источник -
http://samlife.ru/2009/03/budet-li-nashe-v-gorode.html
SAMLIFE.ru побеседовал с Алексеем Елхимовым - человеком, стоявшим у истоков “Нашего радио” в Самаре”, на волнующие самарских любителей живой музыки темы. Почему радио “Дача” появилось на волне 102.1 вместо “Нашего”? Есть ли шансы у самарцев снова услышать исчезнувшую радиостанцию в эфире?
Об этом и многом другом можно узнать из интервью.
- Как начиналось “Наше Радио-Самара”? Кто стоял у истоков самарского вещания? Как сформировалась команда?
- Это было как раз на рубеже веков и тысячелетий. На ТРК “Орион” решением руководства, а именно президента компании Дмитрия Евгеньевича Куницына и гендиректора Вадима Ивановича Аитова был подписан договор на ретрансляцию на частоте 102.1 фм в Самарской области программы “Наше радио”. В то время у нас уже была маленькая, но нашумевшая команда с послужным списком авторских программ на региональных станциях. Мы с Дёмой Моргачевым выпустили несколько проектов на “Русском Радио”, с Лешей Коженовым неплохой резонанс имела программа “Час аперитива” на радио “Ностальжи”, программы на “Серебряном дожде”, “Европе+”… Но душа хотела “правильной музыки”. Как только появилась станция, на которой в жесткой ротации был Б.Г., Цой, “Бригада С”, Земфира, нас сразу потянуло к искусству. Тогда программным директором был Саша Муратов он нас и принял на работу. На свою голову.
- Почему на свою голову? Какие отличительные особенности именно у самарского вещания? Какие были придуманы самарские проекты?
- Мы были тогда очень (даже чересчур) креативные. А радио рынок еще вяло развивался. Специалистов было по пальцам пересчитать. Мало кто представлял, как нужно программировать радио в регионе. С программного директора требовали производства “каких-нибудь” самарских программ. Он просил нас “что-нибудь” придумать, а мы иногда откровенно стебались. Писали, например, концепцию общественно-аналитической программы “Жуки и пауки губернии”. Саша шел на планерку и на встрече с коммерческим отделом пытался защитить проект. Но, конечно, таким образом, мы выражали протест желанию нашпиговать качественный московский эфир всякими коммерческими программами о народном потреблении, политическими проектами. Наш стёб не принимали, и это спасало эфир от мусора. А шишки сыпались на программного директора. Если серьезно, то первые два проекта, которые появились на “Нашем” в Самаре, это “Территория кино” и “Мифология”. “Мифология” – первая попытка органично вписать самарскую музыку в федеральный эфир.
- “Наше Радио-Самара” было одной из немногочисленных радиостанций, где можно было услышать самарскую музыку. Как появилась идея ставить в эфир самарские коллективы?
- Идея была на поверхности. В Самаре уже тогда была целая героическая история рок-музыки, которая, за редким исключением, не имела выхода в масс-медиа. Фестивали, сейшены, квартирники, хиппи с Ленинградской… Причастные к искусству люди ждали этой станции как своей. Многие связывали “Наше радио” с возможностью быть услышанным. И мы стали писать мифологию самарской музыки в серии трехминутных программ “Мифология”. Позже был создан чарт региональной музыки “Реформация” – сложный проект с еженедельным хит-парадом, ежедневным анонсом-представлением самарских групп, ночным прямым эфиром и даже одноименным фестивалем. Но от “Мифологии” до “Реформации” прошло почти три года.
- Почему команда, работающая на самарской радиостанции, сменилась несколько лет назад?
- Основной костяк самарской редакции создавался несколько лет. С 2001 по 2006 год у нас выросли производственные мощности. Саундпродюсеры работали в две смены. Была одна из лучших информационных редакций в городе. Мы проводили несколько внеэфирных промомероприятий в квартал. Выезжали со слушателями попрыгать с парашютом. Каждый май на День Рождения станции стало традицией разыгрывать путевки и выезжать в весеннее путешествие… Река Белая, Крым, Сочи… Все эти проекты, если не приносили прямой прибыли станции, то всегда были окупаемы или оптимизировали рекламные издержки и позволяли присутствовать бренду во внеэфирном городском информационном пространстве. У “Нашего радио” тогда была существенная доля аудитории несмотря на сложности технического проникновения. С благодарностью вспомню всех, кто работал в те времена на “Нашем” в Самаре:
Дема Моргачев, Лена Дворникова, Максим Романов, Вадим Быстров, Миша Вьюшкин, Сережа Аксенов, Дима Левицкий, Алина Петрова, Леша Коженов, Катя Романова, Марина Вержба, Ника, Руслан… Все-все-все, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо вам!
