Коллеги, интересная тема по теме:
[spoiler]
ТЕСТ ЦЕПНЫХ СМАЗОК: ОХОТА ЗА СКОРОСТЬЮ
или
www.squirtlube.com/professionals/VeloNews2014-01.pdf
Перевод.
Первое правило смазок для цепей: у них нет правил.
При разнообразнейших видах условий – от грязи до пыли, стилях езды, вариантов обслуживания и тому подобном, - нет никакой возможности вот так просто заявить о том, что какая-то смазка прям ща всех порвёт и подойдёт всем подряд. Однако, кое-какие методы выявления их эффективности вполне применимы, если у вас есть хорошо оборудованная лаборатория, набор самих смазок и кучка разных цепей. Почему бы не выяснить, сколько энергии они отнимают от вашего педалирования хотя бы при очень усреднённых условиях?
Мы пришли на поклон к Джэйсону Смиту из лаборатории Friction Facts и точно выяснили, сколько ватт высасывает из нас цепной привод, будучи смазан разной химией.
Год назад мы уже проводили похожий тест в этой лабораторий, нынешние результаты оказались сопоставимы и включены в таблицу. В прошлый раз мы прогнали 30 популярных смазок, а сейчас добавили ещё 25 для анализа. Тогда мы выяснили, что смазки с тефлоном так же хороши, как на основе воска, поэтому добавили в нынешний тест ещё больше смазок с таким же составом. Плюс решили протестировать несколько «волшебных» лубрикантов, на упаковках которых производители уверяют нас в чудесных результатах в следствие применённых нанотехнологий. Ну и приплюсовали совсем популярные продукты, типа, Pedros Syn Lube, тупо купив их в магазинах.
В процессе тестов мы прокапывали цепи жидкой смазкой, расплавленным воском (парафином), брызгали спрями, автосмазкой и даже растительным маслом!
По результатам в этот год самой быстрой опять оказалась не самая традиционная смазка – Molten Speed Wax – как следует из названия, на основе воска. Её нужно расплавлять перед нанесением и основана она на формуле, разработанной в лаборатории Friction Facts.
В прошлом году твёрдый парафин, доступный в любом магазине, оказался самым «быстрым» при добавлении Тефлона или молибдена, что предсказуемо вычло 0.14 Ватт из энергетических потерь – не много, но показательно.
Но настоящим героем теста оказалась Sqiurt Lube. Это быстрейшая смазка «прокапывательного» типа из всех тестов, даже быстрее прочих парафиновых, но всего на 0.10 Ватт медленнее, чем лабораторная Molten Speed Wax. Squirt также основана на сыром парафине (из которого и получают полноценный) с остатками масла. Она оказалась быстрее даже после несоблюдения инструкции по использованию – просушки около восьми часов после нанесения.
Основанная на парафине, она не собирает грязь и всякую хрень на кассету. В наших тестах она оставалась на цепи немного ниже средних показателей – 480-650 км при хороших условиях, но зато её намного удобнее наносить, чем простой парафин, что важно для многих велосипедистов.
Разница между худшей и лучшей смазками составила 3.68 Ватт. Удивительно, но подсолнечное масло из ближайшей бакалеи оказалось четвёртым по скорости :))) Ничего не скажем о том, сколько она продержится на цепи, но универсальность оной заслуживает уважения. :)))
Смазки с заявленными нанотехнологиями не прыгнули выше головы; однако они показали отличную несмываемость в реальных условиях, что хорошо сказывается на надёжности привода. Смазка SpeedX оказалась на 1.53 Ватта медленнее, чем Speed Wax, a Rand Momentum с растительным маслом и наночастицами (гы!) выказала средний результат – на 1.15 Вт медленнее Speed Wax.
Ежу понятно, что все восковые смазки отличаются по составу. Та же очень быстрая Wax Hot Melt Fluoro разработана для кросс-кантри, отличная, но на пол ватта медленнее лабораторной.
Как было сказано раньше, некоторые добавки в парафин оказываются весьма эффективными – например, с молибденом и PFTE, смазки Gnar Lube Black Sapphire и Molten Speed Wax, а также с маслами сырого парафина смазка Squirt. Восковые смазки на основе растворителей справлялись с тестом чуть хуже.
НЕМНОГО ЛИРИКИ
Мы апологеты парафина. При правильном применении, цепь остаётся настолько чистой, что время, потраченное на смазку воском, десятикратно вернётся отсутствием необходимости чистки цепи. [Ага, но это для тех, кто её чистит. Некоторые тупо капают смазкой прям по грязной цепи, когда выясняют, что чистка цепей не влияет ни на долгоживучесть цепей как таковых, ни на продолжительность удержания смазки. Если говорить о непарафиновых методах.] Продолжительность работы пропарафиненной цепи в чистых полевых условиях может достигать нескольких сотен километров после одного применения.
Смазка Squirt – отличная альтернатива. Почти (только почти) такая же чистая после высыхания, наносится стандартным попиновым прокапыванием. Недостаток в том, что она не очень подходит для влажной погоды. Но для сухой быстрее неё будет только наша лабораторная.
НЕМНОГО БОЛТОЛОГИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ПАРАФИНА
Продаётся он твёрдыми кусками [ага, длинными, круглыми, с фитилём, рядом с церквями] и нуждается в расплавлении перед нанесением [заодно и пару молитв можно прочитать]. Но надо осторожно, а то Господь покарает возгоранием – пары парафина опасны, именно за счёт него горят свечи.
Самый безопасный метод – использовать низкотемпературную печь, типа духовки, дабы медленно расплавить воск до момента кипения; мы его доводим до 65 град по Цельсию. Затем привязываем к цепи верёвку и с её помомощью окунаем цепь в лоток с парафином, воспевая милость Господню в течение пары-тройки минут, затем вынимаем и одеваем обратно на велосипед, восполненные благодатью. После первых нажатий на педаль часть излишнего воска выползет из звеньев, а то, что останется меж них, принесёт вам чистоту цепи и помыслов на несколько сотен километров при сухой погоде и искренних молитвах.
МЕТОДОЛОГИЯ
Короче, как мы тестировали.
Лаборатория Friction Facts и её владелец Джейсон Смит прогнали все 25 смазок-участниц через один и тот же тест на эффективность, запротоколировав всё для желающих повторить и воспроизвести. Оборудование откалибровано собственной лабораторной смазкой, так что, все данные сравнимы напрямую.
Каждая смазка тестировалась на трёх топовых цепях от производителей SRAM, Campagnolo и Shimano и финальными результатами для каждой смазки являлось усреднённое значение со всех трех цепей. Цепи очищались перед каждым тестом аж шестью стадиями (от растворителей до ультразвуковой обработки).
После смазки цепи вешались на тридцатиминутную просушку, вытирались досуха и монтировались на стенд, где гонялись в течение минуты под натяжением в 27 килограмм, что эквивалентно 250 Ватт мощности при педалировании, затем закапывались смазкой повторно и гонялись в тестах на нагрузку.
Если производитель смазки заявлял время, необходимое для просушки, оно соблюдалось после второго смазывания.
В течение загрузочного теста каждая цепь крутилась 10 минут или до момента стабилизации уровня трения. Точность стенда +/- 0.02Вт, а потери 0.25Вт на керамических подшипниках вычитались из результатов.
НУ И…
[Пояснения к таблице.
Вертикальная шкала – потери в Ваттах. Чем меньше, тем лучше.
Горизонтальная – внизу подписаны названия смазок.
Буквы в круглом – пиктограммы для ясности, где W – парафин, C – керамика, N – нано-присадки, Т – тефлон, М – молибден.
Цветом выделены: Красный – твёрдая смазка, жёлтый – густая смазка, , зелёный – укладывалась толстым слоем, сиреневый – тонким.]
(с)
[/spoiler]
Выводы делайте сами.