Суббота 22 Июля 2017г.

Велоотчеты 2005. Над Кавказом тучи ходят хмуро

Над Кавказом тучи ходят хмуро

30.04.2005 — 10.05.2004

(отчет Константина Акчурина)

Маршрут:
Адлер — Псоу — Гагра — Пицунда — Гагра — Новый Афон — Сухум — Гагра — Рица — Гагра — Псоу — Адлер — Сочи — Ахун — Сочи — Красная Поляна — Сочи

667 км, общий набор высоты 5890 м.

Маршрут следования выделен зеленым цветом

Участники:

Константин Акчурин Миша Аргуткин Сергей Галанов Александр Ургалкин Владимир Титов
Миша Пантин Данил Отбеткин Юля Спицина Света Нам Зоя Бартко

Состав и техническое оснащение похода

Показания километража, температуры и перепадов высот велись по моему вело компьютеру Ciclo-Master CM-411.

Представленный в отчете фото материал получен с бывших в походе четырех цифровых фотокамер: Konica Minolta Dimage A2 (Саша Ургалкин), Sony DSC-V1 (моя), Canon Digital Ixus 30 (Сергей Галанов) и Minolta Dimage Z1 (Вова Титов). Самые хорошие по качеству снимки получились конечно же с новейшего А2, а вот Z1 огорчил слабым разрешением мелких деталей и искаженной цветопередачей (хотя по содержанию есть очень интересные кадры).

Предисловие

Идея вело похода на кавказское побережье на майские праздники зародилась еще в прошлом году и была выдвинута мной в рамках обсуждения долгосрочных планов 2005 года. Но народ упорно рвался в Крым и я уж готов был смириться и кататься снова по Крыму, но вдруг Андрей Овчинников сообщает, что тольяттинцы едут на Кавказ, звонит мне, едем на его машине в Тольятти на предварительное обсуждение в кабак «Старая Телега». Через несколько дней к моему удовольствию ветка форума на сайте «ВелоСамара» под названием «Крым-2005» закрывается и вся тусня продолжилась в ветке «Кавказ-2005».

Обсуждалось несколько вариантов похода, в результате приняли предложение тольяттинцев и определилась примерная нитка маршрута: высаживаемся с поезда в Адлере, едем в Абхазию (планируем ночевки на частном секторе в Гагре), катаемся там 3 дня, потом возвращаемся в Россию (планируем ночевки на частном секторе в Сочи) и катаемся еще 3 дня, потом назад поездом из Адлера.

Изначально набралось 10 человек, но постепенно по мере обсуждения состав группы дошел до 13 человек — 8 тольяттинцев и 5 самарцев и мой друг Мишель, Денис, Вадим, Змей). Билеты на поезд во избежание проблем были взяты заранее.

Время шло быстро, дата отъезда близилась, Фобос предрекал дрянную погоду на Кавказе. Сборы у меня прошли достаточно сумбурно — кутерьма на работе в последний рабочий день, лечение зуба, еще и погулял хорошо перед отъездом. Вернувшись домой в 4 утра перед отъездом, решил собраться утром, зарядил будильник на 8 и отключился.

30 апреля, суббота (отъезд из Самары, поезд)
4 км, общий набор высоты за день 20 м

 

Проснулся, быстро покидал в маленький рюкзачок и сумку барахло, почистил и смазал драндулет. За полчаса до выезда звонок Дениса — убитый голос — не получается поехать — желает нам удачи. Что делать — потеря одного бойца.

Созваниваюсь с Мишей, за час до отхода поезда выезжаем в сторону вокзала своим ходом. Было мокро, ехали как-то неспешно, в результате приезжаем на вокзал за 20 минут до отхода поезда (черт, а ведь еще велики упаковать). Созваниваемся с тольяттинцами — они уже загрузились. Вот тут то и сказалась поспешность сборов — забыл дома шестигранник, в поезде обнаружилось, что еще и к выжимке цепи забыл выдавливающую фишку. Пришлось ограничиться съемом переднего колеса (кстати шестигранниик нашелся но уже по окончании похода в поезде — как оказалось он мирно лежал в пакете в теплой компании с запасными трусами…).

Затолкали байки в чехлы (Мише дома в качестве чехла выдали какой-то жуткий кусок брезента весом не менее 5 кг) и за 5 минут до отхода запрыгнули в вагон. И тут новый сюрприз — из самарцев по факту только мы с Мишей в 2. Змей с Вадимом испарились — нету их и все. М-да — поредело в наших рядах. Как потом оказалось, Вадим испугался плохой погоды и отсутствия Дениса, а Змей просто исчез по-английски.

Время в пути летело на удивление быстро — в Сызрани к нам присоединилась вторая часть тольяттинцев во главе с Сергеем Галановым, дальше было пиво, вино, игра в карты и шахматы, общение, легкие прогулки на остановках, сон под стук колес, осеннее небо и дождь за окном.

В России стояла явно не майская погода, да и прогноз по Кавказу не утешал — +15 дождь на все ближайшие дни. Утешали себя тем, что Фобос всегда врет (хотя внутренне понимали, что с погодой будет облом).

1 мая, воскресенье (поезд)

Праздновали первомай, а по сути вся та же фигня, что и вчера. В Ростове-на-Дону показалось солнце и на душе сразу полегчало. И зелено здесь уже не по нашему — листья здоровые, все цветет. Юг. Настроение хорошее.

2 мая, понедельник (прибытие, Адлер — Гагра — Пицунда — Гагра)
105 км, общий набор высоты за день 500 м

Рано утром прибываем в Адлер, разгружаемся, собираем байки, мы с Мишей сдаем чехлы и ненужное поездное барахлишко в камеру хранения и выезжаем. Пасмурно, +15, отсутствие дождя вдохновляет.

На вокзале в Адлере пальмы, цветущие розы. Менты ругаются — по перрону нельзя ездить на байках. Кто как, но я не обращая внимания, еду своим ходом и по перрону, и через само здание вокзала под крики какой-то тетки ( «совсем обнаглели…»).

С вокзала без промедления выезжаем на шоссе, идущее из Сочи, почти сразу находим выезд из Адлера на Псоу, проезжаем мост через Мзымту, слева вдалеке показываются полузакрытые мрачными тучами снежные пики гор — клево.

Вытянувшись организованной колонной, едем через сплошную населенку (частные дома), после чего дорога прямиком уперлась в границу РФ (автомобильный КПП).

Пограничники вертают нас с автомобильного на пешеходный КПП, Саша опрометчиво делает фото границы с чем и задерживается погранцами как раз хотел всех предупредить что на границах нельзя фоткать но не успел). Обошлось все мирно — стерли файлы в присутствии пограничников. Проехали длинный пешеходный коридор к границе через рынок, прошли паспортный контроль, таможню (никто не трепал, все без вопросов, денег не собирают), и вот она Абхазия. Дорога на Гагру живописная, идет у гор вдоль моря, небольшие спуски-подъемы.

Сразу же выделяется аутсайдер — самарский Миша — отстает на подъемах. В поход он поехал без подготовки (вообще не катался в этом году) и конечно же ему было тяжелее всех.

Абхазия встретила нас много меньшим по сравнению с Россией движением на дороге, красивой природой и пустыми глазницами окон брошенных домов.

Особенность местного менталитета — любая проезжающая машина минимум приветствует нашу вело группу серией гудков, многие останавливаются и начинают диалог на тему «а, слюшай…» Спрашивают откуда, куда, сколько стоят велосипеды, дают советы. В целом отношение к нам со стороны местных было дружелюбное.

В полдень сделали привал и перекус на красивой площадке перед самой Гагрой, съели еще российские сникерсы, пофоткались и рванули в Гагру.

Очень красивый тихий городок, шикарная тропическая растительность, все в запустении.

Зарулили на гагрскую набережную, пляж каменистый, поприветствовали море. Вода +13 градусов, все планируют обязательно хоть раз искупаться. До реализации заветного желания дело дошло не у всех в связи с суровыми погодными условиями…

Последствия войны за независимость республики с Грузией 1992-1993 года не ликвидированы до сих пор. Во время войны население республики сократилось почти в несколько раз за счет полной депортации потерпевших поражение грузин, было разбито и разграблено до 70% жилого фонда, встали все промышленные предприятия, были разрушены санатории, дома отдыха, железная дорога, и т.п. Статус Абхазии до сих пор не определен, номинально являясь автономией Грузии, республика не подчиняется властям Тбилиси, управляется и живет по законам своего правительства, пользуется российской валютой, абхазы имеют российское гражданство. Поэтому инвесторы опасаются вкладывать средства в столь благодатный край и восстанавливается все очень медленно. Тем не менее, начали работать многие пансионаты и дома отдыха, при участии России частично восстановлено железнодорожное сообщение, ситуация контролируется абхазской милицией, в Гудауте стоят российские миротворческие силы.

Поиск жилья был быстр и продуктивен. Вертанули в тихий квартал частного сектора, поспрашивали прохожих на предмет жилья и через 10 минут уже размещались в приятном особнячке с пальмой во дворе, верандой для приема пищи и удобным гаражом для байков. Договорились по 80 руб. в сутки за человека. Очень демократично, особенно в сравнении с сочинским курятником за 150 где мы жили вторую часть путешествия. Как потом оказалось, в Сочи подобное абхазскому по качеству жилье стоит никак не меньше 500-600.

Хозяйка Диана сообщила, что немногочисленные кафешки еще закрыты (не сезон) и кушать кроме как у нее негде. Поэтому было принято решение заказывать еду у нее по 50 руб. завтрак или ужин, 70 руб. обед. Я в целом остался доволен, готовила хозяйка вкусно.

В ожидании заказанного обеда покрутились на байках по Гагре. Хотели попасть в парк, но в результате нас занесло почти на то же место на набережной, где приветствовали море, когда въезжали в город.

Вкусно пообедав, как и было запланировано, все толпой двинулись в сторону Пицунды.

Заезжаем на разбитый ж/д вокзал, местная милиция сторожит пустующее здание, народ фоткает расстрелянные вагоны, я иду узнать когда же идет электричка из Сухума, на завтра планируем крутить педали туда — в абхазскую столицу.

В кассе никого нет, дверь нараспашку, но видны следы присутствия человека — горит свет, включен компьютер, базланит радио. На стене висит какое-то расписание, там вообще нет вечерней электрички из Сухума. Осмотрелся вокруг — рядом киоск, слышны какие-то голоса. Там-то кассирша и зависала в компании горячих абхазских мужчин. По бокалам разлито вино, нарезана колбаса, в общем застолье в самом разгаре. Подтверждает, что виденное мной у кассы расписание неверное, сообщает время отправления электрички из Сухума 17-45 (как оказалось впоследствии, и это время тоже неправильное).

Уже на подъезде к Пицунде немного скосячили с дорогой, свернули не туда и вместо Пицунды попали сначала в какой-то поселок с кучей симпатичной живности (пришлось насильно притянуть козла за рога, по собственной воле не хотел он со мной фотографироваться), а потом на широкий галечный пляж. Выглянуло солнце, волны искрились в его лучах, было очень красиво.

Не став откладывать в долгий ящик процедуру омовения, я искупался, получив приличный заряд бодрости. Часть нашей компании отдыхала на гальке, часть сгоняла на расположенный рядом пирс. Потом пришлось немного вернуться назад на нужную пицундскую дорогу.

Перед самой Пицундой расположены мандариновые сады, чем мы не преминули воспользоваться. Я стоял на шухере, Сергей Галанов рвал мандарины с деревьев — остатки неубранного урожая прошлого года. Сбор мандаринов в Абхазии был в ноябре, а эти провисели все зиму, немного усохли, но все же были вполне съедобными.

У въезда в Пицунду — полностью восстановленный отель «Самшитовая Роща», 4****, отдых стоит 25$ в сутки с 3-разовым питанием.

