Сказ о том, как мы за два мо… водохранилища ходили.
Добавлено: 2016-май-26 18:36
Однажды, тоскливым тихим вечером, когда за окном закружились белые мухи. Толи в бреду, толи во сне я вдруг сказал, не подумавши, брату по разуму:
- А что, брат Митька, не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира! В смысле, а не поплыть ли нам куды глаза глядят?
- Отож! – ответил он.
На том и порешили. По счастливому стечению обстоятельств (все ж таки братья по разуму) глаза наши глядели в одну сторону, а именно в сторону Персидской границы. По достоверным преданиям в Персии все есть, как в Греции, может и нам по персидской княжне перепадет. Здраво размыслив, что такие дела с кондачка не делаются – во-первых, а во-вторых - в ближайшее время Волга покроется льдом, и при наличии отсутствия ледокола в нашей флотилии, перемещение на веслах будет несколько проблематичным, отложили дело в недолгий ящик. А сами занялись подготовкой. Забронированы отпуска. Составлен подробный список всего необходимого, из которого путем обсуждения было исключено все обходимое. Докуплено не достающее, отремонтировано сломанное, заправлены в планшеты и навигаторы космические карты (вернее снимки). Намечен маршрут с подробным описанием, где именно и как с него можно оперативно свалить в родные и милые сердцу края.
Сборы были не долгие, не прошло и полгода, как настал день Х и час П. Для любителей грязных ассоциаций поясняю - день Х – Хороший, час П – Поехали.
28.04.2016 в 9-00 мы с вещами выгрузились из машины на точке старта - яхт-клуб Кабельной компании на Поляне Фрунзе. Лодка Ладога2 была собрана и обкатана за пару недель до этого. Так что осталось только упаковать все, в том числе и себя, в нее и отчалить в края нам не ведомые.
Беглый осмотр показал – а не взяли ли мы чего лишнего? Как выяснилось впоследствии лишними оказались только 5 450-ти грамовых газовых баллонов. Изначально решили еду брать походу действия на 2-4 дня. Даже не представляю, что бы было возьми весь «боекомплект» хавчика!?? Худо-бедно, потратив на распихивание всего и вся пару часов, впихнулись в байдарку и ровно в 11-00 отчалили.
[spoiler]
Волга встретила нас свежим попутным ветром, резвым попутным течением и облачным с прояснениями небом. Вода стояла – уж и не припомню когда так высоко, а ведь это еще и не пик! Рванув сразу под правый берег, увидели последствия нынешнего паводка. Капитальные» сооружения местных Робинзонов и Пятниц попавшие в зону затопления представляли печальное зрелище.
[spoiler]
Ни что не предвещало… но случилось. При подходе к Поджабному, странное но объяснимое сочетание прямого и обратного течения с ветровыми волнами произвели болтанку и подмочили нашу репутацию, в смысле нас банально залило и юбки только минимизировали последствия, но не спасли. Плюс проявились проблемы с рулевым управлением. Надо было срочно на берег. Тут же нарисовалась новая проблема – как и с берегом (где он - этот берег, в смысле суша??), так и с тем как к нему причалить на таком течении и волне. В итоге продемонстрировав способности к байдарошному слалому про меж деревьев и кустов выбрались на твердую поверхность. Устранив «поломки» двинулись дальше. Обогнув Поджабный слева, через протоку вышли на русло и прямиком направились к левому берегу. У острова Грязи не мудрствуя лукаво, пошли напрямки через лес, а не петляя по протоке.
[spoiler]
К 19-00 причалили на Башмаке на первую ночевку и просушку.
[spoiler]
На этом подневный рассказ заканчиваю, перехожу к «быту», конкретным впечатлениям и «случаям». По снаряге – у каждого по палатке, коврику, спальнику, у меня еще тент 3х4 и дождевик (напарник обходился шляпой и курткой), личные вещи на свой вкус подобранные по сезону. Три газовых горелки (одна на всякий случай), газ 8 балонов (брали с запасом на три недели, потратили три с копейками за две с половиной). Котелок на три литра, чайник на 1,2 л, сковородка, миски, кружки, ложки, вилки, два ножа. Фильтр для воды, пользовались один раз, из-за прибойной волны глины было больше чем воды. Потом на стремнине в бутылки заранее прозрачную набирали, что б с фильтром не заморачиваться. Две солнечных батареи на 5 и 7 ват, 5 повер-банков с аккумуляторами 18650, навигатор, два смартфона, телефон , аудиоплеер (все на двоих). Одна удочка, два спиннинга. Запасное весло, аптечка медицинская, аптечка ремонтная. Спас жилеты (спецательные – надувные каякинговые), гермомешки 5шт (разных), два рюкзака. НЗ еды на два дня (тушенка 2 банки, вермишель быстрорастворимая 6 шт). Фонарики, спички, зажигалки. Два фотоаппарата (один с телевиком). На третий день пришпандорил свою солнечную батарею на носу лодки, вторая доставалась по мере надобности и на ходу крепилась поверх груза на деке.
