Пятница 23 Июня 2017г.

Мелочи жизни походной (записки сумаcшедшего)



Откатав по разным велопоходам с десяток лет, начав с «Туриста» и джинсовых шортов, и докатившись до сегодняшнего состояния , решил поделиться опытом касаемо мелочей, которые, на мой взгляд, делают жизнь в походе комфортнее. Также упомяну некоторые прописные истины, на которые, полагаю, стоит обратить лишний раз внимание. В большей степени эта писанина рассчитана на помощь в начинании замечательного дела велотуризма, но вдруг и уже «матерые» что-то извлекут для себя полезное. Изложенное здесь применимо главным образом к «полноценным» походам, но и для покатушек в стиле «от отеля к отелю через пляж», или ПВД, тоже что-то найдется. Что кому покажется смешным – смейтесь на здоровье, это продлевает жизнь.

АКСИОМЫ

Америку я не открою, если скажу, что все в экипировке должно быть подчинено уменьшению веса. Не велосипедиста (он и так облегчается, сбрасывая за время похода по несколько килограммов; и чем тяжелее эта самая экипировка, тем интенсивнее это происходит ), а, собственно, самой этой снаряги. Как гласит пословица – копейка рубль бережет, ну а грамм, соответственно – килограмм. Сэкономив «везде по чуть-чуть», в итоге можем набрать приятно отсутствующий балласт.  Но, когда будешь сверлить дырки в ложке, ограничься только ручкой, не то рискуешь иметь проблемы, когда на ужин будет сварен суп . 
Второй момент – ничего не должно быть хлопчатобумажного. Ни одежды, ни полотенца. Намокнет – замучаешься сушить. Сейчас есть хороший выбор современных походных шмоток из синтетики, можно себе любимому доставить удовольствие.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Необходимость шлема не обсуждается. Грохнуться можно когда и где угодно. Я предлагаю посмотреть на это под другим углом. Если вдруг  ты полон самоуверенности или тебе наплевать на собственное здоровье, то подумай, сколько хлопот ты доставишь своей травмой товарищам по походу, ведь это может привести даже к сходу с маршрута сопровождающего тебя до больницы или всей группы. Например, в Коста-Рике, один из наших, на совершенно пустынной светлой дорожке, решил исполнить «полет шмеля». Раскололся шлем, голова осталась цела. Хэппи энд.

Запасные глаза в контейнере с физиологическим раствором возить тяжело, поэтому стоит взять очки. Лучше пару. Темные и прозрачные - для езды ночью или в пасмурную погоду. Можно обойтись сменными линзами, но я ушел от этого варианта – надоело переставлять и протирать их после этого.  Да и в случае потери страховка. Печальный пример езды без очков тоже есть, но я не буду его упоминать из чувства деликатности и уважения к этому человеку.

При размещении груза на багажнике перекрывается задняя мигалка,  расположенная на подседельнике. Существуют модели с креплением сбоку на перо, имеет смысл обзавестись такой. Я же поступил так: к обычной мигалке вместо хомута прикрепил узкую алюминиевую полоску длиной 10 сантиметров и просовываю ее при необходимости езды в темноте сверху багажа под стропу. Каждому, в зависимости от конструкции его багажа, надо продумать способ крепления заднего фонаря. Это может быть пришитая на велорюкзак-«штаны» петля, в которую будет вставляться клипса мигалки. Главное, чтобы пучок света при этом был направлен на едущие сзади автомобили, а не летящие вверху самолеты.

Передний свет тоже нужен обязательно. При наличии и совместимости со шлемом мощного налобника можно обойтись и без фары, но, если не исключается частая езда в темноте, надо взять легкий светодиодный дивайс на руль.

Не запускаем болячки. Мой друг, при путешествии по Мадагаскару, не обратил внимания на полученную небольшую ранку на ноге. В итоге он оказался обессиленным несколько дней,  и пришлось срочно искать местного доктора.

Еще один момент, из разряда «веди себя в школе хорошо » - не лихачить. Понятно, что все мы виртуозно владеем велосипедом, но давайте показывать это мастерство где-нибудь в Самарской Луке. Одно дело получить травму в районе Красной Глинки, и совсем другое – за тысячи километров от дома. Прекрасно помню, как в Черногории перелетел через ограждение и поймал головой землю. Решил «схалявить» в горку, зацепился за грузовик… Бог миловал тогда, заклеился пластырем и поехал дальше. Так что передвигаться надо «с некоторым запасом прочности» и без «подвигов».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

Идеальный вариант – ехать с уже известными тебе людьми, с которыми находишь общий язык. Неплохо бы при формировании группы устроить «скатку» в ПВД. Но не всегда это возможно. Тут уж получается лотерея, или обретешь новых друзей, или с кем-то будешь чувствовать себя дискомфортно.

Я условно разделяю людей, сильно увлеченных велосипедом (кроме «тусовщиков»), на «спортсменов»  и «туристов». Для походного дела необходимы качества, присущие последним. Здесь важнее не сила, а выносливость; не стремление к победе, а моральная стойкость переносить постоянные трудности, способность не падать духом в казалось бы безвыходной ситуации.

Касательно максимального количества участников похода мнения сильно различаются. Мое – от двух до четырех человек. Чем больше людей, тем больше разногласий, труднее даже меню согласовать. Или еще довод: небольшой группе проще проброситься рейсовым автобусом или попуткой; бывает, что место на стоянке находится только для одной/двух палаток.

ГИГИЕНА

При возможности, место для стоянки надо искать у воды. Это понятно. Но не всегда получается так сделать. Иногда, когда известно, что ночевка будет «на сухую», вода набирается заранее. Для этого стоит возить с собой пару 1,5 литровых пластиковых бутылок. Я их раньше сминал, чтоб меньше места занимали, потом «выдувал» обратно. Обязательное условие для походного велосипеда – 2 фляги на раме. Чем больше воды возможно залить для ночевки, тем приятнее и чище она будет.

В условиях, когда помыться перед сном не предоставляется возможным, выручить могут влажные салфетки. Рекомендую всегда их иметь в необходимом количестве. Обтереться ими можно с головы до ног. Потом их можно использовать вторично – утром  протереть цепь у велосипеда и колышки палатки от земли. Они помогут  тебе также в автобусе, поезде или просто на дневном отдыхе в тени под пальмой.

При дефиците воды помыть руки можно очень экономно. Меня этому способу научили, когда я водил поезда. Не было у нас в электровозе умывальника…  Так вот, набираешь полный рот воды, наклоняешься, и тонкой струйкой поливаешь себе на руки, растирая мыло. За один глоток получаем чистоту. Но главное в этот момент не отвечать на внезапно заданный тебе вопрос .

Существует спиртовой гель для дезинфекции грязных рук – не чисто, но безопасно получается. Еще есть спецсредство для «сухого мытья» рук - грязь скатывается и отваливается, но это, на мой взгляд, все же лишнее.

Когда-то я купил зубную пасту в маленьком 30-ти граммовом полиэтиленовом тюбике, теперь перед каждым походом, выдавив из него воздух, заряжаю его необходимым количеством пасты на предстоящий вояж, из другого большого. Чтобы лишнего не таскать. Зубную щетку надо держать в пакетике по размеру, не надо футляров.

От куска мыла имеет смысл дома отрезать половину и положить ее в тряпичный мешочек, а тот – в пакет из-под молока. Хотя, отправляясь в дальний поход, мыло можно купить на месте, общее на всех, и в целом виде. При желании, берется шампунь в дозированных пакетиках, но нет проблем обойтись тем же мылом.

В баночке из-под витаминов можно взять с собой стиральный порошок на пару/тройку стирок. Стиральная машина у нас будет представлена мешком для мусора. Технология следующая : заходим в водоем по колено, кладем в мешок веломайку, насыпаем  порошок, зачерпываем немного воды, выгоняем воздух, наматываем верх мешка на палец руки и, опустив всю эту конструкцию в воду (не в воздухе!) совершаем характерные движения руками.

Пара больших булавок с застежкой, взятых в поездку, позволит прикрепить выстиранные носки на рюкзак для просушки во время движения. Также булавка нужна, чтобы выковырять засевший в покрышке осколок стекла.

Не забудь отмотать в поход «страховочной ленты» - туалетной бумаги, хотя, при возможности, ручеек с мылом будет гигиеничнее. И этот «рулончик универсальный» также применим и в других случаях: вытереть посуду при отсутствии воды, руки после очистки жирной рыбы к пиву , как одноразовый носовой платок.

Перед  дальней поездкой посещаем парикмахерскую, стрижем ногти на руках/ногах, бреем подмышки. Гурманы бреют также ноги .

АПТЕЧКА

Самые распространенные проблемы в походах – с желудком и травмы. Исходим из этого. Каждый должен иметь минимальный набор. В большом походе надо сделать еще и общую аптечку со специфическими препаратами.

От стеклянной тары отказываемся, пересыпаем все в пластик. Упаковки выбрасываем, а инструкции оставляем. Йод берем в виде фломастера, заправляем его по необходимости.  Перекись водорода заменяется таблетками гидроперита.

Бальзам «Спасатель» - волшебное средство. Как-то раз, передвигаясь пешком целый день по джунглям, получил неслабые  натертости. На ночь намазался, утром - как новенький, за исключением тех мест, которые пропустил в  темноте.  Сейчас его вроде переименовали в «Ратовник».

Гигиеническая губная помада бывает просто необходима. Были мы замечательной компанией, вчетвером, в Иордании. У троих помада была, а у четвертого – нет. Он сначала по-дружески так подтрунивал над нами, а потом стал искать в тамошних аптеках такое же средство.

Крем от солнца – не атрибут «гламурных мальчиков», а средство от ожогов. Во Вьетнаме мои руки обуглились, с тех пор стараюсь такого не допускать.

УПАКОВКА ВЕЛОСИПЕДА

Перво-наперво хочу сказать: если уж ты решил заняться переездами/перелетами вместе со своим железным конем, надо быть готовым к тому, что сохранить первозданную красоту его внешнего вида не удастся. Здесь включается принцип  - не до жиру, быть бы живу. Лишь бы все «фунциклировало». Вариант – завести еще один (третий, четвертый) вел, специально для путешествий. Такое встречается.

Правила железной дороги требуют наличие чехла. Но не регламентируют его вид, оставляя непаханое поле для творчества веломасс. И последние пускаются в оное. Ну а поскольку я являюсь «жертвой минимализма», то пошел в магазин, купил 1 метр 80 сантиметров полутораметровой самой тонкой синтетической ткани, сложил ее пополам, прострочил по бокам, пришил сверху несколько завязок – все. Вес получился 180 граммов, себестоимость 85 рублей. Никаких лямок, молний не надо. Нет проблем захватить упакованный вел под раму и перетащить по вокзалу. Из чехла при перевозке в поезде торчит половина руля и опущенное седло – нет проблем. Это не запрещено. Чехол нужен? Он есть! Досталось же ему за эти годы! Сейчас на нём уже множество заплаток, но он продолжает стойко выполнять свои функции. А функции у чехла – сугубо визуальные. Никакой, даже фирменный, чехол не убережет вел, если тот будут кидать грузчики в аэропорту. В конце концов, он пострадает от собственных привязанных сбоку колес или руля. Так зачем же покупать дорогие, да еще и тяжелые вещи и потом получать тот же результат? Хотя нет, результат будет немного другим – ноги подкачаются чуточку посильнее, ведь фирменный чехол раз в пять потяжелее будет…  К чехлу надо относиться как к расходному материалу. Когда его изорвут в хлам – сошьем новый, ведь найдутся же еще 85 рублей в кошельке?

Для поезда надо снять переднее колесо и левую педаль, руль развернуть вправо вместе с вилкой, в вилку вставить заглушку (взять бесплатно в веломагазине вместе с заглушками в ось втулки), седло опустить, передачу поставить 1:1 (чтоб спрятался переклюк), эксцентрик вынуть, а колесо поставить на правую педаль.  Я изготовил кучу строп с затягивающимися пряжками (это как на рюкзаках, лямки) – ими очень удобно фиксировать снимаемые с велика части. Например, длиной 45 сантиметров и шириной 2 сантиметра. Если крепить скотчем, то потом приходится отмывать раму от липкого оставшегося на ней слоя; пластиковые хомуты лопаются (прилетев в Бангкок, мой друг обнаружил, что все хомуты как будто перерезали ножом, все болталось;  мой вел был в порядке).  Левую педаль можно и не снимать, но тогда с той стороны тащить велик будет неудобно, и она будет торчать между полок в плацкартном вагоне, а запихнуть сей агрегат за сиденья в сидячем вагоне не получится. Велики без проблем кладутся поперек багажных полок в плацкарте, но в новых вагонах придумали закрывать у этих полок торцы – вот здесь приходится помучиться.

Для авиаперелетов чехол не регламентирован, но исторически сложилось, что упаковывают в него же. Я пробовал и в урезанной коробке от велика, но это громоздко и ее потом где-то оставлять надо. В итоге стал поступать так - снимаю: хрупкий крепеж компа, цепь, задний переклюк  (не вынимая из него трос, естественно), переднее колесо, эксцентрик, обе педали, седло, подседельный хомут, руль вынимаю из выноса, рубашки – из гнезд на раме, разворачиваю вилку с выносом на 180 градусов (упомянутой стропой через дырку от руля к раме фиксирую), руль креплю вдоль рамы справа (обратить внимание на безопасность манеток – обернуть мягким вспененным материалом и поверх сделать «скорлупу» от пластиковой бутылки + скотч), колесо – справа, седло – в треугольник рамы, переклюк – в неуязвимое место в раме, педали, цепь и эксцентрик с хомутом можно положить в сдаваемый багаж. Педали можно также вкрутить обратно, но изнутри каждую. В вилку и ось втулки надо вставить заглушки и закрепить скотчем. Если не защитить ось, то при ударе она может погнуться внутрь так, что потом эксцентрик не полезет. Если надо снять и заднее колесо, то так же защищаем ось и  крепим тоже справа. Тогда  на его место надо вставить распорку (деревянная палочка с шурупами по концам или сквозной дыркой под эксцентрик). Колеса имеет смысл сразу подспустить, требуют не всегда, но если заставят, нарушится крепость крепления их к раме.  Теперь все это можно обернуть ковриком – и в чехол. А можно и без коврика тоже.

Снятие заднего колеса иногда необходимо. Например, а/к S7 ограничивает габариты бесплатного багажа 203 сантиметрами, или  в поездах Таиланда просто невозможно засунуть велик с задним колесом в багажный отсек. В поездах Норвегии можно сэкономить приятную сумму, если велосипед будет выглядеть «просто багажом» - там вел прописан отдельной строкой в тарифах.

СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Много споров было, где перевозить багаж – на велосипеде или велосипедисте. Мои столичные друзья называют езду без багажника «самарской школой». Я пробовал и со «штанами» и только с заплечником. В итоге пришел к компромиссному решению – часть на веле, часть за плечами. Да, на ровном асфальте хочется иметь спину пустой, но когда прешься в гору по конской тропе, тащя велик руками, сразу становится очевидным преимущество рюкзака.

Я пошил из толстой непромокаемой ткани большой цилиндрический мешок с затяжкой, и креплю его вдоль багажника , обернув длинными стропами шириной 25/30 миллиметров. Должен заметить, что пряжки для строп бывают разного качества, надо выбирать помощнее. Обзаведясь достаточным количеством длинных строп, получаем возможность крепить сверху/по бокам дополнительные шмотки, например пендель (быстро можно снять на привале) и сандалии. Карты в упаковке от дождя у меня также едут сверху этого цилиндра.

Попутешествовав ещё немного, уже после написания абзаца выше, прихожу к следующему выводу: способ перевозки груза зависит от нескольких факторов - возраста велотуриста, его физического здоровья, предполагаемого маршрута и темпа передвижения, а также типа велосипеда (хардтейл или двухподвес). В 25 лет вполне нормально носиться с рюкзаком за спиной, а в 40 уже хочется спокойной езды со «штанами» на багажнике .

АПГРЕЙД КОВРИКА

Коврики бывают разные. Самонадувающиеся – или тяжелые, или дорогие. Если такой проткнется/прожжется,  рискуешь спать в тесном контакте с холодной матушкой – землей. Велосипед в самолет им также не обернешь. Бывают другие - тонкие, фольгированные.  Попадется под таким камушек под бок – что есть коврик, что нет. Еще бывают классические, «ижевские». Их недостаток – громоздкость. Я его устранил по-своему. Они из двух слоев состоят, один слой я вдоль посередине  прорезал, коврик сложил по этому разрезу, и скрутил его, стянув двумя стропами. Поначалу материал сопротивлялся, но потом привык. В разложенном виде, конечно, правильной геометрической формы не наблюдается, но на качество сна этот прискорбный факт никак не влияет. Да, появляется некоторое неудобство при закреплении такого «пенька» на «штанах» (креплю стропами сверху), зато весьма удобно использовать его как сиденье на привалах. Я внутрь этой скрутки помещаю литровую пластиковую бутылку (под воду на ночь) и всё это в пошитом чехле спокойно ставлю на землю и сажусь.

БЕРЕЖЕМ СНАРЯГУ

Когда я купил свою первую палатку, у меня не возникло сомнений, куда класть коврик. Не В, а ПОД палатку. Аргументирую: всякие камушки/веточки/скошенная трава при постоянной компрессии  со стороны спящих велотел приводят к износу днища палатки, проткнуть его вообще проще простого. Коврик снизу создает защитную прокладку, да и дно элементарно чище будет. Как я говорил, коврик я складываю пополам, так вот на землю я кладу ту сторону, которая складывается вовнутрь,  и в итоге получаю  чистоту везде – и на дне палатки, и снаружи сложенного  и скрученного коврика. Поменять потертый коврик несравненно дешевле замены палатки.

Для просушки тента палатки по утрам от росы/дождя имеет смысл взять пару тонких веревок по полметра, ими хорошо привязывать полотнище между деревьями. Постиравшись, и труселя можно будет на них же развесить.

Ты ведь убираешься у себя дома, не так ли? Палатка – это загородный мобильный дом, он так же должен содержаться в чистоте. Перед сворачиванием, выверни ее наизнанку, вытряхни весь песок, всех пауков. Можно, не снимая каркаса и открыв вход, поднять ее над головой и вытрясти, наклоняя в разные стороны.

Как хранить дома спальник, известно – не в компрессионнике, он теряет свои теплоизолирующие свойства. Стирки также не способствуют улучшению его качеств. Их надо минимизировать. Для этого его надо меньше пачкать. Надевая всегда на ночь белье/носки/тонкую шапку мы убережем мешочек от засаливания. Если вдруг под утро в дверь палатки постучится Дубак, я одеваю дополнительно верхнюю одежду, вывернув ее наизнанку. Исхожу из того, что белье постирать проще, чем спальник.

Отдельная чистая тряпочка в пакетике позволит линзам очков оставаться чистыми. Тем более, если помыть их с мылом утром в ручейке.

Рюкзак на землю я ставлю на подстилку из палаточной ткани,  и он мне благодарен за это .

СПАСЕНИЕ ОТ КОМАРОВ

Можно облиться с головы до ног химией. Я не сторонник этого метода, поэтому применяю «механические средства». В рыбацком магазине за 30 рублей продается легкая шапка - накомарник. Легкие и широкие штаны и куртка защищают тело. Да, бывает жарковато, но что ж делать… У больших х/б рабочих (не вязаных!) перчаток обрезал пальцы; от старых шерстяных носков – верх (с нижним краем по профилю обуви) и пришил к нему лямку вокруг стопы. Ведь, когда сидишь, штаны задираются, и комарики нисколько не брезгуют кусать тебя сквозь носки…

ПЫТАЕМСЯ ОСТАТЬСЯ СУХИМИ В ДОЖДЬ

Это бесполезно. Человечество еще не создало волшебного средства. Будешь в любом случае мокрый; или снаружи будет влага поступать, или изнутри образуется. Речь может идти только об относительной сухости. Если позволяют деньги – купи самую дорогую мембрану, убедись, что чудес не бывает.  Пока, во всяком случае. Хорошее термобелье по крайней мере позволит быстрее высохнуть, когда дождь прекратится.

На стоянке или длительном спуске с перевала хорош будет простой дождевик с проклеенными швами, но педалить в нем не стоит, упреешь. Можно взять элементарный полиэтиленовый плащ, но он весь слипнется, да и порвется быстро.

Если предстоит ехать под дождем по асфальту и ты в контактной обуви, некоторым спасением будут мешки для мусора (на 30 литров) или просто упаковочные пакеты достаточного размера, надетые поверх туфель. Сверху них надеваем отрезанную часть от старых женских колготок и спокойно встёгиваемся в педали. Пакеты потом выбрасываем, а колготки прополаскиваем в воде и используем в следующий раз. Но если у тебя несколько подруг, и они регулярно снабжают тебя рваными колготками, то полосканием можно пренебречь . Но стоит помнить – при длительном пребывании в полиэтилене начинают скапливаться собственные испарения, нельзя этим злоупотреблять, а при частом спешивании и ходьбе пешком эти самые мешки превращаются в хлам.

На рюкзаки – чехлы от дождя. Спальник и спальное белье – в несколько пакетов. Даже с чехлом, на дне рюкзака скапливается вода. Вниз эти вещи не класть. Урал научил.

Документы – в пакеты с застежкой. В пару/тройку. Всегда. Откатав под дождями Карелии и сохранив сухим свой паспорт, я достал его для посадки в поезд и потом не убрал обратно в пакет. Мое место было внизу, в последнем купе. Под полку я убрал рюкзак.  А через стенку, в туалете, протекала труба. Паспорт обиделся на меня…/p>

Заготовь заранее пакет, который  наденешь поверх фотоаппарата в чехле, висящего на поясе. Ну, или вообще его убрать в рюкзак и остаться без интересных снимков – тоже вариант.

Да, можно же зонтик захватить! Но это надо уметь уверенно ездить, держась за руль только одной рукой…

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  БАРАХЛО

Замечательная вещь – пузырьки с капельницей из-под «Нафтизина» или глазных капель. В такие надо заправить и подписать, а чтоб  не стерлось – заклеить прозрачным скотчем: масло для цепи (для сухих/сырых условий); WD-40 (аккуратно нацедить из баллона); средство для мытья посуды. «Вэдэшка» - вещь нужная. И для плохо работающих контактных педалей, и для тросиков, и прочего. Возить один большой баллон не стоит, лучше у каждого понемногу. Тут и вероятность потери, да и теоретически в самолете баллоны нельзя возить.

«Джентльменский набор» - насос, запасная камера, клей, шкурка, заплатки, монтажки – понятно, всегда и везде с собой.

Резиновые перчатки с обрезанными лишними манжетами, если длинные, позволят ухаживать за цепью и сохранять руки чистыми. Матерчатые не годятся – они впитывают масляную грязь. Не забудь запастись кусочками ветоши. Я беру по 2 штуки на день похода.

Запасной петух – его надо иметь обязательно! Однажды мы с Костей Акчуриным умудрились в одном ПВД в Луке поломать каждый свой и потопали по домам. Надеяться, что сделаешь сингл–спид  не стоит, ерунда это.

Запасной замок на цепь и ремонтные двухступенчатые ПИНы – мелочи, которые позволят продолжить движение. Еще пару колечек от цепи возьми, они теряются при раскрытом замке.

Тормозные колодки – при необходимости.

Захвати также запасной тросик для переклюка, он не тяжелый, но требовался в походе уже не раз.

Не забудь несколько спиц – передних меньше, задних больше.

«Дедовский» способ чинить покрышку с помощью толстых ниток и куска армированной резины еще никто не отменял. Мощная игла нужна для этого тоже. Если заготовишь из старой покрышки пару заплаток с обточенными «на нет» на крупной шкурке краями, и наклеишь на них двусторонний скотч – это будет находкой при получении некрупного пореза покрышки.

Специальное синтетическое полотенце, конечно, впитывает хуже хэбэшного, но сохнет потом быстрее.

Ложки из алюминиевого сплава бывают разной упругости – выбери пожестче, чтоб тушенку ковырять можно было . Для чая вполне пластиковая подойдет. Кружка у меня пластиковая, ручку я обрезал (но это уже для компактности, не из-за веса ). Миска – легчайшая металлическая (лучше жир отмывается), из рыбацкого магазина, за 30 рублей.

Когда – то я придумал возить в качестве подушки пакет из–под вина. У него есть клапан, его можно надувать на ночь. Недостаток – скользкий. Засовывал я его в компрессионник из-под спальника.  Потом вдруг это надоело, стал просто использовать свободные шмотки. А потом мне подарили фирменную надувную подушку .

Кто не может спать при шуме, может попробовать использовать беруши. Но к ним привыкнуть надо.

Обычные фасовочные пакеты пригодятся, когда в сельском магазине будешь покупать неупакованный хлеб или банка тушенки окажется жирной и грязной снаружи. Проявим жадность – завяжем на ночь в такой пакет открытую банку сгущенки, чтоб муравьям не досталось (если не завел себе крышку от кофе, которая замечательно подходит к сгущенке). Также, когда ночью понадобится выйти «посчитать звёзды» , а в тамбуре стоят насквозь промокшие накануне холодные кроссовки, они же, пакеты эти, надетые поверх спальных носков, помогут сделать это без неприятных ощущений.

Что еще стоит взять, так это сандалии на ремешках. Они незаменимы, если предстоят броды через реки, позволят добраться до воды по болотистому берегу, чтобы помыть посуду, да и просто в отеле принять душ или дать отдых ногам в поезде.

Как бывает здорово посидеть с друзьями у костра за кружечкой вина или чего покрепче! Но эти замечательные напитки обычно продаются в стеклянной таре. Взятая с собой 0,5- литровая пластиковая бутылка позволит перелить вожделенную жидкость прямо у магазина в деревне, а  тару сдать обратно . Не надо возить стекло туда-сюда (про замусоривание природы я не говорю, ведь ты не бросишь эту стеклянную бутылку в лесу?).

Кошелек в походе прекрасно заменяется пакетом из-под молока, перетянутым резинкой – так легче.

Мне часто приходится чистить от грязи контактный шип на обуви, поэтому я держу в быстром доступе маленькую отверточку.

Взвесил и сравнил набор шестигранников и те же необходимые ключи, но россыпью. Разница – 30 граммов, в пользу последних. В большой группе, да еще и из одного города, имеет смысл взять пару/тройку комплектов, чтоб не возить каждому.

