На днях нам, наконец-то, удалось собрать звёзды в кучку и выбраться в "икспидицию".
Сразу скажу - большинство из сделанных полтора года назад предположений оправдалось - но остались и некоторые неясности.
Много фоток, немного текста
Но обо всем по порядку.
Итак, загрузив в GPS нарисованный еще полтора года назад трек предполагаемой трассы бывшей железки, выезжаем с Игорем на 2 великах.
Первое предположение - что старый железнодорожный мост через р. Большой Кинель был чуть ниже по течению (метров на 30) относительно современного автомобильного моста, похоже, подтверждается - на местности что-то похожее на насыпь угадывается.
Старая насыпь почти не тронута современной застройкой пос. Усть-Кинельский - по ней теперь идет кривая грунтовая улица, и мы повторяем маршрут паровозов на велосипедах - современные улицы Щибраева и Овражная идут аккурат по бывшей насыпи, но ничто о железнодорожном прошлом не напоминает, кроме криволинейности улицы.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7119352152[/media]
Первую остановку для фотографирования делаем на окраине Усть-Кинельского - вот эта грунтовка и есть бывшая железнодорожная ветка:
А вот здесь уже довольно четко видна сильно заросшая травой насыпь:
Вдоль насыпи идет приличная грунтовка, но слева постоянно угадывается заросшая по краям деревьями насыпь. Временами выбираемся прямо на нее для фотографирования:
Горка становится круче, и насыпь перетекает в углубление - уклоны для паровоза - это "наше всё":
Представляю, как заносило эту ямку степными метелями...
Игорь стоит в месте, где насыпь переходит в ров (слева от точки съемки). Видно, что насыпь уходит вправо, назад к Усть-Кинельскому, откуда мы только что приехали:
Самая верхушка холма миновала, и дорога снова становится насыпью - там, вдали - Самара:
А вот довольно неожиданно, после овражка, разрывающего выемку дороги, мы замечаем, что выемок - две, и они сходятся - видимо, тут был разъезд.
Еще несколько сотен метров - и вот мы пересекаем Исторический вал - зимой он читается на местности куда как отчетливей, но и сейчас виден ров между грунтовкой и валом справа, и заметен угол редана, идущего от левого нижнего края снимка к его середине:
Объехав пересечение бывшей железки с Историческим валом, распаханное дачами и газопроводом, возвращаемся на насыпь.
Впереди - корпуса Комбикормового завода:
Еще какое-то время пытаемся ехать по траве по пояс:
- но утыкаемся в сплошные джунгли.
Спешиваемся и идем дальше пешком.
Невыносимо воняет - скоро становится понятно, чем.
Видимо, комбикормовый завод еще и свиней держит, и продукты их жизнедеятельности сливает непосредственно в углубление, когда-то, видимо. бывшее выемкой под железнодорожные пути.
Отличный подход к наследию предков!
Останавливаться снимать нет никакого желания, и тупо топаем через чепыжник в рост человека по колее какого-то трактороподобного, прошедшего здесь до того, как это дерьмо окаменело
Справа, с озерца с менее вонючей водой, взлетает целая стая жирнющих диких уток
Но вот впереди какая-то свалка бетона и окаменевшие в грязи собачьи следы - не иначе как вышли, но на промплощадку.
Еще метров 50 - и становится понятно, чью - это территория растворо-бетонного узла "Алексеевского бетона".
Впереди проходная, ворота, будка спящей охраны и недремлющей собачки размером и статями напоминающей алабая
Но мы идем не снаружи, а изнутри периметра, ведем велосипеды и я дружелюбно приветствую собачку - "Здорово, пёс!" ;)
Псина честно отрабатывает миску, добросовестно обгавкивая. но интонации, не оскаленные клыки и машущий хвост выдаёт. что псу просто скучно и он "работает на публику"
Мило беседуя ровным и дружелюбным голосом, минуем ворота - и тут к псу подтягивается подкрепление в виде второго такого же пса ("точно такой же, только черный" (с))
Игорь идет за мной, тоже что-то говоря зверюгам - наше радушие и красноречие не остается незамеченным, и второй тоже вяло брешет, хотя сначала резво бежал к нам
Отходим еще метров 8, отворачиваемся от псов и с достоинством садимся на велы - те еще немного нас провожают и отстают...
