Опыт шведов родителям юных спортсменов на заметку

покатушки, походы, соревнования - не только велосипедные
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 2079
Зарегистрирован: 2010-сен-16 22:55
Байк: Марин, Мерида
Реальное имя: Александр Васильевич Соловов
Стиль катания: По возможности быстро.
Способ связи: 8-987-989-8517
Откуда: Самара

Опыт шведов родителям юных спортсменов на заметку

Сообщение АВС » 2015-июн-30 22:12

Некоторые из общих принципов тренинга, обучения и воспитания юных спортсменов в Швеции (применительно к лыжникам, хотя это годится и для других видов спорта).
[spoiler]Некоторые принципы обучения и тренировки молодых лыжников-гонщиков в Швеции

2. Тренировка на выносливость относительно простая. Однако нужно применять новые научные разработки и подходить к тренировочному процессу творчески. Нужно научить спортсмена слушать свой организм, определять степень усталости и реакцию на нагрузку.
• Дистанционная работа проходит на пульсовых режимах 40-80 ударов ниже максимального значения ЧСС данного спортсмена.
• Интервальная работа походит на пульсовых режимах 10-20 ударов ниже максимального значения ЧСС данного спортсмена.
• Все спортсмены используют мониторы сердечного ритма. Это позволяет научить спортсмена чувствовать темп (интенсивность) тренировки в зависимости от дистанциии и скорости передвижения. Спортсмены не смотрят на мониторы во время тренировки, но после тренировки все данные скачиваются в компьютер и вместе с тренеров осуществляется анализ тренировки и интенсивности. Спортсменов учат соотносить частоту дыхания и мышечное чувство с двумя данными тренировочными интенсивностями. По мере обучения спортсменов, накопления знания и опыта в слушании своего организма, начинают вводиться новые тренировочные зоны интенсивности, вторая аэробная зона, зона ПАНО. Эти зоны не используются у начинающих лыжников, но по мере роста и спортсменов и их результатов, эти зоны начинают играть важную роль в тренировочном процессе. Необходимо строго придерживаться данных двух тренировочных зон у начинающих лыжников, так как, если не следить за этим, то 14 и 15-летние спортсмены как правило всегда перебирают с интенсивностью во время тренировок.

4. Максимальные аэробные способности должны непрерывно расти на протяжении карьеры спортсмена. Для этого нужен постоянный контроль и баланс в дистанционной и интервальной работе с юными спортсменами.

7. Обучение спортсменов. Для того, чтобы спортсмен активно участвовал в тренировочном процессе, нужно обучать спортсменов основам физиологии, методикам тренировок, питания, психологии. Он должен знать, зачем и почему это делается.
Обучение спортсменов происходит во время организованных занятий в классных комнатах. Обязательное предтренировочное построение 15-20 минут и рассказ о том, что будет делаться на каждой тренировке. Для того, чтобы сформировать философию “думающего” спортсмена необходимо постоянное общение и обучающие занятия. В итоге должно получиться так, чтобы спортсмен мог самостоятельно принимать решения относительно своего тренировочного распорядка на основе полученных знаний, ощущений и сигналов своего организма.

8. Научить спортсменов как распознавать признаки перетренировки и определять степень нагрузки и усталости.
Спортсмены должны отслеживать своё состояние и записывать определённые данные, которые помогут избежать перетренировки. Каждый атлет ежедневно измеряет и записывает свой утренний пульс в покое, мышечное чувство и боли по специальной шкале от 1 до 4, общую физическую готовность по шкале от 1 до 10. Каждый спортсмен ведёт дневник, где фиксируются в том числе и данные показатели. Поэтому можно отследить реакцию спортсмена на ту или иную нагрузку, его степень восстановления. Во время общения с тренером и анализа всех этих данных спортсмен начинает понимать какие моменты характеризуют перегрузку и перетренировку. На основе этих данных спортсмен может определить степень нагрузки и усталости и может самостоятельно скорректировать свою подготовку.

