на попутке или такси. Разбираем горелку насколько хватает инструмента, снова собираем, поджигаем - горит уверенно, ешки-матрешки! Некогда гадать, теперь вперед, на Кышлык.

Второпях я прощелкал заблаговременно набрать воды, с пол-литра всего запас. А тут еще Евгений включился по-полной. Если до этого я в подъемах почти все время чувствовал контроль (ну там, чуть отстать, чуть перегнать), то теперь с языком на плече вижу впереди, как расстояние до Жени уж точно не уменьшается, а вероятно даже увеличивается. Воды еще по дороге нет, так ее растак. У пастушьих домиков на стыке дорог наконец ручей, пусть и чуть мутноватый. Но нет, потерплю дальше, слишком сильный привкус от животинок каких-то. И вот поднявшись еще выше вижу уже нормальный ручеек, в камнях журчит сбоку от дороги. Слабоват, крышкой набирать приходится. Зато без всяких примесей, отличная холодная вода. Влил себе внутрь почти литр, пополнил запасы, отлегло. Да и Женя наконец пришел в себя, сбавил гончий темп и отставание я ликвидировал. И солнце облаками прикрылось вдобавок.

Втаскиваемся на седловину, едем на спуск. Поначалу здесь градиенты не уступают Чегетджарским, глубокие промытые канавы, снова временами доходит до спешивания. Достигаем овражка с большим ручьем, где видимо не так давно произошел размыв-обвал и закрыл путь для автомашин. Мы-то, понятное дело, просачиваемся, и дальше дело идет сильно лучше. Правда встретился еще кусок очень свежего грейдера с мягким грунтом, мои hurricane сносно себя чувствовали, а вот marathon Женьковские постоянно зарывались.

Дальше шустро скатываемся до самого Чегема, переезжаем мост и оказываемся в поселке Эльтюбю. Время конкретно к вечеру, едем в центр села разузнать обстановку. Там, у моста через Джылгысу (Джилгису) без труда и посторонней помощи обнаруживаем вывеску небольшой гостиницы. Немного смущает крутизна внешнего антуража. Но цена в 1000р вполне приемлемая, и мы незамедлительно вписываемся на ночь. Да еще wi-fi есть - вот это шик! Кстати да, сразу про связь в целом надо сказать: во всех ущельях и долинах на нашем маршруте покрытие вполне приличное. Явный аутсайдер Билайн (вообще никак), Мегафон только 2G, и безоговорочный чемпион МТС (3G). Мы к такому раскладу не были готовы, поэтому приходилось довольствоваться только звонками по Мегафону.

И вот после ужина обращаюсь я к вселенскому разуму интернета и понимаю, что на 99% наши терки с горелкой случились из-за плохой слежки за положением топливозаборника внутри бутылки. Мда, и это чуть не подвело двух человек с высшим техническим образованием... Оставшийся 1% проверять было лень. Так что решаем окончательно: Женя двигает завтра с утра пораньше на Мин.Воды, а я еду добивать маршрут. И даже рюкзак после пересортировки вместил в себя необходимый минимум шмотья (хотя дома казалось, что меньше уже некуда:)).
Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение
Проехали и прошли 42 км. Высота ночевки ~ 1500 м.

День 8. Суббота
п. Эльтюбю - окрестности т/б "Башиль"

В 5:30 провожаю Женька в Мин. Воды. Доспал немного, неспешно обслуживаю цепь и дожидаюсь гостиничного завтрака. В 9 часов выдвигаюсь, погода солнечная. Проехал Булунгу, дальше очередной погранпост. Вот здесь мне оказывают прямо-таки царское внимание. Какой-то дядя в спецовке спрашивает про пропуск в заповедник. Нету пропуска конечно, но погоди, сначала с пограничниками разобраться надо. Эти усадили меня за стол и попросили расписать подневный план, планируемые ночевки отметить на выданной бумажной карте. Это без проблем, все в голове, оперативно изложил. После того как понимают, что я иду "по тылам", вроде успокаиваются, но все равно что-то утрясают с начальством и обещают обязательно позвонить мне на телефон по выходу с маршрута. Фух, остался еще дядя. Тот за время пока я у пограничников сидел, похоже подобрел, поэтому махнул рукой, дескать так и быть, проезжай турист.