"Добрым словом... можно добиться большего", как говаривал старик Аль Капоне - но он еще что-то вроде бы про пистолет добавлял, мы же обошлись без оружия - "Вежливость - главное оружие вора" (с)
Как вы понимаете, доставать фотик из рюкзака в момент "переговоров" с псами я не стал - так что без фото
Для желающих повторить наш маршрут дам совет перед пересечением с Историческим валом свернуть налево и объехать заросший и вонючий участок с мохнатыми сторожами по старой дороге и по указателю "Электрощит" свернуть затем направо, к Балтике, хотя для любителей экстрима типа нас это явно лишнее
Снимать корпуса "Балтики", выросшие на месте станции III класса Падовка, я также не стал - следующий снимок сделан уже после пересечения Обводной дороги.
Вот тут, на снимке 1966 года, станция Падовка еще видна американскому шпиёнскому спутнику :
Собачки и "Алексеевский бетон" - остались за правым верхним углом снимка (впрочем, в 1966 ни того, ни другого там и не было еще ). Зато на снимке желтым обозначена та самая дорога для возврата после объезда, про которую я говорил выше - как раз вернетесь на трассу "железки" в районе бывшей станции Падовка.
А вот что на месте станции III класса Падовка сейчас:
Но вернемся к дачам после пересечения нами обводной дороги.
Мы едем по дачной улице, справа от которой, в выемке, проходил железнодорожный путь:
Дорога по дачам ничего особо интересного собой не являет - но вот мы приближаемся к поперечному оврагу, на месте которого, согласно нашим предположениям, должен был быть мост.
Правда, никаких его остатков не видно даже на спутниковом снимке 1966 года - тем более ничего не видать сейчас.
Просто поперек дороги видим насыпь высотой метра 4, за которой - заросший сплошь деревьями овраг:
Немного пометавшись вдоль оврага туда-сюда, Игорь берет "языка" в виде местной дачницы.
К моему удивлению, про железную дорогу тут все знают, говорят, что улица вдоль нее даже называется Железнодорожной, и показывают нам, где было пересечение путями оврага.
Заодно узнаем и как овражек объехать.
Едем влево, по тропинке вдоль оврага:
При объезде приходится сделать довольно заметный крюк по дачным улицам - но иного пути, похоже, и нет...
Далее трасса бывшей "железки" также проходит в сильно ныне заросшем углублении, грунтовка же, по которой можно двигаться, идет по одному из его бортов:
Довольно скоро обитаемые дачи вокруг сменяются давно заброшенными, а дорога и вовсе пропадает, сменяясь вьющейся по бывшей насыпи дороги малохоженной тропой, которая, однако ж, позволяет ехать, не слезая с седла:
Впрочем, довольно скоро мы поняли, что слезть таки придется - поперек насыпи растет здоровущее дерево, с ветками чуть не метр в диаметре - приходится не только спешиваться, но и "слеживаться", буквально по-пластунски подползая под ветку и таща велики плашмя :
Дерево, судя по размеру, видимо чуть ли не ровесник самой "заброшки":
Собственно, от этого дерева двигаться дальше по трассе "железки" становится и вовсе невозможно - метров через 50 поперек тропы - забор, а дальше и вовсе заросший непроходимыми "джунглями" овраг, потому приходится свернуть налево по тропинке, которая выводит на поперечную железнодорожной ветке дачную улицу.
В живописной поросшей рогозом луже неподалеку от дерева вспугиваем белую цаплю - но достать фотоаппарат из рюкзака явно не успеваю.
Улица на достаточном протяжении не имеет никаких перекрестков или поворотов направо, и когда таковой, наконец-то, обнаруживается - оказывается, что ехать там особенно некуда - буквально через квартал мы по заросшей тропе с малопроходимыми кучами мусора в конце попадаем на берег огромного карьера:
Что там карьер, я, конечно, знал - видел на спутниковых снимках, да и по идущей мимо Р225 езжу каждый день - но с трассы карьер не виден, и его масштабы реально нас с Игорем удивили.
Под несколькими десятками метров рыжей глины скрываются десятки метров серо-голубой - голубой юрской глины, насколько я могу судить.
