Настя писал(а):Сергий, вы вроде взрослый человек, цитируете конституцию и законы. Неужели вы не понимаете, что "дорога общего пользования" - это дорога, существующая на балансе дорожников, которая как-то обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии круглый год? И что грунтовка например в Шир. овраге таковой не является?
Насчет услуг: нацпарк ведет работу в лесу (расчистка, противопожарные меры, исследования), оборудует в меру сил стоянки для туристов (тот же Молодецкий, пеньки), просветительская работа. Или вы хотите за свои 50 руб персональный эскорт и 5* отели каждые 20 км?
Вообще действительно, тема избитая уже 4 года возникает каждую весну.
Уважаемая Настя мне кажется, что ваш поучительско-наставительный тон (как минимум) здесь несколько неуместен (без обид

), особенно учитывая то факт что вы оперируете эмоциями (они мне понятны), разъяснениями далёкими от законодательной базы и очень похожими на неподкрепленные нормативно-правовой базой объяснениями Национального парка.
А я пытаюсь разобраться в правовой стороне вопроса – исходя из чего разговор в теме «про деньги и законность» на уровне «понимаешь-непонимаешь» считаю неправильным.
Последний аргумент продавца уровня «а что вы хотите за свои деньги». По ему здесь тоже неуместен.
Деньги изымаются по принуждению и это здесь главное. Оснований законных для этого пока не представлено.
Постарайтесь понять, что это абсолютно нормально и заложено в природе любого человека восставать против насилия.
Пользы от этих денег для велосипедистов в частности незамечено – что где то проложена велотропа, где то оборудованы места для отдыха (оборудованы по настоящему, а не поставлено пара пеньков – кстати устройство подобных стоянок даже в обычных лесах было замечено). Пара стоянок на такую огромную территорию как минимум это смешно. Про мусор, раскиданный вдоль населённых пунктов и не только уже неоднократно написано в куче тем про посещения Нацпарка с выразительными фотографиями.
Эта тема будет подниматься постоянно, так как вопрос законности любого принудительного изъятия денег, обоснованности, необходимости и полезности для граждан, а в данном случае и природы, волновал и будет волновать людей всегда.
Тема эта избитая только потому, что не смотря на то, что Нацпарк будучи полностью в курсе её существования (см. их сайт) ничего не сделал для того чтобы её закрыть за эти четыре года.
Предлагаю постепенно без эмоций начать разбираться
Специально приведу пример ответа Нацпарка на обращение гражданина по поводу дорог с сайта нацпарка чтобы не быть голословным далее.
ВОПРОС: задает Сергей Дмитриевич.
У меня есть домовладение в селе Подгоры. Удивлен принятым постановлением администрации НП о взимании платы за проезд по "зимнику". Поскольку "зимник" является в зимний период в течение последних десятилетий безальтернативной транспортной нитью, связывающей население поселений на правобережной стороне Волги при перевозке грузов, посещений родных и близких, считаю, что постановление администрации НП нарушает конституционные права граждан.
ОТВЕТ: отвечает Пресс-служба национального парка "Самарская Лука".
Здравствуйте, Сергей Дмитриевич.
В ответ на Ваше обращение сообщаем: плату за вход или прохождение по территории Национального парка «Самарская Лука» дирекция не взимает.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
На основании статьи 15 указанного закона и раздела VI Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука», участок дороги Белые Домики - с. Шелехметь («зимник») проходит по особо охраняемой зоне территории национального парка, на которой движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, запрещается. Посещение особо охраняемой зоны без сопровождения сотрудников парка либо без письменного разрешения администрации не допускается. Зимняя дорога, о которой вы указали в своем обращении, не является дорогой общего пользования и не предназначена для бесконтрольного проезда.
В целях соблюдения природоохранного режима парка и регулируемого проезда по территории зимней дороги Белые Домики – с. Шелехметь с 01 января 2011 года вводится контрольно-пропускной режим. Местные жители могут оформить разрешение бесплатно на период с 01.01.11 по 31.03.11 в конторе Рождественского участкового лесничества или в управлении центральной конторы парка при предоставлении документов, подтверждающих прописку. Оформление разрешения осуществляется в рабочие дни с 11.01.11 по 31.03.11.
