Страница 1 из 1

Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 01:09
Лёt4ик
Чуть более ста лет назад началось строительство Новой бухты на реке Самара.
Эта бухта была необходима для безопасной зимней стоянки кораблей и барж. Построенная ранее Старая бухта оказалась мала в неё умещалось всего 20 судов. И её постоянно заносило песком и илом. Нередки были случаи когда корабли и баржи зимовавшие в Самарке, незащищённые бухтой, весной срывало и уносило в Волгу. При этом многие из них получали сильные повреждения и даже тонули. Между окончанием строительства старой и началом строительства новой бухты прошло около 25 лет.
Изображение
Строительство началось в 1906 году и закончилось в 1913-1914 годах. Для строительства привлекалось безработное население Самары и соседних областей. Новая бухта должна была вмещать более 50 кораблей и барж. Для более удобной погрузки, выгрузки и перегрузки грузов к ней планировалось подвести железную дорогу.
Изображение
В 1914 по косе - молу была проложена железнодорожная ветка.
Изображение
Пару недель назад гулял по косе и обнаружил, что некоторые части этого сооружения всё еще довольно хорошо сохранились.
14 июля, в воскресенье, пришёл с фотоаппаратом.[spoiler]Пройдя более современную часть косы, на которой ранее располагался грузовой порт а сейчас стоянка яхт-клуба, вышел на грунтовку которая идёт по верху.

Изображение

На грунтовке видны шпалы - остались от ветки железной дороги, которая шла по верху мола.

Изображение

Идя по этой дороге складывается ощущение что ты находишься не в паре шагов от города, а где-то далеко от него. Нет практически никаких намёков что это искусственное сооружение.

Изображение

У дороги встречаются недействующие вышки освещения, всего их там три.

Изображение

Вот остатки какого-то строения.

Изображение

Куча угля у дороги.

Изображение

Непонятная площадка на склоне. Она видимо более позднего происхождения чем коса.

Изображение

Вот так она выглядит снизу.

Изображение

А вот это видимо уже из того времени.

Изображение

Найденный рельс от узкоколейки, банка для масштаба ;-)

Изображение

С обоих сторон в это время проносятся лодки, по Самарке прошел толкач.

Изображение

Вышел на окончание косы, отсюда открывается красивый вид на мост по улице Главной.

Изображение

Тут же стоит куб из скрепленных бетоном камней. На косе таких много, и мне непонятно их назначение.

Изображение

Перехожу на южную сторону косы. Склон по большей части представляет собой труднопроходимый "курум" из камней которыми когда-то он был вымощен. В прошлый раз путь по нему, около 800 метров, занял у меня около часа.

Изображение

Но местами можно встретить довольно хорошо сохранившуюся кладку. Вот здесь хорошо видно - под осыпавшимся верхним слоем более крупных камней уложены камни помельче.

Изображение

Среди россыпи камней иногда можно найти куски и блоки асфальта. Долго думал что это такое и для чего предназначено, спасибо HUNTER'у - он подсказал что в таком виде раньше транспортировали асфальт. :HI: Чаще всего эти блоки измятые и расколотые, очень редко на них ещё можно прочитать надпись "ПАЗ".

Изображение

Изображение

Иногда они выглядят сплавившейся потерявшей форму массой.

Изображение

Это всё продукция Печёрского Асфальтового Завода. Этот завод располагался в районе современного города Октябрьск.

Изображение

Вот что мне удалось найти об этом заводе:


Асфальтовое дело на землях сызранского уезда началось в 1870–1871 гг. в 1870 г. был установлен первый котёл и сделаны пробные варки асфальта, а с 1871 г. у села Печерское начал работать асфальтовый завод по производству асфальтовой мастики. В том же году начали строить завод у села Батраки (г. Октябрьск). В 1873 г. этот завод начал выпускать продукцию.

В 1879 г. Д.И. Воейковым было организовано "Товарищество сызранского асфальтового завода", а А.И. Иорданом "Общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности".

Сызранский асфальт признавался лучшим в Европе и неоднократно получал высокую оценку на промышленных выставках и ярмарках.

В 1891 г. сызранский завод производил уже более 560 тыс. пудов "асфальтовой мастики".
Если в 1860-х годах асфальт в Россию ввозился из-за границы, и ввоз этот постоянно рос, то с середины 70-х годов сызранский асфальт без содействия таможенных пошлин вытеснил иностранный.

Сызранским асфальтом мостились улицы крупных российских городов. В 1876 году только городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия.

Отсюда: http://urator.livejournal.com/29922.html

По видимому, эти блоки доставлялись в Самару по железной дороге и уже отсюда водным путём отправлялись в разные города.
Это один из наиболее хорошо сохранившихся найденных блоков.

Изображение

Вид строений за Самаркой.

Изображение

Далее натыкаюсь на ещё один бетонный куб, рядом еще один - такой-же. Эти наиболее непохожи на все остальные так как сделаны из бетона, в то время как остальные в основном из камня.

Изображение

Практически под ними начинается бетонная полоска идущая вдоль берега.

Изображение

Так как на ней видны углубления - как будто от шпал, напрашивается вывод что здесь была узкоколейка. Но вот что в действительности это было - неизвестно.

Изображение

В этом месте наиболее хорошо сохранился мощёный склон. Хоть сквозь него и прорастают деревья. Узкоколейка далее то исчезает в местах оползней и под камнями, то снова появляется. Но это самая хорошо сохранившаяся часть.

Изображение

Пройдя ещё немного вижу на склоне мощные напластования бетона. Хотя может это и не бетон - не знаю.