Небольшой остаток изоленты в рулоне пригодится, например, закрутить отрезанный угол пачки макарон.

Если в походе предстоит большое количество бродов в ледяной воде, то выручить могут носки из неопрена. Это в которых дайверы ныряют. Дорогие, заразы, но позволяют спокойно перетаскивать вещи через речки. Не представляю, что бы мы делали без них в Исландии…

«Штаны» и заплечник в самолет можно сдавать, упакованные в большие прочные мешки для мусора по размеру (на 240 литров, например). Это поможет уберечь бегунки на молниях и болтающиеся стропы от зацепления/обрыва на транспортере. Для крепости, снаружи вокруг надо несколько раз обмотать скотчем, лучше цветным, чтоб сразу отличить свой багаж в куче подобного. Взятый на обратную дорогу второй такой мешок можно использовать в походе для спасения от дождя вещей при установке/сворачивании лагеря.

БАРАХЛО КОЛЛЕКТИВНОЕ

Запасная кевларовая покрышка быть должна. Выходили из строя уже внезапно, причем известных марок.

Съемник кассеты + легкий (возможно, самодельный; например, просто просверлить дырку в съёмнике и вставлять толстый шестигранник) ключ к нему + хлыст позволят заменить лопнувшие с правой стороны спицы. Хлыст надо взять совмещённый с ключом для педалей на 15. Не всегда удаётся отвернуть педали шестигранником – прикипают.

Титановый кольцевой ключ для спиц (ну или чугунный, на худой конец…)

Ключи для конусов втулок – нужны, пригождались уже внезапно.

Выжимка цепи. ПИНы и замки уже упоминались, это у каждого должно быть.

Маленькие легкие пассатижи.

Тросовый замок – один или два на группу.

Ветрозащита для горелки.  Делается из толстой фольги (от старой духовки электроплиты например) – не надо покупать дорогую и тяжелую складную. Исключение – поездка в Исландию. Там настолько сильные ветра, что приходится даже покупную ветрозащиту придавливать грузом. Фольга там бесполезна будет…

Нетолстые х/б перчатки сделают процесс приготовления на горелке и раздачи пищи более успешным. Можно обойтись теми, в которых покрышку разбортовываешь (если используешь такие).

Для покупки и транспортировки бензина советую купить в «Триал-спорте» литровую металлическую флягу «Chinook» за 200 рублей. У неё крупная резьба, при набухании пробки от бензина легче закручивать. Ну или дополнительный фирменный баллон для горелки, в него тоже влезает пистолет на заправке. А в пластик заправляться запрещено, да и лопается он иногда. В Румынии, когда у едущего впереди меня товарища  полилось из «штанов», я понял, что это случилось.

Логичным мне представляется заранее предусмотреть, куда будут пересыпаться купленные сахар, соль, крупы. Подойдут пластиковые банки из-под майонеза или зеленого чая из «Магнита», с завинчивающимися крышками, или бутылки от йогурта . В пакетах все это рассыпается, намокает под дождем, да и просто пользоваться неудобно.

Существует интересная штука – походный фильтр для воды «Аквафор». Он навинчивается на стандартную пластиковую бутылку и позволяет переночевать у болота. Вода выдавливается нагнетаемым резиновой грушей воздухом. Грушу я снял, поставил вентиль Преста. Накачиваю велонасосом. Минус 54 грамма из багажа.

Для приготовления пищи на костре, я изготовил легкую треногу. Титана, правда не нашел , сделал из нержавейки. Позволяет в любом месте без лишних хлопот подвесить котел. Толстые х/б перчатки для кострового дела необходимы.

Если дождь – спутник похода, а готовишь на костре, сухое горючее не будет лишним.

Классический способ мытья котла – пучком травы и песком. Но не всегда песок находится. Металлическая мочалка выручит на каждой стоянке.

Бывает, ломаются багажники. Каждый случай ремонта индивидуален, но, к примеру, целый моток изоленты или скотча, взятый на группу, может позволить примотать к сломавшейся стойке палку.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ГЛУПЫХ СОВЕТОВ

К палаткам порой прикладывают колышки «про запас» - посчитай, сколько надо для нормальной установки и оставь лишние дома. Если они у тебя из железа – замени на дюралевые, 10 рублей/штука. Сними штормовые оттяжки, если они не нужны.

Каркас от палатки складываем так: берем сразу обе дуги в руку, и складываем, словно одну. В 2 раза меньше работы получается .

Насос мультитопливной горелки перевозим, не вынимая из баллона.  Не забываем стравливать каждый раз давление. Крышку от баллона оставляем дома.

Ключи от квартиры, где деньги лежат, можно не таскать с собой по другому континенту, а оставить соседям или родным. Ну или снять со связки все лишнее – ключи от гаража, брелки, ножи, топоры…

Перед поездкой имеет смысл заранее стронуть прикипевшие педали с резьбы, чтоб на вокзале пот не лить.

Если фотографировать с выключенным экраном, смотря в видоискатель, и вынимать батарейки из фотика на ночь, можно сэкономить на лишнем комплекте элементов питания. Речь не про деньги, а снова про вес.

Когда расстелешь коврик на земле - приляг, проверь, не мешает ли какая спрятавшаяся в траве шишка. Потом, с палаткой и спящим в ней соседом, уже не столь удобно будет добиваться комфорта.

Поставил вечером лагерь – сразу убери все ненужное в тамбур, часто выпадает роса или дождь вдруг пойти может.

Не только ты, но и мышки бывают голодными – убирай на ночь продукты в палатку или подвешивай на дерево. Но обрати внимание, чтобы шелест пакетов на ветру не мешал спать.

Спальник засовывать в компрессионный мешок удобнее «хаотично заталкивая», а не скручивая. Глядишь, так и утеплитель будет служить дольше, раз по-разному его мнут.

Утром, перед тем как надеть, проверь шлем – это любимое место для новоселья всяких паучков.

Спички можно купить специальные, не боящиеся влаги, ну а то, что их надо держать в пакете – понятно каждому.

Велофляги лучше покупать с крышкой, закрывающей соску. В противном случае последняя покрывается пылью и грязью, и получается, что не только пьешь, но и ешь . Раньше я об этом не догадывался, поэтому пришлось оснащать уже купленные фляги колпачками от разных флакончиков по размеру, привязанными на леске.

Несколько отрезанных от камеры резинок, постоянно живущих на грипсах – хороший стояночный тормоз, особенно при перевозке велов в транспорте.

Мы успешно применяем на стоянках стыковку велосов «вальтом», когда не к чему их прислонить. У меня в походах постоянно болтаются на выносе две короткие стропы с пряжкой. Ставим велы левыми сторонами друг к другу (чтобы иметь возможность цепь чистить), торцами рулей упираем в сёдла, крепим стропами и зажимаем тормоза резинками. Но это если рога есть на руле.

У котлов для горелки можно убрать ручки, с крышки тоже - ведь все равно перчатками для горячего приходится пользоваться.

Даже если ты говоришь на английском лучше, чем на «великом и могучем», калькулятор поможет тебе в глухих местах за границей узнать цену на продукты и поторговаться, ведь не все столь продвинуты в лингвистике.

Если ты не премьер-министр и можешь обойтись пару недель без телефонной связи, то свой аппарат можно в поход не брать.  Достаточно пары телефонов на группу для общения  эсэмсками с родными. Расходы всегда можно возместить. Например, пивом .

В походе, большем, чем ПВД, надо сделать общую кассу. Она пойдет на закупки продуктов, на транспорт, и другие расходы, касающиеся всех одинаково. Ну а дополнительные «опции» каждый позволяет себе за собственный счет. Вполне справедливо. Обычно «казначеем» являюсь я, поэтому завел отдельный подписанный пакет с резинкой.

Я разрезал атлас Самарской области на листы, заклеил их прозрачным скотчем (пожалел денег на ламинацию ), и беру только ту часть, куда собираюсь ехать в предстоящем ПВД. Ну а распечатанные листы с картами зарубежья хорошо вставить в папку с файлами. И дождь почти не страшен им.

Когда после похода снимешь багажник с велосипеда, закрути опять в нижние отверстия винты, это убережет их от забивания грязью и необходимости прочистки.

Сейчас жизнь туриста сильно облегчилась – появились телевизоры с плоским экраном. Их гораздо проще перевозить в походе, нежели старые, с трубкой – кинескопом. Но не увлекайся размером, возьми с диагональю среднего значения.

Ну и напоследок напомню немаловажное. Мешки для мусора пригодны также и для прямого использования. Имей их всегда с собой. Не оставляй ничего после себя, забери свой мусор и уберись за товарищем , если он свинячит. Довезти это до первого мусорного контейнера совсем не трудно, а совесть твоя будет чиста, как и место, где ты провел ночь.

 

Легких дорог и положительных эмоций тебе на просторах планеты!

 

Пантин Михаил (Mishvel)

2010-2014

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100