Видимо, именно она является сырьём для расположенного через дорогу Р225 керамзитного завода.
После осмотра карьера было решено посетить стоящую неподалеку водонапорную башню - еще при планировании маршрута я предполагал, что лучшей точки для обозрения трассы бывшей железной дороги нам не найти.
Однако сама башня принесла сплошные разочарования - вид ее кирпичей не оставлял никаких сомнений в том, что постройкой конца XIX - начала XX века тут и не пахнет, а, стало быть, никакого отношения к нашей железной дороге башня не имеет.
Стало быть, эту гипотезу приходится окончательно похоронить, а жаль...
К тому же внутри самой башни отсутствовали аж 2 пролета лестницы, ведущей наверх - и стало ясно, что с панорамной съемкой с высоты тоже случился облом - конечно, можно было б попытаться забраться по трубе, но поскольку сама труба торчит из залитого водой колодца неясной глубины, лезть по ней энтузиазма у меня не возникло
Обходя и объезжая по кустам карьер, мы было подумали, что вот эта заросшая травой по пояс просека в сплошных зарослях на северном краю карьера и есть искомая "железка", но вскоре эту версию пришлось отбросить - она оказалась заброшенной дачной улицей.
Обнаруженные далее на краю карьера следы оползня несколько развлекли нас видом трещины, скорее напоминающей о последствиях восьмибалльного землетрясения, чем сползания склона:
Однако, немного вернувшись после объезда карьера назад, мы таки снова обнаружили следы нашей "железки" - она оказалась несколько севернее карьера.
Как и ожидалось по спутниковым снимкам, этот участок сильно заболочен то ли дождевыми, то ли грунтовыми водами, и вряд ли проезжабелен - так что мы ограничились только съемкой:
Дальше всё довольно непонятно - за моей спиной на последней фотографии находятся заборы дач, и куда в реальности шла дальше железнодорожная ветка, на местности определить не представляется возможным ввиду сплошной застройки территории дачными участками.
На снимке красным показана предполагаемая мной перед поездкой траектория "железки", однако по видимым на наложенной спутниковой фотографии 1966 года особенностям рельефа видно, что следы на местности полвека назад указывали на то, что ветка вроде бы шла севернее, пересекая Р225 прямо по территории, ныне огороженной и занятой каким-то предприятием.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7120677378[/media]
В самом месте пересечения с трассой никаких следов насыпи, разумеется, не сохранилось - однако мы попытались объехать забор южнее, следуя ранее высказанной гипотезе прохождения пути (красной линии):
Что интересно - не доезжая примерно сотни полторы метров до нынешней железной дороги мы обнаружили, что едем по четко читаемой насыпи!
Правда, выехать прям к самой современной железке не удалось - буквально метрах в 30-50 тропа свернула с насыпи вправо, а впереди оказались непролазные заросли деревьев.
Предполагая, что в определении истинного места, в котором новая ветка отделялась от старой, поможет карта РККА 1919 года, привязал ее к местности - но карта оказалась с большими погрешностями, так что особой ясности не внесла:
Наш трек (голубой), предполагаемая трасса железнодорожной ветки, загруженная в GPS перед поездкой (красный), современная трасса Р225 (желтый), обозначены места бывших мостов через овраг притока Падовки (бывш. мост) и саму Падовку (мост?) - судя по карте 1919 года, можно было предположить, что старый ж/д мост был там.
Впрочем, спутниковый снимок 1966 года эту версию опровергает.
Как видно по нашему треку, мы проверили еще и версию с американской карты о том, что недостроенное железнодорожное пересечение с мостом вот тут проходит по старой ветке.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7120842449[/media]
Собственно, вот этот мост:
И оказался он очевидно постройки никак не позже годов 1970-х, судя по использованным материалам и технологиям:
Вид с моста на автомобильные мосты через Падовку (новый и старый под ним) на Р225:
По мостику можно проехать, но ехать особо некуда - через несколько сотен метров заросшей дороги там современные ж/д пути:
И напоследок - треки на фоне композиции из современных спутниковых снимков Google и спутникового снимка 1966 года:
Увеличенные фрагменты тех же снимков:
Обратно ехали грунтами вдоль современной ветки железной дороги, построенной на рубеже XX века - но об этом в другой раз.
Итак, загрузив в GPS нарисованный еще полтора года назад трек предполагаемой трассы бывшей железки, выезжаем с Игорем на 2 великах.
Первое предположение - что старый железнодорожный мост через р. Большой Кинель был чуть ниже по течению (метров на 30) относительно современного автомобильного моста, похоже, подтверждается - на местности что-то похожее на насыпь угадывается.
Старая насыпь почти не тронута современной застройкой пос. Усть-Кинельский - по ней теперь идет кривая грунтовая улица, и мы повторяем маршрут паровозов на велосипедах - современные улицы Щибраева и Овражная идут аккурат по бывшей насыпи, но ничто о железнодорожном прошлом не напоминает, кроме криволинейности улицы.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7119352152[/media]
Первую остановку для фотографирования делаем на окраине Усть-Кинельского - вот эта грунтовка и есть бывшая железнодорожная ветка:
А вот здесь уже довольно четко видна сильно заросшая травой насыпь:
Вдоль насыпи идет приличная грунтовка, но слева постоянно угадывается заросшая по краям деревьями насыпь. Временами выбираемся прямо на нее для фотографирования:
Горка становится круче, и насыпь перетекает в углубление - уклоны для паровоза - это "наше всё":
Представляю, как заносило эту ямку степными метелями...
Игорь стоит в месте, где насыпь переходит в ров (слева от точки съемки). Видно, что насыпь уходит вправо, назад к Усть-Кинельскому, откуда мы только что приехали:
Самая верхушка холма миновала, и дорога снова становится насыпью - там, вдали - Самара:
А вот довольно неожиданно, после овражка, разрывающего выемку дороги, мы замечаем, что выемок - две, и они сходятся - видимо, тут был разъезд.
Еще несколько сотен метров - и вот мы пересекаем Исторический вал - зимой он читается на местности куда как отчетливей, но и сейчас виден ров между грунтовкой и валом справа, и заметен угол редана, идущего от левого нижнего края снимка к его середине:
Объехав пересечение бывшей железки с Историческим валом, распаханное дачами и газопроводом, возвращаемся на насыпь.
Впереди - корпуса Комбикормового завода:
Еще какое-то время пытаемся ехать по траве по пояс:
- но утыкаемся в сплошные джунгли.
Спешиваемся и идем дальше пешком.
Невыносимо воняет - скоро становится понятно, чем.
Видимо, комбикормовый завод еще и свиней держит, и продукты их жизнедеятельности сливает непосредственно в углубление, когда-то, видимо. бывшее выемкой под железнодорожные пути.
Отличный подход к наследию предков!
Останавливаться снимать нет никакого желания, и тупо топаем через чепыжник в рост человека по колее какого-то трактороподобного, прошедшего здесь до того, как это дерьмо окаменело
Справа, с озерца с менее вонючей водой, взлетает целая стая жирнющих диких уток
Но вот впереди какая-то свалка бетона и окаменевшие в грязи собачьи следы - не иначе как вышли, но на промплощадку.
Еще метров 50 - и становится понятно, чью - это территория растворо-бетонного узла "Алексеевского бетона".
Впереди проходная, ворота, будка спящей охраны и недремлющей собачки размером и статями напоминающей алабая
Но мы идем не снаружи, а изнутри периметра, ведем велосипеды и я дружелюбно приветствую собачку - "Здорово, пёс!" ;)
Псина честно отрабатывает миску, добросовестно обгавкивая. но интонации, не оскаленные клыки и машущий хвост выдаёт. что псу просто скучно и он "работает на публику"
Мило беседуя ровным и дружелюбным голосом, минуем ворота - и тут к псу подтягивается подкрепление в виде второго такого же пса ("точно такой же, только черный" (с))
Игорь идет за мной, тоже что-то говоря зверюгам - наше радушие и красноречие не остается незамеченным, и второй тоже вяло брешет, хотя сначала резво бежал к нам
Отходим еще метров 8, отворачиваемся от псов и с достоинством садимся на велы - те еще немного нас провожают и отстают...