Изображение

Чуть дальше из него торчат пара рельсов. Из того-ли времени этот "бетон" или его "пролили" позднее тоже непонятно.

Изображение

Ещё дальше из склона торчит большая ржавая труба. Что примечательно - клёпаная, значит она здесь со времени постройки бухты.

Изображение

Рядом с ней участок хорошо сохранившегося склона.

Изображение

Устав ползать по "куруму" перехожу на северную сторону косы чтобы немного отдохнуть.
Вот такие там пляжи.

Изображение

А вот и место где можно посидеть, подумать... :ROFL:

Изображение

Посидев и отдохнув :SARCASTIC: возвращаюсь обратно на южную сторону косы. Спускаюсь возле рухнувшего вниз строения. То-ли само сползло вниз, то-ли ему помогли...

Изображение

Пробравшись через заросли и место большого оползня, выхожу к двум торчащим из земли брёвнам. Видимо при постройке косы ими укрепляли грунт на который сверху укладывались камни.

Изображение

Вот такой вот берег. С воды наверное кажется что он дикий - созданный природой. Хотя в некотором роде так и есть, природа хорошо поработала над ним.

Изображение

Пройдя ещё немного выхожу к остаткам подпорной стенки укрепляющей берег.

Изображение

Выросшие и вросшие в неё деревья продолжают поддерживать её.

Изображение

Но тем не менее стоять возле неё страшновато - а ну как не выдержит и наваленная сверху куча камней съедет на тебя? Долго у стены не задерживаюсь.

Изображение

Так как дальше начинается более современная часть косы поднимаюсь наверх - далее путь совсем непроходимый, да и вряд ли там можно найти что-то интересное.
В затоне теперь стоят дорогие яхты и катера яхт-клуба. Кстати если приглядеться, можно увидеть два "Восхода" стоящие на барже.

Изображение

Портовые краны стоят без дела, раньше здесь были огромные горы песка и соли которые они выгружали из барж и металлолома который грузили в них. Теперь парой кранов вынимают катера из воды - для зимнего хранения на суше. А на освободившуюся часть косы медленно наступает природа...

Изображение[/spoiler]

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 08:59
4ELOVEK
Отлично!А можно на карте изобразить нитку?

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 09:04
CuSO4
Тема для Гонзалеса.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 09:10
alexandr56
Лёt4ик писал(а): А вот и место где можно посидеть, подумать... :ROFL:

Изображение

Штаны надо снимать.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 12:00
honzales
CuSO4 писал(а):Тема для Гонзалеса.
Я уже тут.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 13:42
Лёt4ик
4ELOVEK писал(а):Отлично!А можно на карте изобразить нитку?
Как-то так: http://maps.yandex.ru/?um=Fz4Zol641A5BR ... =sat%2Cskl

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 13:46
Лёt4ик
alexandr56 писал(а):Штаны надо снимать.
Сидеть, на сомнительной чистоты бытовом предмете голым задом отказываюсь! :CRAZY:

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 15:12
4ELOVEK
Лёt4ик писал(а):
4ELOVEK писал(а):Отлично!А можно на карте изобразить нитку?
Как-то так: http://maps.yandex.ru/?um=Fz4Zol641A5BR ... =sat%2Cskl
Спасибо! ;-)

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-16 20:41
Маркикокик
alexandr56 писал(а):Штаны надо снимать.
И дело таки надо делать. Странно, что до того желающих не нашлось (раз посидеть оказалось возможным) :SARCASTIC:

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-17 00:07
Лёt4ик
Маркикокик писал(а):
alexandr56 писал(а):Штаны надо снимать.
И дело таки надо делать. Странно, что до того желающих не нашлось (раз посидеть оказалось возможным) :SARCASTIC:
Там есть намного более уютные для таких делов места... ;-) :SARCASTIC:

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-17 22:38
Goodwin
отчёт понравился, познавательно. спасибо.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-18 00:50
Petrovi4
Миш, спасибо!
Исполнил моё давнее желание, побывать в тех местах и пофоткать...

Теперь можно ехать точно.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-18 09:21
4ELOVEK
Забыл спросить автора-на начальную точку как попали?на катере?

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-18 15:23
Лёt4ик
4ELOVEK писал(а):Забыл спросить автора-на начальную точку как попали?на катере?
Пешком, я недалеко от этого места живу.
Petrovi4 писал(а):Теперь можно ехать точно.
На велосипеде там не всегда охрана яхт-клуба пропускает. :PARDON: Но попробовать проехать можно - в прошлом году один раз проезжал.

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-19 10:42
4ELOVEK
Лёt4ик писал(а):
4ELOVEK писал(а):Забыл спросить автора-на начальную точку как попали?на катере?
Пешком, я недалеко от этого места живу.
Petrovi4 писал(а):Теперь можно ехать точно.
На велосипеде там не всегда охрана яхт-клуба пропускает. :PARDON: Но попробовать проехать можно - в прошлом году один раз проезжал.
По Молодогвардейскому спуску как я понимаю?Сто лет там просто не был.Пешком без проблем мимо охраны надеюсь

Re: Новая бухта. Сто лет спустя.

Добавлено: 2013-июл-19 11:39
Лёt4ик
4ELOVEK писал(а):По Молодогвардейскому спуску как я понимаю?Сто лет там просто не был.Пешком без проблем мимо охраны надеюсь
Да, по Молодогвардейскому. Насчёт охраны - главное морду кирпичом и топай мимо. :SARCASTIC: