На Край Света. Пешком.

Кто, где, как
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 617
Зарегистрирован: 2009-фев-05 15:45
Байк: Остался один желтый
Реальное имя: Михаил
Стиль катания: В своё удовольствие
Откуда: Тольятти

На Край Света. Пешком.

Сообщение Mishvel » 2022-сен-15 21:17

На Край Света. Пешком.

Нет, это не образное выражение. И с русским языком, надеюсь, у меня более-менее нормально. Ведь сейчас всё что ни попадя пишут с заглавных букв. «В нашем Магазине есть в продаже Колбаса». Но в данном случае это имя собственное. Мыс так называется. Расположен он, невольно или нет, как раз там, на краю света. И дошёл я туда ногами, то бишь пешком. Почему так? Да надоело уже педали крутить, и не проедешь там на велосипеде. А оказался я там, можно сказать, совершенно случайно. Но обо всём по порядку.

В третьей мировой войне, с ковидом, наступил переломный момент, стало возможным вспомнить, что когда-то числился путешественником, двухколёсным. Придумал веловыезд в какую-то западную страну, билеты купил и даже прививку сделал. А на следующий день началась спецзаваруха. Планам сбыться оказалось не суждено. Результаты напряженного творческого труда, время, отнятое у семьи в угоду компьютеру – всё улетело коту под хвост, стало дыркой от бублика. Дальнейшими придумками заниматься уже не хотелось, я выдохнул, расслабился и начал получать удовольствие от состояния покоя. Подобное уже проходил, с несостоявшейся Угандой. Но время лечит душевные травмы, и вот я вдруг, особо не размышляя, покупаю билеты на Сахалин. Такое тоже было, с состоявшимся Китаем.

Мой багаж знаний по Сахалину на тот момент состоял из двух пунктов:
1 – Там есть какая-то заброшенная железная дорога с туннелями и мостами.
2 – Там нет галочки посещения той части страны мной (ну если не считать 2 года ношения зелёной фуражки в Приморье).

Оснований для поездки оказалось достаточно. Итак, вместо запада с велосипедом еду на восток и без него. Заодно и в тренде буду – осуществлю, так сказать, «импортозамещение».

Начал пополнять свой багаж, и пункт № 3 у меня получился… медведи. Опять что-ли к ним?! В прошлом году не давали расслабиться, но там-то хоть тундра была, всё вокруг видно. А здесь дебри, полные неожиданных волнительных встреч. Что же делать? А вот что: есть там, подальше, остров Шикотан, до которого косолапые ещё не добрались. Там мне одному в палатке будет спать куда спокойнее. В итоге основной упор в поездке сместился на этот маленький островок, а Сахалин стал базой для попадания туда.

А попадание это имеет особенности. Прямого самолёта нет, только с пересадкой на Кунашире на вертолёт. Прекрасно, давно хотел полетать на вертушке. Но её рейс всего два раза в неделю и сильно зависит от погоды. Вся выстроенная цепочка напряженной логистики может полететь к чёрту. То есть цепочка полетела, а ты – нет. Как альтернатива вертолёту, меж Курилами ходит маленький кораблик, мудрёно называемый «плашкоутом». Но тоже не каждый день. И места на борту, не исключено, может не хватить. Самый стабильный способ – большой теплоход. С недавних пор их прямо с Сахалина целых три ходит. И, можно не обольщаться, тоже не ежедневно. А билеты на них сродни горячим вкусным пирожкам – разлетелись в самом начале продажи сезона. Моя доля – ловить сдаваемые. Чем я и занялся, регулярно тыкая в комп. Тыканье вышло успешным, выловил и выдохнул: Шикотану быть!

Все дороги, как обычно, ведут в Москву, и моя не стала исключением из этой доброй традиции. У нас на работе висит большая карта и есть длинная линейка, которые позволили увидеть, что Тольятти находится аккурат на линии Москва – Южно-Сахалинск. Чуток досадно летать туда-сюда зазря на местном участке. Каково же было моё удивление, когда из столицы мы пошли курсом почти на север, аж на приполярный Урал. До меня, конечно, доходили слухи, что Земля круглая, но поверить в это, глядя в карту на работе, было сложно. А пилоты, стало быть, по глобусу летают.

День первый.

Как же здорово летать без велосипеда! Взял рюкзак с багажной ленты и пошёл, не ползаешь ещё три часа на полу, собирая коня и взгляды окружающих.

Островная столица, как и Мурманск годом ранее, порадовала лёгким путём из аэропорта. Ходят городские автобусы, часто и дёшево. Или это только мы, тольяттинцы, каждый раз тянем лотерею – уедешь/не уедешь?

В столице у меня хостел, на две ночи, и что-то мне подсказывало, что без сюрпризов не обойдётся. Так и есть: цену заряжают выше, чем у меня в брони. Звонок хозяину помог, теперь дальше: я взял трёхместный номер, по факту – двенадцатиместный. Но, невероятно, скорее всего никого не подселят, и я буду жить один. Согласился, чо уж.

А кафе «Колобок», выбранное загодя по отзывам, оказалось вкусным и душевным.

День второй.

Сценарий этого дня у меня был написан в нескольких вариантах. Самый крутой – взять морскую экскурсию на маяк Анива, долгую и дорогую. Самый желанный – та самая железная дорога, с неё ж всё и начиналось. И она сама была представлена в двух вариантах. Но режиссёром этого дня стал не я, а весьма милая и вместе с тем строгая прапорщица из пограничного управления, решившая не отправлять мой пропуск в погранзону Шикотана почтой. Хотя сообщение об отправке почему-то пришло. И вот всю последнюю неделю перед отъездом я нервно курсировал по лестнице подъезда между этажами, трепетно и безрезультатно заглядывая каждый раз в почтовый ящик. А сегодня я стою в ожидании открытия у этого самого погрануправления и прикидываю, насколько удачно осуществится оставшийся единственно возможным план дня.

С новеньким пропуском и пакетом молока в заплечном мешке доезжаю маршруткой до станции Новодеревенская – это последняя платформа на японской узкоколейке, где ещё теплилась её жизнь перед уходом в историю. Даже рельсы пока лежат, хотя и заросли уже кустами. Не успел я проехаться поездом по остаткам этой дороги, как не успел и по Белорецкой на Урале. Исчезают узкоколейки. И, чтобы где-то успеть, допишу этот отчёт и поеду на Апшеронскую, на Кавказе.