[spoiler]
Режим движения был как правило таким. Утром как проснемся-соберемся, часов с 8 до 10, гребем. Периодически останавливаясь размяться (когда есть куда причалить) и в обед на подольше. Часов с 17-18 уже приходилось искать стоянку на ночлег, позже было уже озабачиваться этим рискованно, т.к. в половодье не так то просто найти приличную «полянку». Пару тройку раз приходилось ночевать в совсем неприличных местах.
[spoiler]С виду нормально, но пятачок всего 10м в диаметре. Во круг него вода. И пока к нему пристали два часа не было ни каких шансов.
Тут без слов, где палатки и до куда волны «били» видно не вооруженным глазом.
Все прилично, кроме того, что пришлось взбираться со всем содержимым на холм. На последней стоянке было еще хуже (и выше и круче) и было уже не до фоток…
Проблемы с парковкой были такие – крутые берега, сплошной тростник, отсутствие бухточек и возможности пристать (отчалить) в волну и ветер или на сильном течении, затопленный лес с невозможностью пробиться к суше.
[spoiler]
С погодой я бы сказал повезло, могло бы быть значительно хуже. ))) Встречный ветер был всего один раз и то не сильный. Но попутный или боковой порой доставал посредством заливания, особенно кормы. На четвертый день с 8 до 11 не могли отчалить. Прибойная волна не давала ни какой возможности сесть в байду, не черпанув несколько ведер воды. В результате, надоев ждать у Волги погоды, прикинулись бобрами и начали строить волнорез из топляка и камней.
[spoiler]
Через полчаса – час отчалили таки!
Пять дней (не подряд) попадали под дождь. Первый раз у Хвалынска на ночевке, утром ждали его окончания, малость подсушились и вперед.
[spoiler]Хмурое утро…
А где-то там вдалеке дождь… и Хвалынск…
Второй раз на ходу. Вылезли, натянули тент на кусты и переждали, благо не долго – с час.
[spoiler]
В третий раз уже из лодки не вылазили, оказалось так даже лучше – нижняя часть тела в сухости, у верхней мокрые только руки, которые непрерывно преобразуют затраченную энергию тела в тепло. )) Четвертый раз попали уже, только отчалив с ночевки, под конкретный дождь! Шел не переставая 4 часа при практическом отсутствии ветра (моим благодарностям высшим силам не было предела!!). Через пару часов с начала дождя начался туман. И наше и без того каботажное плавание стало каботажным до неприличия – чтоб не потерять берега, в прямом смысле слова, шли цепляя веслами дно (шучу)) – но близко к истине).
[spoiler]До солнца - «рукой подать»…
«Тучи над лодкую встали. В воздухе пахнет грозой..»
Убегаем от дождя. В этот раз повезло – убежали.
Ежики в тумане.
Пятый дождливый проплыв, был самым не приятным. Во-первых с ветром, во-вторых небеса издевались. Тока подсушу и сниму дождевик так опять начинает лить и так раз надцать!
Рыбалка. Результативных (с рыбой) было две, одна без рыбы. Все остальное время либо было не до рыбалки, либо не имело ни какого смысла, по причине отсутствия в данном месте рыбы или отсутствия места для ловли рыбы. Первый раз рыбалка удалась на второй стоянке. В чудном месте на слиянии двух проток. На спиннинг, правда, ни чего не попалось, хотя пару раз хыщник себя обозначил. А на удочку малость отвел душу и кое-что засолил.
[spoiler]Вон впереди дивная полянка. Ну как не пристать!