"Добрым словом... можно добиться большего", как говаривал старик Аль Капоне - но он еще что-то вроде бы про пистолет добавлял, мы же обошлись без оружия - "Вежливость - главное оружие вора" (с)
Как вы понимаете, доставать фотик из рюкзака в момент "переговоров" с псами я не стал - так что без фото
Для желающих повторить наш маршрут дам совет перед пересечением с Историческим валом свернуть налево и объехать заросший и вонючий участок с мохнатыми сторожами по старой дороге и по указателю "Электрощит" свернуть затем направо, к Балтике, хотя для любителей экстрима типа нас это явно лишнее
Снимать корпуса "Балтики", выросшие на месте станции III класса Падовка, я также не стал - следующий снимок сделан уже после пересечения Обводной дороги.
Вот тут, на снимке 1966 года, станция Падовка еще видна американскому шпиёнскому спутнику :
Собачки и "Алексеевский бетон" - остались за правым верхним углом снимка (впрочем, в 1966 ни того, ни другого там и не было еще ). Зато на снимке желтым обозначена та самая дорога для возврата после объезда, про которую я говорил выше - как раз вернетесь на трассу "железки" в районе бывшей станции Падовка.
А вот что на месте станции III класса Падовка сейчас:
Но вернемся к дачам после пересечения нами обводной дороги.
Мы едем по дачной улице, справа от которой, в выемке, проходил железнодорожный путь:
Дорога по дачам ничего особо интересного собой не являет - но вот мы приближаемся к поперечному оврагу, на месте которого, согласно нашим предположениям, должен был быть мост.
Правда, никаких его остатков не видно даже на спутниковом снимке 1966 года - тем более ничего не видать сейчас.
Просто поперек дороги видим насыпь высотой метра 4, за которой - заросший сплошь деревьями овраг:
Немного пометавшись вдоль оврага туда-сюда, Игорь берет "языка" в виде местной дачницы.
К моему удивлению, про железную дорогу тут все знают, говорят, что улица вдоль нее даже называется Железнодорожной, и показывают нам, где было пересечение путями оврага.
Заодно узнаем и как овражек объехать.
Едем влево, по тропинке вдоль оврага:
При объезде приходится сделать довольно заметный крюк по дачным улицам - но иного пути, похоже, и нет...
Далее трасса бывшей "железки" также проходит в сильно ныне заросшем углублении, грунтовка же, по которой можно двигаться, идет по одному из его бортов:
Довольно скоро обитаемые дачи вокруг сменяются давно заброшенными, а дорога и вовсе пропадает, сменяясь вьющейся по бывшей насыпи дороги малохоженной тропой, которая, однако ж, позволяет ехать, не слезая с седла:
Впрочем, довольно скоро мы поняли, что слезть таки придется - поперек насыпи растет здоровущее дерево, с ветками чуть не метр в диаметре - приходится не только спешиваться, но и "слеживаться", буквально по-пластунски подползая под ветку и таща велики плашмя :
Дерево, судя по размеру, видимо чуть ли не ровесник самой "заброшки":
Собственно, от этого дерева двигаться дальше по трассе "железки" становится и вовсе невозможно - метров через 50 поперек тропы - забор, а дальше и вовсе заросший непроходимыми "джунглями" овраг, потому приходится свернуть налево по тропинке, которая выводит на поперечную железнодорожной ветке дачную улицу.
В живописной поросшей рогозом луже неподалеку от дерева вспугиваем белую цаплю - но достать фотоаппарат из рюкзака явно не успеваю.
Улица на достаточном протяжении не имеет никаких перекрестков или поворотов направо, и когда таковой, наконец-то, обнаруживается - оказывается, что ехать там особенно некуда - буквально через квартал мы по заросшей тропе с малопроходимыми кучами мусора в конце попадаем на берег огромного карьера:
Что там карьер, я, конечно, знал - видел на спутниковых снимках, да и по идущей мимо Р225 езжу каждый день - но с трассы карьер не виден, и его масштабы реально нас с Игорем удивили.
Под несколькими десятками метров рыжей глины скрываются десятки метров серо-голубой - голубой юрской глины, насколько я могу судить.
Видимо, именно она является сырьём для расположенного через дорогу Р225 керамзитного завода.
После осмотра карьера было решено посетить стоящую неподалеку водонапорную башню - еще при планировании маршрута я предполагал, что лучшей точки для обозрения трассы бывшей железной дороги нам не найти.
Однако сама башня принесла сплошные разочарования - вид ее кирпичей не оставлял никаких сомнений в том, что постройкой конца XIX - начала XX века тут и не пахнет, а, стало быть, никакого отношения к нашей железной дороге башня не имеет.
Стало быть, эту гипотезу приходится окончательно похоронить, а жаль...
К тому же внутри самой башни отсутствовали аж 2 пролета лестницы, ведущей наверх - и стало ясно, что с панорамной съемкой с высоты тоже случился облом - конечно, можно было б попытаться забраться по трубе, но поскольку сама труба торчит из залитого водой колодца неясной глубины, лезть по ней энтузиазма у меня не возникло
Обходя и объезжая по кустам карьер, мы было подумали, что вот эта заросшая травой по пояс просека в сплошных зарослях на северном краю карьера и есть искомая "железка", но вскоре эту версию пришлось отбросить - она оказалась заброшенной дачной улицей.
Обнаруженные далее на краю карьера следы оползня несколько развлекли нас видом трещины, скорее напоминающей о последствиях восьмибалльного землетрясения, чем сползания склона:
Однако, немного вернувшись после объезда карьера назад, мы таки снова обнаружили следы нашей "железки" - она оказалась несколько севернее карьера.
Как и ожидалось по спутниковым снимкам, этот участок сильно заболочен то ли дождевыми, то ли грунтовыми водами, и вряд ли проезжабелен - так что мы ограничились только съемкой:
Дальше всё довольно непонятно - за моей спиной на последней фотографии находятся заборы дач, и куда в реальности шла дальше железнодорожная ветка, на местности определить не представляется возможным ввиду сплошной застройки территории дачными участками.
На снимке красным показана предполагаемая мной перед поездкой траектория "железки", однако по видимым на наложенной спутниковой фотографии 1966 года особенностям рельефа видно, что следы на местности полвека назад указывали на то, что ветка вроде бы шла севернее, пересекая Р225 прямо по территории, ныне огороженной и занятой каким-то предприятием.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7120677378[/media]
В самом месте пересечения с трассой никаких следов насыпи, разумеется, не сохранилось - однако мы попытались объехать забор южнее, следуя ранее высказанной гипотезе прохождения пути (красной линии):
Что интересно - не доезжая примерно сотни полторы метров до нынешней железной дороги мы обнаружили, что едем по четко читаемой насыпи!
Правда, выехать прям к самой современной железке не удалось - буквально метрах в 30-50 тропа свернула с насыпи вправо, а впереди оказались непролазные заросли деревьев.
Предполагая, что в определении истинного места, в котором новая ветка отделялась от старой, поможет карта РККА 1919 года, привязал ее к местности - но карта оказалась с большими погрешностями, так что особой ясности не внесла:
Наш трек (голубой), предполагаемая трасса железнодорожной ветки, загруженная в GPS перед поездкой (красный), современная трасса Р225 (желтый), обозначены места бывших мостов через овраг притока Падовки (бывш. мост) и саму Падовку (мост?) - судя по карте 1919 года, можно было предположить, что старый ж/д мост был там.
Впрочем, спутниковый снимок 1966 года эту версию опровергает.
Как видно по нашему треку, мы проверили еще и версию с американской карты о том, что недостроенное железнодорожное пересечение с мостом вот тут проходит по старой ветке.
[media]https://www.google.com/maps/embed?pb=!1 ... 7120842449[/media]
Собственно, вот этот мост:
И оказался он очевидно постройки никак не позже годов 1970-х, судя по использованным материалам и технологиям:
Вид с моста на автомобильные мосты через Падовку (новый и старый под ним) на Р225:
По мостику можно проехать, но ехать особо некуда - через несколько сотен метров заросшей дороги там современные ж/д пути:
И напоследок - треки на фоне композиции из современных спутниковых снимков Google и спутникового снимка 1966 года:
Увеличенные фрагменты тех же снимков:
Обратно ехали грунтами вдоль современной ветки железной дороги, построенной на рубеже XX века - но об этом в другой раз.