Еду дальше вдоль Чегема, хорошо тут. Ну конечно снова дорога вверх. Переезжаю мост, сворачиваю к турбазе "Башиль". Дорога уходит в обалденный сосновый лес. Прямо скажем, не ожидаешь увидеть на высоте 2000м такую почти таежную обстановку, с густыми мхом, травой и запахами. Эти несколько километров до турбазы очень красивы, только что медведи из-за деревьев не выглядывают. На турбазе, не увидев на въезде никакой информации, проезжаю за ворота и неспешно качусь. Навстречу еще один человек в спецовке. Очень недоволен тем, что я еду по территории без спроса, про частную собственность упоминал. Правда внял моим объяснениям, что все это только из-за неосведомленности. На первый раз как бы простил. Состояние турбазы совсем не внушило мне оптимизма, да и разговоры как-то коряво сегодня складываются. Так что отправляюсь по подвесному мосту через реку Башиль, в поисках начала подъема и подходящего места для ночлега.

За мостом призываю в помощь gps-трек, так как нужно теперь найти следующий мостик, через Джайлык-Су. А тропинок здесь расходится видимо-невидимо. Встреченные ребята правда подсказали, что если вдруг затуплю, то можно просто упереться в речку и идти вдоль нее вверх, так к мосту и выйду. Перехожу успешно Джайлык-Су. Здесь пропадает всякий смысл толкать груженый вел. Расседлываюсь, прилаживаю рюкзак на спину. Нахожу начало подъема и подходящую полянку для своего мини-лагеря, поблизости от реки. Валить вверх сегодня резона нет - следующая гарантированная вода только в Сарын-Су, а туда дорога нелегкая через хребет. Затаскивать загодя велик тоже как-то не с руки (единственный оставшийся "напарник"!). Пусть будет полудневка, одежду заодно в порядок приведу. Вода в речке мутная, но быстро отстаивается и вполне годится для всего. К вечеру небо затучило, выпал дождик.
Изображение Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение
Проехал 19 км. Высота ночевки ~ 2130 м.

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 21:49

День 9. Воскресенье
окрестности т/б "Башиль" - под пер. Сарын

С утра дождь все еще моросит, висит туман средней густоты, очень влажно. Лес сырой насквозь. Джайлык-Су такая же мутная, как и вчера вечером.

Сразу по выходу со стоянки начинается подъем по лесу. Тут на тропе камни, ступеньки из корней, колючий можжевельник, конечно же еще и сырой. Много где в качестве перил натянут толстый стальной трос, хотя мне он больше помеха, чем помощь. Навстречу трое пешников возвращаются с Кестанты-Тау. Выказывают мне всяческое уважение, дают установку: главное дотерпеть до перевала Турист, на хребет втащиться. Поэтому монотонно продолжаю челночить. По выходу из леса закончились водные процедуры с можжевельником и ветками, но тропа все так же уверенно тянет меня зигзагами только вверх.

От Джайлык-су, выше по течению, вижу других поднимающихся пешников, довольно большая команда. В итоге мы с ними пересеклись на небольшой ровной полянке-пастбище. Оказалось, это прямо настоящие горники: идут как космонавты, с огромными рюкзаками, с ледорубами, аккуратно ноги переставляют. У них только что начался большой трехнедельный поход. От полянки до вершины хребта они от меня, челночника, не особо-то и убежали. Угощают наверху сливами. А что, выручу коллег, облегчу им рюкзаки немножко.

За хребтом тропа переходит в ровный траверс вдоль Сарын-су, потихоньку приближаясь к реке. Тут я конечно перешел на одновременный ход и даже слегка придерживал себя, замыкая хвост нашего непроизвольного каравана. Тучи никак не хотят пойти погулять в соседние ущелья, хуже того, дождь пошел вполне серьезный. Горники ставят палатку на обед, зовут погреться чаем. Но нет ребята, благодарю. Это у вас всякие мембраны да гортексы. А я в шортах и промокших еще утром контактах, как акула: мне теперь остановиться позволительно только на финише. Ухожу вперед, зарылся в какие-то прибрежные камни, тяжковато. Тропа совсем затерялась, двигаюсь по наитию, где позеленей и поровней. Обрывистое ущелье Сарын-су уходит от меня пока куда-то вправо.

Пересекаю ручьи-притоки, заболотившие округу, и выхожу на хорошие ровные полянки. Обследовал чуть дальше, принял во внимание время и высоту - однозначно буду здесь останавливаться. Дождь вот только все стучит и стучит по капюшону. Утепляюсь штанами-непромокайками, пожевываю перекус, короче убиваю время в ожидании момента, чтобы хоть палатку поставить посуху. Тут и попутчики мои подтянулись. Тоже разослали разведчиков, но ничего лучшего не нашли (ага, не получилось нос велосипедисту утереть!). Ставятся здесь, дождь как раз утих в ноль.