У платформы памятник кому-то трагически погибшему, в недавние годы. Неужели медвежьих лап дело? О чём ещё я мог подумать?..

Мысленно перекрестился и шагнул в дебри. Вместо поездов по насыпи теперь ездят квадроциклы и лишь редкие оставшиеся шпалы напоминают о происхождении пути. Иду по лесу, птицы поют, солнце за деревьями светит, а мне не очень комфортно. Медведофобия разыгралась, держит в напряжении. Беспрерывно ору песни, периодически дую в свисток и гадаю, на сколько километров хватит глотки. Пройти нужно минимум четырнадцать, а потом как повезёт, может ещё полстолько.

Главным хитом первой части моей сольной программы была «Катюша», хорошо зарекомендовавшая себя в Териберке. Видимо, в моём исполнении она звучала настолько фальшиво, что тогда ни один медведь не подошёл послушать её поближе.

Иду, пою, боюсь и размышляю – а стоило ли вообще сюда ходить? Ну лес и лес вокруг – что особенного? Но всё меняется, когда начинаются ОНИ. Нет, слава богу, не медведи - туннели! Внезапно возник перед взором первый, аж дрожь пробежала по мокрой спине. Представьте: полная глушь, никого вокруг, а твой единственный путь лежит в эту раскрытую пасть, и не отвертишься. И табличка ещё рядом, как вишенка на торте: «Опасно для жизни». Опасно одному по дебрям разгуливать, опасно ещё и в туннели заходить. Но туннели эти как раз и были виноваты в том, что я купил билеты на Сахалин. Решив, что медведи любят железную дорогу не так сильно как я, и не будут совершать экскурсии внутри туннеля, поставил песенное сопровождение на паузу. Но тем не менее издал предупредительный свисток подобно японскому паровозу в прошлом, и шагнул в эту чёрную дыру…

Когда я впервые понял что еду один бродить по заброшенным туннелям, то решил быть во всеоружии – в руке основной фонарь, а на лбу резервный, мало ли что. А вчера в хостеле, уже собравшись на предстоящий день и лёжа в кровати, вдруг понял, что не приготовил вообще ни один из них. И тем не менее поленился встать и достать, рискованно оставив на утро. Утро не подвело, благодаря чему сейчас я мог двигаться вперёд, освещая ямы, кочки, торчащие шпалы внизу.

Первый туннель был не очень длинным. Потом был второй, третий… В какой-то момент попытался вспомнить сколько их уже прошёл, и не смог. В голове был туннельный винегрет. Покороче и подлиннее, с округлыми порталами и квадратными, а компанию им иногда составляли снеговые галереи. И – железка с ними всеми проходит уже по горам, а это значит, что присутствуют виды, взгляд простирается, идёшь не «просто по лесу».

Была у меня «опция» на середине маршрута – грязевой вулкан. Звучит, конечно, интересно, но по сути это просто большая лужа грязи. Иногда что-то поплёвывает. Заложил её на «по обстановке». Но обстановка как-то не расположила – отворот к вулкану выглядел слишком стрёмно, и медведопаранойя в тот момент ещё присутствовала. Прошёл мимо, открыв вторую часть своего выступления. В ней лесные обитатели ознакомились с репертуаром групп «Земляне», «Кино» и Аллы Борисовны. Ну а основной звездой был Юрий Антонов. С его этим «мооорем – мооорем…», оказалось, очень удобно ходить, дыхание не сбивается.

Должен сказать, что постепенно моё основное состояние - боязни, заместилось другим – восторгом, и я уже получал удовольствие от прогулки. Поначалу думал, что не буду останавливаться на обед пока не выйду к дороге с машинами (чего медведов ещё и молоком с булкой приманивать), а тут, материализовавшись из очередной чёрной дыры, вдруг расположился на траве пикничить. Уплетаю булку и узнаю по картинке этот туннель, тут сбоку ещё вроде должен быть. Полез сквозь деревья, туда дорожки нет. Точно, есть, не зная - не найдёшь. Прошел его – сквозной, параллельный. Интересно, зачем? Для разъезда встречных поездов как-то шикарно второй долбить, да и станция тут неподалёку была. Кто бы ответил?..

Туннельный апофеоз, как и положено, случился ближе к концу моего тракта. В прямых и коротких туннелях свет в конце туннеля (да, опять, не образно – буквально) был виден сразу, в тех, что имели изгиб, свет появлялся отраженным на мокрых сводах при продвижении вперёд, но один туннель оказался не просто, а Туннелем - да, с большой буквы! Двигаюсь по нему, кривая всё уходит и уходит, позади свет на сводах уже давно исчез, а впереди всё не появляется. Остановился. Кромешная тишина. Прижал фонарик линзой к пузу. Нерешительно, но крепко. Выключить побоялся. Вдруг не включится потом? Или выроню… Тогда – всё. Не выберешься. Налобник-то не взял… И по стенке не получится – ногу тут же подвернёшь. Фонарик прижат к пузу. Линзой. Колоссальная, абсолютная темнота. Нет ничего и никого – ни пространства, ни времени, ни тебя…

К месту, где ранее была станция «Перевал», подходит горная грунтовка. Это был мой путь обратно в город. Спускаюсь по крутой колее с каменюками, навстречу ревёт видавшая очень многое в жизни красная «Нива», с белой дверью. Я рассчитывал заавтостопить до дачного автобуса и наличие машин в этих краях радовало. Выбрал пологий участок, спрятался в тень, жду. Послышался звук мотора, выскакиваю – та самая «Нива», обратно. «Подвезёте?» - сунулся в окно и… пожалел. Задних сидений нет, пространство завалено грязным хламом, впереди два человека, включая водителя «навеселе».