Остальным гражданам, желающим проехать по данной территории, необходимо оформить разрешение на проезд в администрации национального парка по адресу: г.Жигулевск, ул. Ткачева д.109-А, либо в конторе Рождественского объединенного участкового лесничества по адресу: Рождествено, Территория мех.лесхоза. В случае необходимости оформить разовый пропуск (разрешение) может на месте специально уполномоченное лицо (смотритель) или госинспектор. Разрешение выдается на одну поездку в оба направления. Стоимость услуг за обеспечение режимно-охранных мероприятий и оформление разрешений составляет 150 рублей.
За несанкционированный проезд по вышеуказанной территории в соответствии с ФЗ №33 от 14.03.1995 г., Положением о ФГУ Национальный парк «Самарская Лука» от 17.03.2006 г. № 66 в ред. МПР России и Кодекса об Административных Правонарушениях РФ государственный инспектор имеет право составить протокол об административном правонарушении. За нарушение режима национального парка налагается штраф в размере до 2000 рублей.
Итак начнём помаленьку.
1. Как Нацпарк называет, то за что он берёт деньги?
Цитата из ответов парка гражданам (см. сайт парка): «Стоимость услуг за обеспечение режимно-охранных мероприятий и оформление разрешений составляет……...»
В переводе с витиевато-официального на нормальный человеческий означает, что «деньги с гражданина РФ взяли за то, что с него взяли деньги».
Не убедительно звучит для достаточно большого количества граждан РФ, особенно на фоне принудительного оказания данной услуги и если учесть, что обеспечение режимно-охранных мероприятий и выдача разрешений входит в их прямые должностные обязанности и оплачивается государством (налогоплательшиками).
(про нарушение гражданского кодекса при реализации данной услуги – смотрим выше)
2. А что у них написано в «положении» об услугах, которые они осуществляют по положению?
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 марта 2004 г. N 259
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "САМАРСКАЯ ЛУКА"
(в ред. Приказа МПР РФ от 17.03.2005 N 66,
Приказов Минприроды РФ от 27.02.2009 N 48, от 26.03.2009 N 72)
«Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Самарская Лука" осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению:
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
1) реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
2) реализация продукции подсобного сельскохозяйственного производства;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
3) реализация продукции питомников и ферм (в том числе по разведению диких животных и дикорастущих растений);
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
4) реализация полиграфической продукции рекламного, информационного и научного характера, включая полиграфические (в том числе компьютерный набор и макетирование) и копировально-множительные работы;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
5) реализация видео- и фотопродукции;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
6) реализация продукции с символикой национального парка и сувенирной продукции;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
7) реализация семян и посадочного материала;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
8) реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
9) реализация (через территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом) безвозмездно изъятых или конфискованных в установленном порядке орудий и продукции незаконного природопользования;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
10) проведение экскурсий для посетителей на территории национального парка, его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах национального парка;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
11) услуги по организации и проведению детских экологических лагерей;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
12) услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
13) услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
14) услуги, связанные с организацией любительского и спортивного рыболовства;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
15) услуги, связанные с организацией и проведением любительской и спортивной охоты;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
16) услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
17) рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек);
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
18) прокат транспортных средств (в том числе водных), лошадей, спортивного, рыболовного и туристического оборудования и снаряжения для посетителей;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
19) предоставление мест стоянок автомобильного и водного транспорта для посетителей национального парка;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
20) предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности национального парка;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
21) транспортные услуги для посетителей;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
22) выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов);
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
23) проведение профессиональных консультаций в вопросах сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
24) выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов;
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
25) выдача разрешений на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления.
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
Никаких услуг по «режимно-охранным мероприятиям и оформлению разрешений» в нем нет, хотя именно этими услугами Нацпарк объясняет взимание денег на дорогах.
Смотрим пункт
17) рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек);
(абзац введен Приказом Минприроды РФ от 26.03.2009 N 72)
Если бы нам действительно оказывались хотя бы такие услуги у людей было гораздо меньше вопросов. Конечно при условии, что не было бы никакое принудиловки.
