Страница 1 из 3
Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 13:49
honzales
Рассматривая на снимке высокого разрешения на Гугле Рождествено и грунтовую полосу бывшего аэродрома ДОСААФ, совершенно случайно обнаружил в районе дороги на Подгорский перевал аналогичную полосу заброшенного аэродрома:
http://maps.google.com/maps?f=q&source= ... 19226&z=16
Длина ВПП - 1100 метров, ширина - около 20, покрытие - уплотненный грунт, судя по всему - так как четко выделяется даже спустя много лет на фоне весеннего поля.
Вспомнил, что про возможный аэродром в районе Гавриловой Поляны- Подгор мне рассказывал Kudessnik, но о точном его местоположении он не знал.
Вот что удалось найти по данному поводу в сети:
(Медведь - В.Паршин) писал(а):За горой в 1942 году строился военный аэродром, на который даже было выполнено две пробные посадки военных самолетов
Остальное - примерно копипасты Медведя:
http://kompasturista.ru/?p=37 (явно копипаст Медведя)
Почти та же статья Медведя на сайте Аналитика - только с бОльшими подробностями:
http://www.analyser.narod.ru/gavrilova/20011115.htm
Копипаст без указания авторства:
http://regions-city.ru/oblast/samarskay ... 65680.html
Кэт с caves.ru писал(а):Выползово само по себе интересное, т.к. это самая глубокая дыра, где о цивилизации знать не знают с лышать не слышали..... А еще соседствующее с ним с. Подгоры.
А так, в горах есть некоторые пещеры. Аэродром (говорят, сама там не была) и зона.
Про зону все ясно - информации по ней довольно много:
БезымянЛАГ
СамарЛАГ
СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА МВД № 4 И ИТЛ
Карта ГУЛАГа
Еще о БезымянЛАГе
Получается, что упомянутые в статье Медведя "позиции" могли прикрывать аэродром. Либо вместе с аэродромом входили в единый комплекс ПВО.
Туда же можно отнести и "позиции" зениток в Верхних Елгушах - как раз на запад от аэродрома:
http://wikimapia.org/#lat=53.3473939&lo ... =1&m=a&v=2 й
Кто что-либо знает об этом аэродроме?
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 14:07
trueman
Сергей, даёшь покатушку в эти края для разведки!
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 14:18
honzales
despair писал(а):Сергей, даёшь покатушку в эти края для разведки!
Это можно ;)
Вот та же полоса на других снимках, сделанных в другое время - как доказательство того, что это - действительно остатки ВПП, а не след от тракторного плуга:
http://beta-maps.yandex.ru/?ll=50.05181 ... 2C0.009351
http://maps.live.com/default.aspx?v=2&F ... &encType=1#
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 16:19
honzales
Единственный момент, который, возможно, противоречит версии аэродрома - требования к рельефу (конкретно - уклону ВПП):
Издание: Военные аэродромы: Изыскания и проектирование. — М.: Военное издательство НКО СССР, 1944. – 300 с.
http://www.amyat.narod.ru/theory/voenny ... /index.htm
Горизонтали там показывают уклон, перепад - вроде около 40-45 метров выходит на 1000 метров, это получается примерно 0,045.
Но это означает только, что ВПП не подходит для всех типов самолетов (включая тяжелые трансортные и бомбардировщики) - для каких-то, возможно, и допустимо.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 16:33
kudessnik
легкие разведывательные ?
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 18:03
honzales
Не очень представляю, зачем в окрестностях "запасной столицы" нужны "легкие разведывательные" самолеты.
Скорее - истребители ПВО прикрытия или почтовые По-2 нужны.
Поскольку не исключена связь с лагпунктом ГУЛАГа - то, возможно, строили аэродром з/к для целей НКВД.
На ту же мысль - о принадлежности НКВД, а не ВВС, наводит наличие аэродрома в Рождествено - зачем ВВС рядом два аэродрома?
Но вопрос "конкретно зачем построен этот аэродром" - остается.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 18:25
Danil
Там же по легендам строился спецобъект типа дача Сталина, к ней и аэродром.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 19:04
rededa
Вот и я не понимаю зачем. Зачем при лагере аэродром? При чём тут НКВД - слово крутое, романтика?
Ко всем дачам Сталина прилагался аэродром? Это не так, да и то что дача - тоже легенда.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 19:34
band
Можно, если будет хорошая погода, устроить заброску в те места на велах, а затем 1 мая - на Верблюд.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 19:49
TopIce
+1 к разведке, нужно глазами посмотреть
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 19:53
rededa
Может это аэродром сельхоз авиации?
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 19:58
TopIce
гугле земля значится еще вот эта фотография:
http://www.panoramio.com//photo/11500472
церковный приход + какие то постройки на фоне, да и на снимках еарфа видны постройки
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 20:31
trueman
На фото -- источник св. Ильи!
Точка обозначена неверно -- надо исправить.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:00
Putnik
Если провести прямую от начала до конца ВПП, то получится что самолеты лихо петляли в процессе посадки и взлета: это не совсем прямая.
http://maps.google.com/maps/ms?source=s ... bd50123b61
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:29
wandering spirit
Honzales писал(а):Единственный момент, который, возможно, противоречит версии аэродрома - требования к рельефу (конкретно - уклону ВПП):
Горизонтали там показывают уклон, перепад - вроде около 40-45 метров выходит на 1000 метров, это получается примерно 0,045.
Но это означает только, что ВПП не подходит для всех типов самолетов (включая тяжелые трансортные и бомбардировщики) - для каких-то, возможно, и допустимо.
Больше - по ГуглЭс - верхняя кромка - 161м, нижняя - 109.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:43
wandering spirit
Honzales писал(а):Не очень представляю, зачем в окрестностях "запасной столицы" нужны "легкие разведывательные" самолеты.
Скорее - истребители ПВО прикрытия или почтовые По-2 нужны.
Поскольку не исключена связь с лагпунктом ГУЛАГа - то, возможно, строили аэродром з/к для целей НКВД.
На ту же мысль - о принадлежности НКВД, а не ВВС, наводит наличие аэродрома в Рождествено - зачем ВВС рядом два аэродрома?
Но вопрос "конкретно зачем построен этот аэродром" - остается.
Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:44
Putnik
кстати, чвть южнее есть аналогичная вырубка или что это. По моей ссылке обозначена синим полем
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:45
honzales
Wandering Spirit писал(а):Больше - по ГуглЭс - верхняя кромка - 161м, нижняя - 109.
Но там и не 1000 метров - чуть больше ;)
Спутник снимает не всегда под прямым углом к поверхности, что в сочетании с рельефом может давать такую картину в проекции - точно можно будет утверждать о "кривизне" только по результатам выезда на местность.
rededa писал(а):Вот и я не понимаю зачем. Зачем при лагере аэродром? При чём тут НКВД - слово крутое, романтика?
НКВД - при том, что в Гавриловой Поляне был лагпункт ГУЛАГ НКВД.
То, что заводской аэродром (18-го авиазавода) в Смышляевке строил БезымянЛАГ - я материалы приводил.
То, что з/к строили дороги в районе Луки - тоже факт.
На то, что "объект" в Жигулях - именно аэродром, указывает несколько факторов.
По логике вещей, именно на Луке должен был быть расположен аэродром ПВО, обеспечивающий прикрытие Куйбышева с воздуха.
Наличие же поблизости лагпункта просто облегчает постройку.
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Для защиты новой столицы (Куйбышева - прим. мое) с воздуха Сталин приказал командующему Московской зоной ПВО снять некоторые части с прикрытия Москвы и отправить в Куйбышев. Выбор Громадина пал на 767-й и 862-й ЗенАП. Вместе с ними в Среднее Поволжье отправились 14-й, 40-й и 45-й прожекторные батальоны. Все эти части занимали в основном восточные сектора противовоздушной обороны столицы (Москвы - прим. мое), нападение с которых считалось маловероятным. Отдельную группу ПВО сформировали и для Арзамаса, куда переезжал Генштаб. Для нее нашлись даже остродефицитные РЛС РУС-2.
...
Лучше всех от возможных налетов был защищен Куйбышев, на защиту которого были поставлены полностью укомплектованные 767-й и 862-й ЗенАП и три прожекторных батальона.
[quote="
"Полет валькирий" над Волгой"]...сержант Николай Федорович Шутов, пилот 802-го полка 141-й иад входившей в Куйбышевский дивизионный район ПВО. Утром 4 октября 1942 года над Сызранью появился вражеский разведчик. Шутов настиг противника и несколько раз атаковал, но безуспешно. Тогда он таранил немецкую машину (Ju-88D-5, зав. 1635, из состава 3.(F)/ObdL) и ударом по фюзеляжу сбил её. К сожалению, в результате тарана он погиб сам. Этот "юнкерс" стал единственным самолетом врага, уничтоженным в пределах Куйбышевского дивизионного района.[/quote]То есть - как минимум одна истребительная авиадивизия (141-я) в составе Куйбышевского дивизионного района ПВО была.
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Самолеты дальней разведки Люфтваффе стали все глубже проникать на территорию Советского Союза. Одиночные Ju-88D на большой высоте появлялись над Ульяновском, Куйбышевом и даже над Оренбургской областью, производя фотографирование военных объектов и мостов, следя за железнодорожными перевозками. Истребители 141-й ИАД ПВО много раз поднимались на перехват, но всякий раз безуспешно. Причины были те же, что и в соседней Горьковской области: плохая система оповещения, отсутствие наведения с земли, тактические ошибки.
Утром 4 октября над Сызраньским мостом в очередной раз показался немецкий разведчик. Это был Ju-88D-1 WNr.1635 «T5+EL» из 3-й эскадрильи Aufkl.Gr.Ob.d.L., которая находилась в оперативном подчинении авиационного командования «Ост», отвечавшего за центральный сектор Восточного фронта. Вероятно, задачей экипажа была аэрофотосъемка передвижения эшелонов через Сызраньский мост и прилегающий железнодорожный узел.
В 09.20 с аэродрома в Сызрани стартовали три истребителя из 802-го ИАП ПВО. Через 23 минуты они вступили в бой с противником. Однако бортстрелок «Юнкерса» открыл меткий ответный огонь, и два советских самолета вскоре были сбиты. Тогда третий истребитель, которым управлял сержант Николай Шутов, пошел на таран, нанося сзади удар по фюзеляжу у кабины стрелка. В результате оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области[119]. Сержант Н. Ф. Шутов погиб[120], а немецкие пилот и бортстрелок противника были взяты в плен. Судьба остальных членов экипажа осталась неизвестной[121] . Впоследствии в пропагандистских целях и этот самолет-разведчик был объявлен «бомбардировщиком,летевшим бомбить Сызраньский мост или даже Куйбышев».
Всего с июля по декабрь 1942 г. посты ВНОС 54 раза фиксировали появление самолетов-разведчиков противника над Куйбышевским диврайоном ПВО, но лишь однажды советским летчикам удалось перехватить цель.
...
Поздним летним вечером 28 июня (
1943 г) жители Куйбышева были внезапно разбужены непривычным для них шумом – на улицах протяжно завыли гудки, и голос из репродукторов тревожно объявил: «Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Многие тут же в панике бросились к укрытиям. «Вот и наш черед пришел, вот и до нас добрались» – такие мысли в тот момент витали в головах многих куйбышевцев, спешащих со своими семьями в подвалы и щели. Вскоре на подступах к Куйбышеву послышался грохот зенитных орудий, и где-то в темном небе вспыхнули разрывы снарядов. Однако бомбежки так и не последовало.
Фактически немцы в эту ночь и не собирались бомбить город, небольшая группа самолетов нанесла удар по Сызраньскому железнодорожному мосту через Волгу, находящемуся в 70 км к западу от Куйбышева. Сам мост получил повреждения, но ни один пролет не обрушился. В то же время посты воздушного наблюдения сообщили, что в непосредственной близости от него в Волгу были сброшены мины.
141-я иад была укомплектована английскими "Харрикейнами":
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Многие полки получили на вооружение новые истребители Як-1, а в 141-й ИАД использовались английские «Харрикейны». Наряду с достаточным количеством высотных перехватчиков МиГ-3 это теоретически позволяло вести охоту за немецкими самолетами на всех высотах. Впрочем, значительную долю истребителей по-прежнему составляли морально устаревшие И-16 и обладавшие откровенно низкими характеристиками ЛаГГ-3
rededa писал(а):Ко всем дачам Сталина прилагался аэродром? Это не так, да и то что дача - тоже легенда.
С этим не спорю - легенда.
Впрочем, не самая невероятная - есть еще хлеще - например, про самолеты в бункерах:
http://zolotoffart.ru/l/ писал(а):Секретные бункеры в Поволжье
...
Еще одно секретное убежище было сооружено в Сталинграде. Вход в него был скрыт в огромном овраге, по которому текла река Царица. По воспоминаниям очевидцев, это было огромное помещение под землей, в центре которого имелся зал высотой десять метров. Самое невероятное заключается в том, что
в зале стояли танк (!) и самолет По-2. Последний в случае необходимости должен был взлететь по пойме реки Царица в сторону Волги. Танком, вероятно, предполагалось воспользоваться в случае внезапного появления противника в районе убежища.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:52
honzales
Wandering Spirit писал(а):Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?
Ну, пусть будет ВПП.
Инфраструктура "всякая" - вернее, ее остатки - в верхнем углу видны.
Дорога - в нижнем углу идет вправо.
Для подвоза топлива сгодится.
Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке
Добавлено: 2009-апр-07 22:57
wandering spirit
Honzales писал(а):Wandering Spirit писал(а):Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?
Ну, пусть будет ВПП.
Инфраструктура "всякая" - вернее, ее остатки - в верхнем углу видны.
Дорога - в нижнем углу идет вправо.
Для подвоза топлива сгодится.
Угу, особенно после дождей...
