Источник 
Р Е Ш Е Н И Е
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
и прекращении производства по делу
03июня 2015 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Шабанов С.Г., при секретаре Катайкиной К.В., с
участием подателя жалобы - главы сельского поселения Севрюкаево Алембатрова
Н.Н., без участия представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука»
Дудкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский
Самарской области к административной ответственности по 
ст.8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» № от ДД.ММ.ГГГГ сельское поселение Севрюкаево признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Глава сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской
области обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с жалобой на
указанное постановление.
В жалобе просил признать обжалуемое постановление незаконным, отменить, а
производство по делу прекратить.
В обоснование своих доводов указал, что сельское поселение не допускало нарушения
режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных
ресурсов. Какой-либо конкретной социально-экономической деятельности на
территории ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» сельское поселение не
осуществляло. 
Сельское поселение является муниципальным образованием, а не
юридическим лицом и не подлежит привлечению к административной ответственности.
Согласноп.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области
охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической
деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных
пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их
охранных зон.
Сельское поселение предпринимало все меры к соблюдению требований действующего
законодательства.
Решением Собрания представителей сельского поселения Севрюкаево от 13.12.2013 года №
79/75 был утвержден Генеральный план сельского поселения Севрюкаево.
Генеральный план был размещен в Федеральной информационной системе
территориального планирования 13.09.2013 года в соответствии с порядком
согласования проектов документов территориального планирования муниципальных
образований, утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.02.20122 года № 69
«Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования
муниципальных образований…». 
Дополнительного согласования Генерального плана с
ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» закон не требует.
Определением Ставропольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ срок для обжалования был восстановлен.
В судебное заседание явился глава сельского поселения Севрюкаево муниципального
района Ставропольский Самарской области Алембатров Н.Н., доводы жалобы
поддержал.
Представитель ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» не явился.
Заслушав подателя жалобы, исследовав материалы дела суд полагает, что жалоба подлежит
удовлетворению.
В соответствии со ст. 8.39. КоАП РФ, в редакции, действовавшей в момент
административного производства по делу, административная ответственность
установлена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и
использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях
государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков,
государственных природных заказников, а также на территориях, на которых
находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях
либо в их охранных зонах (округах).
Согласно обжалуемому постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ года, административное правонарушение выразилось в осуществлении социально-экономической деятельности без согласования с
Министерством природных ресурсов и экологи РФ, при отсутствии генерального
плана поселения, согласованного с Министерством регионального развития РФ, в
нарушение п.14 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо
охраняемых природных территориях».
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ, с
федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды
согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих
субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на
территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа
"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период
до 2020 года".
В постановлении, в частности предусмотрено, что достижение целей Программы будет
осуществляться с учетом комплексного планирования развития сельских территорий
и размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительства и
реконструкции автомобильных дорог в соответствии с документами территориального
планирования (схемами территориального планирования субъектов Российской
Федерации, муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских
округов).
Таким образом, проект развития по смыслу закона представляет собой документ
перспективного планирования развития территории сельского поселения с учетом
будущего размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Согласованиепланируемых мероприятий с федеральными органами исполнительной власти в области
охраны окружающей среды необходимо в целях предупреждения ущерба природным
ресурсам.
Согласно представленным заявителем документам, ДД.ММ.ГГГГ Решением собрания представителей Сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский был утвержден Генеральный план
сельского поселения.
Документ размещён на официальном сайте муниципальных образований муниципального района
Ставропольский Самарской области.
В соответствии порядком согласования проектов документов территориального планирования
муниципальных образований, утвержденным Приказом Минрегиона России от
27.02.20122 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов
территориального планирования муниципальных образований…» 
Генеральный план
сельского поселения размещен в Федеральной информационной системе
территориального планирования 13.09.2013 года.
Согласноч.1 
ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении
которых установлена его вина.
Как указано в ч.2 
ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, на нарушение
которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или
законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по
их соблюдению.
Суд полагает, что администрацией сельского поселения предприняты все необходимые
меры по соблюдению требований Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ,
Генеральный план села принят, утвержден и в порядке согласования размещен на
открытом информационном ресурсе.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 
ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
Следовательно, субъектами административного правонарушения могут являться физические или
юридические лица.
Как следует из обжалуемого постановления, к административной ответственности
привлечено сельское поселение Севрюкаево.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" сельское поселение является муниципальным образованием. При
этом решение вопросов местного значения сельского поселения отнесено к ведению
органов местного самоуправления.
По смыслу п. 2 ст.124 ГК РФ, сельское поселение как муниципальное образование не является юридическим лицом, и, следовательно
субъектом административной ответственности.
В силу ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является местная
администрация, которая, в силу п.7 ст.37 указанного закона, обладает правами
юридического лица.
В соответствии с ч.1 
ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам
обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как
на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с положениями 
ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное,
объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение
его в соответствии с законом.
Виновность лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному
выяснению и доказыванию.
Привлечение к административной ответственности муниципального образования, не являющегося
юридическим лицом и не обладающего соответствующими полномочиями незаконно и не
соответствует целям и задачам административного производства.
Состав административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с п.п.2 ч.1 
ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим
производство по делу об административном правонарушении.
Согласноп.п.4 ч.1 
ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд, при
наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5
КоАП РФ выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по
делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1.5, 20.8, 24.5, 26.2, 30.7, 30.8 Кодекса
РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» № от ДД.ММ.ГГГГ о признании сельского поселения Севрюкаево виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд.
Судья С. Г. Шабанов