3. Разберёмся с вопросом «дорог общего пользования».
Читаем закон:
N 257-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Причем тут «на балансе дорожников, обслуживание и поддержание»?
Читаем внимательно и понимаем, что непричём.
В нашей стране между крупными городами есть грунтовые дороги, а что уж говорить о дорогах между обычными сёлами.
Хотелось бы посмотреть Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения утвержденный органом местного самоуправления?
Учитывая то, что при разъяснениях гражданам на Сайте Нацпарка подобный документ даже не упоминается – с большой долей вероятности можно, сказать что его нет (ведь ответы наверняка писались грамотными юристами).
А теперь главный вопрос, в каком нормативно-правовом документе написано, что гражданин РФ не имеет права свободно передвигаться по дорогам необщего пользования (даже если вдруг они такими являются)? Тем более на велосипеде или пешком.
Есть предположения, что не в каком, по крайней мере, найти такого документа не удалось.
4. Теперь давайте посмотрим какие запреты на передвижения по дорогам Национальных парков всё таки существуют на самом деле.
14 марта 1995 года N 33-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ
Ничего о запрете передвижения на велосипеде и тем более пешком не сказано.
Или вы считаете велосипед механизированным транспортным средством?
Кстати законного определения что такое механизированное транспортное средство найти не удалось.
В то же время за деньги любым машинам ездить можно? Как то несростается? Запрет достаточно прямо сформулирован – запрещается (хоть за деньги хоть бесплатно) – вывод все дороги там всё же общего пользования – по закону только при таком раскладе ездить можно.
Налицо двойные стандарты – то общего, то необщего пользования у них дороги получаются в зависимости от отданных им денег.
5. Давайте разберёмся в вопросе равенства граждан проживающих на территории Нацпарка и простых граждан города Самары проживающих на другой стороне Волги.
Тут всё просто – Конституция:
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской Федерации
от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Как говориться без комментариев. Выходит тоже не по Конституции с нами поступают. Где равенство прав независимо от места жительства?
Одним одно правило, а другим другое.
6. Теперь давайте разберёмся с правомочностью установления «режима» на территории Нацпарка - по которому на нахождение в любом его месте нужны разрешения и т.п..
Режим охраны установлен положением.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Национальный парк "Самарская Лука"
(с изменениями, утвержденными приказом МПР России от 17.03.2005 № 66,
приказами Минприроды России от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 72)
г. Жигулёвск, Самарская область, 2009 г.
http://www.npsamluka.ru/ofic/doc.php
Требование разрешений на любое нахождение на территории парка ограничивает как минимум права на свободное передвижение (см Конституцию РФ).
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции Российской Федерации
от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
В соответствии с постановлением Правительства РФ любые ограничения на свободы граждан должны проходить определённую процедуру, а именно
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1997 г. N 1009
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538,
от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154,
от 30.09.2002 N 715, от 07.07.2006 N 418,
от 29.12.2008 N 1048, от 17.03.2009 N 242,
от 20.02.2010 N 72, от 15.05.2010 N 336,
от 21.02.2011 N 94)
II. Государственная регистрация нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
11. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)
антикоррупционную экспертизу этого акта;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Факт установления режима и установления правового статуса организации есть, а вот факта соблюдения законодательства при этом не обнаружено – приказы МПР о Положении (ни один из них) не прошли процедуру регистрации в Минюсте РФ (по крайней мере, обнаружить факта их регистрации так, и не удалось) – «Консультант Плюс» данного факта не отражает.
Где правовая экспертиза соответствия этого акта законодательству Российской Федерации?
7. Законность установления Функциональных зон охраны – Карта зонирования Национального парка – находится под ещё большим вопросом так как приказ (он тот же что и о положении) об установлении этих зон так же не прошёл регистрацию в минюсте.
В случае судебного разбирательства по факту нарушения режима – это может иметь решающее значение в пользу лица, на которого будет составлен протокол.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного,
можно сделать предварительный вывод – пока найти подтверждения законности принудительного взимания средств за услуги Национальным парком не удалось.
Окончательный вывод, как уже было правильно замечено, может сделать только суд (правда неизвестно какой инстанции в данном случае).
