Воскресенье 28 Мая 2017г.

Прочие отчеты. Сплав по реке Сакмара 9–14 (10–13) июня 2007

Автор отчёта — Наталья Костылева AKA Nataska_s_k.

Участники: Наталья Костылева AKA Nataska_s_k, Константин Акчурин AKA Константин, Данил Отбеткин AKA Danil, Сергей Учеватов.

9 июня. Самара.
10 июня. Заброска Оренбург — Юлдыбаево. Сплав Юлдыбаево — Яман-Таш.
11 июня. Яман-Таш — Староякупово — Нижнегалеево.
12 июня. Остров — Баракал — Гранатовая долина.
13 июня. Гранатовая долина. — Детский лагерь Березка. — Янтышево.
14 июня. Самара.


САКМАРА, правый приток Урала (Башкортостан и Оренбургская обл.). Длина 798 км. Берёт начало на вост. склоне хр. Уралтау. В русле перекаты, пороги, протоки. Половодье в апреле — июне (65 дней, 66 % годового стока). Питание преимущественно снеговое. Сплавная река. В устье — г. Оренбург.

Как все начиналось? С ветки в форуме.

По отчетам, это одна из самых интересных (сложных?) уральских речек. Сплав на байдарках был запланирован на участке от Юлдыбаево до города(ж.д. станции) Кувандык . Всего 185 км на 4 почти полных ходовых дня (возможен сокращенный вариант до Чураево — 153 км или если совсем "не пойдет" то до Янтышево — 89 км). Возможный вариант по более верхнему участку реки от Абдулкаримово был отсеян из-за плотины и возможно низкой воды в июне. В итоге, кокретный участок определялся по ситуции и возможностей команд.


9 июня. Самара.

Самый сложный этап в сплаве — заброска :). Ошибочно собирать все вещи в центре Самары и потом пытаться поймать желательно вместительную машину, с целью переместить всю эту груду ближе к поезду.

Ожидая объявления поезда, начинаем торговлю снаряжением, но покупатель оказался не богатым, забрал только лишний спальник.


10 июня. Заброска Оренбург — Юлдыбаево. Сплав Юлдыбаево — Яман-Таш.

Поезд прибывает в Оренбург в 5:10 MSK, проспав прибытие, выгружаемся последними, вагон в этот момент уже пытаются отогнать, что-то из вещей чуть не забыли.

На вокзальной площади уже должно ждать такси ("вишневая" девятка с прицепом), вишневый оказывается баклажановым, а прицеп— верхним багажником :). Докупаемся веревкой на рыночке, чтобы не растерять байдарки по дороге. часть рюкзаков в салоне на руках.

Дорога из Оренбурга ровная, степная, свободная от машин (еще бы, все-таки воскресное утро). Пытаемся еще поспать. Невнимательно относимся к вопросу таксиста, по какой дороге ехать (через Саракташ или Тюльган). Вроде через Тюльган. Эээ-х карту надо доставать :). Как то не думается, что может оказаться два Юлдыбаево (Yandex сейчас выдал даже три). И находятся они все в одном направлении. Итог: лишних 50+50 км до Мраково с осмотром композиции "медвед", закупкой хлеба и народных гуляний. Ах да, еще посетили шиномонтажку для пополнения ремкомплекта. :) Погода не жаркая.

Через Саракташ или даже через Кувалдык дорога ближе и лучше. Лично меня в начале пугало, что едем по грунтовкам :). Чем ближе к точке старта, тем выше горы вокруг, тем чаще моросит дождь.

И вот, пересекаем Зилаир, Крепостной Зилаир, Сакмара!

Собирать байдарки удобнее со стороны села: спуск для машины, место для сбора, укрытие под мостом (пригодилось, т.к. дождь постоянно гулял рядом)
Перекус, сборка байдарок, сразу же клеимся, пакуемся, инструктаж, запасаемся водой в селе из родничка (юлдыбаевские гуси самые модные :), с пирсингом в носу из пера)

Связь у Юлдыбаево: Мегафон и Билайн (МТС, Смартс нет)

Экипаж 1: Костя и я на ПВХ-шной шкуре
Экипаж 2: Данил и Сергей на обычной шкуре

Темп медленный, ждем, пока Сергей освоится.
Ширина реки 10-15 метров, если становится шире — значит мель.

Река спокойная, извилистая, берег радует. Каменные скалы оттеняются березами, иной поворот покрывают сосны. Небольшие перекаты не смущают. До Малоюлдыбаево добираемся без приключений.

Второй раз сталкиваюсь с первозданным Уралом, и он вновь поглощает меня. Это мой край, мои корни, более естественную среду трудно найти.

Ложный Яман-Таш встречает высокими красивыми скалами по правому берегу, на левом хорошая стоянка с баней, т.к. вышли поздно — задумались не остановится ли здесь, но разум двигал далее.
Осмотрели порог, две ступени, обе проходятся по левому берегу, вторая ступень под камнем. Фотокамеру, как ценное, оставили на берегу...
Не очень удачно отходим от берега, в результате вместо прохода вдоль левого берега нас тянет дальше, разворачивает кормой вперед, в результате оба слива проходим кормой, второй почти впритирку к камню, срочный разворот, чтобы не налететь на последние камни, чалимся на пляже.
Байдарку оставили чуть ниже порога, вернулись к Данилу с Сергеем. Вроде бы это и не страшно, но второй экипаж не захотел повторять наш проход, был вместе с вещами перемещен ниже.

Повторный проход порога — удачно!

В пороге две ступени и народ в восторге кричит, что первая ступень — ложный, а второй Яман-Таш. Но из отчетов следует, что настоящий находится на существенном расстоянии от ложного.

Двигаемся далее. По берегам встречается дружелюбный народ с большим количеством оптики. Такого количества объективов нет ни в одном специализированном магазине.

Одна из компаний объясняет, сколько еще примерно осталось до Яман-Таша, обещает там стоянку, рекомендует идти левым берегом, еще что-то про памятник, но река нас уже уносит.

От Юлдыбаево до ложного Яман-Таша не более часа пути, еще через час появился настоящий.

Очередной поворот, видно, что впереди есть препятствие, но как идти не ясно. Чалимся в небольшой лагуне на правом берегу. Второй байдарки пока не видно. Изучаем, как пройти.

По правому берегу плоские каменные плиты, вгрызающиеся в воду, по центру точно пройти нельзя, обливной камень и ничего хорошего. Единственный путь — вдоль левого берега. Подходит второй экипаж, но почему то не воспринимает крики идти к левому берегу, финалом байдарка поворачивается боком к камню и наскакивает на него, стаскиваясь с камня экипаж активно купается (байдаркой затянуло на глубину).
Левым берегом проходим первую ступень порога Яман-Таш (а это оказался именно он), находим прекрасную стоянку с баней.
За поворотом после первой ступени гОры чуть отступают от левого берега. Уютное местечко быстро обживается палатками и веревкой для сушки. (Та самая оренбургская веревка :) пригодилась не раз). Пока готовится ужин и топится баня — темнеет. Воздух влажный от брызг в порогах, прохладно. От дома еще сохранилась "чистота тела" и в баню не хочется, тем более что я в одежде не ныряла.



11 июня. Яман-Таш — Староякупово — Нижнегалеево.

Вдоль берега в этом месте идет тропа, и утром появляются гости — трое фотографов, прибывших на дневную фотосессию.

Проклейка/прошивка, завтрак, сворачивание лагеря, разведка. Очевидно, что при большой воде в районе порога два русла, вдоль левого берега осталась каменная река с не успевшими эвакуироваться ракообразными. Своеобразный мёртвый город.

Вторая ступень смотрится непроходимой, честно думаю, что байдарки спустим ниже. На третьей вроде можно пройти слева. На горе, над третьей ступенью, на правом берегу памятник погибшим.

Вещи и вторая байдарка перемещаются ниже третьей ступени, там также красивая стоянка и есть тропа наверх.

Будем проходить и вторую, и третью ступень по главному сливу. Решено, что если байдарку развернет на камни — выпрыгиваем. Бррр. Переодеваюсь минимизируя одежду :).

Проход второй ступени — чуть влево — потом на главный слив. Ход. Свободный полет! СУПЕР!!!!

(кстати, здесь были зрители, специально сидели и ждали, когда мы пойдем)

Тормозим перед третьей ступенью, пока Данил с фотоаппаратом перебирается к ней. С воды совсем не видно слив. "Подсказку из зала" не удалось получить, ребята только махали, что готовы. Прошли хорошо, чуть-чуть поймав воды встречной волной, несколько перекатов и мы на стоянке около вещей.

Оценка порога — 2-3 категория сложности для байдарки.

При спуске второй байдарки на воду оказывается что заклеили отнюдь не всё, а тут еще и солнышко начало прятаться, то и дело начинался дождь.

Поменялись экипажами. Я оказалась у Данила на старой байдарке, Сергей у Кости. Костя выбрал переднее место. Старую Байду по максимуму облегчили, может быть даже слишком.

Далее скала, но вдоль берегов не просматривается. Что там — совсем не ясно.

А за поворотом на старте второго дня оказался не просто перекат, а шивера Питекантроп. Мы, почему-то, были впереди, хотя Байда была признана опасной и должна была проходить везде второй. Облегченный нос плохо управляем, залетаем на камень носом, при стаскивании разворачивает кормой, так, что шиверу заканчиваем задом наперед. Вторая Байда проходит нормально.

Еще на одном перекате было доказано, что управляться перпендикулярным весло почти нельзя, возврат к параллельному производила внутри переката. Далее сработались, но уже приходилось отчерпываться. Вода уходила к Данилу, так что приходилось грести чаще :).

Перед Староякупово первые (ПВХ) налетели на закол. Зачем нужны штыри — особо не видно, но черпачок теперь работал и в пвх.

Иногда налетал дождь, но препятствием он не был.

После закола сильно напугал маневр первой байдарки, когда они вдруг резко развернули судно и на всех парах пошли к стене, за что и получили порцию гнева, т.к. всего лишь прятались от дождя, а впереди абсолютно ничего не было.

Впечатляют: поселения на горе, конная переправа через реку, мелкий рогатый скот на почти отвесной горе в стиле Робинзона Крузо.

Крепостной Зилаир не крупная река, на скале — башне сидели местные жители и подтвердили наше местоположение. Река небольшая, но воды стало больше, шире русло. Появляются встречные волны, не приносящие вреда днищу.

Потрепанные силы требовали обеда :), но байдарку облегчили по максимуму и вся еда была впереди. Пришлось приложить немало сил, чтобы хоть чуть-чуть приблизится к запасу еды. С криком "Люди добрые, угостите хлебушком с колбасой" добиваемся обеда. Т.к. после прохождения порога вещи были упакованы — сильно замерзла (ноги мокрые). А погода словно пыталась подшутить, ливней не было, но солнечные лучи часто сменялись мелким дождем. В обед была не только колбаса, но и СУП, единственный во всем походе :). Тепло и еда дают силы и осязание прекрасного вокруг.

Сильные волны, повороты, скорость, как все это похоже на аквапарк, только под тобой не круг с ручками, а что-то другое.

Иногда в дожде бывают и плюсы, мы уже почти вышли из под завесы, и тут, обернувшись, вижу гигантскую радугу, начало и конец которой за горами на разных сторонах реки.

(гора Эльмак?) перешеек, обозначенный на моей схеме действительно есть, но перенос там не сделаешь, горы.

По схеме надо было еще пройти пару деревень по левому берегу. Мечтали встать на ночевку у Баракала. Судьба уготовила 3 деревни по левому берегу (на километровке они все были) и инцидент около третьей деревни. Первая байдарка прошла нормально. Около деревни отмель, и надо уходить в правое русло. В этот момент на правом берегу народ в грузовике засобирался, выключил музыку и начал подъезжать к воде. Понятно, что байдарке на мели не проскочить перед грузовиком и мы его вежливо пропускаем.

А далее началась игра в кошки — мышки. Ни вежливость, ни уговоры — ничего не действует против башкирской молодежи, желавшей развлечения. В кабине сидело 4-5 человек, и еще один в кузове.

Мы в меньшинстве, в левый проход уйти не получается. Грузовик начинает нарезать круги. Вода переливается через правый борт. Каюсь, слезы ярости/обиды были настоящими, в итоге мы просто выпрыгнули за борт, и только после этого от нас отстали.

Пора вставать на стоянку, но иметь таких соседей поблизости не хочется. Да еще и первая байдарка ушла далеко вперед. По правому берегу идет дорога, еще чуть-чуть и у Нижнегалеево (небольшая деревушка, не больше 10 человек, пацаненок по-русски не говорит) встали на нижней части островка. Ставились в темноте. Умываясь, вода казалась волшебно теплой.



12 июня. Остров — Баракал — Гранатовая долина.

Новый день. Новые силы, правда, не сразу, а только после завтрака, стабильной проклейки, сбора. Нас навестил гость — пастух на коне, отправив коров ниже по течению, он легко забрел на наш остров. Просил водки, у нас такого не водилось, а вино кончилось ранее, да на вино местные жители и не падки. Предлагал продуктов за водку, ушел, обещав вернутся с магарычем. Успели сняться раньше :)

Где-то не очень далеко должен был показаться порог Баракал. По схеме было не ясно, будет ли он до или после впадения одноименной реки.

Очередная рокировка выровняла ход байдарок. Экипажи были как на старте, но байдарки другие. Не большой казус: мы далеко вперед не уходили, т.к. даже на новой байдарке второй экипаж отставал, вечером выяснилось, что они особо не спешили, считая, что не надо нас загонять :(.

При параллельном ходе веселый разговор идет уже между байдарками. Как выглядит квадратный километр? 100 на 100 метров? :)

Опрашиваем местных рыбаков, скоро ли Баракал?

- Баракал? да, там, жест похож на то, что примерно за поворотом...

и тут местный житель употребляет слово "ВОДОПАД"

- "Надеюсь, что он шутит", (с)Сергей :)

В окружении местных гор речь шла о разнице между амфитеатром и цирком (в амфитеатре нет на арене клоунов на байдарках)

За очередным поворотом вскоре показалось нечто, похожее на порог.

Разведка порога (порог намного меньше и как-то несерьезно по сравнению с Яман-Таш) вылилась в восхождение на гору. Стало понятно, что связи в этом районе не может быть по умолчанию. Вокруг расстилался ковер вершин южного Урала. Змейка Сакмары блестела внизу, справа впадал ручей Баракал.

Склоны правого берега у Баракала почти безлесые, но отважные покорители вершины обязаны продраться через кустарники, и не обходить крутые камни слева, а именно карабкаться вверх по камням. … А потом обратно и по нормальному проходу.

Камень главный в этом царстве, он вгрызается в корни деревьев, цветы стелются по нему ковром. Но чем выше, тем он уступает. Сдается перед голубизной неба, по просторам которого бегут облака.

После спуска осмотрели порог, проход вдоль левого берега, потом от небольшого камня вправо и резко уходить вправо от финального камня, чтобы попасть в главный слив.

Вещи перенеслись ниже порога. После этого сразу появляется желание уменьшить на себе количество одежды, дабы оставить ее сухой. Сразу до купальника опасаюсь — как-то не всегда тепло, не то что жарко.

Первый проход на ПВХ, финальный слив, Байда уходит вправо и рискует завалиться бортом, но ОК, ныряем сквозь волну. меня накрывает почти полностью. Интересно, а почему топор не вынули из Байды?.... Отчерпываемся. Снимаю все лишнее. Интересно, а сработает ли спасжилет?... :)

Второй заход на старой байдарке. чувствуется разница в ходе и скорости. шкура провисает внутрь. и опять перед главным сливом заносит вправо..... при проходе главного слива чувствуется сильный крен... но.. выравниваемся, можно переодеваться

горячий чай с перекусом, т.к. время близком к обеденному.

Спорим какое место считается капитанским, уступаю позицию впередсмотрящего. Из-за широкой спины видно плохо, но река уже намного спокойнее.

Слабость в рядах, есть желающие сняться в Сабырово и ждать нас у Янтышево.

Но, к счастью, Сабырово как-то далеко от реки.

Впереди у нас отметки "нефтепровод" и планируемая стоянка в "Гранатовой долине".

Карта, схема, отчеты умалчивают о ряде сюрпризов, возможно потому, что большинство народа проходит в мае и эти места под водой, или в июле — обносятся.

Впереди была хорошая шивера, на выходе с трудом выруливаем. ждем байдарку Данила и Сергея. подозрительно долго нет. Видим, что вроде как обычно сели на мель. Но потом … вроде не видно байдарки … сливают воду? Сигналят, возвращаемся чуть выше. Пристать трудно из-за высоких берегов. Костя срывается к ним на помощь, я остаюсь удерживать байдарку около берега упустив важный момент — когда в байдарке только один человек — вода у него независимо от веса, а черпачок не достать.

Данилу и Сергея затащило боком на большой обливной камень в шивере, в метре от берега. Байдарка плавно перевернулась, люди не пострадали. Только вещи промокли, костины, мои были спасены гермой. Счастье, что переворот был на том месте, если бы прошли — был бы вариант, что вещи не достать.

Очередная рокировка — Костя сбегает на Байду со своими вещами и успешно проводит ее через шиверу.

Не знаю, можно ли ориентироваться по поворотам, их очень много. Ручейки обозначены на картах не все. Нефтепровод подходит из-за спины, так что видно его только по левому берегу. Стоит знак, будка, дальше по горе просека.

На входе в Гранатовую долину очередная шивера-сюрпрайз, как прошли первые не видели, но кажется они нас хотели остановить :) Мы в самом начале налетели на большой плоский камень, снявшись, удачно прошли через главный слив на бреющем ..

Сумеречность + количество воды на всех всём + нормальное место под стоянку.

Быстро ставлю палатку, чтобы переодеться. Сухая одежда распределяется неравномерно :) : у кого то только нижнее белье, у кого то все остальное.

Сушка над костром части вещей, палатки, смерть матраса.

Обещаюсь больше не жарить в темноте в котелке картошку :)

Вода в реке парная или руки ледяные??!?

На сидушках-пенках, взятых под замену матраса, обнаружен лед на кромках.

Гранатов в долине мы не нашли, в основном был искрящийся кремень(?).

Дана своя интерпретация названия долины, гранатовая от количества пролитой на камни крови.


13 июня. Гранатовая долина — Детский лагерь Березка — Янтышево.

Как оказалось, стояли мы в самом начале долины, и потом довольно долго еще по ней шли. На выходе еще шивера-сюрпрайз, уровень воды в шивере низкий, с воды не просматривается, в начале лучше правым берегом.
Зря мы притормозили, меньше бы продрались. на шивере. Данила заменил Костя, но результат от этого не улучшился, мимо продолжали проплывать заплатки.

В этот день нам встречались рыбаки, детишки на стареньких велосипедах.
Во второй половине маршрута сивые коровы по берегам все чаще заменяются табунами.

Почему табуны — это красиво, а вот стадо белесых коров — нет?

Детский лагерь Березка, помеченный на схеме как заброшенный, уже ожил. На правом берегу располагается купальня, сам лагерь на левом чуть за горой. В этом месте реку перегораживает мостик. Быстрее всего оказалось провести Байду под мостом пустой (ноги все равно сухими не были), чем делать акробатические трюки на мосту.

Попутно зародившаяся идея сняться от лагеря — умерла быстро после разговора с шофером. В ЯнтЫшево была обещано большое село со связью.

На мост высыпали одинаковые ребятишки лет 9, каждый в руках держал большое зеленое яблоко.

ЭЭх надо было одного взять с собой :), чтобы вычерпывал воду, а за катание на байдарке взять яблоко :).

Четвертый день нет связи (НЕТ ДОСТУПА К СЕТИ “STOP!”), родственники наверное переживают.

Задача переправы с Янтышево до Кувандыка решилась моментально. Чуть высадились на берегу — подлетел мужичок, стандартный вопрос про водку, за 10 рублей проводил до знакомого с "Волгой" (провожал двоих — получил 10+10)

"Волга" — вместительная машина :), рюкзак можно не держать, а поставить меж сидений, правда, без верхнего багажника в салоне много вещей.

Из села дорога постепенно поднимается вверх (хорошее село. с АСФАЛЬТОМ)

поднимаемся на плато. Впереди показалась машина — будка, типа нашего Волгателекома, и женщина чуть в стороне. Коронная фраза водителя "А вот здесь можно позвонить!" :) найдены билайн, мтс, иногда мегафон, сигналы слабые, теряются часто.

Сворачиваем с асфальта на грунт. Поразительна скорость. На грунтовке есть дорожные знаки...

Любуемся плато. Степь украшается пятнами цветов. Иногда видны вершины хребтов.

Кувандык — небольшой запутанный город, с третьего-четвертого раза находим вокзал.

Зал ожидания. Посадка в поезд. Интересно, мы столько наверное не съели, просто смогли скооперировать вещи так, чтобы сесть в поезд за один заход. Стоянка 3 минуты. В вагоне уже темно...


14 июня.

Ford Fusion — это вам не ГАЗ-24. (оценка вместительности)

P.S.

К сожалению, никакая фотосъемка не отображает действительности. Нет масштабности объектов, нельзя очутиться внутри кадра, почувствовать дуновение ветра, волну.

Жизнь нельзя загнать в рамки. Тот мир совсем другой, он далек от нашего города.

По сравнению с возрастом человека – эти горы живут вечность, в чем то он похожи друг на друга, в чем то отличаются. Одна — словно крымский Аю-Даг, медведь, пьющий из реки. Другая верблюд, а третья змей. Причудливые расслоения. Каждый откос уникален набором растительности. Кто-то украшен цветком, кто-то трещинкой, выбоиной.

Хорошо, если в этот край еще долго не ступит нога человека.

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100