«Залазь!» - подпёр палкой гостеприимно поднятую дверь багажника весёлый водитель. Судя по всему, палка эта уже давно являлась неотъемлемым техническим средством эксплуатации. Моему взору предстал хаос из каких-то промасленных тряпок, верёвок, пятилитровых фляг с чем-то плавающим внутри, посередине этой свалки выглядывало запасное колесо, а сбоку валялись удочки. И всё это было покрыто равномерным слоем коричневой дорожной пыли. Видя моё замешательство, водитель натянул на запаску валявшееся рядом комком трико неопределенного цвета, с тремя полосками и бОльшим количество пятен: «Давай!».

Подавив брезгливость, залез на колесо, стараясь минимизировать площадь своего касания поверхностей вокруг.

- Во, наш человек, лихо залез! Хаааа!

Водитель, очевидно, был человеком жизнерадостным, и по завершении каждой изложенной своей мысли подкреплял эффект сказанного хохотом.

Палка убрана, дверь со страшным грохотом захлопнута, и мы несёмся по ущелью, иногда объезжая колдобины и ямы удачно, иногда нет. Я левым бедром опираюсь на запаску в полосатом трико, левым же локтем, вставленным в зазор у подголовника, предотвращаю свой улёт вперёд при торможении, правой рукой за подоконник стабилизую боковое раскачивание. Правая нога нагрузки не несёт и выполняет функцию противовеса. Голова тоже пригодилась: она останавливает моё движение вверх, встречаясь с пыльным в масляных пятнах потолком. Не снять перед этой поездкой белую кепку было очень большой ошибкой…

- Это мы, Миша, тебя ещё аккуратно везём, а так бы быстрее ехали! Хаааа!

Я нахожусь в полуобороте и мечтаю о том, чтобы не заклинило поясницу от такого аттракциона, не то моим новым друзьям придётся отсюда вынимать меня, лихо залезшего, вдвоём.

Коля бодро чередовал педали газа и тормоза, занимая полностью всё пространство дороги между обочинами по кажущейся ему верной траектории. Неустанно нахваливал свою машину и иногда демонстрировал её скрытые возможности, резко надавливая на педаль акселератора. В такие моменты мне становилось особенно не по себе.

- Миша, а ты куришь?
- Нет.
- Вооот, сам виноват! Щас бы остановились, отдохнули, покурили твоих сигарет! Хаааа!

Я считал минуты этой невероятной поездки и не понимал, почему она длится так долго? Тут всего-то должно быть 7 километров до автобуса. А Коля продолжал сыпать своим жизнелюбием:
- Поехали на рыбалку, взяли пятилитровки под рыбу, а они оказались из-под бензина! Но ничего, всё равно пожарим! Хаааа!

Подо мной во флягах, в мутной бензиновой воде, бултыхались мелкие рыбёшки незнакомой породы.

Дорога нырнула вниз и впереди стал виден оползень на половину её ширины.
-Серёга, это здесь тогда грузовик улетел?
- Здесь…
- Может, и мы щас тоже улетим! Хаааа!

Я весь сжался и захотел катапультироваться, была б такая возможность. Но «Нива» - хорошая машина, не зря её Коля любит.

Когда наконец-то начались дачи, дорога стала ровнее, и наш пилот решил показать максимум возможного. Он не спешил меня высаживать, проносясь мимо остановок со скоростью «Боинга» и оставляя за собой тучи поднятой пыли.

Но всему приходит конец, и мои друзья доехали до своей дачи. Прощальное фото и пожелание не писать в интернете что они «под допингом» ездят. Не буду, конечно. Спасибо, ребята!

Дождавшись автобуса, потный, грязный, но счастливый, возвращаюсь в город. Я это сделал! Увидел, что хотел и, как в том мультике, никого не встретил.

А с железнодорожным музеем сегодня не повезло – выходные понедельник и вторник. И надо же, другой мой возможный день здесь снова на выходной придётся… Утешился тем, что видно через забор. Благо это не музей бабочек, экспонаты огромные.

https://photos.app.goo.gl/7emYhvSohgUQ6hTF8

https://photos.app.goo.gl/HDYFurc3MNDDZxpq5

https://photos.app.goo.gl/qiycy3GMN6zcWzqp8

https://photos.app.goo.gl/FFhmHiJSh7J95DxHA

https://photos.app.goo.gl/8AFVjAxvd66e55ss8

День третий.

Держу путь в Корсаков, оттуда теплоход на Шикотан. Всё было задумано чётко и стройно: конечная остановка, по пути пешком столоваюсь и далее морвокзал в виде будки. Водитель автобуса оказался хорошим человеком, предложил подвезти меня за конечную, до самого порта. Мимо столовой. Выхожу и упираюсь в объявление – радостно сообщают, что теперь регистрация в море начинается на железнодорожном вокзале, а это далеко и обратно. Позавтракал, доехал, а там сдирают по 200 рублей, прессуют в автобус и везут к этому объявлению, мимо моей столовой.

Я служил в Находке, в морском пограничном пункте пропуска, и мы оформляли пассажирские теплоходы. Часто бывал на борту, в особенности нравились обеды после завершения пограничных процедур. Но сейчас я впервые ступил на палубу в качестве пассажира. И предстоящий суточный вояж с ночёвкой в каюте наполнял трепетным ожиданием неизвестного удовольствия. Но удовольствие чуток подпортили строгие правила: палуба для прогулок всего одна, маленькая, по правому борту. Больше никуда нельзя. А маяк Анива, такой визуально желанный, будет слева. Хорошо что каюта у меня там же. Ждал его, готовился фоткать из иллюминатора, а тут объявляют: «Проходим маяк Анива, приглашаем на левую палубу». Народ высыпал, аж крен на левый борт получился. Ура, моя несостоявшаяся вчера экскурсия компенсировалась сегодня. Спасибо, капитан!

Ну а дальше – по Антонову: «Моооре, моооре…»

https://photos.app.goo.gl/ww9C8Khc8QvzmyVr7

https://photos.app.goo.gl/GXrcqXu6HeZsZ6Mi8

https://photos.app.goo.gl/wh96Avao3ye2fE488

День четвёртый.

Шикотан встречал туманом и пограничниками. Представитель последних как-то очень долго рассматривал мой пропуск, как будто выискивая до чего докопаться. А я-то дома, курсируя к почтовому ящику, прикидывал как быть, если бумага не успеет прийти. Вот возьму, как в Монголию, с собой вместо разрешения фотку в зелёной фуражке, при полном параде и всех орденах, скажу: «Я свой, пропусти!». С монгольским пограничником сработало, но сейчас российский как-то очень долго рассматривает мой пропуск и на его лице читается «я тебя и с пропуском-то не очень хочу пропускать».

Каждый раз, оказываясь в новых населённых пунктах, я испытываю интригу – а какой здесь хлеб? Беда ж у нас с хлебом. То, что в массе своей лежит на прилавках, хорошим продуктом назвать нельзя. Плохая мука плюс улучшители и час времени на выходе дают невкусное крошево. И вот я смотрю на буханки в шикотанском магазине и понимаю – не повезло. А какие были надежды… Спросил у пожилой покупательницы, где купить хороший хлеб, она оказалась единомышленницей: «Ой, говорит, не найдёшь хорошего, труха одна». Печёт сама. И даже пригласила меня к себе. Увы, это в соседнем посёлке. Но счастье улыбнулось пирожками, действительно вкусные оказались.

Прикупившись и оказавшись обсчитанным на 200 рублей, двинулся в путь. По дороге часто большие лужи и речки, но, не ожидал, протоптаны обходы и сооружены мостики. Прям турмаршрут, а не абы что. Растительность приятная, рельеф красивый. Иду и слушаю себя – а где восторг, ликование? Ведь когда-то даже простой субботний выезд в Санчелеево сопровождался воплями радости, но в последние годы… Увы, нет больше тех эмоций, что переполняли в прошлом. Однажды пожаловался на это другу Диме, как же теперь быть? «Попробуй героин» - ответил Дима.

Но нет, ещё способ – смотреть на мир не своим уставшим взором, а чистыми глазами своего ребёнка. Думаю, путешествующие родители меня понимают. Я получал большое удовольствие, выезжая куда-то с сыном, и сейчас как-то сразу решил, что хочу привезти сюда дочку, пусть только подрастёт ещё.

В связи с этим, поход был объявлен разведывательным.

Перед перевалом варю чай, светит солнце, журчит ручей – просто рай. Почти стих получился. Только оказался наверху, налетел туман, поглотив все пейзажи, что хотел фоткать, оставив лишь доносящийся с ветром шум прибоя. Внизу видимость хоть и была гораздо лучше, но картинного, в вечерних красках, пришествия меня на Край Света не случилось. Море продолжало кутаться в белую мглу, солнце было бессильно одолеть эту толщу, теоретически существуя где-то над горизонтом. Дошёл до самого края на мысу, сел на задницу, осторожно сполз на торчащий камень, ноги свесил в океан. Всё, дальше земли нет, на тысячи километров. Это Край Света, на краю света.

А потом настал конец света, и я лёг спать.

https://photos.app.goo.gl/58TNa26FoWtH6uU56

https://photos.app.goo.gl/fnG57UcBX2ZUNWnF8

https://photos.app.goo.gl/zH2KzeCfxZXE9Rde6

https://photos.app.goo.gl/8NMPqJuPfV2SKXDJ7

День пятый.

Открываю глаза – на палатке видны крупные капли воды. Был дождь? Не слышал… Выглядываю наружу – ёп, сплошное молоко! Даже ближние скалы едва различимы, что кажутся очень далёкими. И чайки из тумана угорают надо мной, приехавшим посмотреть красоты. Вертолётом, говоришь, полетать хотел?

Пока копошился на кухне, ветер вступил в схватку с туманом. Борьба шла с переменным успехом, лишь на секунды порой позволяя понять, что небо-то чистое, голубое, без облаков. Я наблюдал эту войну воздуха с водой и, как лицо заинтересованное, желал победы ветру.

Сходил снова на мыс, но в самое начало. Он длинный, дальше поленился. Высокий обрыв и внизу на камне сидушка-поджопник, у кого-то сдуло и зацепилась там на полпути. И в море не упала и сверху не достать. А у Марины была сидушка. Толстая, любимая. Пока я её не потерял. Не Марину, сидушку. Не может Марина забыть ту сидушку, нет-нет, да и вставит мне пистон за утерю. И вот смотрю я вниз, и кажется мне, что эта сидуха такая же плотная, как утраченная. Как достать? Вроде бы можно попробовать подползти сверху-сбоку по узкому уступчику на стенке, но, нельзя исключать, утрата мужа будет ощутимее утраты поджопника. Да и пистоны будет некому вставлять за это. Значит, нужен альтернативный вариант.

Следующие полчаса я занимался, можно признаться, фигнёй. В бухте нашёл картонную трубу с привязанной верёвкой. Труба переломлена, болтается – наложил бандаж. Проволоки для крючка не попалось, примотал веточку похожей формы. Плюс грузик, балансир, а тут две женщины идут, смотрят на меня недоумённо. «На рыбалку, говорю, собираюсь».
-На ЭТО??
- Да, на это.
И убежал вперёд них.

Лёг на краю, тянусь своей конструкцией вниз. Длины как раз хватает, но чуть неловкое движение, и сидуха улетит, еле держится ведь на склоне. А может, и ты тоже улетишь, если труба перевесит. Но подошедшие дамы лицезрели меня целёхонького и с уловом в руках.

А сидуха оказалась тоньше, чем я рассчитывал. Не знаю, понравилась ли она Марине, боюсь спрашивать.

Заглянул на территорию маяка Шпанберга, к строениям близко подходить не решился. Читать же умею: «Вход запрещён». Мыс Непокорный можно было не посещать, ничего особенного с него не узрел. Подхожу к видовому месту бухты Безымянной, а там те самые Ира и Таня, выбрав каждая себе точку, усиленно сэлфятся в различных ракурсах. Ну как без этого. Они вчера поставили лагерь и бегают налегке в округе, на Непокорный не ходили вот и оказались здесь впереди меня.

А вид – да, обалденный! В бухте возвышаются скалы-острова, островки и островочки. И камни ещё торчат где-то. Погода, словно чувствуя свою вину за вчерашнее, исправлялась-старалась с самого утра, расчищая путь солнцу, а к вечеру поставила на минимум тот вентилятор. Наслаждаться панорамой, пожалуй, самой красивой бухты острова ничто не мешало. Моя старая «мыльница», как смогла, запечатлела эту красоту на память. А от предложения Тани сфотографировать меня «на фоне» отказался. Не нуждался тот фон в дополнении.

Спустился на берег, выбираю место ночёвки. На галечном пляже нашёл своё последнее пристанище кит. В прошлом году, говорят, выбросился. Видать, не лишён был чувства прекрасного, выбрал именно эту бухту. И, редиска, в самый центр угодил, обеспечив вокруг благоухание. Лежат огромные голые кости и почему-то ещё половина целой туши.

Встал на санитарном расстоянии, а напротив меня, на скалистом загаженном островке с пляжем, разместилась колония чаек. Я даже порадовался за них – собственный закрытый от волн пляж, где никто никогда их не тревожит. Но мои чувства к этим птицам скоро изменились…

На Шикотане нет медведов, но есть лисы. Эти прохиндейки способны омрачить жизнь туристу, нанеся ему урон. У встреченного брата по разуму что-то спёрли и снарягу погрызли. Поэтому на ночь я всё тщательно убирал в рюкзак и спал вполуха.

https://photos.app.goo.gl/pNcWwSP1LkHGw9ZbA

https://photos.app.goo.gl/nCtRgVReBg7nDUwD6

https://photos.app.goo.gl/weBFmSuwn8NseubH8

https://photos.app.goo.gl/j5p3b2LByx333sbw6

День шестой.

Как только забрезжил рассвет, колония проснулась… И ладно бы, проснулись-поорали-улетели, так они оставались на месте и тупо орали, орали, орали. Вместе с колонией проснулся и я. Я не орал, а мысленно матерился. В Сахалинской области действует закон № 51-30 «О тишине» - срать они хотели с той скалы на этот закон.

Сна не было. А вылезать ещё рано, ох как рано. Роса большая опять же. У меня всегда с собой беруши. Дома, в самолёте, поезде, палатке. А тут лисы, надо спать вполуха. Но не вытерпел я этот гвалт, заткнул уши. Стало лучше. Кажется, провалился в полудрёму. Чу, послышалось? Открыл глаза. Нет, не послышалось, она пришла! Со скоростью молодого солдата, поднятого по тревоге и попутным ором «Пшла прочь!», расстёгиваю спальник, выскакиваю из палатки и вижу удаляющиеся прыжки в высокой траве. Приступил к оценке ущерба. До рюкзака добраться не успела, покушение было совершено на котелок. И вот здесь я отдал должное наличию интеллекта у этой хвостатой. Котёл был тщательно вымыт с вечера, наполнен водой, закрыт крышкой и зазаборен ветрозащитой. Он не издавал никаких запахов, которые могли бы привлечь эту подругу. Но туристы на острове бывают. Туристы готовят в котелках. Рыжая знала, что котёл – это еда, и руководствовалась не обонянием, а умом.

Только я совершил это своё умозаключение, как в траве показались прыжки в мою сторону, и высунулась эта интеллектуальная морда. Оказавшаяся вдобавок наглой.

Дальнейший мой путь слегка интриговал. Автодороги там точно нет, а тропа – как повезёт. Залез по крутому склону, взял направление. Под ногами – ковёр из бамбучника, по сторонам – лепота. Нетронутая природа. Где-то прочитал, что всю южную часть можно пройти за пару дней. Да можно, наверное. А можно и по-другому: не количественно, а «качественно». Что я и выбрал. Оставляю рюкзак под охраной красавиц-ёлок и отправляюсь исследовать берег.

У обрыва, как и на краю Края Света, много птичьих останков. Крылья чёрного цвета. Чайки ночуют на скалах, лисам не добраться, а эти чёрные бедолаги, в отсутствии деревьев, вынуждены куковать на земле. Тут-то им и рады.

И снова у меня не получилось по спокойному, без ебеней. Снова стою в папоротнике по грудь, окруженный жутким лесоповалом. Стою на мыске, пробравшись сюда по узкому перешейку в поисках картинных видов. Оные наверняка присутствуют, но созерцать мне их мешает жуткий лесоповал. И нормально ли здесь оказаться? Случись что – не выберешься и не найдут, превратишься в того кита…

Осмотрел пару бухт, где не ступала нога человека, одну выбрал местом сегодняшней стоянки. По праву первооткрывателя и аналогии с другими названиями бухт острова (Снежкова, Робинзона…), назвал её бухтой Мишвела. Солнце греет, стены из скал обезветривают – отличный повод для очередного подвига. Ну извини, дорогая, на видео купание (если можно так назвать, не Турция ж) запечатлеть не удалось – камеру мне вручила неподготовленную.

https://photos.app.goo.gl/Z1ryQFEpaFoV7rRY9

https://photos.app.goo.gl/ca5iggmoJZKqFB458

https://photos.app.goo.gl/umkuF8LczJmX2DLR8

https://photos.app.goo.gl/Ja6g7zr2tPZS5ykG6

День седьмой.

Капли стучат по палатке? Нет, это какие-то ракообразные козявки скачут внутри тента. Обрадовался что не дождь, вылезаю… снова в кромешное молоко. В моей бухте чайки не живут, никто надо мной не угорает. Только ворон со скалы поприветствовал. В воздухе висит вода, и всё вокруг ей покрыто и пропитано. А идти-то не по асфальту. Судьба штанов и ботинок была очевидна, но первые метры движения я, смешной и обречённый, пытался сбивать воду с травы палками. Бессмысленность этого занятия колени почувствовали на одиннадцатом метре пути, а на пятьдесят восьмом свою незавидную участь ощутили уже пятки.

Туман полностью ликвидировал дальнее, видоизменил ближнее, и я, прошедший вчера здесь два раза, в какой-то момент даже забеспокоился – не узнаю окружающее, не пойму точно куда идти. Ну нет у меня навигатора.