В Пицунде попали на главную площадь с музеем (закрыт), где случайный прохожий посоветовал дать по 5 рублей сторожу и заехать на территорию Пицундского заповедника и санатория «Пицунда-курорт». Да — именно так, корпуса санатория расположены прямо на территории небольшого заповедника (шикарная роща реликтовых сосен и самшитовых деревьев). Место отличное, со скульптурными композициями, пальмами, мини набережной. Все в легком запустении, но работает. По словам отдыхающих теток из Москвы, раньше сюда было не достать путевок, попадала только партийная элита. После войны комплекс не работал 10 лет, но с прошлого года подлатали и стали принимать отдыхающих — пожалуйста — 18$ в сутки с 3-разовым питанием сезон будет 22$). У моря произвели распитие пива, купив его в работающем баре.

День клонился к закату, основная группа покатила в Гагру к заказанному ужину, а мы с 2 Мишами заскочили в сам городок Пицунда — посмотреть как живут местные. Брошенные стройки, только наполовину заселенные многоэтажки, в общем разруха. Из интереса зашли в подъезд жилого дома — все стекла выбиты, штукатурка осыпалась, но на удивление лифт работает, только вот крыши у кабины почти нет (видимо гранатой подорвали). И у дома крыша тоже дырявая, глядя в лифтную шахту вверх через прорехи видно небо. Т.е. попасть под дождь в таком лифте — обычное дело. Жалко местных.

Возвращение той же дорогой в Гагру. Ужин. Помывка. Распитие хозяйкиного домашнего вина. Сон.

3 мая, вторник (Гагра — Новый Афон — Сухум — Гагра)
110 км, общий набор высоты за день 1300 м

По плану был подъем в 8.00, но уже в 7.00 все были разбужены Мишей — «подъем, не спать сюда приехали, погода хорошая, надо шевелиться». Все правильно, так и надо. Позавтракав и собравшись, в 9.00 выехали в сторону Сухума.

Солнце светило до поселка Бзыпта (15 км от Гагр), дальше небо затянуло плотной облачностью.

Сфотографировались у стеллы «Гагра», здесь же мост через горную реку Бзыбь и поворот в горы на Рицу. Завтра нам туда, а пока прямо на Сухум (Акуа по абхазски, Сухуми по грузински). Кстати сама Абхазия на местном — Апсны.

Ехали с хорошим темпом 25-30 км/час. После небольшого подъема (самарский Миша опять последний) и спуска горы отступают от моря и до самого Нового Афона 40 км равнина.

В районе Гудауты (сам город остается в стороне от дороги, по агентурным сведениям ничего примечатльного, не заезжаем) около нас притормаживает машина с местными абхазами, спрашивают куда едем, предупреждают об опасности ограбления. Гадаем — шутят или нет, как потом оказалось не шутят, но нас пронесло.

Ездят в Абхазии в основном на раритетных машинах советского времени, очень популярны 21 и 24 Волги, копейки, шестерки, древние москвичи, расхристанные рафики и…. мерседесы (кое-кому удается подзаработать, наверно на мандаринах).

Перекусили киосочными продуктами на берегу моря. Я выпил бутылку местного сухумского пива. Не сложилось у абхазов с пивоварением, это точно (пиво дрянь).

На подъезде к Новому Афону вновь подступившие к морю горы и виды сыграли злую шутку с Вовкой Титовым: засмотрелся, не заметил большущую яму на шоссе глубиной 20-25 см, влетел в нее передним колесом и упал. Но обошлось, особо не подрался, упал на спину на рюкзак. Ремонтируем пробитое колесо и трогаемся дальше, к Ново-Афонскому монастырю и пещере. Здесь же встречаем велотуристов из Москвы, они катаются 4 группами по 5 человек с палатками, едут навстречу нам из Сухума. Обмениваемся впечатлениями.

Проезжаем мимо музея боевой славы 1992-1993 г. (опять напоминание о недавней войне).

Монастырь великолепен, делаем тучу фоток. Сохранилась мемориальная доска о посещении этого места царской семьей аж в 1888 году.

У монастырских ворот встречаем 2 монашек, приветствуют нас, по поводу пасхи обращаются к нам «христос воскрес» — отвечаем как положено «воистину воскрес». Но м-м-м — странно, мы знаем что монастырь-то мужской, а-а что собственно вы… Отвечают — «да, действительно мужской, но недалеко есть женский, вот идем в гости». Вот такая мораль… От них же узнаем, что на горе над монастырем есть древняя цитадель со святым источником. Я предлагаю заехать, Галанов против, они хотят успеть на электричку из Сухума до Гагр. В результате мы с Мишей Пантиным и Данилой отделяемся для поездки к цитадели. Договариваемся нагнать основную группу позже.

Подъем к цитадели оказался достаточно утомителен, 6 км с набором высоты 650 м, сначала асфальтовый, потом каменисто-грунтовый серпантин. Поднялись где-то за час, большую часть своим ходом. По пути знаменитая Ново-Афонская пещера — к сожалению, на ремонте и закрыта для посещения (на самом деле можно было уболтать смотрителей чтоб пропустили, что и сделали москвичи, но у нас было слишком мало времени), красивые виды на монастырь сверху, полуразрушенная сторожевая башня. По дороге к источнику бредут паломники, обгоняем их.

Около получаса тусовались около и на территории цитадели (IV-V век нашей эры), набрали святой воды из источника, перекусили. Отсюда как на ладони виден монастырь внизу, а вдалеке в дымке Сухумский мыс и собственно сам Сухум.

Со стороны гор лезут тучи, низко пролетела стая каких-то крупных птиц (видать к дождю). Вниз к морю срубились за 10 минут, спуск был захватывающий.

Катим на Сухум. Вдруг неизвестно откуда-то сбоку на меня бросается злобный пес. Крутанул педали так, что аж у самого дух захватило — 53 км/ч по ровной. Рекорд.

Звонок Саши Ургалкина — сообщает, что перед Сухумом перевал 500 м. На самом деле оказался 350 м, въехали достаточно быстро. Здесь на самой верхней точке у разгромленного бара нас настиг дождь. Едем вниз, мокнем.

Через некоторое время взору открылось живописное ущелье и мост через реку Гумиста. По другую сторону моста попадается набитый какими-то велосипедами и человеками микроавтобус, о-па — это же наша банда, едут домой, пьют вино. Оказалось что информация по электричке, полученная на вокзале в Гагре оказалась неверной, и они не успели. Честно говоря, я не понял, почему они не посмотрели Сухум, а сразу уехали, раз уж электричка все равно ушла. Приехали в него, наняли машину и уехали. Странные.

Водилы микроавтобуса для согрева наливают нам по 3 стакана красного. Приятное вино. Советуют, как нанять машину вечером для возвращения в Гагру. Скидываем в машину уставшего Данила и в 2 едем с Мишей смотреть город.

Въезд в Сухум, стелла Акуа, многоэтажные дома, изрешеченные автоматными очередями и танковыми снарядами (здесь были самые ожесточенные бои, штурм города в 1993 году). Зрелище удручающее. Уточняем дорогу к ж/д вокзалу. Подъехав к восстановленному беленькому вокзалу, сразу натыкаемся на таксиста на ГАЗ-24 универсал, выясняется что он сам из Гагр и готов нас туда вернуть за названные мной 500 руб. Время 6 вечера. Но нам ведь надо еще осмотреть Сухум, без этого никак, хотя бы 2 часа нужно. Вроде бы он готов подождать, но для гарантии предстоящей сделки… «э, слюшай…» и совершенно дикое для россиянина предложение обменяться паспортами, горячо жестикулирует, сует мне в руки свой паспорт… В общем дали мы ему 50 руб. залога и покатили на набережную. Дождь тем временем набрал обороты, от выпитого вина немного «накрыло», очень сильно захотелось кушать.

Недолго думая, забурились в какой-то ресторан (забыл как называется), отделка деревом, камин, все дела, заказали полный обед с шашлыком. Рядом ужинали местные тузы. Какой-то мужик, то ли официант, то ли их телохранитель, в приватной беседе выдвигает предположение, что я шпион ФСБ! !!???, прячущийся под маской велосипедиста. Жалкие оправдания — «нет, нет, ну что вы….» Позже он признался — шутка.

Вкусно покушав, выезжаем на сухумскую набережную, проезжаем по ней мимо разгромленного здания морского вокзала. Жалеем, что нет солнца.

Параллельно набережной — красивый тропический парк. В этом месте в 1992 году и началось вторжение грузинской армии — многочисленных отдыхающих том числе и россиян), расстреливали из пулеметов с вертолетов.

Гостиница «Абхазия» в сталинском стиле. По возвращении в Самару отец рассказал мне про эту гостиницу интересную историю. В 1972 году хотел он в ней поселиться, спрашивает — можно заселиться, на рецепции говорят «канэчно» и просят подать паспорт. Папаня сует паспорт, его внимательно листают и швыряют назад со словами «мэст нэт». Как оказалось потом, надо было вложить в паспорт 3 руб. на чай. Такие здесь были обычаи. А сейчас — никого, выбитые окна, обвалившиеся перекрытия.

Чуть дальше — полностью отреставрированный дворец, припаркованы лимузины, у ворот мнется охранник. Ага — ясно — вот и вывеска «парламент республики Абхазия» (из-за усилившегося дождя фоткать не стал).

Проехав через главную площадь с сожженным зданием ЦК компартии республики, двигаемся к ботаническому саду. Красивые ворота, уходящая вдаль аллея с тропическими растениями. Вообще-то сад работает, не пострадал в войну, но уже поздно, время 7-40, до стрелки с таксистом 10 минут.

В положенное время подруливаем к вокзалу, мотор ждет, осторожно укладываем в универсал Газ-24 байки, возвращаемся в Гагру. Шофер оказался хорошим разговорчивым мужиком, всю дорогу рассказывал про страну. Оказалось в 3-х кварталах от вокзала в Сухуме с войны стоит подбитый грузинский танк, а мы на него так и не наткнулись. Черт, обидно.

Плотный ужин, вино с купленным Галановым местным соленым домашним сыром «Сулугуми», еще вино и еще вино. Завтра ключевой день — поездка на Рицу, с хозяйкой договорились купить утром на рынке мясо и сделать после Рицы шашлык. Пантин курит сигариллы и агитирует всех устроить подъем как можно раньше (спор с Галановым). Отбой.

4 мая, среда (Гагра — озеро Рица — Гегский водопад — Гагра)
137 км, общий набор высоты за день 1700 м

В 6.50 был разбужен Юлей — всем плохо (особенно активисту Мише после вина с сигариллами), а надо ехать на рынок за мясом. Ладно, как скажете. У самого легкая пульсация в голове (завинировались вчера прилично). Рынок. Мяса нормального нет. Покупаем лучшее из того что есть. Выпиваю поллитра местного кисломолочного продукта «Мацони» (очень вкусно, жаль у нас такого нету). Самочуствие с Мацони резко улучшается.

Серега мается с ожогом (оказалось, что вчера в микроавтобусе ошпарил себя кипятком, вот такой неудавшийся растворимый суп).

Проклятье — опять эти тучи. Все небо затянуто. Пока сухо, +13 тепла. В 9.15 стартуем на Рицу за исключением отлеживающихся Данила с Мишей (обещают нагнать).

В поселке Бзыпта закупаем продукты, уже знакомый домашний сыр Сулугуми, и по знакомой развилке сворачиваем в горы. Рядом шумит Бзыбь. Начинается плавный набор высоты, въезжаем в ущелье.

Небольшая остановка у подвесного моста через речку, привал с перекусом на лужайке, КПП заповедника (пропускают, осведомившись насколько мы в горы). Остановка у карстового голубого озера (точно такое же как на Южном Урале на реке Агидель), фото с павлинами. Покупаем 3 л домашнего вина для ланча на Рице надо сказать это вино намного вкуснее хозяйкиного гагрского).

Красивые туннели, впадающий приток — речка Гега и поворот на Гегский водопад (решаем заехать по пути назад кто желает). Рядышком на бушующих порогах Мзымты — водники-каякеры из столицы.

Миша Аргуткин сдыхает где-то на 300 м над уровнем моря, ведет байк ручками (советуем ему нанять машину, на 900 м точно не въедет сам, хотя авто здесь редкость, проезжают не чаще 1 в 15-20 минут).

Ущелье становится все уже (кстати называется оно Юпшарское), места все красивей, тучи сгущаются, с набором высоты становится прохладнее. Дорога входит в красивейшей скальный каньон с отвесными стенками, въется по его дну. Супер. Слева небольшой водопад.

До Рицы остается 10 км, после чего плавный подъем переходит в резко взлетающий в гору серпантин с уклоном местами до 19%.

Ехать немного тяжко, передача 1-1. На 700 м над уровнем моря смотровая площадка.

Начинается мелкий холодный дождь. Одеваемся. Чуть выше случилось происшествие, велотурист из Москвы грохнулся на спуске, сломал бедро (отмечаем, что на спуске надо быть осторожней).

Вот она и Рица. Погода явно не майская: +7 градусов, дождь лупит по полной программе. Вокруг озера при ясной погоде должны быть видны снежные пики главного Кавказского хребта, а тут все закрыто тучами. Все равно красиво.

Обедаем в единственной работающей кафешке с очагом посредине. Я заказал форель, которую тут же при мне пожарили. Вкусно, но 100 руб. Отогреваемся, наедаемся, напиваемся. Желающие обещают себе обязательно побывать на Рице в хорошую погоду. Делаем фото. На другой стороне озера дача Сталина, но отсюда ее не видно. После Рицы дорога идет дальше в горы на недействующий в настоящее время курорт минеральных вод Авадхара и дальше тропа через перевал в Россию на Красную поляну. Но попасть туда можно только летом, а сейчас дорога и тропа завалена снегом.

Спуск по серпантину, соблюдаем дистанцию и осторожность, дорога мокрая. Встречаем поднимающихся Данила с Мишей — они отлежались и рвутся в бой и на Рицу и на Гегский. Договариваюсь с ними о встрече на повороте внизу или на самом водопаде.

Еще спуск и вот мы у поворота на Гегский водопад. Основная группа опять пасует (устали, промокли, замерзли, в довершение у Саши Ургалкина заболело колено) и отказывается от заезда на водопад. Время 6 вечера, я решаю все-таки посетить водопад и остаюсь в одиночестве ждать Данила с Мишей, должны быть минут через 40.

Походил-походил кругами вокруг развилки и встретил уже попадавшуюся нам вчера группу московских вело туристов. Пригласили на чай. Вот тут-то они меня и огорошили — оказывается сегодня в 7 утра на их вторую команду (5 челов) на грунтовке в районе Мюссеры напали люди в масках с АКМами и отобрали все ценности (деньги, телефоны, фото и видео аппаратуру и т.п.). Вот такая вот дружелюбная Абхазия. Да уж, новости невеселые. Пьем чай, слушаю рассказы об их велопоходах (Алтай, Монголия, Индия, Швеция, Норвегия и т.п.). Серьезно люди туризмом занимаются, не то что мы.

Принимаю решение доехать вместе с москвичами до водопада — они как раз туда ночевать двинулись.

Суперский каменистый серпантин, 4 км с набором высоты 350 м.

По мере подъема открываются шикарные виды на срывающуюся с плоскогорья порогами реку Гега. Еще 2 км по грунтовке по плоскогорью, лагерь пеших туристов из Нижнего Новгорода (подсказали дорогу) и я у водопада.

Недавно с гор сошла лавина, и большая часть 30-метрового водопада завалена снегом. Карабкаюсь с байком по льду с уклоном почти под 45 градусов наверх до максимально доступной точки. Созерцаю водопад. Интересно, если лед подо мной провалится, весело будет? Обратно по снегу-льду оказалось сложнее, поскользнулся и вот я уже еду на заднице вниз. Рядом скользит байк. Не думал, что в солнечной тропической Абхазии еще и с ледяной горки прокачусь. Но все нормально, даже не ушибся. Дождался Мишу с Данилой, и пока они смотрели водопад, я отмывался от грязи в речке.

Тем временем начало смеркаться. Эх и холодно здесь, +6 и влажность наверное около 100%. Пора домой, быстро слетаем своим ходом по каменисто-грунтовому серпантину вниз на рицовскую дорогу.

Данил жалуется на усталость, но вроде нам теперь только под горку и дорога хорошая. Договариваемся о контрольной точке встречи ниже у голубого озера, мы с Мишей где-то на 35-40 км/ч уходим первыми, а Данил едет последним существенно медленнее. Ждем Данила у озера, едим Мишины сухофрукты. 5 минут нет Данила — 10 минут нет — странно — 15 минут нет, черт, начинаем осознавать, что что-то случилось. Рванули обратно по дороге вверх, тормознули встречную машину, так и есть — водила говорит что там велосипедист упал, побился. Через несколько км встреча с Данилой, он упал и серьезно повредил руку, ехать не может, только идти. Оказывается, он эту самую машину тормознул и просил о помощи. Отказали козлы, номера московские. В срочном порядке думаем, что же нам делать. Решаем, что мы погоним с Мишей искать помощь, а Данил пойдет потихоньку вниз по дороге. Подлетаем к КПП заповедника, у сторожей машины нет, звонят в Гагру в скорую помощь — отказывают в высылке машины. На моем телефоне нет сигнала, горы все экранируют, позвонить на сотовый наших в Гагре не получается. Наверно придется ехать до основной трассы (15 км), искать машину там. И тут навстречу едет еще один микроавтобус с москвичами водниками, упрашиваем их оказать помощь и огромное им спасибо — выручили, отвезли Данила в больницу в Гагру, несмотря на то, что водитель выпил. Мы же с Мишелем пилим своим ходом 35 км до Гагры. По дороге на ДПС нагоняем микроавтобус с Данилом (их как раз штрафуют на 500 руб. за то, что водитель нетрезв). За 1 км до дома мне звонит Данил, сообщает, что он в больнице и ждет действий врачей, после чего просит его забрать. Мы настолько сильно устали, что решаем вернуться в дом и попросить отдохнувших к тому времени наших забрать Данила из больницы. И черт меня дернул за язык рассказать по приезде об ограблении другой группы. Все сразу же напугались ехать, начали обвинять нас с Мишелем что мы во всем виноваты, втравили Данила в авантюру, и т.п., вышел небольшой скандал. Я думаю, что просто все устали и понервничали, из-за этого вышла такая нехорошая байда. Но вроде все разрешилось, ребята поехали в больницу за пострадавшим, а мы с Мишелем сели кушать шашлык, который был просто отвратителен. То ли мясо дрянь, то ли сказался общий спад настроения из-за происшествия. Дождались возвращения ребят с Данилой, диагноз — сложный закрытый перелом, надо делать операцию. А пока наложили гипс, сделали обезболивание и т.п. Невесело. Что поделать, валимся спать.

5 мая, четверг (Гагра — Псоу — Адлер — Сочи)
101 км, общий набор высоты за день 550 м

В этот день выспались, неспешно встали, обсудили план действий. Понятно, что все возвращаемся в Сочи, оттуда отправляем Данила ближайшим поездом в Тольятти. Мы с Мишей сгоняли на ж/д и авто вокзалы, узнали что и как с транспортом. В результате определились — Саша с Данилой, Аргуткиным и Юлей едут на газели до границы (Псоу), проходят таможню, далее Саша с Данилой в Сочи, а Юля с Мишей ждут нас в Адлере. Остальные едут своим ходом.

С утра было опять пасмурно, но дождь закончился, и постепенно к обеду выползло солнце, воздух прогрелся до +22. Ехали той же дорогой, только последние 5 км перед Псоу поехали не трассой, а вдоль моря через частный сектор.

В полдень решили перекусить, а рядом как раз оказался работающий дом отдыха Псоу с красивой парковой территорией. Я по быстрому сгонял к директору, выклянчил у него разрешение на проведение привала на территории санатория, но почему-то народ отнесся к полученному разрешению прохладно и все кроме меня с Мишей остались на привал на лавочке у входа под нежные ароматы масляной краски (стену рядом только что красили). Мы же въехали санаторий и двинулись к лавочкам на море.

Вот тут и произошло мое единственное в походе падение. Ехав расслабленно со скоростью 10 км/ч по бетонной дорожке с пачкой печенья в одной руке и рулем в другой, я и не ожидал подвоха. Подвела буйная тропическая растительность — с какого-то неведомого мне дерева на дорожку осыпались семена, содержащие масло, в результате образовалось масляное пятно, которого я и не заметил. Велик резко ушел в сторону, а я оказался в лежачем положении на дорожке, несильно поцарапав при этом руку и испачкав штаны чертовым маслом. Злости моей не было предела — навернулся на ровном месте. Оставив байк и вещи около лавочки, побрел на пляж к морю обмыть царапину и пятно на штанах. За этим занятием меня и настигла непонятно откуда взявшаяся приличная волна. Строго по колено я сделался очень мокрым. Пришлось совместить перекус на солнце с сушкой одежды. Честно говоря, в этот момент мне хотелось отбросить велосипед ко всем чертям, никуда больше не ехать и пойти поваляться на пляже. Но времени как всегда не было.

Таможня долго не давала добро Сергею, приняв за патроны находившиеся у него в рюкзаке пальчиковые батарейки. Убедившись, что все-таки мы туристы, а не боевики, пограничники впустили нас назад в родную страну.

На рынке у границы я потерял бдительность и по доброте душевной согласился разменять какому-то продавцу абхазу 2 тысячи рублей по сотне (за это он пообещал угостить бананами). Отдал ему две купюры по тыще, взял 20 соток которые при подсчете оказались 18. Еще раз пересчитал сам абхаз — 20. Еще раз пересчитал я — 19. И тут я понял, что это никакой не размен, а банальный дешевый развод на деньги. Тут как раз и Миша подскочил на помощь. На предложение размазать его по стенке и сдать в милицию этот козел быстренько вернул мои 2 тысячные купюры. На том и расстались. Обошлось.

Докатили до Адлера, встретили на вокзале Юлю. Миша Аргуткин укатил в Сочи электричкой. Я предложил проехаться посмотреть центр Адлера и набережную. Все кроме Миши и Юли ответили отказом (нечего там смотреть? ??). Пришлось опять разделиться, мы в 3 поехали смотреть Адлер, а остальные в Сочи.

Быстро выбрались на адлерскую набережную, покушали мороженое в прикольной кафешке, посмотрели на выпрыгивающих из воды прямо перед нами в море дельфинов, сфотографировались у маяка и погнали в Сочи. По сравнению с Абхазией здесь нет разрухи, но столько машин, народу и т.п. Да и природа победнее. Испытываем легкую ностальгию по Гаграм.

От Адлера до Сочи идет широченное ровное шоссе, 2-3 ряда в каждую сторону, посередине расстояния туннель. Пролетаем все это счастье на 30-35 км/ч. Въезжаем в Сочи. Шоссе сужается и плавно переходит в главную сочинскую улицу под названием Курортный проспект. По правую и левую сторону знаменитые сочинские санатории и отели: «Орджоникидзе», «Актер», «Radisson SAS», «Сочи-Бриз-Отель» и т.п. Движение просто сумасшедшее, прохожих туча, ритм жизни чем-то напоминает Москву. Созваниваемся с основной группой, договариваемся о встречи у гостиницы Москва (они уже нашли какое-то жилье).

Смотрим нумера — после гагрского особнячка совсем какие-то трущобы (зато в центре). Тут я закапризничал, не хотелось селиться в ободранную 6 местную комнату, предложил поехать вчетвером поискать другое жилье подальше от центра. Как оказалось — зря — только время впустую потеряли. Заперлись в какую-то гору, там одни пятиэтажки, никто ничего не знает, потом к какой-то гостинице где нет мест, тем временем стемнело. В результате вернулись в вышеназванную халупу, небольшое препирательство со злостной хозяйкой по поводу улучшения жилищных условий — и селимся по 2-3 человека в маленькие комнатушки.

Хозяйка учит как правильно отдыхать — в 11 отбой, простыни по уставу не положены. На следующий день мы поняли, что нормальное жилье в Сочи стоит не меньше 500-600 руб. с человека, и это еще не сезон. Дорого.

Данилу взяли билет до Тольятти на завтра.

Опять разделились — большая часть компании готовит ужин на кухне, я с 2 Мишами иду на сочинскую набережную поесть в кафе. По виду все расположенные там кафешки не показались дешевыми (дорогая обстановка, скучающие одетые с иголочки официанты, белизна накрахмаленных салфеток и т.п.), что и подтвердилось в одном из них при просмотре меню — цены почти на все трехзначные. Грустно. А кушать хотелось очень сильно. Наконец нашли более менее подходящие заведение и поужинали от души с шашлыками и пивом (350 рублей с носа). После резко накатила усталость, еле донесли свои бренные тела до коек.

6 мая, пятница (Сочи — Ахун — Сочи)
53 км, общий набор высоты за день 850 м

Утро встретило нас ярким солнцем. Кайф. Решили сделать отдых и полдня не кататься. В 9 утра я, два Миши и Юля выдвинулись, позавтракали в пиццерии (дорого, но пицца вкусная), вышли на сочинский пляж, особого впечатления он не произвел, да еще рядом стройка (ремонтируют набережную, строительный мусор, шум отбойного молотка). Я второй раз искупался в море, камни в воде были скользкими, заходить/выходить трудно.

Потом пошли в действительно шикарный сочинский дендрарий, гуляли, фоткали, ели мороженое. Купил ложку для обуви из бамбука с надписью «Сочи-2005». И надо сказать очень удобная ложка (сразу по возвращении в Самару начал ее эксплуатацию). Погода хорошая, тепло, солнце.

Обедали в столовой под названием «Цирк». Я так и не понял, в чем же заключается цирк — вроде бы все вкусно, без подвохов, до 100 руб. с чела, вкусно.

Начал замечать (да и не только я), что деньги стремительно заканчиваются.

Ребята тем временем отправили Данила поездом в Тольятти. Юля узнала расписание электричек на завтра (мысль доехать завтра до Адлера электричкой а дальше до Красной Поляны своим ходом).

В 15-00 стартовали на гору Ахун в составе меня, двух Миш и Юли. Остальные решили кататься по городу

Без приключений долетаем до Мацесты, находим поворот на Ахун и начинаем подъем по живописному асфальтовому серпантину. Самарский Миша как ни старался, до вершины своим ходом не доехал (нанял такси). Оказалось, что на вершине горы в 1936 году построена смотровая башня высотой 30 м + сама собственно гора высотой 650 м. Платим по 30 рублей, поднимаемся по лесенке наверх, а там нас уже ждут. Как вы думаете, кто? Правильно, наши друзья — тучи.

Вот и дождь ломанул, что сильно подпортило вид на все побережье от Дагомыса до Пицундского мыса (того самого, где мы были в первый день похода). Снежные пики Кавказского хребта опять затянуты облаками.

У башни поели шашлык (неплохой), я выпил пива Оболонь, Миша навернул 2 торта.

Вначале спуска дорога была мокроватой, а дальше сухо (внизу дождя вообще не было), это позволило немного полихачить и срезаться вниз на скорости 50-55 км/ч.

Двинулись в сторону сочинского парка Ривьера, по дороге заехали к морскому вокзалу. Глянули на расписание судов — интересно, есть экскурсии в Грузию (Батуми, Поти) на 2 дня. Если бы не дефицит времени, можно было бы сплавать. Еще предлагают уплыть в Турцию, Одессу и Новороссийск.

На подъезде к парку каменный мемориал с дедушкой Лениным и его золотыми словами (что-то по поводу того, что развивать курорт — нужное дело).

Созваниваюсь с Сашей, обещают быть всей командой в Ривьере через полчаса.

В Ривьере гуляем уже в темноте. Прошли по главной аллее, посидели на лавочке, выпили по 2 бутылки бразильского пива «Брахма». Рекомендую, отличный вкус, у нас в Самаре тоже продается. Просидели около часа, никого так и не дождались, тронулись домой в наш барак, по дороге заскочив в Петерсон за продуктами. Ужинали на веранде.

7 мая, суббота (Сочи — Адлер — Красная Поляна — Это Садок — Красная Поляна — Адлер — Сочи)
148 км, общий набор высоты за день 900 м

Основная группа в очередной раз спасовала и отказалась в последний день ехать на Кр асную Поляну и на горнолыжный подъемник Вовки заканчивались деньги, у Саши болела нога, у Галанова тоже болела нога, девушки жаждали черноморского загара и купаний).

Пришлось опять отделиться и вчерашним составом вчетвером стартовать на Красную Поляну. С утра я был полон сил и решил послать подальше электричку. В результате Юля и 2 Миши в 8.20 выехали на вокзал к электричке, а я в 1 поколесил уже знакомой дорогой на Адлер. Взяли с собой всю имеющуюся теплую одежду, так как собрались на горнолыжный подъемник к снегам. Сразу же пошел дождь. Вот гадство, ну неужели и сегодня погода обломит в горах? Но все-таки в последний день путешествия нам с погодой повезло и мы увидели горы во всей их красе.

До Адлера доехал за 40 минут (22 км) и сразу же увидел с основной дороги прибывших электричкой Мишелей и Юлю. Вот хорошо, даже созваниваться не надо!

Выехали из Адлера в сторону Красной Поляны. Немного в гору, выглянуло солнце, погода наладилась. При въезде в горы дорога сближается с горной речкой Мзымта и не покидает ее на всем протяжении, здесь же стелла, обозначающая въезд в Сочинский национальный парк.

На площадке у реки сделали небольшой привал.

Проехали смотровую площадку, с которой открывается вид на ущелье под названием «пасть дракона». Нам как раз туда.

Дорога сужается, туча знаков «камнепад», «опасный участок», ограничения скорости и т.п. Слева строители разгребают завалы (недавно со склона сошла сель), чуть дальше грандиозная стройка тоннеля длиной 2,2 км по обходу опасного участка дороги.

Движение делается односторонним — полчаса в одну сторону, полчаса в другую. Опасный участок построенной в 1926 году дороги виляет по узкому карнизу ущелья, периодически ныряя в маленькие тоннели. Внизу бушуют пороги Мзымты, сверху нависают отвесные скалы. Опасное (не упал бы на голову камень), но очень живописное место.

Юля уезжает куда-то далеко вперед, Миша Аргуткин как всегда отстал, едем в 2 с Мишей Пантиным. Впереди показались снежные вершины гор. Останавливаемся передохнуть на повороте дороги. Рядом памятник — в прошлом году сорвалась в пропасть машина, погибли 2 человека.

Проезжаем два построенных недавно тоннеля длиной 400 и 300 метров. Беспокоимся о Юле, тормозим встречные машины — куда же она подевалась, но нас утешают — видели уже на подъезде к Красной Поляне.

Выспросив местных, оказалось, что горнолыжный подъемник расположен не в самой Красной Поляне а в поселке под названием Это Садок — до него еще 7 км. Наконец доехали, Юля ждет нас уже 20 минут, за это время успела купить вина (вот это да, не ожидал я от девушки таких успехов).

Оставляем байки на автостоянке под присмотром сторожа (по 25 руб. с человека), покупаем билеты на подъемник. Стоит 500 рублей с человека, 4 очереди, поднимаешься в течение часа с высоты 600 м на 2300 м — на самую вершину хребта Аигба, кабинки открытые. Как оказалось — оно того стоит.

Очень интересно — плавно перемещаешься из лета в позднюю весну, далее в раннюю весну, и, наконец в зиму. Перед 4 очередью пришлось приодеться. Сама горнолыжная трасса длиной 9 км, снег стаял только на нижней ее части, а сверху еще попадаются редкие лыжники. Говорят, эту трассу иногда посещает Путин. Внизу +25, наверху +5, лежит ослепительно белый снег. Без темных очков тяжело смотреть.

Вышли на небольшую площадку, прогулялись по снегу. По одну сторону от площадки виден Гагрский хребет (ставшая уже родной Абхазия), по другую сторону главный Кавказский хребет (до Домбая напрямую всего-то 80 км), высоты гор более 3 км. Вид просто потрясающий.

Полные впечатлений, спустились вниз. Во время спуска мы с Мишелем как-то неудачно прыгнули в кабинку, она сильно раскачалась, было страшновато над пропастью.

Вопрос приема пищи решили в кабаке под названием «Варенничная» перед Красной Поляной. Ели салаты и вареники с разной начинкой, я выпил пива, очень вкусно (170 руб. с человека). Это был последний ресторанный прием пищи, так как денег оставалось в обрез.

Спуск к Адлеру был приятен. На одном из участков я поставил рекорд скорости этого похода — 75 км/ч. В темном туннеле с поворотом Юля напугалась какого-то шума (это машина с другой стороны въезжала) и вскользь врубилась в стену (благо скорость на тот момент была маленькой, не упала, немного подрала руку). Почти у самого Адлера тормознули на 5 минут у Форелевого хозяйства (разводят и продают форель).

Я опять решил доехать до Сочей своим ходом, а ребята пошли ловить машину. Ночное шоссе, 35-40 км в час, и всего за 35 минут я долетел до нашего жалкого пристанища. Минут через 10 приехал Миша (решил тоже доехать своим ходом), а «газелисты» прибыли только минут через 20, оказалось везли их не по шоссе, а окольными путями с частыми остановками.

Перекусили, потом погуляли по сочинской набережной. Жаль, но поход заканчивается — завтра домой.

8 мая, воскресенье (отъезд из Сочи, поезд)
5 км, общий набор высоты за день 50 м

В 8.00 подъем, быстрые сборы. Мы с Мишей желаем наполовину спящему народу удачи (мы в 2 уезжаем на 3 часа раньше другим поездом). Позавтракали все в том же «Цирке» и опять же по набережной поехали на вокзал. Пошел дождь. На вокзале быстро пакуем велики и грузимся в подошедший поезд, вагон купейный.

Проводница подняла крик по поводу негабаритного груза, мой байк в чехле аж 180 см. Вот зараза, пристала, отнекиваюсь — мы все оплатим — заплатим, сдадим в багаж, разберем и т.п. нет проблем. Насчет оплатим я конечно погорячился, у меня осталось всего 300 рублей, у Миши 200. Кое-как ее угомонили.

Стали разбирать байки, благо в купе нас пока только двое. Урок на будущее — надо обязательно иметь ключ на 16 или 17 (еще надо узнать точно какой) для снятия педалей. С очень-очень большим трудом затолкали полуразобранные велики наверх.

Железная дорога до Туапсе идет вдоль моря и пляжей, как назло выглянуло солнце, уезжать из райских мест не хотелось. Через некоторое время нас сморило, заснули.

В станице Тихорецкая большая остановка, ходили в магазин за продуктами. Миша: «девушка, взвесьте нам какой-нибудь недорогой колбасы». Продавщица: «в каком смысле недорогой?». Миша: «ну в смысле самой дешевой». Вот до чего доводит нехватка денег таких мажорных парней, как мы…

Дальше, никаких примечательных событий. Если, спали, бились в карты в дурака до одурения.

9 мая, понедельник (поезд)

Утром 40 минутная стоянка в Волгограде, вышли в город, глянули на пробитый в сталинградскую битву снарядами столб, минут 15 посмотрели парад в честь 9 мая на главной городской площади.

Дальше опять обычная поездная жизнь.

10 мая, вторник (прибытие в Самару)
4 км, общий набор высоты за день 0 м

Пол седьмого утра мы с Мишей разгрузились на вокзале, собрали велосипеды и поехали по домам. Чуть позже я подскочил на вокзал, встретил основную группу, прибывающую другим поездом них тоже все хорошо). Передал ребятам CD со своими фотками, сбросил с карт памяти их.

Все. Поход закончен.

Послесловие

Несмотря на возникавшие трудности, поход удался. Лично мне он очень понравился. Есть мысли по поводу организации в будущем второго Кавказского вело похода, но не по побережью, а по горам с палатками. Интересных маршрутов по тем местам полно. Надо ехать летом и на более длительный срок (ну хотя бы дней на 12).

А пока приглашаю всех в ветки форума Урал-2005 (3-дневный поход июня) и Средняя Азия-2005 (100%, но очень интересная авантюра на 15–17 дней).

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100