Маршрут: Правая Волга — Шигоны — Муранка — Усолье — Тольятти, описание маршрута.
Автор отчета — Владислав Паршин AKA Медведь.
Комментарии: Оксана, Алена, Лариса, Aртем
Участники: Оксана Педь AKA Simply Angel, Алена Берсенёва AKA Angel Ada, Лариса Лапицкая AKA citycat, Андрей Давыдов AKA Hammer, Денис Иванов AKA Den, Владислав Васильев
AKA Аналитик, Артем Маковей, Никита Гусев AKA Гамлет, Владислав Паршин AKA Медведь.
![]() Оксана |
![]() Алена |
![]() Лариса |
![]() Андрей |
![]() Денис |
![]() Влад (Аналитик) |
![]() Aртем |
![]() Никита |
![]() Влад (Медведь) |
Пролог
Подогретые впечатлениями от просмотра пейзажей родного края, сделанных с высоты птичьего полета фотографом Виктором Пылявским, Оксана, Лариса, Артем
и скромный автор этих строк решили восполнить недостаток жиров, белков и углеводов посредством поедания пиццы в приличном заведении, что на Троицком. Пока официантки
мирно спали на барной стойке, разговор за нашим столиком уходил определённо в опасное русло. Оксана весьма недвусмысленно намекала на то, что весьма не против
покататься по Муранскому бору. Поскольку сомневаться в ее способности убеждать не приходится, нет ничего удивительного в том, что в субботу, 7 мая,
в 8:30 утра группа любителей велопутешествий собралась на железнодорожном вокзале, купив за 80 рублей билеты – за 60 на себя и за 20 –
на металлического друга.
Приключения начались…
…прямо на вокзале. Картина продирания велосипедистов с их верными конями сквозь автоматические турникеты до боли напомнила сражение Дон Кихота с ветряными
мельницами. К счастью, труженики железной дороги пошли нам навстречу, блокировав для недовольных дачников один из турникетов и предоставив его велосипедистам.
Однако, даже несмотря на наличие билетов, «шайтан-ворота» ни в какую не хотели пропускать байкеров. Наконец, первое препятствие — за спиной,
и вот уже шесть спешившихся всадников ведут под уздцы алюминиевых коней к остановке последнего вагона. Вот и электричка. Андрей с Денисом задерживаются,
и прочие участники решили занять для опоздавших места в вагоне. Блестяще спланированный штурм электрички был разыгран, как по нотам. Не успели последние
пассажиры выйти из вагона, как мы уже закончили погрузку. Счастье длилось недолго – выяснилось, что это не наша электричка. Покинуть вагон оказалось сложнее,
чем занять его. Тем более, на середине выгрузки машинист закрыл двери и повел состав в тупик. Заднее колесо Артемового вела в этот момент уже успело наполовину
выйти из вагона (вместе с руками Артема, благо ему удалось их выдернуть) и намертво заклинилось автоматическими дверями. Двигаясь со скоростью электрички,
оно сметало с перрона зазевавшихся дачников с их нехитрым скарбом, какие-то коробки… В этот момент к оставшимся на перроне подъехали задержавшиеся
и произнесли проникновенную речь по поводу происходящего. В отъехавшей электричке, между тем, экипаж вел борьбу за живучесть. Разжимать двери пришлось руками.
И за это нелёгкое дело принялся единственный оставшийся в вагоне мужчина – Влад (Аналитик), а оба ангела пытались вытянуть вел на себя, как только
железная хватка дверей ослабнет. Пока Влад тщетно пытался выйти на связь с машинистом из нашего и предыдущего вагонов, чтобы тот остановил электричку и высадил
оставшихся в вагонах пассажиров, вагоновожатый успел довести её до отстойника и, на счастье, догадался открыть двери сам. Я предлагала дернуть кран, но Алена решила
поостеречься. Но вот путешественники десантировались на железнодорожную насыпь и в скором темпе покатили на перрон – попытать счастья в следующей электричке.
Однако не тут-то было! Нам пришлось ещё раз проходить через автоматические турникеты, и если бы не работники этого самого турникета, которые
нас запомнили, то мы бы ни за что не прорвались мимо только что подошедшего начальника. Насколько я поняла парень – контроллер пропустил
нас помимо воли начальника. Может, ему еще и влетело за это. На этот раз, штурм прошел менее успешно – удалось взять с боем несколько квадратных метров тамбура,
причем в разных вагонах.
Лариса, которой были обещаны три часа безмятежного сна на скамейке в электричке, вопросительно смотрела в мои большие честные голубые глаза, поддерживая
три байка и с трудом отмахиваясь от матерящихся дачников, везущих на родные шесть соток тонны строительного мусора.
В это время Алена, уставшая от борьбы с пассажирами, пытающимися перебежать из вагона в вагон, захлопнула дверь тамбура перед носом контроллера и долго
не хотела открывать ее, за что нас и пообещали высадить на ближайшей станции, впрочем, все обошлось.
Следующие три часа вряд ли будут интересны читателю,
потому сразу перейдем к тому моменту, когда велопутники достигли станции Правая Волга. Денис, наш проводник, с трудом узнав очертания пристанционных строений, дал команду
десантироваться. Появление пяти мужественных парней и трех очаровательных девушек на горных велах произвело на жителей поселка неизгладимое впечатление. Короткая стоянка возле
магазина сопровождалась небольшим митингом: окрестная детвора тесно обступила путешественников и засыпала вопросами о сложности и протяженности маршрута; местные бабушки,
спекулирующие на продаже репчатого лука, уступили по такому случаю половину крыльца и даже пытались угостить своей продукцией.
Наконец, перекус окончен. Садимся верхом и…
Вперед!
Бодро выкручивая педали на пониженных передачах, группа пилит до трассы. Стараемся ехать колонной по два, разделившись по интересам, только я периодически переезжала
от одной пары к другой, общаясь со всеми понемногу. С погодой определенно повезло – тепло, сухо, солнце щедро дарит весенний загар.
![]() |
Один за другим оставались за спиной километры относительно неплохой асфальтовой дороги. Редкие автомобили вели себя более чем корректно по отношении к педальным друзьям.
Группа шла относительно ровно, ориентируясь по новичкам.
Все бы хорошо – и ровный асфальт, и приятный наклон дороги, и толковый проводник, уверенно ориентирующийся без карты, вот только встречный ветер… Денис бодро
успокаивает – вскоре предстоит поворот, и ветер будет дуть в спину.
Одно за другим остаются позади села – Губино, Усинское, Пионер, вот и поворот на Шигоны. Ветер разгадал наш тактический маневр и поворачивает синхронно
с велосипедистами.
Муранка все ближе, о чем просто-таки кричат дорожные указатели. Катить по идеальной дороге, ведущей в Волжский утес – неописуемое удовольствие. Наслаждаемся до самой
Муранки. Возле первого попавшегося магазина кочевники осели лагерем и не трогались с места весьма долго. Наиболее несдержанные взялись за пиво, более скромные потянулись
к сигаретам, прочие же, наиболее спортивные, разминались лимонадом.
![]() |
Привал окончен. Пора ползти вверх, к турбазам. И ведь ползем! Кто не напрягаясь, а кто и ведя под уздцы нагруженный вел. Денис с Аленой, зажевав
ударную дозу «орбита», отправились очаровывать сторожей т/б «Дубки». Это именно то место где отдыхали ребята полтора года назад. «Орбит» оказал положительное воздействие
на работников сферы туризма и развлечений и за 150 руб с носа (сам домик стоит 1200 руб в сутки) мы стали обладателями шикарного бревенчатого
коттеджа со всеми благами цивилизации, вплоть до горячий воды и холодильника. А главное – нас узнали!!! И даже выразили надежду
что мы ещё не раз их порадуем своим приездом. Хотя скорее всего директор просто запомнил удивительный факт приезда байкеров и количества бутылок из-под
спиртного после их отъезда 🙂
Обосновавшись на месте, тут же развели бурную деятельность – кто-то поехал в магазин за продуктами (делалось это по нескольку раз в день), кто-то принялся
готовить обед, кто-то щелкал затвором фотоаппарата, а кто-то просто подставлял свое тело солнечным лучам, развалившись в кресле.
![]() |
После шикарного обеда группа разделилась. Кто-то поехал любоваться закатом, кто-то переполнялся положительными эмоциями, прогуливаясь по турбазе, кто-то просто пил и лишь один
Никита, доселе упоминавшийся только в списке участников, вышел в этот момент из электрички на станции Правая Волга, оседлал коня и, пытаясь разобраться в любовно
изготовленной мною карте, отправился догонять основную группу. Поскольку лет он не самых почтенных, со спортом дружит, алкоголь презирает — до Дубков долетел часа
за полтора. По пути был остановлен сотрудником ГИБДД за превышение скорости.
Вечер и ночь…
…прошли под мирный храп Никиты и Дениса, напоминавший встречу двух бронепоездов в одноколейном тоннеле.
День второй
Утро для большинства участников началось примерно в 9 часов. Легкий завтрак (спортсмен должен вставать из-за стола с чувством легкого голода (сказал Никита, съев полкотелка
спагетти с тушенкой), регламентные работы по очистке и смазке цепей, и вот мы снова в седлах. К сожалению, не все. Прожаренная вчера на солнце
и замаринованная в кефире Алена в компании Артема уезжают в Муранку в поисках «Пантенола» (откуда им было знать, что «Пантенол» водится только в Шигонах…). Мы
с Аленой все же оказались вполне в седлах и пока народ в матрасном темпе искал пляж, мы с Аленой на скорости 30-35 км/ч летели в Шигоны.
К сожалению, бутерброд с колбасой, съеденный за завтраком, закончился в Шигонах, а купить сникерс я не догадался, поэтому обратно ехали медленно
и печально, моя скорость упала до 17-20 км/ч. Ах, какое это было зрелище: Алёна, на руках которой ровным слоем лежит пена Пантенола, вкручивает педали по центральным
улицам Шигон и муранки, а за ней едет Артём, на которого отдельные клочки пены сдуваются особо сильными порывами ветра… Красота!!. Местные жители, судя по бросаемым
взглядам и выворачиваемым шеям, тоже остались довольны. Алены и Артема долго нет, Никита не выдерживает и срывается в Муранку их искать. Возвращается один.
Все уехать не могут, поэтому Оксана и Влад остаются на хозяйстве. Наша же цель – отыскать приличный пляж на берегу Усы, благо Денис сказал что он знает
один такой. Все свороты с главной дороги упираются, как правило, в какие-нибудь ворота или в невзрачного вида шлагбаумы. Собственно, это хорошо демонстрирует
ржавая карта побережья на въезде в зону турбаз. Дорога на удивление ровная и пустая. Молодые люди устраивают цирковое представление – отрываются от земли обоими колесами,
делают ласточку, едут без рук, ложатся животами на седла. Наконец, долгожданный пляж, так понравившийся Денису в его прошлую поездку. Сейчас вода там отнюдь
не является чистой, потому возвращаемся к Дубкам. Андрей и Денис укатывают в бор, пообещав вернуться к обеду, а мы возвращаемся за остальными.
Не мудрствуя лукаво, спускаемся напрямую на берег Усы и чудно располагаемся среди рыбаков, дурной собаки и каких-то любителей пикников. Кто-то загорает на берегу,
а самые отчаянные, в том числе и ваш покорный слуга, устремляются в воду. Вода приятно охлаждает разгоряченное тела — начало мая, как-никак.
![]() |
Влад устраивает настоящую фотосессию. В качестве моделей выступаем, разумеется, мы.
![]() |
Наконец, все удовлетворены и направляются на обед. Андрея с Денисом все нет. Прождав их до последнего, сдаемся и приступаем к трапезе. Как только
последняя ложка заготовленных еще утром овощей исчезает, парни все же приезжают. Страшно возмущаются, но ничего уже не поделаешь. Им нужно в Самару. Похватав
рюкзаки, съев всего одну шоколадку, резвая двойка скрывается за горизонтом, оставляя за собой облачка пыли.
Алена с Ларисой остаются восполнять недостаток сна (пользуясь отсутствием «бронепоездов») и залечивать солнечные ожоги. Чтобы хорошенько нагулять самый сладкий сон, я отправилась
полюбоваться местными пейзажами, коих было в изобилии. Выбравшись на опушку леса, моему взору предстала река Уса (по-моему, так она называется) во всей своей красе
и я, умиляясь пейзажу, присела на травку, чтобы полностью погрузиться в приятнейшее общение с природой. Однако в близлежащих кустах послышались возня и сопение,
и пара торчащих ног навела меня на мысль, что пора ретироваться. Вот так всегда – с небес на землю : (
![]() |
![]() |
Прочие же садятся в седла и отправляются кататься вокруг бора (примерно 40 км). Дорога большей частью асфальтированная. Машин мало, воздух свежий, чувствуется настоящий
хвойный лес. Дорога в основном под горку, но ехать быстро не хочется, иначе не успеешь насладиться прекрасным видом «за окном». Около очередных гостеприимных ворот
с готовой порваться на части от лая собаки, сворачиваем в лес и тащимся по песку. Влад пытается добиться чего-то внятного от компаса и карты.
Впрочем, безуспешно
В лесу встречаем одинокого велосипедиста, не ответившего на знаки приветствия, а так же еще какую-то группу, более зрелого возраста и более приветливую.
Я начинаю выдвигать идею сделать не один, а два круга вокруг бора, но после 30 км мои колени весьма недвусмысленно заявили, что хотят на покой.
Пришлось довольствоваться мыслями, что мы еще вернемся и вот тогда…
![]() |
Наконец, снова долгожданный асфальт. Катить по нему – одно удовольствие. Колени почти не напрягаются, виды по сторонам такие, что аж дух захватывает, встречный ветер
почти не мешает, а машины шарахаются, как от чумных. Вечером – снова приятный ужин, и шальная мысль о повторном объезде бора, уже в сопровождении тех,
кто днем отлёживался по тем или иным причинам. Но Ксюха, славящаяся своим даром убеждения, всё таки убедила нас в том, что лучше этого делать
не стоит… и в результате, сошлись на созерцании пост-заката и отходе ко сну.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Герой этой ночи – Никита. Производимые им звуки легко могут быть восприняты вне стен дома как звук работы двигателей самолета ТУ-160, вышедшего на форсаж.
День третий
Подъем – в 8 утра, легкий завтрак, сбор рюкзаков и… прощайте, «Дубки»! Нам пора домой…
Теперь катить не так весело. Конечно, выехали на час позже, чем рассчитывали, и запаса свободного времени не осталось. У Ларисы начинает давать знать
о себе старая травма, у Влада слегка подсел «Энерджайзер», да и небольшая поломка по дороге приключилась. Мы с Ларисой находились в этот момент чуть
впереди, и остановились подождать его в центре села Усолье. И тут же невольно стали объектами пристального внимания четырех подвыпивших колхозников. Один
из них явно вознамерился приобщиться к маунтин-байку, и вступил с нами в переговоры. На требования немедленно дать какой-нибудь вел прокатиться,
мы с умным видом рассказывали о неисправных дисковых тормозах, одинарных ободах, сминающихся под весом более 45 кг и прочую чепуху. Наконец, упомянули,
что с минуты на минуту подъедет основная группа. Мужики пошли своей дорогой.
Успели мы аккурат к отходу парома. Запрыгивали уже после окончания посадки. Добрый капитан стерпел и это.
![]() |
На палубе было слегка ветрено. Согреться в буфете чаем и кофе не получилось – у них (не падай в обморок, дорогой читатель!)… закончилась вода!
Следующее приключение нашло нас уже в Тольятти. Покатавшись по набережной, велопутники решили возвращаться в Самару на электричке, поскольку некоторые участники
выбились из сил, да и колени у девушек побаливали. Точную дорогу до станции не знал никто, в том числе и местные жители. Один старичок указал пальцем
в туманную даль, обозначив расстояние до станции в 3200 метров. Я примерно представляла дорогу, но пока я любовалась видом на море и памятником Татищеву, кто-то
взял роль Сусанина на себя и не свернул в нужном месте. Отпахав примерно 5 км, мы уперлись в недвусмысленную развилку. Тут рядом с нами затормозила
«Нива» с Максом Бормотиным внутри. Хорошо, что я вовремя обернулась, иначе Макс бы наверняка проехал мимо – мало ли байкеров
по городу гоняет. Он очень удивился, узнав, куда мы едем, и посоветовал возвращаться. По возвращении я горела огромным желанием встретиться с тем самым
старичком, который заслал нас черт знает куда, и сказать ему вовсе не поздравительные слова (таки 9 мая!), но судьба, видимо, была к нему благосклонна.
![]() |
Всеми правдами и неправдами, на станцию мы попали за 20 минут до электрички, чему были несказанно рады.
![]() |
![]() |
Вместо эпилога
Социологический опрос, проведенный Оксаной в электричке, показал, что как минимум 7 из 9 участников поход ОЧЕНЬ понравился. Опрошено было 7 участников
присутствующих в электричке. Было озвучено решение совершить еще одну совместную покатушку. Дар Оксаны убеждать всем известен, потому в успехе мероприятия заранее
не сомневаюсь…. Ну у меня за пазухой еще пара идей имееется…