Некоторые впечатления с обочины МСЛ-2016.
Видел в этом году старт, помогал на ПП1 в период ажиотажа на первом кругу. После прохождения основных моих клиентов на ПП1 (ветеранов 60+) переехал на ПП2 и далее на финишный асфальт.
1. О трассе. После долгих поисков рационального варианта, найден может даже оптимальный вариант трассы и места размещения старта-финиша. Достаточно трудная, но вполне проходимая для большинства участников трасса.
2. Уровень подготовки участников виден на ПП. По тому, как проезжают, отпиваются-обливаются уже на первом кругу на ПП2. Очевидно, что для большинства эта гонка - суровое испытание. Есть, конечно, и хорошо подготовленные к этому времени гонщики, прошедшие вероятно в этом сезоне не одну гонку. Причем не только примерно первые двадцать, но и некоторые среди ехавших дальше в более старших возрастных группах. Многие жаловались, что сводит ноги. Мышечные спазмы - один из признаков недостаточной подготовки, в частности, соревновательной. Мышцы не готовы к жесткой силовой работе на подъемах. Жара тоже существенно влияет на самочувствие, особенно для более тяжелых. Легковесы даже по внешнему виду переносили эту гонку легче. Один из таких, проезжая ПП2 без остановки на питье, крикнул в ответ на предложение попить, что он Верблюд

.
3. На ПП1 и ПП2 работают уже слаженные микроколлективы. ПП1 возглавляет Андрей Моисеев, ПП2 - Сергей Задера (небезызвестный ранее велогонщик). Замечу, что на ПП1 слегка труднее. Во-первых, на него сваливается первый ажиотажный поток на первом кругу, когда адреналин еще кипит и торопятся буквально все. На ПП2 у основной массы гонщиков адреналин уже вышел и отпиваются они здесь не торопясь даже на первом кругу. Ну и условия на ПП2 получше: есть тень от деревьев, большое пространство для маневра с бачками и кружками. На ПП1 надо вырубить кусты вокруг, выкашивать накануне траву. Тогда будет меньше столкновений и падений.
В этом году на первом кругу на ПП было много помошников. На ПП1 - это участники субботней детской гонки. Ребята старались. И что очень важно - посмотрели взрослую гонку как бы изнутри. Надо превратить это в традицию. Хорошо для воспитания. Встречал детей, поильщиков-кормильщиков на Марчалонге и других лыжных марафонах Ворлдлоппет. На ПП2 помошники - молодые девушки. Ну очень старались, и со стаканами и с бачками. Одна все сетовала, что некто Львов на бачке написал только фамилию, а номер не написал. Мол как же я узнаю такого всем видимо известного велосипедиста.

Я ее, конечно, успокоил, сказав, что как только увидишь гонщика с самыми длинными волосами, то это он самый и есть - Владимир Львов - победитель КВМР-2014.
4. При переезде от ПП1 к ПП2 на первом круге наблюдал, как длительное время явно колесничал в поле победитель гонки за электробайком. Что не прибавляет уважения к победителю, хотя очевидно, что он явно сильней остальных. Ну а этот хмырь на электровелике вообще симпатий не вызывает. Непонятно, чего он "прицепился" именно к лидеру. Комплекс неполноценности? Уж, если, как говорят организаторы, близкие к ним люди захотели в боевых условиях проверить электробайк, ехал бы он впереди с отрывом, не мешая никому.
5. На ПП2 на первом круге подъезжает ко мне хорошо знакомый лыжник (средневозрастной ветеран) и в буквальном смысле требует изотоника и воды напиться и воду облиться. Человек без номера из славного града Н-ка. Говорю, что не дам. Как так, ты да мне не дашь, это вроде как своему человеку. Говорю, что могу дать из личной фляги, а общественного не дам. Сергей Задера только что "метал икру" по поводу того, что питья может не хватить. Просил экономить, прежде всего на обливаниях. Но сердобольная девушка, стоящая рядом, конечно, напоила и облила его сполна. Мужик-то - красавец! И таких из Н-ка "на халяву" ехали несколько человек. Даже Настя Меньшикова, когда я ей рассказал про это, сказала, что зря зажлобился. А может и не зря? Заплати за трассу и обслуживание, как все, и езжай с полным правом на полноценный сервис.
6. На ПП1 после проезда лидера и электробайкера на трассу выкатился уазик пчеловода. Его стали убеждать уехать, но видя вокруг детей, женщин и мягко разговаривающих мужчин, он как-то на это не реагировал. Тут мимо через кусты на обочине продрались несколько гонщиков. Самое цензурное пожелание было: "Убить и закопать". Однако мужик толковал о своих правах и медленно передвигался по трассе. Пришлось браться за него всерьез, влезать в кабину, обещать перевернуть машину. Чтобы освободить руку для более решительных действий в кабине, пришлось вылить ему в лицо изотоник вместе со стаканчиком. После чего он резко свернул на обочину и остановился. После чего еще бухтел, что мол зачем лить в лицо и что он может кого-то позвать. Но когда поперла толпа гонщиков, мужик затих, осознав видимо, что было бы, если бы за его тихоходной машинкой на узкой трассе собралась вся эта толпа.
Это сигнал. На узкой трассе такой уазик занимает фактически всю проезжую часть. Попробуй его проехать. Еще хуже было бы, если бы он ехал вверх по спусковой части трассы навстречу гонщикам, да еще с ощущением собственных прав на дорогу. Раз уж Нацпарк в числе организаторов, надо, чтобы они давали указание лесникам, а те соответственно пчеловодам и прочим лесным людям, не выезжать в определенный день и в определенное время. Такое же предупреждение целесообразно делать и попам, которые порой водят и возят толпы страждущих к источнику и купели.
7. Проблема с отсрочкой протоколов с таким относительно небольшим количеством участников выглядит не вполне серьезно. Если есть электронный финиш, то все остальное - "дело техники", учитывая продвинутость многих велосамарцев в ИТ. Надо просто это заранее все тестировать. А на гонке при таком количестве участников протоколы должны оперативно вывешиваться на информационном стенде по мере финиша 10-20 очередных участников. И это вполне реально. Нужно просто уделить этому большее внимание. Ведь на самом деле протоколы - это один самых важных для участников сервис. Еще очень важно, чтобы этот сервис был оперативным.
8. Тут все накинулись на "виновника" завала в пелотоне на стартовой части асфальта. Хотя я так и не понял, кто же виновник. Кого-то даже подвергли остракизму за "новичковость", неумение ездить. Но вот почему-то номер 193, чуть не профи, сломавший руку на асфальте, в комментариях выглядит как герой. А ведь именно он, как говорят организаторы, завалил на ровном месте, на финишном асфальте и не в толпе другого человека. Причем у этого человека сломаны два ребра (нехилая боль примерно на месяц) и компрессионный перелом позвонка (по собственному опыту - два месяца лежать на досках, месяц передвигаться на четвереньках, месяц не сидеть). В лучшем случае через 5-6 месяцев можно начинать понемногу добавлять "активностей". Ну и на всю оставшуюся жизнь - проблемы со спиной, постоянно нужно будет ею заниматься, чтобы не превратиться совсем уж в инвалида.
И вот тут встает вопрос со справками и медстраховками. В прошлом лыжном сезоне этот вопрос встал можно сказать даже не ребром, а колом, для многих лыжников-любителей России. На соревнованиях определенного уровня медсправки и медстраховки стали обязательным условием допуска к старту. Это уровень ЧР, чемпионатов области, марафонов Руссиалоппет. Думаю, что г-н Бирюков и КВМР к этому тоже придет. Тем более, что больших проблем здесь на самом деле нет. Можно пройти медосмотр в Больнице Середавина, справка действительна на 6 месяцев. Купить медстраховку на год на несчастный случай.
Если вернуться к нашему случаю, думаю, что у номера 193, как у опытного спортсмена, медстраховка есть. А вот его пострадавший "партнер" наверняка ее не имеет. То, что страхует оргкомитет, явно не покроет его затрат на лечение и потерю трудоспособности. И тут есть о чем подумать не только оргкомитету МСЛ и других подобных соревнований, но и каждому велосипедисту, подвергающему риску свое здоровье и жизнь практически каждодневно.