Перемены начались вместе с продажей и реструктуризацией ТРК “Орион”. Сначала нас выделили в отдельное юридическое лицо и пустили в свободное плавание под покровительством компании-покупателя. Мы думали это сложный перевалочный пункт и дальше будет легче. За год станция пять раз меняла офисы. Нам позволили сохранить штат, поставив на жесткий план продаж. Мы создали свою коммерческую службу. Причем отдел продаж одно время находился в городе, а бухгалтерия на Сорокиных хуторах. Суматоха и ежедневные сюрпризы. Мы учились плавать сброшенные с лодки вдалеке от берега. Несмотря на это, план почти всегда выполнялся. Причём он был больше, чем в светлом прошлом. И как манны небесной мы ждали смены собственника. Ходили слухи, что станцию продают московской компании как бизнес. И там ребята умеют грамотно работать на радио. Потерпим немного, и всё будет хорошо. Так успокаивал я всех и, самое главное, себя.
Ну, а потом, опуская подробности, собственник сменился. План поставили в два раза больше бюджета. Офисы предлагали менять, коллектив сокращать, бюджет оптимизировать, радио ставить на ретранслятор. Подписав заявление об увольнении редактора службы информации, я написал письмо в Москву с просьбой освободить и меня от должности генерального менеджера компании.
Вскоре “Наше радио в Самаре” вошло в пул еще из четырёх станций. Мне “посчастливилось” поработать на разных должностях в этом холдинге ещё год. Основной костяк почти сразу сократили.
- Каковы по твоему главные причины закрытия “Нашего Радио” в Самаре?
- Любой инвестор хочет вернуть вложенные деньги с максимальной выручкой. Пока существовало “Наше радио” в Самаре мне не раз приходилось выступать перед учредителями с защитой концепции именно этой программы. Убеждать в том, что “Наше радио” это качественная, а самое главное уникальная программа, которая позволяет зарабатывать при правильной программной и маркетинговой политике. Несколько раз радио было под угрозой смены формата. Но мы всегда доказывали его жизнеспособность. Мы добились лояльности среди крупных коммерческих компаний региона. Нашу работу отмечала городская и областная администрация. Самарское “Наше” было одной из самых успешных в сети радиостанций по России. На мой взгляд, ошибка нового руководства заключалась именно в “оптимизации издержек” и политике управления. “Наше Радио” – проектная станция. Такие форматы требуют максимального интерактива, общения с аудиторией, инициации акций, фестивалей, концертов… Но, главное, эту музыку, культуру нужно чувствовать, знать, вариться в ней. Тогда получится зарабатывать на внеэфирных мероприятиях, авторских программах. Тогда и рейтинг будет выше и прибыль больше. Не случайно мощным инструментом продвижения на федеральном уровне служат фестиваль “Нашествие” и премия “Чартова Дюжина”. Вместо этого радио стало вещать голую московскую программу. Из самарского эфира оставались унифицированные под все станции холдинга новости и жуткие технические сбои в эфире. На смену пассионарному творческому коллективу пришёл большой универсальный отдел продаж. И все спецпредложения станции заменили серые бесстрастные пакетные прайсы похожие на прайсы всех радиостанций, сливающихся в белый шум на FM волнах. “Наше радио” в Самаре перестало приносить какую-либо видимую прибыль, и что с этим делать никто не знал. Думаю, от безысходности компания решила пойти на отчаянный и граничащий с истерикой шаг - завести на 102.1 радио “Дача”.
- Есть ли шансы у радиостанции вернуться в самарский эфир?
- Буквально сегодня из неофициальных источников мне стало известно, что в данный момент идут переговоры о возвращении “Нашего” в самарский эфир на другой волне. Поживём-увидим, чем это закончится…
Беседовал Андрей Кочетков