Вечером конкретно посвежело, пришлось доставать шапку и вообще максимально утепляться, а еду принимать в палатке. Но зато без дождя, и даже чуть показались дальние горы за Башилем (к стыду ни одну не знаю как называется). Коллег-горников кстати тоже, как и пообещал им, почти не запомнил по именам :)
Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение
Прошел 6 км. Высота ночевки ~ 3050 м.

День 10. Понедельник
пер. Сарын - долина р. Кестанты

До заморозков ночью не дошло, а утром еще и немного подогрело солнышком. Это позволило достаточно бодро собраться. На готовке завтрака попутчики пускают в ход скороварку. А у меня в ответ имеется размоченная с вечера гречка - голь на выдумки хитра.

Выходим все вместе в районе 8:30. Уклоны пока позволяют идти без челнока. Ребята подшучивают: "держитесь за велосипедистом, он ровную дорогу знает". На деле проводника среди нас не было, все в первый раз, и этого куска как раз нет в моем "путеводителе". Перекатываемся опять ближе к Сарын-Су, идем по правому берегу речного каньона. Облака крутит-вертит, но погода заметно лучше вчерашней, и главное сухая. Виднеется уже и сам перевал.

Обстановка подсказывает, что лучше пересечь реку и завершать подъем по ее левому берегу. У реки сложен небольшой тур, наверх натоптано. Пришлось правда почелночить, но на перевале я вновь в знакомой компании. А может они меня просто ждали чтобы фотку своей группы сделать полным составом. Визуально нижняя точка осталась левее по ходу нашего движения, в той стороне и перевальный тур для записок.

Спуск же начинается здесь, по уверенной тропе, сложностей я с ним не испытал. Главное без суеты, чтоб камнепада не случилось.

У ручья прощаюсь с попутчиками, которые снова раскладываются на обед. Здесь наши маршруты расходятся: им налево на взрослый перевал с ледником (и возможно блек-джеком), мне же пока вниз по долине Кестанты. Ухожу на левый берег и, сверяясь периодически с треком, двигаюсь по травяным холмам. Трава впустую не пропадает, а служит пищей для местных обитателей - коров да бычков. Прохожу пару поперечных оврагов с притоками, река остается все ниже. Идти относительно просто, копытная братва толк в прокладке тропинок хорошо знает.

Ставлюсь довольно рано, на ровной полянке (а они уже становятся редкостью), у очередного бокового притока Кестанты. График соблюден, а за последние полтора дня я что-то подзамотался горникам дорогу показывать :)
Изображение Изображение

перевал Сарын, кино к сожалению так и не показали:
Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение
Прошел 6 км. Высота ночевки ~ 2700 м.

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 22:08

День 11. Вторник
долина р. Кестанты - пер. Сакашиль Восточный - верховья р. Сакашиль-Су

Подъем с рассветом. Вернее, пока только пробуждение. Потому что даже из спальника вылазить не хочется, не то что из палатки. Очень свежо, дубак даже что ли! Собрался с духом, оделся, тяну за молнию тамбура - тент характерно хрустит подмерзшей влагой. Тут и без термометра все понятно. Главное, что небо чистое и осадков не ожидается.

На мои утренние сборы приходят посмотреть все местные крупнорогатые. Ну ладно, не все. Но штук 30 точно. Вынужден регулярно их шугать, но полностью любопытство отбить харизмы моей не хватает. Очень палаткой интересуются. Только снял тент и каркас, как моментально все разбредаются - тайна фокуса раскрыта. Времени на сборы трачу достаточно много, тент опять же лучше подсушить пока возможность есть.

Фактически выхожу в путь в начале десятого. День сегодня вроде не очень сложный намечается. Идти по-прежнему легко, разве что с треком немного расхожусь. При сверке кажется вот он, рукой подать, некритично. Через пару часов выхожу к скалистому поперечному хребту, и понимаю свою ошибку. Тропа виднеется выше, до нее метров 100 набирать, и другого пути нет. А я вместо плавного подъема буду теперь в очень крутой склон почти на четвереньках ползти, да еще традиционно по два раза...

