Небольшая история о сборке.
Мой стаж катания уже 13 лет. На обычном мтб мне надоело его часто обслуживать.
Реально, летом я катаю по делам или на прогулку по набережной, чтобы сбросить напряжение и перезагрузить мозг.
И для этого цепь нужно чистить и смазывать каждые 100км, чтобы 3 цепи по кругу прослужили долго.
Каждые 3 сезона рубашки забиваются грязью и нужно их менять вместе с тросами, потому что переключение становится дубовым с шансом отломить лапку шифтера. Рубашки спрятаны внутри рамы, но это не спасает их от загрязнения.
Ежегодные проколы, и периодическая подкачка резины.
Всё это в сумме надоело.
Я как говорится "в своём познании уже настолько преисполнился..."(с) что решил за зиму сделать неубиваемый байк с минимальным т.о. из частей с али.
Понятно, что чем-то нужно жертвовать ради того, чтобы не тратить время на обслуживание.
Получилась следующая концепция велосамоката как ускорителя пешехода:
+ одна скорость, чтобы никаких переключателей
+ фикс, чтобы никаких ломающихся трещоток/кассет (полная тишина вела приятный бонус)
+ в связи с этим задний тормоз не нужен, можно подтормаживать ногами
+ максимальная скорость не важна: лучше чуть комфортнее против ветра/в подъём, чем быстро по равнине без ветра, соотв передача 16-36 (хотя можно и 16-32)
+ ободной передний тормоз, т.к. колодки легко заменить, стоят дешево, вел выглядит минималистичнее, а главное нет никакого скрипа от механических дисковых тормозов (гидравлика сразу лесом из-за т.о.)
+ резина литая, чтобы забыть о проколах и насосе
+ выдержать баланс комфорта, минимализма и зрительной эстетичности
Из-за того, что большую часть времени кручение будет в холостую, важно не лежать на руле, т.к. руки быстро устанут без усилий педалирования и станет некомфортно, поэтому руль должен быть достаточно высоко, не как обычно на шоссерах и фиксах. К тому же задирать голову это удел молодых спорстменов, а с моим шейным хондрозом это не вариант. По моим тестам высота руля оптимальна на высоте седла, не ниже. В связи с этим, на шоссейных и фиксорамах, руль нужно поднимать проставками, а это в свою очередь ухудшает общий вид. Т.е. лучше бы высокую вилку, но такие есть только под дисковый тормоз. Есть под V-brake на +5см выше, но это погоды не сделает, а V-Brake зрительно добавляет лишних деталей, чем клещи.
Вообще изначально было желание делать на 26", т.к. вилка от 29" хорошо поднимает передок и вел выглядит агрессивнее. Но фиксовых рам под 26" нет. Переделка 26" под сингл не варик, т.к. оставляет +1 обслуживаемый узел, и трещит на холостом ходу, мешая медитации. Поэтому я просто нашёл неплохую по виду готовую раму с вилкой и повысил руль проставками.
Обычно фиксеры ставят каретку под квадрат, которая есть гуано с низким сроком службы. Я привык к комфортной BB73 и поставил ее. Думал будет проблема с Chainline, но перевернув заднюю звезду и поставив 3мм шайбы на переднюю звезду, получил почти идеальный chainline. Никаких скрипов и проскоков цепи при езде нет.
Почитав отзывы как шоссейные шатуны гнутся, решил немного переплатить, но получить что-то покачественее. А именно шатуны cовместимые с SRAM GXP, на которые можно поставить паук под нужный BCD, а именно BCD 110mm, на который уже можно поставить небольшую звезду от 34T (на фиксовые BCD 130mm нету маленьких звезд).
Колёса на удивление нашлись шикарные на али. 20/24 спиц, не дорогие, легкие, втулки на промах, болты шестигранные вместо гаек.
Литую резину ставлю на вел впервые. Ставить было тяжело: нужно приложить конские усилия, чтобы натянуть резину, не прибегая к металлическим бортовкам, которые могут погнуть край обода.
Я думал, что из-за дубовости резины соберу все зубы при первом заезде. Но на удивление долбёжка не сильнее чем на моём ригидном мтб, к которому я приспособился за годы. Руки хорошо отрабатывают кочки как вилка, и не нуждаются в обслуживании.
Цепь обычная кмс для 1ск. Думал не подойдет под переднюю звезду, которая под 9/10/11ск, но всё работает отлично.
На обслуживание цепи можно полностью забить или изредка прочищать вдшкой. Ни о каком мытье и речи нет. В худшем случае можно просто через 2500км поменять две звезды с цепью и получить новую трансмиссию.
Руль плоский. Почему не баранка? Баранка выглядит громоздко и занижает посадку, а как я написал ранее, достаточно высокая посадка это ключевой фактор комфорта и отсутствие боли в шее.
Плоский руль спилил до 47см. Получилось минималистично и дополнительно подняло корпус. К тому же узкий хват выделяет плечи и выглядишь спортивнее.
Педали конечно же только топталки. Это велосамокат и нужно ездить в любой обуви. Нормальные топталки на али сейчас только TMAC, у них вогнутый профиль. Подошва цепляется в ямку, предотвращая соскальзывание. Они это позиционируют как новый вау-tech, но раньше я уже брал с таобао Cycletrack CK-68 с вогнутым профилем (их уже больше не выпускают даже в гугле не ищутся).
Седло подобрал не узкое, чтобы не страдать, но и не сильно широкое, чтобы не выглядело диваном. Первая катка после зимы - никакой боли в пятой точке.
Вес получился 8.2кг. Хотя вес вообще не был в приоритете.
Итоговая цена ~52тр на момент покупок частей по курсу бакса 100-120р.
Катаю уже неделю. Полёт отличный.