Велоотчеты 2003. Муранский Бор, или первая попытка 'велопохода'

Опубликовано: 2010-04-23 00:08:58

Маршрут: Правая Волга – Шигоны – Муранка – т/б Дубки – Усолье – Тольятти – Самара

Автор отчёта - Анастасия Меньшикова


Алес

Настя

Дима

Сергей Задера

Константин

Денис

Андрей
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
А.С. Пушкин

Осень в этом году радует нас прекрасной погодой уже целый месяц. С каждыми выходными природа становится все краше и краше, лес одевается в яркие желто-красно-коричневые одежды и потихоньку сбрасывает листву, покрывая дороги восхитительно шуршащим под покрышками велосипеда ковром. В такую погодку просто жалко проводить время тривиально, приходится напрягать мозги и придумывать интересные покатушки, чтобы «не было мучительно больно» за бесцельно прожитую золотую осень.

В прошлое катание новичок в нашей компании, Константин, подал идею о двухдневном путешествии в Муранский бор. Привлекательными моментами в этом предложении были хорошее знание его тех мест (он часто отдыхал там) и возможность заночевать на одной из многочисленных там турбаз (не везти с собой палатки). Поэтому, начиная со среды, эта идея была принята и началась ее разработка. Костя развил бешеную деятельность: планировал многочисленные варианты маршрутов, звонил по поводу турбаз в Сызрань и расписания речного транспорта в Тольятти. Привожу разработанные и просчитанные им варианты маршрутов:

1 вариант

1 день 149 км

Самара - переправа на Омике через Волгу в 7:00 - Рождествено (0 км) - Шелехметь (16 км) - Шелехметь (16 км) - Винновка (37 км) - Осиновка (41 км) - Ермаково (45 км) - Лбище (50 км) - Севрюкаево (55 км) - Мордово (58 км) - Брусяны (68 км) - Большая Рязань (79 км) - Междуреченск (93 км) - Поворот на Шигоны (111 км) - Губино (125 км) - Шигоны (136 км) - Муранка (147 км) - турбазы в Муранском Бору (149км). Из них 32 км по М5.

2 день 76 км

турбазы в Муранском Бору (149км) - Львовка (22 км) - Ульяновский (26 км) - Березовка (51 км) - переправа на Омике через Усинский залив в 17:15 - Жигули (57 км) - Валы (65 км) - Жигулевск (76 км)

2 вариант

1 день 118 км

Самара - переправа на Омике через Волгу в 7:00 - Рождествено (0 км) - Шелехметь (16 км) - Шелехметь (16 км) - Винновка (37 км) - Осиновка (41 км) - Ермаково (45 км) - Лбище (50 км) - Севрюкаево (55 км) - Мордово (58 км) - Брусяны (68 км) - Большая Рязань (79 км) - Междуреченск (93 км) - переправа на моторках через Усинский залив, надо будет договариваться - Комаровка (95 км) - Муранка (116 км) - турбазы в Муранском Бору (118 км) Из них всего 14 км по М5.

2 день 76 км

турбазы в Муранском Бору (149км) - Львовка (22 км) - Ульяновский (26 км) - Березовка (51 км) - переправа на Омике через Усинский залив в 17:15 - Жигули (57 км) - Валы (65 км) - Жигулевск (76 км)

3 вариант

1 день 45 км

Самара - электричка 7:00 - Сызрань (0 км) - Шигоны (32 км) - Муранка (43 км) - турбазы в Муранском Бору (45 км).

2 день 76 км

турбазы в Муранском Бору (149км) - Львовка (22 км) - Ульяновский (26 км) - Березовка (51 км) - переправа на Омике через Усинский залив в 17:15 - Жигули (57 км) - Валы (65 км) - Жигулевск (76 км)

4 вариант

1 день 77 км

Самара - электричка 6:00 - Жигулевск (0 км) - Валы (11 км) - Жигули (18 км) - Пристань (23 км) -  переправа на моторках через Усинский залив - Березовка (24 км) - Ульяновский (51 км) - Львовка (55 км) - турбазы в Муранском Бору (77 км).

2 день 41 км

турбазы в Муранском Бору (0 км) - Муранка (2 км) - Шигоны (13 км) - Кушниково (18 км) - Сызрань (45 км) - электричка 19:30 до Самары

Забегая вперед, скажу, что в итоге получившийся маршрут не соответствовал ни одному из этих четырех вариантов. Сам Костя настаивал на варианте 1, предполагавшем в первый день 150 км. Никто его в этом не поддержал, потому что ехать в незнакомое место в короткий световой день на такое расстояние – чистой воды авантюра. Мы-то, как опытные люди, знаем, что в большой компании всегда у кого-то что-то случится, и возникнут непредвиденные задержки.К тому же мне, например, 150 км просто физически не под силу. Поэтому решили ехать туда гарантированным способом: на электричке, а дальше – как получится.

День № 1

Встретились субботним утром на ЖД вокзале в 8:15. Купили билеты до Правой Волги (76 руб. с велосипедом) и двинулись на платформу. Выходы на платформу электропоездов теперь оснащены турникетами, в которые надо пихать билетик со штрих кодом. Глупый турникет человека с велосипедом не пропускает. Пришлось передавать их через верх. В следующий раз будем умнее – пойдем через турникет, управляемый не автоматикой, а живым контролером.

Народищу в электричку набилось столько, что нам осталось место только в тамбурах. Поставили 4 велосипеда в один тамбур и 3 – в другой, всю дорогу приходилось освобождать от себя и велов проход пассажирам то в одну сторону, то в другую. Только последние полчаса пути удалось немного посидеть, заодно и перекусить.

Наконец, примерно в 11:30 выходим на Правой Волге. Поднимаемся на пешеходный мост с велосипедами в руках, местная женщина спрашивает «ой, ребята, вы к нам за яблоками приехали?». Мы несколько офигеваем от такого вопроса и веселимся, подсчитывая, сколько яблок можно увезти на велосипеде и сколько яблок можно купить в Самаре на деньги, потраченные на билеты в электричку.

Въехали в поселок… угадайте – куда мы направились в первую очередь? Правильно, в магазин! Половина команды почему-то не потрудилась закупить продукты в Самаре накануне, мотивируя это какими-то невнятными объяснениями типа «не нашел вчера в ближайшем магазине в 12 ночи колу лайт и кашку быстров» или «не было времени». Причем первый магазин их не устроил, побежали во второй. Выйдя из магазинов, эти бравые парни начали чесать репу, куда бы запихать покупки, т.к. рюкзаки уже набиты под завязку. Наконец через полчаса все было упаковано, и мы тронулись в сторону М5, попутно попав в объектив видеокамеры на свадьбе.

После затяжного подъема к М5 стало жарковато, и народ принялся снимать одежку, в которой выехал еще прохладным утром. В очередной раз почесав репу на тему «а куда же засунуть снятые шмотки», поворачиваем на трассу, вдоль которой начинаются яблочные сады. Вопрос женщины на мосту обретает смысл…. Полюбовавшись на большие красные яблочки на деревьях (останавливаться жаль), уносимся к повороту на Шигоны. Начинается длинный спуск в долину Усы через поля с подсолнухами и кукурузой (сплошная халявная еда, и зачем нам магазины!?). На другом берегу Усинского залива находится наша цель – Муранский бор, до него близко, рукой подать. Но увы, велосипеды не плавают, нам надо сделать 40-километровый крюк через Шигоны, где есть мост через Усу.

Дорога в Шигоны

Весело катя по замечательному асфальту (второстепенная дорога, машин мало), в основном под горку, да еще и по ветру, проезжаем вереницу сел – Губино, Пионер, еще какое-то. Потом дорога начинает постепенно начинает заворачивать направо – на ветер. Проезжаем Шигоны, и тут начинается довольно сильный ветер прямо в лицо. Выстраиваемся в колонну и едем со сменой со скоростью 27-28 км/ч. Ведут Саша, Андрей или Денис.Только Костя отбивается от группы и временами отстает. Я начинаю здорово уставать от такого высокого темпа, окончательно меня доканывает горка на заданной Денисом скорости 23-24 км/ч, к счастью оказалось, что на вершине ее уже поворот на Муранку. Спустившись в деревню, падаем на обочине с кучей разбросанного навоза на привал, за спиной уже 50 км. Отдохнули немного, перекусили, и пошли куда? Правильно! Опять в магазин! Правда, на этот раз жадненькие байкеры решили прикупить не еды, а спиртного на вечер (а вдруг магазины рано закроются? Надпись на магазине «до 22» и на киоске «круглосуточно» нас не убедила).



 

Успокоив свою душу и обеспечив себе приятный вечер, выезжаем за пределы деревни, где сразу начинается сам бор. На въезде в зону отдыха изучаем карту побережья, где обозначены все многочисленные турбазы, их оказалось около 30 штук.

Какую же турбазу выбрать...

Я в шутку предлагаю мужикам заселиться на турбазу под названием «Голубая гавань» (в нашей компании шесть особей мужского пола и только одна – женского). Они почему-то не соглашаются, и мы едем для начала в «Дубки» - турбазу, про которую предварительно узнавал Костя. Хорошая асфальтовая дорога проходит через лес вдоль побережья, на турбазы ведут отвороты, снабженные указателями с их названиями.

 

В «Дубках» нас соглашаются поселить в 2 четырехместных домика по 200 руб. с человека. «Зачем нам 2 домика?» - недоуменно думаем мы и пытаемся устроиться еще в пару близлежащих турбаз. Эти попытки заканчиваются неудачей, приходиться возвращаться в «Дубки», где, ура! удается уломать сторожа предоставить нам один домик на всех. Домик оказывается нехилым бревенчатым коттеджем с 4-мя большими кроватями, телевизором, холодильником, обогревателем, верандой и туалетом/умывальником. И все это за 120 руб. с человека!
Разинув рот, некоторое время восхищаемся всем этим великолепием, горько сожалея, что приехали сюда всего на одну ночь. Потом устраиваем обеденный перекус за столом на улице перед домиком. По всей территории турбазы разбросаны огромные коряжистые дубы, сквозь желтую листву которых пробиваются лучи солнца, и легкий ветерок срывает коричневые листья, которые, медленно кружась, нехотя ложатся под ноги. Один листочек падает мне в чашку с чаем, как бы печально приветствуя меня в этом замечательном месте.

Вот такой у нас велопоход...со всеми удобствами Обед Теремок в Дубках, наверное, столовая

Однако уже 16:30, а у нас еще планируется катание по бору. Оставив вещи на турбазе, выезжаем налегке, народ радуется легкости безрюкзачной езды. Весело мчимся дальше по асфальтовой дорожке, изобилующей пригорками, сосны и березы приветливо машут ветками по обеим ее сторонам. Наша цель – доехать до турбазы «Голубая гавань» и выяснить расписание катера, на котором завтра мы можем уехать в Междуреченск на другую сторону Усинского залива.

Можно и позагорать под последним осенним солнышком Вот бы поехать по солнечной дорожке!

По пути заезжаем на пляжик… какой здесь приятный белый мелкий песочек, прозрачная вода. Жаль, что уже холодно для купания, правда, Саша хотел было искупаться, но нашел отмазку в виде отдыхающих там посторонних людей.

 

Примерно через 10 км асфальт сменяется песчаной грунтовкой, местами ехать просто невозможно – слишком глубокий песок. Приходится периодически спешиваться и обходить такие участки. Некоторые, особо заботящиеся о цепи своего железного коня, даже несут его на руках. Наконец достигаем «Голубой гавани», где узнаем, что катер ходит только летом, и наш единственный вариант выбраться отсюда альтернативным путем – паром Усолье - Тольятти.
Уже 18:00 и мы решаем, что нам как раз хватит времени до темноты, чтобы объехать бор с другой стороны и замкнуть круг. На мои и Сашины предложения покружить по лесу народ благоразумно не поддается, боясь заблудиться в темноте в незнакомом месте.
Солнце начинает клониться к западу и причудливо освещать мягким светом сквозь заросли верхнюю половину деревьев. Временами дорога выходит на берег Усы, и свет становится ослепительным, отражаясь от воды длинной золотистой дорожкой. Все вокруг становится немного нереальным и сказочным, кажется, будто плывешь по волнам, созданным игрой вечернего света, преломленного через красновато-коричневую листву леса…

Теперь мы сворачиваем на асфальтовую дорожку, идущую перпендикулярно берегу. Периодически встречающиеся грунтовые отвороты в лес вызывают у меня и Саши нездоровое возбуждение, вечерний лес манит мягкими еловыми лапами и ласковым полумраком, обещанием авантюры и приключения. Но остальные члены команды твердо стоят на своем, не теряя голову и трезвость мыслей… увы, продолжаем движение по асфальту. По пути встречаем высоченное сухое дерево и еще издалека замечаем большую хищную птицу, сидящую на верхних ветках. Дима пытается ее сфотографировать, но только он расчехляет фотоаппарат, как вдали раздаются выстрелы и птица, величественно расправив крылья, улетает в лес. Вумное животное, однако… наша болтовня ее не напугала, а выстрелы сразу просекла.

Через 20-30 мин. наша дорожка приводит нас в деревню Львовка, а за ней мы сворачиваем налево на трассу в Усолье, по которой нам еще предстоит ехать завтра. Здесь замечательный новый асфальт, отсыпанный по бокам мраморной крошкой и импортная дорожная техника, продолжающая доводить эту трассу до идеального состояния. Сей факт объясняется просто – дорога ведет в правительственный санаторий «Волжский Утес».

Причудливое вечернее освещение Золото на голубом Что не сделаешь ради удачного снимка Вот и закат

 

Мы пролетаем под последними лучами заходящего солнца до Муранки и въезжаем в деревню уже в темноте. Включаем фары, и последний раз в этот день посещаем магазины с целью закупки вечернего пива. Почти все по совету Дениса покупают «Клинское редкое». Тут Костя внезапно решает прикупить себе к пиву деревенского молочка и сматывается куда-то за угол, причем вместе с ключами от домика. Пока ждем его – темнота окончательно вступает в свои права и становится по настоящему холодно. Зачем же мы купили пива, водки надо было брать в такую погоду, и побольше! Наконец Костя возвращается, при свете фонарей приезжаем в свой чудный теплый домик. После обеда накручено еще около 50 км.

Кроватей хватило не всем Ужин

Первые полчаса после приезда расслабляемся с пивом, потом занимаемся ужином. Денис варит настоящий супчик на горелке, остальные просто кипятят воду и готовят всякие быстрорастворимые штучки типа вермишели и картофельного пюре. Вечер проходит в приятной обстановке, скрашенный пивом и коктейлями «водка-мартини-грейпфрутовый сок». Правда, некоторым спиртного все время не хватало, приходилось делать ночные веловыезды в деревню за добавками.
Перед сном прогулялись на берег Усы, поглазели на звезды, каждый нашел знакомое ему созвездие, кто-то не нашел ничего… около 1:00 наконец-то угомонились и легли спать.

 

День № 2

Ночь прошла беспокойно, при малейшей попытке пошевелиться нещадно скрипели деревянные кровати, какая-то неугомонная кошка (или белка?) несколько раз лазила вверх/вниз по внешней стене домика как раз над моей головой, в 6 утра тихонько запищал Димин будильник, призывая владельца бежать фотографировать рассвет. Продрали глаза примерно в 9:00, я прогулялась к берегу и сделала несколько снимков утренней природы.

Пьяницы-спортсмены наутро

 

Позавтракали, выкинули многочисленные бутылки в урну перед домиком (сразу видно, спортсмены приезжали!) и в 10:30 стартовали, с сожалением простившись с этим замечательным местом и надеясь непременно вернуться сюда еще когда-нибудь.

Решено было пересечь лес перпендикулярно реке и выйти на трассу на Усолье. Точной дороги никто не знал, поэтому просто ехали по лесным петляющим дорожкам, придерживаясь нужного направления. Двигались неторопливо, местами встречая глубокий песок, грибы и красивейшие места для съемок – то кустик пламенеющей рябины на фоне рыжих сосен и белоствольных берез, то еловый бурелом, образующий мрачную темную чащу.

 

Просека в лесу, сосны как колонны Просто осенний лес Майка Сереги гармонирует с цветами осени Настроение прекрасное

Через 7-8 км дорога вывела нас на окраину Муранки. Окончательно расставшись с бором, выстраиваемся в колонну (опять встречный ветер) и за час доезжаем до деревни Усолье. Незадолго до въезда идеальный асфальт отворачивает вправо – в санаторий, поэтому в саму деревню въезжаем по самой обычной раздолбанной дороге.

В середине спуска к морю замечаем магазин и делаем остановку для закупки еды на обед. Возле магазина к нам привязывается странный местный мальчик лет 6. Сначала он пытается открутить насосы у всех наших велосипедов. Вышедший из магазина Денис чем-то ему особенно «понравился», и он бьет его с размаху по рюкзаку своим пакетом. Когда же мальчик начинает подпрыгивать и пытаться выхватить из его рук шоколадку, мы окончательно офигеваем. Спасает нас Костя, отогнавший злобное маленькое чудовище с помощью приемов кун-фу. Мальчик злобно скалится в сторонке, хватает палку, раздумывая – стоит ли продолжать с нами битву. В итоге его крошечный мозг все-таки допирает, что семеро взрослых и сильных людей, владеющих кун-фу, одолеют его даже вооруженного, и он скрывается с поля боя, прихватив в качестве козла отпущения подвернувшегося кота. Не позавидовали мы незадачливому коту, попавшему в руки маленького садиста! «Если здесь такие дети, – какие же в этой деревни взрослые?!» - размышляем мы и делаем справедливый вывод, что надо быстрее отсюда валить. Вскакиваем в седла, продолжаем спуск к Жигулевскому морю и вдоль берега длинного залива достигаем пристани парома, который как раз собирается отходить.

На море неспокойно, ветер против течения взъерошивает его шерсть, порождая рваные волны, на которых качаются многочисленные чайки. Паром идет больше часа, за это время мы успеваем пообедать и посетить буфет в трюме, там можно выпить горячего чаю или кофе.
В начале третьего высаживаемся в Тольятти. Погода за время нашего плавания слегка ухудшилась, небо затянулось почти сплошным слоем перистых облаков, море помрачнело.

Сначала Саша с Андреем ведут нас на трассу, где тренируются тольяттинские даунхилеры во главе с Константином Коритичем. «Трасса» представляет собой спуск с парой-тройкой небольших дропчиков. Народ сбрасывает рюкзаки и начинает весело шнырять вверх-вниз, типа «прыгать», а я пытаюсь их фотографировать, причем из этих попыток ничего путного не вышло (слишком долго у меня фотоаппарат наводится и сложно поймать краткий момент собственно прыжка). После нескольких спусков наши «даунхилеры» утомились, и мы неспешно покатили по тольяттинской набережной, в конце которой поднялись по тропинке через лес на асфальтовую трассу. Трасса ведет через зеленую зону, разделяющую Автозаводский и Комсомольский районы, и напоминает живописностью и окружающим лесом дорогу через Муранский бор. Вот только движение по ней гораздо оживленнее.
Сделав очередную остановку у памятника Татищеву, достигаем, наконец, плотины. Здесь решаем – что же делать дальше. Большая часть коллектива хочет ехать до Самары своим ходом нижней дорогой, я мучительно раздумываю – вроде бы еще не накаталась, но до Самары еще очень далеко. И только Саша хочет сесть на электричку прямо сейчас, но, не решившись отрываться от группы, подчиняется большинству и ведет нас по дороге через поселок Шлюзовой (которую, кстати, кроме него никто не знает).

На пароме Дорога к ГЭС Татищев - бронзовый байкер

Последняя закупка в магазине на выезде из города. Костя, Дима, Денис и Андрей переходят дорогу, посещают магазин, что-то едят прямо у крыльца. Затем возвращаются, и мы трогаемся. Тут же половина команды во главе с Димой уходит в отрыв на скорости 30 км/ч. Мы же, Сергей, Костя и я, пытаемся хотя бы не потерять их из виду и недоумевающе размышляем – что же они такое съели около магазина??? Суперэнергетическую смесь? Булочки с пургеном?
Подождать они соизволили только км через 10, на выезде из Федоровки. Начались поиски того небольшого участка нижней дороги Самара-Тольятти, которого не знал никто. Сразу после Федоровки вдоль Волги начинается длинное болото, разделяющее две дороги – одна ведет к турбазам на берегу и заканчивается тупиком, вторая идет вдоль подножия гор и выводит в Прибрежный. Конечно же, вначале мы заехали не туда, пришлось возвращаться примерно на 1 км, чтобы объехать болото.
Началась живописная грунтовка вдоль горной гряды, по верху которой проходит железная дорога. Слева – горы, справа – пойменная долина Волги, состоящей из озер, полян и беспорядочно разбросанных участков леса. Едем, вид красивый, вот только силы уже на исходе… у меня, по крайней мере. Костя же вообще встречает каждый пригорок стонами и причитаниями.

В конце концов, грунтовка выворачивает на знакомый асфальт, ведущий от Прибрежного в зону отдыха. Пытаемся запомнить нужный поворот «на будущее», припоминая покатушку в июне, когда мы ехали в другую сторону и уперлись в тупик на этом асфальте. Пришлось тогда возвращаться, подниматься в гору наверх и ехать до станции «Канал» верхом.
В Прибрежный мы не успели на электричку к 16:47, на которую я с удовольствием бы села (а может, и еще кто-нибудь). Сергей высказал мнение, что летние электрички уже не ходят, а последнюю электричку ждать слишком долго – три часа. И только на следующий день я сообразила, что можно было заехать на станцию в Прибрежном и узнать насчет летних электричек (которые, как выяснилось, все же ходят до 1 ноября). Видимо, в тот момент вся кровь уже полностью отлила от моего мозга к мышцам ног.

Последний привал перед наступлением темноты Единственная поломка за всю поездку

Последний привал делаем на Грушинской поляне, жуем остатки печений, отдыхаем 10 мин. До наступления темноты остается минут 30, за которые мы надеемся достичь шоссе. Однако, сразу после привала Денис пробивает заднее колесо у ворот турбазы «Маяк». Я, пользуясь остановкой, снимаю задний маячок и перевешиваю его на рюкзак, т.к. темнота близится, а он у меня закрыт спальником на багажнике. Выдвигаемся с Сашей вперед, не дожидаясь окончания работы по замене камеры – эти лоси все равно догонят.
Уже в полной темноте доезжаем к 20:00 последние 15 км от Курумоча до Красной Глинки. Сергей решает ехать до дома своим ходом, как ни странно, никто из лосей его не поддерживает (видимо, всё же притомились), и вшестером долго ждем автобус. Оправдывая прогноз, начинает накрапывать маленький дождик…, как удачно мы успели закончить маршрут. Наконец, подъезжает «полтинник», и мы нагло впихиваем туда все 6 велосипедов. Как хорошо ехать в красноглинскую горку на автобусе (!), подставив лицо теплому ночному ветру, и ощущать уставшими мышцами дрожь старательно заползающего вверх мощного двигателя… Начались разговоры типа «а вот я сейчас приду домой и сделаю то и то (полезу в ванну, слопаю 20 пельменей)», мелькающие лица и приглушенные голоса уже с трудом доносятся до меня через призму усталости…

Резюме: за 2 дня 230 км, в пути – 11 ч, средняя скорость - ?

PS: было здорово! и исключительно удачно во всех отношениях!

PPS: отдельное спасибо Косте, без него идея бы вряд воплотилась в жизнь.

04.10.2003