10. Не заставлять, а направлять и поддерживать спортсмена. Он должен сам понять, что нужно очень упорно трудиться.
Главное в работе тренера это создать условия, когда спортсмен будет сам упорно трудиться, постоянно думать и анализировать, делать всё, что в его силах, чтобы стать супер-атлетом. Очень важно, чтобы спортсмен никогда не опаздывал ни на тренировки, ни на занятия в классе, чтобы он мог самостоятельно подготовить инвентарь для тренировок и соревнований, чтобы он следил за своим здоровьем, не болел и был всегда в форме. Необходимо поощрять и одобрять любые правильные стремления спортсмена по улучшению тренировочного процесса и участию в соревнованиях.

11. Единение психического и физического состояния спортсменов.
o Спросите себя о том, что вы принимаете на себя ответственность и обязательства по достижению поставленных целей?
o Создавайте свои тренировки так, чтобы они были максимально эффективными.
o Работайте над своими слабыми сторонами и качествами.
o Будьте самостоятельными и независимыми. Собирайте информацию и знания о лыжах, смазке, технике, тренировках, экипировке.
o Слушайте свой организм и те сигналы, которые он посылает в ответ на нагрузку. Ежедневно фиксируйте утренний пульс в покое, мышечное чувство и общее состояние. Лучше отдохнуть лишний день после простуды и сохранить здоровье, чем начинать интенсивно тренироваться сразу после болезни.
o Будьте благоразумны и внимательны со своим здоровьем.
o Не забывай правильно питаться. Без этого нет прогресса в тренировках.
o Будьте уверены в том, что вы достаточно восстановились между тренировками.
o Одевайтесь по погоде. И незамедлительно переодевайтесь в сухое сразу после тренировки.
o Алкоголь и наркотики не совместимы со спортом высших достижений.
Думайте об “общей, большой картине”. Много маленьких кусочков мозаики собираются в единое целое. Если будет утеряно несколько кусочков, то картина может и не собраться. Всё должно быть сбалансировано и тренировки, и учёба, и семья, и друзья. Вы должны быть счастливы, что у вас есть любимое дело, друзья, семья. Вы должны быть позитивно настроены и смотреть в будущее. Ведь вы его строите своими руками.
Лыжные гонки, как вид спорта на выносливость, требует от спортсмена высокой информированности и профессионализма в принятии персональных, правильных решений относительно тренировочного процесса.
Очень важно воспитывать самостоятельность и ответственность молодых спортсменов. Они должны постоянно получать такие уроки во время тренировок и соревнований. Например:
o Собирать знания о тренировках, технике, экипировке, питанию, смазке лыж.
o Учиться делать самостоятельный выбор.
o Учиться как можно решить проблему самостоятельно.
o Отвечать за самостоятельно сделанный выбор.
o Заботиться о своём инвентаре.
o Уметь самостоятельно готовить лыжи для тренировок и соревнований.
o Брать на себя ответственность по работе над своими слабыми сторонами подготовки.
o Время от времени проверять свои пределы в тренировках и соревнованиях. Возможно прикладывать где-то сверхусилия, чтобы посмотреть свои максимальные возможности.
Кроме тренировок спортсмены получают дополнительные знания по физиологии спорта, биомеханике, спортивной психологии, правильному питанию, подготовке лыж для тренировок и соревнований. Это обучение проходит в двух формах:
o 15-20 минутные вводные перед тренировками
o 2-3 часовые занятия в неделю в классных комнатах
Основная задача данных занятий развить в спортсмене способность самостоятельно принимать решения, независимо от тренера. Спортсмены получают знания в области теории тренировок и области контроля за тренировочным процессом. В данном случае получаем идеальный вариант работы, когда есть в наличии “думающий” спортсмен и тренер, который выступает как советчик и консультант.
Шведская культура общества ставит во главу важность персональной ответственности за принимаемые решения.[/spoiler]
Хотел бы особо выделить два момента
1. Освоение теоретических основ спортивной деятельности.

2. Возложение основной ответственности за подготовку на самого спортсмена. Тренер только направляет, консультирует. Это мне кажется самым важным из всех декларированных принципов. Хотя в современном западном образовании тренд на ответственность самого учащегося за результаты своего учебного труда реализуется уже довольно давно. В этом существенное отличие их образования, в том числе спортивного образования и тренинга, от нашего.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей