Предложены маршруты:
1. с. Энгозеро – с. Кузема (по озеру Энгозеро и р. Воньга).
2. с. Лоухи – с. Кузема (озеро Кереть – Верхнее Кумозеро – Нижнее Кумозеро – р. Кузема).
Первый вариант.
Это 90 км по озёрам, 19 км по Белому морю, собственно по реке (пороги, шиверы, небольшие плёсы) – 46 км. Перепад уровней от озера Энгозеро до Белого моря – 71,4 м, то есть в среднем 1,55 м/км на речных участках. При скорости сплава 7 км/ч по озёрам и морскому участку и 4 км/ч по собственно реке получаем 27 часов ходового времени (далее - ЧХВ). Фактически это 3 "чистых" сплавных дня по 8-9 ЧХВ и примерно как один южноуральский поход в июне. Стоит ли тратить на это 4 суток в поезде?
Причём сплавной участок – 29,8% протяжённости маршрута. Львиная доля маршрута – по озёрам или по морю (которое, кстати, далеко не всегда без значительных для байдарки волн, и очень много скал у берега, что в ветреную погоду очень опасно).
От ст. Энгозеро до воды примерно 600-700 м по дороге, от воды (устье р. Берёзовка) до ст. Кузема – примерно 2000 м. Других мест, где надо ишачить, на маршруте нет.
Второй вариант.
Прямого поезда/вагона из Самары в Мурманск нет, наиболее оптимальный, удобный и быстрый вариант – через Москву (Ленинградский вокзал).
На маршрут необходимо потратить 5 дней отпуска с понедельника по пятницу, прихватив выходные с концов.
Бюджет на человека около 10 т.р.
Пятница.
Вечером после работы – посадка на любой поезд до Москвы (Казанский вокзал), какой будет максимально удобен для участников.
Суббота.
Ленинградский вокзал (Комсомольская площадь) – отправление ежедневного поезда 382А Москва-Мурманск в 21:20 мск.
Воскресенье.
В поезде.
Понедельник.
Станция Лоухи – прибытие 01:26 (время в пути 1 день 4 часа), стоянка 5 минут.
До воды от станции – 1,3 км. Высота озера Тачкюнаярви (Тучкан) – 89,7 м.
Примем, что скорость перемещения в режиме "ишак" – 1 км/ч (две ходки с грузом по нехоженой местности), на загрузку и разгрузку лодки с быстрым осмотром и выливанием воды требуется полчаса.
На маршруте фактически 4 волока (0,17, 2,10, 1,67 и 0,54 км), то есть это эквивалентно потере 4*0,5 + 1*4,48 = 6,5 ЧХВ.
Общая длина маршрута по рекам – 62,5 км, по озёрам – 106,5 км, по морю – 2,1 км (но можно сделать антистапель у ж/д моста через р. Кузема (если на море будет шторм), сэкономив 3,4 км по устьевому участку и Куземской губе, но тогда придётся протащить вещи лишние 700-800 метров до станции Кузема, то есть 2800 м). Будем считать с морским участком, если делом чести будет чуть-чуть, но пройти по морю.
Это 31,1 ЧХВ. Всего 38 ЧХВ, 5 условных сплавных дней. Соотношение сплава по реке к озёрам – 36,5%. Перепад от озера Нижнее Кумозеро – 82,0 м, средний уклон по р. Кузема, не включая заметных озёр – 1,55 м/км. Такой же, как на Воньге.
Наивысшая точка маршрута (на воде) – 96,6 м, небольшое озеро за волоком из Венгозера.
Возвращаемся на маршрут. Итак, команда полвторого ночи (бело-серой ночи) стоит на станции Лоухи, протащив барахло до воды 1,3 км, перепаковав вещи и собрав байдарки – у лодок в 4 часа утра (уже давно светло). Поели, отход – в 5. В селе ночевать не надо, лучше отойти и сделать ранний привал вечером.
После 9,2 км, после моста через автотрассу на Мурманск– перешеек с бывшим с. Парфеево. Перешеек имеет высоту около метра, ширину 150-170 метров. Есть альтернатива – грести лишние 16 километров по узкому ручью Салма, затем по озеру (допустим, если на ручье нет завалов и достаточно воды, то даже тогда это значит потерять 2 часа).
Пн 07:30 (12,1 по воде). Проход мыса Савелий (Савва-Ниеми).
Пн 12:00 – обед (2 часа) в районе мыса Куарнис – Моховой губы. Затем проход вверх (перепад высот 0,2 м, расстояние 4,1 км по р. Нива шириною в 20 метров в Венгозеро.
Пн 19:00 (67,9 по воде) – ночёвка на берегу губы Куошман оз. Вингозеро (Вингели) у начала волока в озеро 96,6. . Высота озера около 88,8 м.
Вт 12:00. Прошли волок. Раньше не встать и 2,1 км по лесу и болоту всё не перетаскать
Вт 14:30-15:00. Обед 2 часа - озеро 86,9. Трудный участок примерно в 8 километров – мелкий и извилистый каменистый ручей, могут быть завалы.
Вт 17:30-18:00 (по воде – 82,0 км от начала маршрута). Выход в губу Курка озера Верхнее Кумозеро.
Вт 19:00 (91,5). Ночёвка на берегу оз. Верхнее Кумозеро перед волоком в Нижнее Кумозеро. Высота озера около 86,6 м.
Волок можно разбить на две части – от вехи на берегу Верх. Кумозера до озера 85,6 (1,67 км), от озера 85,6 до озера Нижнее Кумозеро - 0,54 км. Озеро 85,6 имеет длину 1,17 км по маршруту.
Ср 12:00 (92,6). Маршрут выходит на финишную прямую – компания находится в бассейне р. Кузема, на берегу озера Нижнее Кумозеро.
Ср 14:20 (108,5). Автодорога на Мурманск, мост. Возможная точка аварийной выброски. Начало собственно р. Кузема. Обед до 16:20 (2 часа).
Здесь надо ставить контрольную точку по времени. Если команда сильно опаздывает – необходимо поймать машину до станции Кузема. Размер возможной задержки – несколько часов, зависит от фактического состояния лодок и участников.
Ср 19:00 (123,9). Ночёвка около указанного на карте деревянного моста после того, как прошли озеро Кутно. Высота реки (озера) около 74,9 м. С этой точки начинается уклон реки, отсутствие больших озёр - река течёт в узком русле со множеством порогов, перекатов и шивер.
Чт 10:00 (123,9). Отплытие.
Чт 14:00 (139,9). Обед 2 часа. 4,6 км до устья р. Новая Речка (справа).
Чт 20:00 (155,9). Ночёвка в 2,2 км после устья р. Сигма (справа), на юг от оз. Лебединое, где за поворотом начинается череда порогов. Высота реки около 44,0 м.
Пт 10:00 (155,9). Отплытие.
Пт 14:00 (171,7). Обед 2 часа – ж/д мост через р. Кузема у Белого моря и станции Кузема. Я бы перенёс, впрочем, привал на пару километров вверх по реке, чтобы не стоять в селе.
Пт 16:00 – 17:00. Устьевой участок и краешек моря (3,4 км).
Ночёвка, разборка и упаковка байдарок.
Сб 04:00. Подъём, снятие лагеря, завтрак.
Сб 05:30. 2,1 км с вещами до станции.
Сб 07:02. Поезд 381А Мурманск-Москва Окт. со станции Кузема – стоянка 1 минута (до 07:03). Ежедневный.
Вс 11:10. Поезд 381А прибывает на Ленинградский вокзал в Москву.
Вс 14:08. Поезд 056М Москва-Самара (ежедневный) отправляется с Казанского вокзала.
Пн 07:48. Поезд 056М прибывает на станцию Самара.
Всё в режиме обсуждения, пока никаких жёстких привязок и персоналий, количество экипажей - 3-4 (5???), люди должны быть в адекватной физической и психической форме. Поход достаточно активный, не матрас.