SpitF!re писал(а):Ещё интересен вот такой момент мне: есть же такое явление как эффект гироскопа, так вот различаются ли сила действия эффекта от больших-тяжелых колес с меньшей угловой скоростью от маленьких-болеелегких-быстреекрутящихся?
Да, эффект гироскопа на большик колёсах будет сильнее - велосипед пойдёт устойчивее.
Вообще, подробнее о 28'-29' велосипедах можно прочитать здесь:
26"? 27"? 28"? - 29"! Или биг-футы идут.
Оттуда:
Достоинства 29" против 26"
Какие же плюсы и минусы есть у 29" MTB в сравнении с традиционным 26"? В рекламных проспектах обычно упоминаются одни плюсы, в то время, как большую часть отличий в характеристиках можно рассматривать и как плюсы, и как минусы. Итак, выделяют три основных плюса.
* Во-первых, колеса большего диаметра имеют меньший угол атаки при наезде на препятствия той же высоты: большие колеса легче заезжают на них. По некоторым оценкам, сила противодействия от препятствия падает примерно на 10% при прочих равных. По той же причине велосипед меньше трясет: повышается комфорт.
* Во-вторых, за счет существенно большего момента инерции колес (относительно большие массы, расположенные на большем диаметре), байк оказывается стабильнее в движении и в плане рысканий (гироскопический эффект), и в плане равномерности скорости движения.
* В-третьих, за счет большего диаметра колес при примерно такой же ширине резины, как и на 26" колесах, ощутимо увеличивается пятно контакта покрышки с дорогой. В результате заметно вырастает сцепление с ней колес: возрастает эффективность торможения и разгона без пробуксовки, что существенно на скользких и рыхлых грунтах.
Есть и еще пара положительных моментов, но видимо, не столь существенных. В виду увеличившейся базы байка и поднявшихся осей колес при сохранении абсолютной высоты центра тяжести системы «велосипед-велосипедист», снижается относительный центр тяжести, что также положительно сказывается на устойчивости. Происходит некоторое снижение относительно диаметра колес трения во втулочных подшипниках. Больший диаметр колес потенциально увеличивает накатистость байка, хотя, большее пятно контакти может и невилировать этот плюс.
Недостатки 29"
* При равной ширине однотипных покрышек, байк колесами 29" обычно оказывается тяжелее, чем с 26". Разница в весе может достигать 500 г, хотя в отдельных случаях может быть явно больше или меньше.
* Большой момент инерции колес оказывает и отрицательное влияние: раскрутить такие колеса оказывается сложнее. Разгон байка будет происходить медленнее. Т. е., 29" колеса лучше подходят для более равномерной езды.
* К тому же, велосипед с 29-дюймовыми колесами становится менее маневренным. Это актуально только при активном рулении.
* Традиционно меньшая жесткость и, отчасти, прочность колес, столь важных для горных велосипедов.
* Пока что, выбор комплектующих для 29" байков невелик: сложно найти именно 29" MTB комплектующие, а не комплектующие для гибридов. Со временем, этот недостаток должен сойти на нет.