Выбираюсь на тропу, сразу за хребтом она поворачивает налево и начинается финальный крутой набор к перевалу Восточный Сакашиль, около 300 метров. Здесь же, чуть в стороне, в наличии небольшой ручей. Делаю челнок длинными плечами минут по 15-20. Пока идешь вниз за второй частью груза, считай отдыхаешь. Приловчился носить велосипед на спине по диагонали, не особо задирая на плечи - рельеф вполне позволяет.

На выходе из этого ущелья высшая точка, gps показывает аж 3100 м. Сам перевал официально находится на 3080 м и немного дальше, до него еще дугой по цирку нужно пройти. Вдалеке бродит одинокий як, но похоже заметил меня и растворяется в облаке. Струсил, а ведь мог знаменитым стать, уж на фотопортрет я бы не поскупился ... Наконец широкая седловина перевала, впереди только спуск, могу позволить себе настоящий привал. Осматриваю велоботинки, в которых я по сложившейся привычке и хожу по подобным местам. Результаты неутешительные: на одном пластиковая застежка почти оторвана, у другого подошва начала расставание с боковиной. Как бы хороши не были шимано, а такая эксплуатация, да еще не первый год, доведет кого хочешь. Терпите родные, чуть-чуть осталось.

Спуск вниз без приключений, по набитой тропе, разве что состоял из сплошного шагания как будто по крутой лестнице. Кажется, до речки Сакашиль-Су вниз еще пилить и пилить (налетевшие клочья облаков начали красок добавлять). А глядишь, через час уже стоишь около этой самой речки. Места шикарные, можно хоть сотню палаток поставить. Солнце уже прячется за горы. Решаю, что на сегодня достаточно, только лишь перейду реку, чтобы с утра пораньше поймать теплые лучи, да и ноги не мочить. Брод оказался совсем несложный, вода только холодная до ломоты.

Вечером снизу пополз такой туман, что казалось, сейчас белые ходоки из него появятся. Но обошлось :)
Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение

Изображение
Прошел 6.5 км. Высота ночевки ~ 2750 м.

День 12. Среда
верховья р. Сакашиль-Су - Тырныауз - Былым

Утро - копия вчерашнего. Иней на палатке, шапка на голове, жду пока выйдет солнце. Вода в реке стала кристально прозрачной, но пальцы от нее костенеют все так же. Дожигаю избытки топлива, провожу полную ревизию продуктов, выхожу уже около 10 часов. Вполне вероятно, что это последняя ночевка на воздухе.

Дорога несложная, хотя 4-й день велопешки сказывается: и рюкзак уже почти отрезал плечи, и ноги подзабились на спусках и ноют мышцами. Велоботы с вечера вымыты в реке, везу недосушенные, авось в Тырныаузе удастся найти мастера-обувника чтобы хоть застежку пофиксить. Иду по левому берегу, из разнообразия лишь фрагментарные камни, малорослые сосны-березки, да рододендрон. Выхожу к месту, где трек уводит меня на правый берег - о, вон и мостик виднеется. Скорей к нему, разгоняя очередное коровье мини-стадо. Поднимаюсь от реки на плато, к кошу. Людей не видать. Здесь в некотором смысле развилка (потому что так сразу с первого взгляда и не разберешь). Можно повиноваться треку и уйти по копытным тропам по склону за гору, там лесом выйти в соседнюю долину и по ней спуститься к поселку. Вдоль реки вниз уходит второй путь: полка явно искусственного, хотя и давнего, происхождения. Вижу, что ей достаточно регулярно пользуются пеше-конным способом, на osm-картах отражена пунктирчиком. Ну, думаю, до поселка осталось 3-4 км, время 13 часов, двину здесь, по пунктиру. Авось быстрее приеду, больше успею...

Крутизна спуска увеличивается, долго не решаюсь перевешивать рюкзак на колеса. Да и заросла дорожка прилично, чертополох в человеческий рост со всех сторон подступает. Наконец начинаются витки серпантина, с более явной колеей - все, я снова велосипедист! Ветки и колючки хлещут, но ничего, их все меньше и меньше. И вот шум реки, выкатываюсь к броду через Уллустават-Су. Да, тут придется в два приема. Принципиально не хочется мочить кроссовки, иду босым. Дно сложноватое для такого развлечения: камней навалено, а под стремительной мутноватой водой их не особо-то разглядишь. Такой суровый пляжный футбол получается. Со скрипом перетащился, отогреваю ноги. Ну, хоть будет о чем рассказать про последний ходовой день. Снова навьючиваю рюкзак, готовлюсь к торжественному въезду в поселок, осталось до него может с пару км. Проезжаю сотню метров, и в немалом удивлении оказываюсь на краю каньона с бешено скачущей по его дну желтой Каярты-Су. Удивление вызвано тем, что моста никакого в прямом обозрении нет. Дорога заканчивается воротами, за ними просто обрыв и прижим. Пробую дальше вдоль стеночки - нереально, как ни прилипай, да и впереди ничего хорошего.

Внизу и на другой стороне явно натоптано вдоль берега. Значит все-таки брод, и он точно здесь. Наконец вижу правильный спуск к воде. Эх, ну что, опять обувь в руки. Тут совсем сложно, река летит, волочит по дну с шумом камешки и камни, видимость сквозь нее совсем нулевая. Да еще сюрпризное заглубление у противоположного берега. За второй частью поклажи тем же путем вернуться что-то не получается - того и гляди свалит. Приемлемый вариант нашелся пониже метров на 30, но и там побалансировать пришлось. Наконец все перетащено, на теплых камнях снова возвращаюсь к жизни. Вот это я понимаю, конкурсы... С утра возможно вода поменьше, но не ночевать же тут раскладываться. Да и вполне может сыграть вариант, что зарядит дождь и воды наоборот станет больше.

Дальше через аналогичные "предупредительные" ворота попадаю на вообще идеальную грунтовку, прокатываю по ней те самые пару километров - и вот уже стоят сотовые вышки, молодежь на кургане фотографируется, внизу дома Тырныауза и Баксанское шоссе. Контрастно. Потом уже по приезду домой прочитал про сход селя в начале 2000-х, видать это он так постарался. Да и разрушенная защитная дамба явно намекает.

Поселок сам по себе большой, но туристическая сфера, как показалось, не его конек. Видимо все пролетают мимо, на Эльбрус да обратно. Время с этими бродами пошло уже на пятый час дня. Кроме магазинов ничего путного с дороги не увидел, хотя местные тетушки с рынка говорили, что объявления про жилье должен встретить. Так что двигаю вниз по трассе, завтра предстоит еще крутить в Мин. Воды. Почти на самом выезде из Тырныауза подмечаю небольшое придорожное кафе, вот это нельзя пропустить. Предлагают хычины, беру три штуки. Пришлось подождать, но свободный от готовки вечер точно этого стоит. Хычинов по ощущениям вместо трех оказалось все пять. Какой-то сегодня день испытаний, справляюсь и с этим.

Вечереет, поднялся достаточно прохладный ветерок и заставляет зачехлиться в куртку. Локальные подъемчики на спуске присутствуют, так что быстро вхожу в комфортный термодинамический режим. В Былыме в магазине покупаю фирменный местный чак-чак в форме ромбика (идеальная порция!), еще каких-то плюшек на утро, здесь же меня выручают питьевой водой. За поселком уже в сумерках встаю в намеченном районе неподалеку от моста через Баксан. Погода установилась тихая, непривычно тепло по сравнению с последними ночевками.
Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение
Прошел и проехал 32 км. Высота ночевки ~ 950 м.

День 13-14. Четверг-пятница
Былым - Мин. Воды

С утра пораньше освежаюсь в реке, накатываю чаю со сладостями, и в 7:50 двигаю на Мин. Воды. Асфальт в основном на спуск, погода отличная. Около 10:30, уже двигаясь по равнинной трассе, останавливаюсь подкрепиться чем-то посерьезнее в кафе за развязкой возле Псычоха. Ассортимент есть, жаль качество не дотягивает до того, к которому за поход привык.

Продираюсь по жаре, через заужения и дорожные ремонты, через подзабытые тягуны в окрестностях Куба-Табы. В 15 часов подкатываю к знакомому мотельчику между Пятигорском и Мин. Водами. Но двери заперты, никого не видать поблизости. Жду безрезультатно несколько минут, и по предложению из букинга отправляюсь непосредственно в город, в гестхаус. Там конечно подороже, зато комната с кондиционером, который очень пригодился на следующий день при +36 забортных градусах.

Изображение

Проехал 125 км. Высота ночевки ~ 300 м.

В пятницу отоспался, до жары только и успел что за завтраком сходить. К вечеру пекло немного спадает, успешно гружусь в свой поезд. Народу, как и по дороге туда, едет вполне приличное количество. Свободных мест в вагоне не наблюдается. Через полтора дня меня встречает отличным солнечным утром Самара.

ssg
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 2009-апр-06 10:43
Байк: Author
Реальное имя: Сергей
Способ связи: +79093434768
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ssg » 2020-ноя-08 22:25

В качестве заключения хочется поблагодарить:
  • Евгения, за составленную компанию. Один бы я вряд ли с дивана сорвался.
  • Александра Григорьева, за отчет 2006 года про большой велопоход 6 КС. Так я понял, что каньоном Кестанты особо не погуляешь.
  • Василису Анищенко, за отчет об их горной единичке 2016 года. Так я понял, что бояться долины Кестанты все же не следует. И раздобыл gps-трек на пешую часть.
  • Альплагерь "Безенги", за душевную обстановку.
  • Встреченную группу горников на подходе к Сарыну. За то, что не обижали одинокого велосипедиста :)
  • Пограничников и егерей, за то что не чинили лишних препятствий.
  • Жителей горных поселков КБР, за теплый прием.
  • Погоду, за то что не подвела. Хотя и покапризничала.

Аватара пользователя
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 2013-май-06 06:40
Байк: Focus Whistler
Реальное имя: Евгений
Откуда: Самара

заметки по Кабардино-Балкарии

Сообщение ZyBoy » 2020-дек-15 11:41

Только сейчас увидел отчет. Хм, внесу лепту )))

День 8. Суббота. Альтернативный маршрут. :-D
п. Эльтюбю - Минеральные Воды

Впереди меня ожидали 150км, поэтому выехать старался пораньше. Не смотря на то, что поезд только в 21:10 (билет купил c вечера, благо в гостинице был wifi), были сомнения что успею на него, т.к. значительно дальше 100 км еще не ездил единоразово, и опасался что много времени потрачу на отдых. Утешало только то, что первые 50 км почти всё время под горку.

Забрав у Сергея часть вещей, которые нам было жалко выкинуть на месте, выдвинулся в путь до рассвета. Поначалу дорога была чем-то средним между грейдером и укатаной асфальтной крошкой - вроде ровная, но много мелких камушков и пыли. Через десяток километров пошел хороший асфальт, взошло солнце, и катить стало одно удовольствие.

Это ущелье явно более населенное, при этом живописное. Местами горы расходились широко, а местами нависали над дорогой с обоих сторон. Фотографировал не особо много - катилось прекрасно, было жалко прерываться. Очень понравилось в районе Чегемских водопадов, но место явно из категории "туристическая попса" - всё засрато магазинчиками и ларьками. И скалы очень близко, из-за чего внятно пофотографировать не удалось. Но в живую там несомненно интереснее и красивее.
Изображение Изображение Изображение Изображение
После с.Хушто-Сырт пошла прямо совсем цивилизация - очень хорошая широкая дорога, по обочинам небольшие группы коров, прогуливаются люди. После предыдущих дней - прямо таки очень оживленно. А Лечинкай так вообще вообще скорее пгт, чем село. После него практически сплошной плоскач на следующие 40 км. Катилось легко, но жарко, отдельные облака не спасали.
От Чегема поехал по обочине дороги через Баксан, частично по трассе Кавказ, после поселка Прогресс ушел на новую дорогу. С одной стороны там было много ремонтных работ, но зато и машин меньше.

В общем, первые 100км преодолел относительно легко и комфортно. А дальше начались горки. Крутых подъемов не было, но были тягуны, и совсем жарко. Стал гораздо чаще останавливаться, в том числе попить - на ходу из гидратора уже не напивался. Больше 5 литров точно выпил/вылил, несколько раз докупал воду.
И... на последних 5 километрах организм не выдержал и сдался - уже и Мин.Воды вот они, как на ладони, но не катится. Зато нашел неплохую шаурмятню, так вкусно давно не кушал. :YAHOO: И вялотекуче уже докатил до вокзала.
Изображение
В итоге приехал с большим запасом по времени, что оказалось очень даже кстати. Через 15-20 минут, после того как разобрал и упаковал велосипед, и зашел в здание вокзала - начался сильнейший ливень. Кроме того оказалось что приложение РЖД мне билеты не только оформило, но и тут же отменило покупку, о чем не уведомило. Это выяснилось на кассе, куда я подошел уточнить возможность сдать велосипед в багажный вагон. К счастью моё место оказалось не занято и я повторно его выкупил и оформил велосипед в багаж (он благополучно доехал, стоя в отдельном купе).

Проехал 149.5км, набор высоты - 700м, общее время - 8,5 часов (из них последние 5 км около часа)
_________________
Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: ZyBoy