Когда-то, когда Шикотан был ещё у японцев, они проложили здесь дорогу, кажется конскую. Конскую-японскую. По её прямой траектории, прослеживаемой в бамбучнике, я вчера успешно топал. Сегодня снова вернулся на неё и столкнулся с препятствием: вдоль по центру старой дороги, плечо к плечу, ровно и красиво стоят ёлки, совершенно не позволяя идти по выровненной горизонтальной поверхности. Рядом, по склону, с одной ногой выше другой – извольте. Неужели коварные японцы перед потерей острова напакостили, привязав к последней лошади дырявый мешок с семенами деревьев?

Самый пугающий участок, болотистую пойму ручья с травой в мой рост, удалось перейти посуху, если это можно так назвать. Ботинки давно уже не боялись воды, они были наполнены ею до краёв. На противоположном склоне японская пакость была куда шире, я распрощался со старой дорогой и ушёл в пампасы.

Наконец вышел к берегу, дальше автоколея должна быть, вот и рыбацкая стоянка со следами машины. А это значит, пришло время выжимать носки. Интересно, какой же объём вмещают мои ботинки 42го размера? Кажись, по стакану из каждого вылил/выжал.

Прохожу ответвление на мысок с видом бухты, грустно вздыхаю и не задерживаюсь. С утра ничего не изменилось, никаких видов по-прежнему не показывают. Дотопал до места ухода дороги вглубь острова, режу колбасу, отмываю найденную ракушку на сувенир дочурке и принимаю стратегическое решение. Кина сегодня не будет, оставаться в бухте нет смысла. Завершаю свою береговую программу в угоду завтрашнему восхождению на главную гору острова, вдруг туман стелется понизу и наверху будет ясно...

Прощальный взгляд в сторону так и не показавшейся бухты Димитрова, и ныряю в лес. Я хожу с палками. У меня их две, в каждой руке. Рук, соответственно, тоже столько. Этого количества вроде бы достаточно, но не на Шикотане. Я шёл там и мечтал быть Шивой, многоруким. Если в тундре меня сжирали комары, давшие название тому отчёту, то здесь, среди деревьев и вдали от океанского ветра, на меня набросилась армия слепней. На побережье они тоже были, но не в таких количествах. Хорошо быть Шивой – и на палки опираешься, и слепней шлёпаешь. И семечки попутно можно шелушить.

Особая проблема – пописать. В этот момент тебя, неподвижного и беззащитного, начинают атаковать с особым остервенением. Руки-то заняты. Наверное, у девочек этот процесс был бы менее болезненным, со свободными-то руками...

Иду, чередую функции рук, шлёпаю недогадливых слепней на шее, а догадливых сгоняю ёрзаньем плечами со своих боков у рюкзака, и гадаю, удастся ли найти место для ночёвки? Слева внизу вроде течёт ручей, но лезть в те травяные джунгли на погибель под слепнями не вариант. Справа постоянный склон без горизонтальных участков, да и воды нет. Решил топать до 18 часов, а потом уже брать что дадут, ибо светлого времени будет оставаться мало. И что вы думаете? Обстановка не меняется ни справа ни слева, стрелки дедушкиных механических наручных часов выпрямляются в одну вертикальную линию, и тут же вижу уходящее в сторону ответвление дороги. Не размышляя, как будто по плану, сворачиваю, иду 5 минут, развилка, без колебаний на шум воды и, вуаля – ровная поляна с мелкой травой, столик, жаровня, удобный спуск и каменистый пляжик у стремительного кристального ручья. И нет мусора! Даже рядом, под склоном. У нас, на материке, так не принято.

Намылся с мылом и слепням стал не интересен.

https://photos.app.goo.gl/BcwVY7kGgt8QHNBx8

https://photos.app.goo.gl/SwS1TjzdGdx8vDHq7

https://photos.app.goo.gl/5G6Qv9VqvY1C1LJY7

День восьмой.

Сквозь деревья – солнце! Последний шикотанский день обещал быть удачным.

На Шикотане растёт ядовитое растение – ипритка, встречаться с ней не рекомендуют. Я к походу готовился, запоминал «лицо» врага. Сделал себе заметку «листьями похожа на малину». В первый день пребывания, озираясь по сторонам, выбрал что-то подобное и назначил его иприткой. Обходил стороной. Но те любительницы сэлфи во второй день мой выбор забраковали, сказав что и у них на Вологодчине такое растёт. Но при этом оригинал не показали. Лазая по ебеням в третий день, я вдруг с ужасом понял, что очутился в зарослях другой травы, как будто тоже похожей на малину. Поднял голые руки вверх, затаил дыхание, выбрался и больше в такую не совался. Знать, она. Но вчера рядом со стоянкой обнаружил третий вариант, как пить дать, истинный. И мне очень хотелось получить компетентный ответ, какая же она на самом деле? Поэтому свернул к палатке за кустами и поприветствовал коллег. Глава семейства из Ростова-на-Дону об ипритке слышал и неуверенно указал на бамбучник рядом с палаткой. Всё ясно, завесу тайны могут приоткрыть только шикотанцы, понаехавшие же туряги тычутся в вопросе как слепые котята.

И местные эксперты мне встретились, в конце маршрута, когда я уже покидал природу и возвращался в посёлок. Человек бросил своё занятие – пищу, водку, оставил жену и детей, поднялся с пикничной поляны ко мне на дорогу и пошёл в сторону, в гору, в лес. Он искал и не нашёл. Он, расстроенный, описывал мне её словами на обратном пути, продолжая рыскать взглядом по сторонам. И вдруг, уже почти вернувшись к своей большой машине, воскликнул: «Вот она!». Мои глаза стали округляться, память выдала интернетное «вспомните, как называется отравляющий газ - иприт»… Парень решительно шагнул в кусты, голыми руками сорвал стебель и предъявил моему взору: "Только ты её не касайся, я здесь родился – у меня иммунитет!"

Не знаю, достаточно ли одного факта рождения на Шикотане для получения иммунитета или надо ещё водку применять, но парень выглядел уверенно. А я был благодарен ему. И раздосадован на себя, сейчас, благополучно забывшего вид этой заразы.

Но это будет ближе к вечеру, а пока полдень и я выхожу на пыльную гравийку, соединяющую два островных посёлка. Мне нужно пройти по ней 650 метров и обнаружить сворот в гору, на которой располагается заброшенная танковая батарея. В велопоходах отмеряю расстояние по счётчику на руле, сейчас руль не взял, меряю шагами. Прикинул, что шаг у меня до метра не дотягивает, отсчитал 700. Вижу дорожку, ага, отлично. Упираюсь в дом. Выскакивает пёс и зачем-то хочет меня напрочь загрызть. Становится весьма стрёмно. Ретируюсь медленно, задом, выставив в сторону агрессора палки. Следом образовывается его хозяйка с похмельным синдромом и уверяет меня, что танков наверху нет, они с другой стороны бухты. Я знаю, что танки есть, а в другом месте только башни от них. К консенсусу мы так и не пришли, но в любом случае здесь дороги нет.

Куда ж теперь? Голосую машины, спросить местных. Мои проблемы фиолетовы – все проезжают мимо. Есть в этом что-то хорошее? Есть. Всё же останавливается одна машина, за рулём, справа (как удобно общаться, не сгибаясь в окно!) крайне приятный молодой человек. Алексей не знал нужный мне отворот, знал дорогу к танкам с другой стороны горы. Она есть у меня на карте, но это большой крюк. Но меня могут подвезти. А по пути я решил ухватить птицу удачи ещё и второй рукой. Рассчитывал после танков к кому-нибудь постучаться и оставить рюкзак, не таская его вверх-вниз на главную гору, и Алексей выручил меня и с этим.

Из машины я вылез налегке и шустренько оказался у желанного объекта. В сами танки залезать не стал, в детстве налазился, но вот на башне ИС-2 покатался. Надо же, столько лет, а она легко вращается. Заводишь дулом в верхнюю точку, седлаешь, и пошёл по кругу. Эх, вручили мне непригодную видеокамеру…

Финальная часть программы на Шикотане – гора с таким же названием, но местные называют её просто «412ая». Хотел идти по своей карте, но Алексей посоветовал другой путь, не отмеченный у меня. А я не стал пренебрегать советом.

Идти без рюкзака – песня! Вслух её не пел, медведов же нет. Наверху ветер. Очень сильный. Сегодня должны улетать вертолётом мои вологодские знакомые, интересно, это лётная погода считается? Ну а мне ветер вкупе с солнцем только в помощники. Ботинки со стельками, разложенные на камнях и носки, надетые на воткнутые палки, радовались интенсивной просушке, и я радовался вместе с ними, уплетая залежалые козинаки.

В 1994 году остров сильно потрясло и разрушения строений на горе, видимо, вызваны этим. А вообще там у меня возникло желание записаться в волонтёры и почистить гору от обломков прошлого. Заодно и металлолом сдать. А танки – нет, пусть стоят себе на месте.

Лёша отвозит нас с рюкзаком на причал, искренне благодарю и прощаемся. Походная судьба в других странах сводила с хорошими людьми, и радует, что и в родной такие тоже есть.

По приезду сюда наобещал хозяйке микрокафе заглянуть на обратном пути, слово надо держать. Тарелка борща, 250 рублей. Цену обсуждать не буду, но не мало и красный. А пирожки в воскресенье, увы, не пекут…

Удачный ход событий дня закончился, как только я распрощался с землёй и ступил на палубу знакомого теплохода. В каюте белья с полотенцами нет. Хотя в Корсакове лежали. Моё тело требовало горячий душ, я рассчитывал тут же его ему предоставить. Бегал за бортпроводниками, выпрашивал выдать мне скорее комплект, бортпроводники бегали от меня.

В последний день на Сахалине я хотел посетить уникальное место – Чёртов мост с кольцевым туннелем. Одного дня на это было в обрез, искал дома в сети экскурсии с заброской или попутчиков с машиной. И тут Марина, ответственная за связь с внешним миром, пересылает сообщение : «РЖД заколотили туннель, проход к мосту запрещён». Сие ввергло меня в печаль и крепкие думы.

Ну а ночью я вдруг понял, почему в судовых кафе и баре написано «Приветствуется безналичная оплата». Ночью качало. Мне, не привычному, по морям не ходившему, в бессонную голову лезли страхи. А понимание было таким – если пароход утонет, то хотя бы оплата, сделанная по безналу, останется.

https://photos.app.goo.gl/DmsR7EnKnDqezFci7

https://photos.app.goo.gl/WePk3LefUfBQB1cw8

https://photos.app.goo.gl/Y4wcPwBuazadoxmXA

https://photos.app.goo.gl/6Ei353ULoL46EUra7

День девятый.

Моооре, моооре…

С попутчиками опять повезло. И хоть снова вместо желательных девушек в каюте суровые мужики, обстановка лёгкая, приятная. Олег периодически достаёт подозрительную бутылку из-под лимонада и делает пару глотков, морщась. У Саши планшет. Под потолком телевизор. Олег ждёт открытия бара. Мечтает о пиве. Бар открывается, в нём пива нет. Только дошираки.

Время проплывает и вот уже вечерний Корсаков. Снова, за твои кровные 200 рэ тебя провозят мимо нужной остановки, и ты тратишь ещё 23 и полчаса, чтобы вернуться на неё.

Двадцати трёхрублёвого автобуса долго нет. Олег мечтает о пиве. Напротив магазин. Решает по-быстрому сбегать. Подходит автобус, мы с Сашей трогаемся, из магазина выбегает Олег. Ну вот, не попрощались.

В столице Сахалина с нехорошим предчувствием захожу в свой хостел – так и есть, меня, дорогого гостя, подселяют на второй ярус кровати к трудовым ресурсам республик бывшего СССР. Это стало последней каплей, определившей план завтрашнего дня.

И я позвонил Вове.

https://photos.app.goo.gl/9ar8G4SHfTqXgVrGA

https://photos.app.goo.gl/CcmCy9yLoYGieDyu6

День десятый.

Выписываюсь досрочно, провожать меня выходит хозяин хостела. Кореец, очень приятный дядька. Сообщает, что постояльцам-гастарбайтерам сам не очень рад, а привычную нам морковку по-корейски в Корее не едят.

План дня завораживал своей грандиозностью. Мне предстояло его протупить. Не склалось, ну и ладно. Устрою себе выходной, надоело постоянно куда-то нестись. Начал с гастротура в большой магазин, прикупив, в том числе целую банку сгущёнки. Повёлся на акцию, ведь хотел просто тюбик взять. Заселился в своё уже любимое кафе, где и употребил, не стесняясь, добрую её часть с замечательными тамошними блинчиками. Завтра вылетать, не везти ж на материк.

Южно-Сахалинск понравился тем, что всю молочку там фасуют по-человечески. Ёмкости по целому литру или половине. Нет этих идиотских 876 миллилитров. А ещё там висят на остановках графики движения городских автобусов и они приходят, эти автобусы. Причём нормальные, большие, а не противные маршрутки.

Остановка, график, большой автобус в аэропорт и я в нём, покидающий город с недоеденной банкой сгущенки в рюкзаке.

Наступает время Вовы.

В моём арсенале не только «мыльница» с дедушкиными часами, но и кнопочный телефон. Он, конечно, моложе часов, но с интернетом не знаком, в принципе. И вот меня, упрямого владельца такого аппарата, угораздило экспромтом – полевой ночёвкой около аэропорта. А карты нет, не готовился ж. Но есть Вова. У Вовы есть спутниковый снимок. Иду, ведомый по телефону с материка, ориентируюсь. Дачи кончились, течёт речка, мостик – всё чётко. Вова, руководствуясь моим желанием маленького чистого ручейка в райском саду, ведёт меня дальше, в сторону. Растительность сгущается, набрасываются комары. Ручейка нет. Штурман разворачивает, делаем заход с другой стороны. Симпатично, уютно, но ручья нет. Зажрали комары. Вова настаивает на продолжении движения, я не уверен, оставляю рюкзак и повинуюсь. Дорога всё хуже, дебри всё гуще, воды всё нет. Вусмерть задрали комары. Вова неумолим: «Твой ручеёк дальше!». Хорошо ему, сидя дома на диване, командовать. Устраиваю бунт. Не пойду дальше, вернусь на речку! А там и комары куда-то делись, и помыться на радость удобно.

Теперь я должен Вове коньяк.

https://photos.app.goo.gl/14y1iozoLnashXEk9

День одиннадцатый.

8 часов по глобусу. В самолёте чудак решил покурить в туалете, ну и покурил. Первое, что он услышал от стюарда – «Куда дел бычок??!». Срочный осмотр туалета, дело-то не шуточное. А в Шереметьево этот горе-пассажир получил бонус – первым покинул самолёт по переднему трапу, из экономического хвоста, под белы ручки с двумя аж офицерами полиции.

До Курумоча не курили.

https://photos.app.goo.gl/Babz6uzX2AcsWgrj6

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Конец 1993 года, Приморский край, и мы, дембеля, назавтра покидающие Находку. Наш путь лежит во Владивосток, откуда мне удалось «достать» несколько билетов на поезд. Сидим в «кубрике» (мы ж почти моряки), кажется, немного выпиваем и записываем на кассетный магнитофон разговоры-пожелания. Кассета та уже давно размагнитилась, но помню свою сказанную фразу «во Владивостоке я буду первый и последний раз». Тогда расстояние во всю страну казалось непреодолимым просто так, по своему хотению, и не могло подуматься, что можно будет вдруг взять и оказаться здесь, на краю земли. Сейчас, смотавшись дальше Владика, забавно это вспоминать. И приятно вспоминать другое – чудесный остров без медведей, подаривший красоту и умиротворение. И хочется туда вернуться. Тем более я там колышек от палатки потерял.
Последний раз редактировалось Mishvel 2022-окт-07 14:16, всего редактировалось 1 раз.
_________________
Увези с природы свой мусор. Подскажи это своему товарищу, если он сам не догадывается. Не брезгуй, убери за ним, если он относится наплевательски.

Фотки и писанина: https://dzen.ru/mishvel

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 617
Зарегистрирован: 2009-фев-05 15:45
Байк: Остался один желтый
Реальное имя: Михаил
Стиль катания: В своё удовольствие
Откуда: Тольятти

На Край Света. Пешком.

Сообщение Mishvel » 2022-сен-16 22:12

Не получилось вставить фотки, вставил ссылки. Извините...
Там по клику на фото оно открывается в полный экран.
Завтра самолёт, рюкзак не собран, больше времени не могу уделить.
_________________
Увези с природы свой мусор. Подскажи это своему товарищу, если он сам не догадывается. Не брезгуй, убери за ним, если он относится наплевательски.

Фотки и писанина: https://dzen.ru/mishvel

Изображение

Аватара пользователя
Сообщения: 6186
Зарегистрирован: 2004-июн-24 23:27
Откуда: ...

На Край Света. Пешком.

Сообщение vlad-k » 2022-сен-17 19:38

Отчет зачетный, фотки поправимы)

Аватара пользователя
Сообщения: 4618
Зарегистрирован: 2012-июн-14 02:30
Байк: Merida
Реальное имя: Игорь
Стиль катания: расслабленый
Способ связи: 890ЗЗЗ527З2
Откуда: Самара

На Край Света. Пешком.

Сообщение лонжерон23 » 2022-сен-17 20:07

Что-то у мень гугл фото, вообще, не открываются :cool:
_________________
Отчего казак гладок -- поел и набок, потому казачьему роду и нет переводу.

Аватара пользователя
Сообщения: 617
Зарегистрирован: 2009-фев-05 15:45
Байк: Остался один желтый
Реальное имя: Михаил
Стиль катания: В своё удовольствие
Откуда: Тольятти

На Край Света. Пешком.

Сообщение Mishvel » 2022-окт-02 17:13

Mishvel писал(а): 2022-сен-15 21:17 ... И, чтобы где-то успеть, допишу этот отчёт и поеду на Апшеронскую...

Успел. Почти. Раньше подвижного состава было куда больше, сейчас осталась последняя единица...

Фотку не знаю как вставить:
https://disk.yandex.ru/i/Iqx_T2-G8ea86w

Кусочек снятого:
_________________
Увези с природы свой мусор. Подскажи это своему товарищу, если он сам не догадывается. Не брезгуй, убери за ним, если он относится наплевательски.

Фотки и писанина: https://dzen.ru/mishvel

Изображение
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей