Страница 1 из 2
Наперегонки с рейсовым теплоходом "Москва"
Добавлено: 2013-авг-30 03:52
Mikle
Не все знают, что каяк - не только средство для туризма и пляжных покатушек, но также и вполне пригодное транспортное средство. Ну примерно как вел:)). Несколько дней назад я убедился в этом в явном виде, когда возвращался на своем каяке из деревни Подгоры в город.
Когда выходил из Каменного озера в Волгу у Гавриловой поляны - со мной поравнялся рейсовый теплоход Москва. Конечно он меня обогнал, но пока он швартовался к пристани Подгоры и забирал пассажиров - я его настиг и даже обошел. 300 л.с. теплохода позволили ему меня вновь обойти, но т.к. его опять ждала остановка у пляжа п. Фрунзе - я знал, что у меня есть шансы. Мною даже завладел некоторый азарт и я отменил плановый перекус. Так и случилось: у пляжа п. Фрунзе я пусть и не надолго, но обошел теплоход, он меня естественно опять обогнал, но его швартовка у городского берега п. Фрунзе позволила мне вновь и достаточно долго пролидировать.
К финишу у Осипенко теплоход пусть и пришел с преимуществом, но не столь уж и большим: я пересек траверз Осипенко через 8-10 мин. после швартовки теплохода. Думаю что это неплохой результат, учитывая, что я был один в каяке-двойке, а сам каяк вовсе не был пустым. Было бы 2 гребца - может и обошли бы рейсовую "Москву":).
Короче говоря, каяк - тоже транспортное средство!
P.S: заметил, что в соперничестве с теплоходом дистанция от Гавриловой до Осипенко пролетела практически незаметно. Хоть и не удалось "сесть ему на колесо":)
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 10:15
desa
сколько по времени получился переход Гаврилова - Осипенко?
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 10:23
serggg
Миша, поправь заголовок, что ты с "Москвой" соревновался, а не с 3-Х, 4-Х палубным теплоходом!(они раньше тоже рейсовые назывались) А то я уж подумал ты сьел чаго не того?! у них скорость не менее 24 км\ч
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 10:42
Михл
После правильного переименования ТС темы в "Наперегонки с рейсовым плав.средством "Москва", мой издевательский, в отношении бахвальства ТС, пост мною же и стёрт

Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 10:48
Lik
Ну, естественно, теплоход теплоходу рознь. Вон, лайнеры еще во вторую мировую уже со средней под 60 км/ч ходили. Вот с кем посоревноваться, если только волной не кильнет. :)
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 12:09
Скиталец
Lik писал(а):Ну, естественно, теплоход теплоходу рознь. Вон, лайнеры еще во вторую мировую уже со средней под 60 км/ч ходили. Вот с кем посоревноваться, если только волной не кильнет. :)
Это какие такие лайнеры? Может, отдельные лёгкие крейсера и эсминцы могли "самым полным" такую скорость развить, но чтобы "среднюю 60" - этого, по-моему, до сих пор ни один корабль даже с атомной силовой установкой не выдаёт (исключая торпедные катера и корабли на подводных крыльях).
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 12:37
Сергий
тоже сомневаюсь
корабли на подводных крыльях
67 - 72 км в час
и больше уже не могут
выше скорость только на водомётах
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 13:20
Lik
Историю надо знать. Черные королевы пересекали океан со средней скоростью чуть более 31 узла * 1,852 = 57,4 км/ч. Притчем это именно средняя. Они относились к бесконвойным кораблям, так как при таких скоростях перехвата немцев могли не бояться.
З.Ы. И это на паровых котлах, господа.)))
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 13:41
desa
думаю вопрос максимальной скорости зависит не от типа силового агрегата, а от типа движителя (или как там его по правильному?), т.е. от гребного винта, водометной установки или другого
насколько я знаю при высоких оборотах гребного винта на кромках лопастей начинает проявляться эффект кавитации, который не только ухудшает КПД самого винта, но еще и начинает его разрушать.
конечно современные винты имеют более правильную форму и КПД у них выше чем 60-70 лет назад, но все равно для достижения высоких скоростей этого не достаточно
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 13:44
Сергий
именно так
потому от лика хотелось бы ссылочку получить
так сказать восполнить пробелы))))
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 13:54
Lik
Вот старшая сестра. Кстати, по-моему рекорд по пассажироемкости не побит до сих пор.))
http://ru.wikipedia.org/wiki/RMS_Queen_Mary
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 16:26
CuSO4
Хороший отчет. Напомнило как Александр 56 собаку гонял. Ну здесь все же больше смысла.
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 17:09
Guseff
desa писал(а):думаю вопрос максимальной скорости зависит не от типа силового агрегата, а от типа движителя (или как там его по правильному?), т.е. от гребного винта, водометной установки или другого
насколько я знаю при высоких оборотах гребного винта на кромках лопастей начинает проявляться эффект кавитации, который не только ухудшает КПД самого винта, но еще и начинает его разрушать.
конечно современные винты имеют более правильную форму и КПД у них выше чем 60-70 лет назад, но все равно для достижения высоких скоростей этого не достаточно
Не совсем. Точнее, не только и не столько. На самом деле во всем виноват старикашка Фруд.
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 17:45
Скиталец
Lik писал(а):Историю надо знать. Черные королевы пересекали океан со средней скоростью чуть более 31 узла * 1,852 = 57,4 км/ч. Притчем это именно средняя. Они относились к бесконвойным кораблям, так как при таких скоростях перехвата немцев могли не бояться.
Спасибо, интересно. Я почему-то считал, что у них скорость под 50 км/ч была.
Lik писал(а):З.Ы. И это на паровых котлах, господа.)))
Так практически все крупные скоростные корабли с начала XX в имеют паросиловую турбинную установку (иногда в комбинации с электроприводом). Разница только в том, чем эти котлы греются - углём, мазутом или атомным реактором.
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 17:51
Михл
Скиталец писал(а):Я почему-то считал...
Ну да, равно как и мизерное содержание патентного регистратора А.Эйнштейна - шикарным жалованием

Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом
Добавлено: 2013-авг-30 23:29
Скиталец
Михл писал(а):Ну да, равно как и мизерное содержание патентного регистратора А.Эйнштейна - шикарным жалованием

Это вот Вы к чему вообще?
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом "Москва"
Добавлено: 2013-авг-30 23:35
Mikle
В общем, с Квин Мэри я не соревновался, ограничился ТХ Москва. Сколько шел до Осипенко - точно не засекал, от Гавриловой до Некрасовского спуска - где-то 2-07 - 2-12, до Осипенко - примерно на 20 мин меньше (и примерно на 10 мин больше чем у Москвы, как было сказано выше).
Что касается Квин Мэри: про Фруда было правильно сказано, т.к. в водоизмещающем режиме мощность W, необходимая для движения судна длиной L со скоростью V зависит от числа Фруда Fr = V/(gL)^(1/2), которое с точностью до множителя 1/(2 pi)^(1/2) просто равно корню квадратному из отношения длины волны, создаваемой судном, к длине судна. Когда Fr > 0.4 - возникает достаточно резкий пик волнового сопротивления, т.к. при этом оказывается, что на длине судна укладывается всего одна волна, что означает, что судно постоянно начинает как бы карабкаться на волну.
Как видно из формулы, для каяка длиной 6.5м получаем Fr = 0.4 при V = 11.5 км в час, а для для Квина Мери длиной 300м Fr = 0.4 при V = 195 км в час. В реальности Квин Мэри ходит в режиме очень далеком от пика волнового сопротивления, при Fr = 0.13, а каяк - достаточно близко подбирается к этому пику.
Кривая зависимости W(Fr) определяется в сильной степени т.н. относительным удлинением Y, пропорциональным L/S^(1/2), где S - площадь погруженной части миделя. Грубо можно представить, что это отношение длины судна к ширине судна. В меньшей степени W(Fr) определяется водоизмещением судна и т.н. призматическим коэффициентом. Чем больше Y - тем меньше волновая часть W. Для каяка Y пропорционально, грубо говоря, 6.5/0.65 =10,
для Квина Мэри - 300/36 = 8.3. Т.е. у каяка удлинение чуть выше, поэтому кривая идет чуть ниже. Но для Квина Мэри это даже несущественно, т.к. он ходит, как говорилось выше,
при числе Фруда около 0.1 - 0.13, т.е. далеко от пика волнового сопротивления (при этом для него может быть даже более существенным сопротивление трения).
В общем, неудивительно, что в водоизмещающем режиме океанские лайнеры ходят значительно быстрее каяков и ТХ "Москва":))
P.S: проблемы с кавитацией винтов там не должно быть, это не моторка с маленьким высокооборотным винтом (мал диаметр и шаг), там огромный (большой диаметр и шаг) низкооборотный винт, делающий всего ок. 250 оборотов в мин.
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом "Москва"
Добавлено: 2013-авг-31 00:29
xrcat
Микла, это пять! Уел всех!
Есть возражения, умники?

Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом "Москва"
Добавлено: 2013-авг-31 01:04
Breaker
математические выкладки наглядно демонстрируют жизненные наблюдения.
Оттого катера, когда выходят на глиссирование, то плывут со значительным дифферентом, как раз преодолевая сопротивление ими же создаваемой волны в водоизмещающем режиме ,а если запаса по мощности нет, так вообще не выйдут.Ну, с современными мощными импортными моторами эта проблема успешно решена, а вот в Вихрями было дело.
Наверное многие замечали, что есть небольшие водоизмещающие суденышки на Волге( типа адмиралтейского катера), которые когда быстро плывут , то вызывают сильное волнение, в то же время значительно более крупные по водоизмещению пассажирские суда, плывя шустрее, но волну гонят меньше .
Другими словами, вызываемое возмущение воды ( волнение) , очевидно может служить косвенным признаком КПД судна.
Re: Наперегонки с рейсовым теплоходом "Москва"
Добавлено: 2013-авг-31 11:19
desa
Mikle писал(а):
P.S: проблемы с кавитацией винтов там не должно быть, это не моторка с маленьким высокооборотным винтом (мал диаметр и шаг), там огромный (большой диаметр и шаг) низкооборотный винт, делающий всего ок. 250 оборотов в мин.
как раз на большом диаметре эффект кавитации на конце лопасти быстрее проявится (на меньших оборотах, чем на маленьком винте) ;)
в тему про водометы, там воду насос качает, а в нем тоже, скорее всего, крыльчатка стоит, так там тоже кавитация может быть