Результат - на второй день
Второе место по части рыбалки вообще выдалось шикарным. Утро поначалу не задалось. Отчалили в поднимающийся ветер, чуть выше села Ровное на границе Саратовской и Волгоградской губерний. Менее чем через пол часа ветер и волна начали из нас выматывать остатки души и тела. Накануне весь день по волнам, и тут опять и гораздо сильнее. И не пристать в селе нигде! Весь берег в бетоне! Но еще хужее у берега железобетонные ежи-волнорезы. Кое-как за селом в овражке нашлась бухточка, перевели дух. За два часа проплыли всего 6-7 км и это при почти попутном ветре! Успокоило, что вскоре начинаются протоки и острова, и волны станут не актуальны. Достали карты и навигаторы. Прикинули. Есть замечательная протока – не только спасет от волн и ветра, но и путь сократит. Единственная проблема – половодье - найти нужную не просто. Пошли по навигатору первый раз за поход. До этого его использовали лишь для точного определения места где находимся или глянуть на снимки (бумажные – только карта, снимков не распечатывали). Вот плывем мы такие, все из себя довольные – ни волны тебе, ни ветра.
[spoiler]
Течение явно намекает – «Верным курсом идете товарищи!». И тут бац! Навигатор говорит до русла метров 400-500. Глаза говорят все эти метры сплошной тростник и рогоз. Вода про меж него журчит себе…
[spoiler]
Облом короче. Разворачиваемся. На входе (теперь ужо на выходе) протоки, приходим к обоюдному выводу – На седня хватит испытывать судьбу! Вообщем встаем посреди обеда на прикол, загораем, ловим рыбу, открываем купальный сезон (купание в одежде и сидя в лодке не в счет), сушимся, отсыпаемся и т.д. и т.п. К вечеру наловили плотвы и подлещиков на хороший ужин, даже гарнир не понадобился. Зажарили и съели.
[spoiler]Циганский табор на привале
С утра пораньше я решил устроить продолжение «банкета», но уже для засолки. Предыдущую засоленную, так и не успев высушить, склевали вяленой. Спиннинг прошлым днем ни чего не дал, хотя опять хищник то тут то там баламутил воду и поднимал волну. С утра рыбалка (встал с рассветом) была шикарная и рыба покрупнее пошла, и клевала чаще и без перерыва. И вот тащу очередного подлещика… из камыша в трех четырех метрах от меня и берега, вылетает «торпеда» и покушается на мою законную добычу! С мыслями: «Ну, тебе это даром не пройдет!», иду за спиннингом. И ей это даром не прошло - всего на третьем забросе. Вообщем, опять без гарнира, отобедали жареной щукой, и пару кило плотвы и подлещика засолили. Апосля обеда тронулись потихоньку дальше…
[spoiler]
Приключения. Приключений, толи к счастью толи наоборот, не было.
«Движуха» на реке. На всем протяжении пути – тишина. Людей на воде и берегу можно было сутками не увидеть. Ни одного каяка или байдарки не встретили. Лодки на воде – редкое явление. Из больших судов 9 из 10 танкеры, и тоже не каждый день видали. Иногда попадались сети и браконьеры. Рыбнадзор встретился один раз с зарестованными нарушителями на борту. Общее впечатление (моё) – одни в океане.
[spoiler]
Дизайнер подкачал (или строители), а идея не плохая – вписаться в ландшафт.
Верх жлобства – забор вынесен в воздушное пространство, калитка с замком на лестнице.
Редкий случай.
Ниже Октябрьска (за исключением первого острова за Балаково) берега и острова выглядят совсем не обжитыми «туристами», мало турбаз и «диких» стоянок, даже под Саратовом.
Еда. Еда не блистала разносольем. Чередовали кашу рисовую с гречневой и макаронами, все с тушенкой. Разнообразие добивались семью видами приправ. Одни сутки, как говорилось выше, питались исключительно жареной рыбой. Один раз была тушеная картошка и тоже с тушенкой. Кстати, насчет картошки, с собой не брали, рассчитывая в пути закупиться. Расчеты не оправдались, закупились только раз. Хреновая была (если была) картошка на пути следования. Два или три дня сидели без хлеба. В селе, с хорошо знакомым названием, Красный Яр из трех магазинов хлеба не было ни в одном, во всех обещали завтра в восемь утра, во всех пришлось скромно отказаться от предложения и скупить все булочки в количестве 5-ти штук (на деле оказавшиеся пирожками с вишневой начинкой). Готовили (готовил я – так правильней будет) вечером как вставали на ночевку. Как правило, все не съедали и остаток доедался в обед следующего дня, благо не жаркая погода ни разу не попортила «недоедки». Если за ужином съедалось все, то: не обедали – раз, «варили доширак» - два, чисто чай-кофе с «плюшками» - три. Утром потреблялось исключительно кофе-чай (с печеньками, если были). Итог – за две с половиной недели: минус 6 кг у меня, минус 7 кг у него. А хотелось бы больше, но лето впереди - наверстаем, дай Бог.
Природа. Четко прослеживается тенденция – чем дальше «в юг» тем выше, толще и чаще тростник. Это даже уже и не тростник вовсе!! Это – БАМБУК!! Будь мы панды, душа бы пела, но… акромя неприятностей пользы с него не было ни какой – одни убытки.
[spoiler]
Фауна к югу (на воде и у воды) малость тоже «разнообразнивается». Позабавили бакланы. Особенно первый, на границе с Саратовской областью. Жаль снять не удалось, шибко пугливые. На расстояние «выстрела» не подпускали – заныривали, где всплывут не угадаешь, есть подозрение, что с десяток другой утонули вообще, во всяком случае мы их больше не видели!! За первыми встреченными лебедями устроили фото-охоту. Удачно. Потом надоели, их как собак не резаных.
[spoiler]
Уток всяческих тож полно, каких у нас не встречал. Сурки краснокнижные на холмах живуть.
[spoiler]Если это нора, то это сурок. А подкрипиться им (из личного опыта местного аборигена) стоит 5тыщ шрафа, 15 суток и конфискации ружья.
Про пейзажи говорить нечего – лучше раз увидеть, чем сто раз прочитать. Но все ж, напишу чуть чуть. За 17 дней пути словно побывал: на Амазонке, в Крыму, на Альпийских лугах, в Шотландии, в Новой Зеландии, в каньонах Колорадо и черт его знает где (все это ассоциации и плод моего больного воображения).
[spoiler]
Достопримечательности. В городах (Хвалынск, Маркс, Камышин) высаживался на продразверстку напарник. Дюже ему Маркс понравился, остальные не жаловал.
[spoiler]Хвалынск
Балаково
Вольск
Маркс
Саратов
Камышин
Я все по селам - там ни чего интересного. В Волгограде были всего час с копейками, акромя вокзала ни где побывать не удалось. Высадились в 10 км от города, на такси до вокзала, и практически сразу в поезд.
[spoiler]Вот под этот мост и выгрузились
ЖД вокзал
На прямую до Самары билетов на этот день не было. Взяли на ближайший до Сызрани, не хотелось на сутки зависать. С Сызрани на элке до дому.
С Саратовской области по брегам, где камни, отпечатки доисторических кораллов, ракушек и улиток обычное дело.
[spoiler]
Мне удалось даже цельную улитку отыскать (случайно, повезло).
[spoiler]
Не редко встречались валуны на берегу в виде яиц, летающих тарелок и приплюснытых шаров. Сначала думали, их Волга так обтесала.
[spoiler]
Ан нет! Их так обтесало то море которое тут когда-то было. И они тупо выпадают с подмываемых берегов.
[spoiler]В центре видно как одна из «летающих тарелок» готовится сойти со «стапеля» в недолгий полет.
А тут только след остался
Проход плотин. Обносились только на Балаковской. Как форсировать (вернее где) узнавал заранее. На Балаковской чуть скорректировали выброску. На Волгоградской не пришлось. Из-за ветра и начинающегося дождя выбросились под Волгоградом. Как сказал таксист, что нас вез – прально сделали. В самом Волгограде до плотины с «парковкой» проблемы.
Итоги. Проплыли 800 км. Среднесуточный пробег – 50 км. Максимальный в день - 78 км. По сути поход оказался чисто «спортивным» - на выносливость (физическую и психологическую). Лично мой байдарочный поход до этого был максимум 120 км за 5 дней (или 4 дня – не помню точно, но где-то так), раз прошел 90 км за день. Проплыл бы еще? Да проплыл бы, но уже было тупо - не в кайф. Думаю, в следующий аналогичный заплыв (но уже другой участок Волги): а) летом б) гребля день , стоянка день в)две недели в самый раз (много хорошо тоже плохо).
Ну как-то так… Вроде много "накропал", а на деле вроде и ниочем! Ежели у кого какие вопросы, как говорят наши бледнолиции братья - ноу проблем, ответим.
Все фото здесь: https://fotki.yandex.ru/users/dimsam154/album/514335/
и здесь: https://fotki.yandex.ru/users/nebosy/album/517900/