2016 год.
Для увеличения дальнобойности электробайка (ибо возникла такая потребность в 2016 году) собрал дополнительную батарею на 10 Ампер-часов.
Благо давно лежал запас стандартных призматических элементов LIFEPO4, из которых набрана основная батарея, да и запасная BMS имелась.
Пара разъемов (зарядное гнездо и трехштыревой от блока питания компа) тоже были прикуплены ранее. Оставалось решить две проблемы:
Первая - корпус. После долгого подбора готового бокса решил делать сам. На боковые стенки пошли два П-образные куска обшивки от заднего бампера УАЗа. Пластик толстый, прочный, но не особо хрупкий. Торцевые заглушки сделал из листа алюминия. Внутри для амортизации всё проложил тонкой пенкой. Все края по возможности закруглил - чтобы не порвать рюкзак или велоштаны, где будет лежать аккум. Металлические заглушки и расположенные на них разъемы заглубил в пластик - с этой же целью. Гайки наружу тоже не торчат - только округлые головки винтов.
Вторая - гайки. Элементы имеют болтовые выводы, но шли без гаек - а использовалась там нестандартная резьба мелкого шага. Пришлось побегать по "птичке" и подыскать соответствующий метчик, а также купить латунный шестигранный пруток подходящего диаметра. Дальше началась процедура изготовления: отпиливаем ножовкой от прутка заготовку гайки, сверлим дрелью по центру отверстие, нарезаем метчиком резьбу, шлифуем напильником и на круге плоскость гайки. И так 32 раза - элементов 16, и на каждом 2 вывода.
Дальше собственно сборка. Элементы собрал на двухстороннем скотче в блок, изготовил перемычки. Перемычки насадил на болты выводов, сверху добавил шайбы с проводами для подключения BMS - благо, они шли с ней в комплекте. Затянул всё гайками, сверху залил герметиком - как защиту от влаги и самооткручивания гаек.
Скрутил болтами бокс - с дном, но без верхней крышки, проложил пенку и поместил туда блок ячеек.Поверх залитых герметиком контактов - прокладка, затем горизонтально BMS - и снова прокладка. Подсоединил силовые выводы к зарядному и разрядному разъемам, оставив достаточно проводов, чтобы крышку можно было снять и отбросить вбок, не отсоединяя провода. Закрыл и завинтил, проверил циклом разряд-заряд - все работает. Вес батареи получился 5.6 кг.
Присоединение в байку сделал с помощью трехштыревых компьютерных силовых разъемов - на любом блоке питания стоят такие. На батарее - "папа", но разъем заглублен, случайно не замкнешь. На байке - ещё в 2012 был выведен из бокса "папа" и стоит трехпозиционный тумблер с режимами: питание отключено, питание от внутренней батареи, питание от внешней батареи.
Соединение возможно в двух вариантах.
Первый - закрепить батарею на багажнике и соединить кабель байка с батареей напрямую. Разьем тугой, но без фиксации - при срыве батареи "вилка" просто вылетит из "розетки", не повреждая байк и батарею.
Второй - батарея в рюкзаке/велоштанах присоединена дополнительным промежуточным кабелем. В качестве промежуточного кабеля-соединителя использовал стандартный силовой шнур для соединения ПК и монитора с трехштыревыми разъемами "мама" и "папа" на концах. В случае падения с велика/срыва велоштанов - все максимально безопасно, одно из двух соединений (байк-кабель или кабель-батарея) обязательно разомкнется от рывка.
Практический опыт эксплуатации
Обкатал дополнительную батарею на длинных шоссейных пробегах. Возил и в рюкзаке, и в велошатанах.
По ощущениям - батарея в рюкзаке (особенно 65-литровом анатомике) мешает не особо, главное не забывать "отключаться" от байка, когда слез и пошел куда-нибудь. Чтобы ваттметр не "забывал" о потраченной с доп.батареи энергии, на время отключения переводил питание на основную батарею. Для этого основная батарея расходовалась ПОСЛЕ дополнительной. К тому же такой порядок более удобен - доп.батарею израсходовал, провод отключил и в рюкзак свернул, да и забыл про неё до конца маршрута.
Если батарея в велоштанах - работа с ней вообще ничем не отличалась от использования основной батареи. Единственный ньюанс - велоштаны, взятые ради батареи, провоцируют переложить туда всё вещи из заплечного рюкзака и ехать без него. В результате - вес байка приближается к 60 кг., и таскать его через поваленные деревья оказалось больно для спины
Следует изготовить оснастку для крепления на багажник только батареи, без велоштанов.
Протестировал в этом сезоне электробайк в режиме предельной загрузки - была потребность сопровождать сына на ночную гонку. В результате тянул его по шоссе на тросе от Ипподрома до Чайки, плюс на багажнике велоштаны с полным походным комплектом: четырехместная палатка, запасная одежда, спальник, пенки, вода, еда и т.д. А потом - ночная детская гонка на Чайке по грунтам. А потом так же - обратно, но уже глубокой ночью.
Испытание прошло успешно - штатной батареи хватило, рама не лопнула
Общий транспортируемый вес получился около 210 кг. (электробайк - 44кг., я - 92кг, велоштаны с грузом - около 15кг., ребенок - 40кг, его велосипед с батареей для ксенона - 20кг.)