Вторник 24 Января 2017г.

Прочие отчеты. Челюскин-2 – пешая ледовая экспедиция.

И вот наконец-то назначена конкретная дата давно планировавшегося похода к замерзшему во льдах кораблю (кодовое имя «Челюскин-2»). Его смутный абрис был замечен нами посреди водохранилища во время одного из наших ледовых велопоходов.

Так как выпавший снег не позволял воспользоваться первейшим средством зимнего передвижения туриста (я велосипед имею в виду), то поход к этому Летучему Жигулевцу организовывался пеший. Как всегда, задумывалось над участием в походе много человек, а решилось мало: Я, Дима (Троцкий) и Виталик (DJ KALAS). Остальных, наверное, остановило то, что обещаемый средний морозец (16-20 градусов) вкупе с ветром, имеющему возможность хорошо разогнаться на просторах водохранилища, средним уже не казался. Так как корабль находился напротив Климовки, то стартовать было решено с набережной Нового города. Дима решил ехать на своей машине и предложил подобрать нас с Виталиком по дороге. Его предложение обрадовало – трястись утром на холодной маршрутке через весь город, брр…

Суббота, утро, сборы. Беру с собой вместительный советский рюкзак «Ермак» укладываю туда запасную одежду, двухлитровый термос и бутерброды на обед. Тут звонит Диман – оказывается его машина, переночевав на улице, напрочь не хочет заводиться. Даже любовно вынесенный из дома теплый аккумулятор не смог согреть её сердце. Ну что ж, бегу на остановку. Приехав в Новик, до места встречи от остановки иду минут 15, при ходьбе морозец совсем не ощущался и это радовало. На точку встречи оказывается я пришел последним, хотя живу ближе остальных (может маршрутка бракованная попалась?).

Вместе мы дошли до конца набережной и вышли на лед. До противоположного берега тянулась тропа рыбаков, отмеченная молодыми лесопосадками.

Нам же путь лежал направо, вдоль берега. Мы сразу вышли на след снегохода, идти по нему было удобнее чем просто по насту – ноги практически не проваливались.

Дима с любопытством исследователя полез в щель. Вода была! И это значит… ну хотя бы то что мы уже не на берегу.

Фотоаппарата хватило на три снимка, внутренний карман отогреть его также не мог. Приходилось аккумуляторы держать в перчатке. Перед фотографированием я быстро доставал руку с аккумулятором и вщелкивал его в фотоаппарат. Счет шел на секунды, но рука все равно успевала замерзать. К концу путешествия я проделывал эту операцию так же быстро, как матерый ковбой заряжает свой Кольт.

Чем дальше , тем заброшенней и нетоптанней был след снегохода.

На льду было холоднее чем в городе и задувающий ветер быстро нарастил на моем носу корку льда. Пришлось останавливаться и одевать балаклаву. Поначалу путешествие выходило немного однообразным – мы шли шеренгой друг за другом, а завывающий ветер мешал говорить. Где-то через час устроили первый привал. Дима достал пакет с пряниками «боровичками» и щедро рассыпал его весь на снег. Вспоминается сказка «Взмахнула Василиса Премудрая левым рукавоми и пряниками дивными украсился снег». Немного подмерзшие прянички, со свежим снегом имели вкус диковинного мороженного. Попробуйте при случае – вам обязательно понравится.

Дальше наш путь пошел веселее. Грел чай с «боровичками» и дорогу приходилось постоянно искать – следы снегохода или исчезали или резко поворачивали куда-то вбок. Правда след следу рознь, и по некоторым было идти не легче чем рядом с ним. Но мы обнаружили, что лучше всего подходили старые, еле заметные следы снегоходов, которые были видимо хорошо уплотнены ветром. Если посмотреть сверху, то наш путь наверное напоминал след змеи. То мы слишком забирали влево, то, опомнившись «перепрыгивали» на тропу снегохода ведущую правее. Но когда оказывалось она выводила на берег, нам опять приходилось на ближайшем «перекрестке» прыгать на другую и т.д.

У встречаемых рыбаков пытались уточнить координаты корабля. Но они были либо не местными, либо просто не знали.

Очень редко попадающиеся маленькие проплешины льда, бывшие когда-то по видимому вершинами торосов, встречались нами с удивлением и радостью. Это было напоминанием о тех временах, когда лед здесь простирался от берега до берега и наши шипы грызли его с радостным жужжанием.

Далее наткнулись на целый палаточный городок, вот где оказывается зимой тусуют все туристы нашей области

Пройдя лагерь, обнаружили что следы снегоходов исчезли. Видимо это место слишком далеко от города, и никто дальше не забирался. Пришлось идти напрямик, по примерным координатам. Ноги вязли в снеге, скорость передвижения заметно упала. Поначалу Дима упорно шел впереди нас, отказываясь сдавать "смену", а мы шли по его следам. Но потом приспособились и пошли рядом - так все-же веселее.

Здесь похоже рыбаки лунку взрывали.

Все, привал. Валимся вместе с рюкзаками.

Когда мы забрели уже далеко от берега, то стали терять ориентиры. Русло, Ольгинский и Усинский залив окружали мысы, похожие друг на друга. Из нас троих, самое хорошее зрения было у Виталика, мы с Диманом как два очкарика, полагались на него.

Вот черная точка становилась все ближе и ближе. По мере того как стали угадываться её контуры, начало расти негодование Димы: «-Что..? Что это такое? Похоже на какую-то большую кучу плавучего мусора. Где корабль?»

Я ему отвечал: «-Ну, Диман, с той стороны что мы его видели раньше это вполне напоминало корабль. Может это оторвало какой-то плавучий причал, или домики с берега смыло?»

«-Нет, и ради этого я сюда топал? - сказал Дима - Несколько недель мечтал попасть сюда, ощутить романтику затертого во льдах корабля, прочесть последние записи в судовом журнале, написанные замерзающей рукой капитана. И где это все теперь? Только куча плавучего….»

Приблизившись еще, мы стали предполагать что путь для этого «Нечто» вырезали во льду со стороны водозабора.

Валяющиеся огромные ледяные плиты были чисты и прозрачны как огромные кристаллы.

Мы вглядывались в их манящую глубину.

А вот и само «Нечто», оказавшееся все-же кораблем, пришвартованному к плавучей платформе. Посмотрев на часы, подсчитали что на то чтобы добраться до нашей цели от набережной мы затратили 4 часа.

И команда на «Челюскине-2» была полная и совсем не замерзшая, у них как раз намечался сейчас обед. С их стороны это выглядело совсем неприлично - мы понимаешь столько прошли, терпели тяготы и невзгоды, шли спасать. И что мы видим? Вместо ожидаемых синих пингвинчиков, довольных розовых кабанчиков.

Они очень удивлены были нас здесь видеть и интересовались куда это мы направляемся. Мы ответили «-Да, вообщем-то, к вам и направлялись. Посмотреть что это такое во льдах дрейфует.»

Они посмеялись в ответ и сказали «-Вот вам делать нечего, могли бы погодку потеплее выбрать чем по такому морозу шляться.»

Оказывается это Ярославские (если не попутал) водолазы, и работают они на Газпром. Мы спросили: «-А здесь что, газовая труба под дну проходит?». Они в ответ: «-Да на этом участке 12 веток проходит.»

Они рассказали нам что зимуют во льдах уже не в первый раз. И что главное это во время ледохода вовремя освободиться, иначе может выбросить на берег. Но их коммандир сказал что даже если лодка потонет, то это будет совсем незаметная потеря (еще бы, при той то стоимости контрактов что Газпром заключает с водолазами).

Это ледяные «купели» для водолазов.

А с помощью этого рукава удаляют нанесенный на трубы грунт.

Кабель для сварочника идет сквозь лед прямо на дно.

А этим 25-и тонником укладывают секции труб.

Ледовая база. Похоже там они живут.

Мы попрощались с водолазами и пошли дальше. Ветер и мороз заставили нас на этом свернуть нашу экспедицию и возвращаться. Моя балаклава от дыхания вся была покрыта льдом, но когда ветер дул в лицо, не защищала от него и нос начинал обмерзать. Было решено сделать привал и перекусить. В качестве защиты от ветра мы нашли идеальное укрытие. Большая ледяная плита, да еще и с бойницей вдобавок! Можно держать оборону

Умостившись на корточках мы смогли наконец то передохнуть от ветра.

Я достаю свои бутерброды, которые с нежностью готовил утром. Вот это например с яйцом. Только почему он издает такой странный звон а с яиц отваливается корка льда?

А это другой бутерброд, с повидлом. Я даже не стал его разворачивать, и так ясно что им спокойно можно убить. А если еще заточить повидло с краю, то и рубить. Но в отличии от первого бутерброда он почему-то не вызывал сочувствия.

Так что очень пригодились пряники Димы. Они хоть и были каменными, но их можно было кусать, и вкус тоже отличный. А это кружка с чаем. Контраст – снизу кипяток, а сверху лед. На таком морозе все очень быстро замерзает.

Дальше к берегу вела укатанная дорога, по которой мы шли не проваливаясь.

Дорога вывела нас прямо в Подстепки. А этот щит похоже как раз относится к этим подводникам. Завершить должны были в декабре… ну-ну.

Прогулявшись по Подстепкам мы нашли остановку маршруток, откуда вскоре и уехали. В тепле нас разморило и стало клонить в сон. 328-я маршрутка, в которую мы сели, довезла меня до самого дома. Там я и распрощался с ребятами.

З.Ы. Ну что, место вам теперь известно, кто хочет понырять вместе с ярославскими водолазами, хватайте свои акваланги и езжайте в Приморский.

Остальные фото тут:

ссылка

 

А обсудить отчет можно здесь

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100