Четверг 23 Февраля 2017г.

Велоотчеты 2005. Уральский вояж

Маршрут:

ст. Сулея – г. Сатка – д. Зюраткуль – д. Сибирка – с. Тюлюк – с. В. Арша – г. Белорецк – ст. Урал – Тау.

 

Состав группы:

Пантин Михаил Протасов Дмитрий Селюшкина Светлана

Предисловие

Первоначально писать отчет не планировалось, поэтому точный дневной километраж не фиксировался, дневник не вёлся, но, вдохновленный отчетами Константина Акчурина, я решил испытать себя в роли писателя. Вспомнились свои практически безуспешные поиски какой-либо информации по маршрутам Урала и подумалось, вдруг кому-то эта писанина пригодится. Свободное время выдалось в поезде по пути в Крым 12.09.05 и под стук колес я взялся за перо…

Идея поехать на Урал «по-настоящему», с палатками, возникла в начале года. Урал манил своим близким расположением к Самарской области, наличие железных дорог позволяло добраться в любую его часть. Ехать было все равно куда – нигде раньше не был. Как уже писал, поиски готового маршрута не увенчались успехом, найти людей, бывавших на Урале на велосипеде, не удалось. В какой-то степени на выбор района путешествия повлияло предложение К.Акчурина поехать на Южный Урал на 3 дня в июне, главным же стало наличие у Д.Протасова атласа именно Башкортостана. Изучив его, мне захотелось проехать с юга на север от ветки Уфа-Магнитогорск до ветки Уфа-Челябинск, проведя последние дни похода на озере Зюраткуль, но, узнав расписание поездов, принял решение ехать в обратном направлении, т.к. единственный курсирующий по южной ветке поезд «Москва – Магнитогорск» не оставлял выбора. Удобнее было на нем именно уезжать (вечером), а не приезжать (глубокой ночью).

Изначально хотел проехать мимо главной вершины Южного Урала горы Ямантау с возможным её посещением, но мне сказали, что это крупный военный объект и приближение к нему наказывается расстрелом и сдачей в цветмет рам от байков. В итоге, нитка маршрута вырисовывалась сама собой, хотя с атласом я просидел дня три. Признаюсь, это было улекательно-всегда любил планировать походы по области, а тут столько места!

Пугала полная неизвестность – где какое покрытие дорог (вдруг дожди, глина, колеи, в итоге скорость 3 км/ч и опоздание на поезд), есть ли магазины с продуктами в небольших населенных пунктах (вдруг голод,отощание,летальный исход? ) . Уже перед самым отъездом познакомился с человеком, ходившим на Урал на лыжах, и поведавшим,что однажды им в Тюлюке удалось купить только самогон. Решил затарить хавки на 4 дня автономки, что реализовать не удалось, так как в день сборов и отъезда понял, что мой любимый DEUTER 50+10 за спиной и багажник на двухподвесе не могут вместить всё то, что я хотел съесть. Проблему питания хотели частично решать с помощью сублимированных продуктов, закупив их в ассортименте. Забегая вперед скажу, что лично я в них разочаровался – дорого (одного пакета мало), да и невкусно (хотя, на вкус и цвет…).

Проведя по карте курвиметром, я получил довольно скромную цифру длины предстоящей «мегаэкспедиции» (но ведь километры – это не главное,правда?). Решено было ехать не спеша, любоваться окрестностями, спать вволю и иметь «лишние» дни в запасе, чем одно место в средстве гигиены.

Билеты взяли с трудом, ходили раз пять на вокзал, причем достали сначала оттуда, а потом туда.

Узнал (спасибо Данилу!), что самарцы тоже собираются в этих числах на 3 дня в те края. Созваниваюсь с Валерой, договариваюсь о совместной ночёвке на озере Зюраткуль (вот будет здорово!), берем симки МТС (говорят, там только они «рулят»), обмениваемся номерами. Я его прошу провести «разведку боем» на предмет еды в тех местах, где они будут до нас.

Итак, в путь!

6.08.2005 г. Тольятти – г. Самара.

Паника! Ничего не умещается в рюкзак! Впервые размещаю спальник на багажнике, упаковав в несколько полиэтиленовых мешков. Отказываюсь от большой части купленных продуктов.

Добираемся на электричке до Самары, садимся в поезд «Москва – Астана». Приходится объяснять проводнику-казаху, что байк в чехле перевозится бесплатно. Поверил.

Завел будильник. Ужин, сон.

7.08.2005 ст. Сулея – г. Сатка – д. Магнитка – д. Зюраткуль

Проснулся до будильника. За окном в пасмурном рассвете – горы. Здравствуй, Урал! Рад тебя видеть!

Выгружаемся на станции Сулея, стоянка 2 минуты. Состояние душевного полета – мечта осуществляется! Дождя нет, но хмуровато. Берем курс по асфальту через хребет Сулея на Сатку. Кричу «Ура Уралу!»

На перевале сильная авария… не понял, что за легковушка это раньше была. Люди,ездите аккуратней,причем лучше на велосипедах!

Спускаемся в Сатку – столицу национального парка «Зюраткуль». Ищем, где нормально пообедать, находим «Столовую №6». Санитарный день. Где остальные пять, никто не знает. Перекусываем у магазина, кто чем. Начинается мелкий дождь. Крылья – на байки, пакеты – на ноги, решимость – в сердце.

Выезжаем из города. Дождь сильнее. Холодно. Прячемся на остановке.

Видимо, пережидать бессмысленно. Улучшения не видно. Душа начинает роптать. Делать нечего, движемся дальше.

На трассу М5 выезжать не планировалось, но, скованные холодом, промокшие до нитки, тупо едем по главному асфальту, который выводит нас на неё. Навстречу пилит какой – то местный байкер, узнаём от него, что правильно не ЗюраткУль, а ЗюрАткуль, не Магнитский (как на карте), а Магнитка и как проехать. М5 узкая, с продавленными колеями и ручьями в них, машины, очень опасно.

Наконец-то поворот! На озеро ведёт довольно широкая дорога с покрытием из мелкого укатанного гравия. Ехать можно в любую погоду, только объезжай лужи. Чувствуется, автомобили здесь не редкость.

Подъезжаем к КПП национального парка. Видимо, на нас было жалко смотреть, т. к. денег за посещение с нас не взяли, но предупредили, что это не исключено в дальнейшем.

Начинается подъём, дорога серпантинит. Хоть немного согреемся!

Проезжаем какое-то неработающее гидросооружение. Оказалось, на ручье, вытекающем из озера, раньше была небольшая ГЭС 

Вот и Зюраткуль. Оказывается, это довольно посещаемое место,претендующее на звание туристической мекки. Поселиться можно в их палатках, деревянных домах, есть также супердорогое жильё с евроремонтом. Есть магазин! Ассортимент не очень, но с голоду не умрешь.

Мы настолько замерзли и промокли, что про свои палатки и думать не хотели. Договорились на служебное помещение с чистыми постелями по 100 р./чел и заказали баню за 200 р./час.

Света и Дима мужественно лезут в озеро (!!), я же дрожу на берегу.

Местные по каким-то только им известным признакам предрекают улучшение погоды. Дай-то Бог!

8.08.2005 д. Зюраткуль – кордон Шаровский – карьер Карелка.

О, счастье! Солнце! И в то же время тревога – а вдруг ненадолго? Как я понял, погода здесь неустойчивая.

Нахожу единственный пятачок, где есть связь, SMS-ю и созваниваюсь с Валерой. Как я понял ещё вчера, они до сюда не добрались, помешала погода. Встретиться не удастся. Очень жаль!

Решаем воспользоваться относительно ясной погодой и совершить восхождение на хребет Зюраткуль, благо и велы под охраной в сарае.

Сверху озеро великолепно!

Обедаем в турприюте по 80 р./чел (не очень вкусно), осматриваем побережье. Какой-то местный «олигарх» по кличке «Кит» построил себе дачу и, вроде как для откупа, оригинально оформил всё вокруг деревянными скульптурами, строениями и бутафорскими парусниками на воде. На корабле у Светы порывом ветра срывает кепку и швыряет за борт. Героически бросаюсь в воду и спасаю головной убор. Вот и я искупался в Зюраткуле!

Распрощались с хозяйками, они приглашают приезжать ещё, но почему-то на машине (??). Может, капусты с нас больше срубить хотят?

До Шаровского идем пешком по лесу, грязно. Дальше можно ехать. Полусухая глинисто-каменистая, кажется, дорога. На развилке Света замечает на дереве слабую надпись «Озеро» и стрелку, вроде как в сторону. Решаем с Димой налегке сгонять на разведку, вдруг там ночевать здорово? Безрезультатно возвращаемся и тут только понимаем, что речь идет о Зюраткуле, а стрелка указывает туда, откуда мы приехали. Чёрт побери, потеряли время! Но, как говорят, всё, что ни делается… Едет машина, тормозим пообщаться, мужик сообщает, что неподалеку есть старый карьер, заполненный водой. Заезжаем. Вид впечатляет. Огромные отвалы породы красного цвета, начинающие зарастать деревьями. Вода непередаваемого словами цвета, какая-то светло-зелено-голубая, очень прозрачная. Какой-то абориген приехал искупаться. Значит, можно. Дима и Света предлагают ночевать здесь, я же категорически против: «Как можно – в КАРЬЕРЕ?!» Но проходит минут 10 и что- то переворачивается в моем сознании, я забываю этот термин и смотрю вокруг новым взглядом. Красота! Впереди — прекрасный вид на горы, огромный чистый водоём и — никого! Лет через 50, когда всё вокруг зарастёт лесом, можно будет построить классный кемпинг.

Берег круто уходит под воду, ныряем и вопим от восторга. Как потом оказалось, это место ночёвки было лучшим по нашему с Димой мнению.


9.08.2005 к. Карелка – д. Сибирка – река Большая Калагаза.

Погода опять радует! Выезжаем по сухой грунтовке на дорогу Сатка – Сибирка. Мелкий гравий. Едется хорошо. Где же кордон?

Сибирка встречает каким-то полузапустением, но жизнь идёт. Молодёжь на мотоциклах. Магазин закрыт на обед. Ждать неохота, едем искать продавщицу, просить, чтоб открыла. Мужик на мотоцикле, с видом хозяина территории, обещает её привезти и продать нам билеты на посещение национального парка (мы вчера из него выехали). В магазине почти ничего нет, это был самый скудный случай.

Вешаю мужику лапшу на уши, что билеты у нас были, но мы ими развели костер. Мужик сомневается, но отступает. Мне стыдно.

А вот и КПП – шлагбаум в конце села. Дорога очень каменистая, лёгкий подъём. Решаем заехать к местной достопримечательности – «фонтану». Как оказалось – зря. Да простят меня местные – фигня-фигней. Бурили, искали руду, нашли воду. Воткнули ржавую трубу. Бьёт, правда, высоко. Вода ледяная. Там, судя по фото, красиво зимой: огромная глыба льда. Рядом беседка. Как у нас водится, вся исписана и загажена. Читаем надпись «Тольятти». Стыдно за земляков.

Едим, едем обратно. По дороге черемуха – лучшая в моей жизни. Крупная и сладкая.

Замучили огромные лужи поперёк дороги. Приходится обходить по краю, отводя руками кусты. Не понятно, едем или идем.

Дорога начинает спуск влево, к реке. Дима говорит: «Стоп, непорядок!» А ведь он прав! Нам к реке не надо. А где же наша дорога, показанная в атласе как «с улучшенным покрытием»? Неужели вот эта полузаросшая размытая лесная колея направо!? Да, это она! Прикидываем, что по ней пешком никуда сегодня не успеваем и решаем искать ночлег у реки Б.Калагаза внизу О, чудо! Замечаю в лесу на берегу деревянный дом. Костровище, сарай, туалет. В доме полати и железная печь. Окна застеклены. Отлично! Димка с удовольствием разводит костер, Света стелет спальники на полати.

Это место ночёвки, на её взгляд, оказалось лучшим за поход.

Решаем с Димой прокатиться налегке по дороге дальше, та уходит на хребет Нургуш. Догадываемся, что это маршрут через Березяк, хотелось бы там пройти, но останавливает вероятность именно пешего движения до Тюлюка.

Пытаюсь помыться в реке – холодно.

10.08.2005 р.Б.Калагаза – с. Тюлюк – ручей Большой Каменный

Переменная облачность, не исключаем дождь. Одеваемся в длинное – пешком по лесу. На дороге свежие следы медведя, с немаленькими коготочками. Обсуждаем, как нужно себя вести при встрече с ним. Дима говорит, что для разных видов зверя – разная тактика. На одного нужно махать руками, а перед другим прикинуться ветошью. Но вот с каким как – неизвестно. На всякий случай периодически шумлю, чтобы заранее уходил.

Чуть-чуть комаров, самый «тяжёлый» случай за весь поход.

Временами становится можно ехать.

Замечаем обилие черники, брусники, костяники и, не сговариваясь, бросаем велы и «пасёмся» около часа.

Начался спуск. По сухому срубились лихо. Чувствуется, в дожди, здесь, особенно в самом низу, полная «засада». Байки пришлось бы тащить на себе.

Выезжаем на дорогу Меседа – Тюлюк (мелкий гравий). Привал, обед на горелке. Опять навязчивая идея – магазин, надо успеть до закрытия! Гоним в Тюлюк. По пути узнаю, что он до 20:00, расслабляемся.

У реки Березяк хорошая грунтовка налево. Наверное, та самая, через Нургуш. Хочу туда!

В Тюлюке хмуро, гора Иремель в туче; говорят, там дождь. А хотели подняться! Да и времени сегодня уже нет.

Магазин – мечта голодного туриста. Есть абсолютно все.

Общаемся с пешими из Беларуси, рассказывают про сложности пересечения Южно-Уральского заповедника (лесники бдят). Осматриваем старинную церковь и – дальше.

Дорога, в общем-то, грунтовая, но хорошо укатанная и с камушками. Лужицы. Встаём на ночь у ручья Большой Каменный. Как хорошо с костром! К чёрту горелки.

11.08.2005 р.Б.Каменный – д. Александровка – ур. Юрюзань – с. Верхняя Арша – ручей Арша.

Неужели нам везёт?! Дождя опять нет! Доезжаем до Александровки, полумёртвой деревни. Такие классные места, есть дорога, а жизни нет!

Бабушка ведает о том, как хорошо здесь было раньше, сообщает, что через заповедник пройти нельзя, даже дедушку из деревни по ту его сторону, ходившего к другой бабушке сюда, не пускают. Советует обратиться к её дедушке за советом. Тот оказался человеком очень колоритной внешности, в старой лесничевской форме и топором в руке. Сказал, что помочь ничем не может, и пройти нельзя. Мы задумались.

Тут же, прямо у дороги, стоит палатка пеших из Катав-Ивановска. Сказали, что они по большому блату купили разрешение и прошли по заповеднику. Что ж, нам все равно НАДО ехать.

После Александровки – чистая грунтовка по дёрну. По сухому – отличная. Терзаемся сомнениями – через Юрюзань (заповедник) или через хребет Бакты, минуя его. Едем всё же в Юрюзань. Вот и запретный щит. Призываю всех двигаться быстрей и чуть что – в кусты.

Дорога сворачивает направо и плавно поднимается. Идём пешком по лесу и вдруг понимаем – делаем лишний крюк! Надо было налево, в крапиву, про которую говорили белорусы. Ну да ладно, ведь Света так не любит крапиву!

Жду, когда появится полотно бывшей узкоколейной железной дороги, теперь там автогрунтовка. По карте сильный серпантин, представляю себе крымские подъемы и тут понимаю – ведь это же ж.д., её всегда делают пологой! «Экстрима» не будет.

Вот и какая-то дорога, едем по ней. Стойте, ребята! А ведь это она и есть! И едем мы не в ту сторону, уверен!

Разворачиваемся. Плавнейший спуск, мелкие камушки. Здорово!

Показалась Юрюзань, вернее то, что от неё осталось. Развалины старого каменного ж.д. вокзала и всё. По словам белорусов, все деревянные постройки спалили для съемок фильма «Вечный зов». Вот так.

Проезжаем по бывшему ж.д., а ныне автомосту через реку Юрюзань, спускаемся на привал. Тут же проезжает белая Нива. Удачно, не заметили!

Крутим дальше, на перевал. Я, как большой любитель ж.д., в восторге и грусти одновременно – тут раньше ходили поезда!

Досадно, красивейшая дорога, а приходится торопиться. Везде, где был, самые приятные маршруты – по территориям заповедников или парков. Всегда находишься в нелегальном положении.

Но вот и ур. Арша (граница заповедника). Опасность позади. Начинается спуск. Всё больше признаков «цивилизации» – исхожено-изъезжено. Заезжаем в село Верхняя Арша (не Верхнеаршинский!). Магазин работает оригинально – открывается в 20:00!! Ждём.

Какой-то пьяный предлагает завтра за 250 руб/чел выдать разрешение на проезд по заповеднику. Благодарю,обещаю непременно воспользоваться его услугами.

Узнаю у детей (да и сам чувствую), что в Тирлян (не Тирлянский!) можно добраться короче, по бывшей ж.д. Новая автодорога идёт большой петлёй и, на мой взгляд, неинтересна.

Едем искать ночлег по ж.д. Узенькая глубокая тропинка; на моём байке каретка высоко, еду с удовольствием, у Светы не получается. Находим выкошенный луг на берегу ручья Арша, подстилаем сено, достаём горелки. Отмечаю, как сильно здесь выпадает конденсат – на палатке крупные капли воды, всё сыреет моментально.

12.08.2005 р. Арша – д. Рудник – с.Тирлян – река Белая

Как и положено везунчикам – солнце. Света желает ехать «по нормальной дороге». Правдами и неправдами уговариваю ребят ехать дальше по ж.д. Упираемся в сенокос, дальше ехать нельзя. Милая молодая пара объясняет нам, что нужно немного вернуться, и дорожка будет через гору. Еду и иду впереди, всем своим видом зову не сдаваться.

Света: «Миша, объясни, куда мы идём??» Эх, если бы я знал!

Дима, мечтавший всю дорогу о грибах, находит подберёзовик.

Спуск на велах с горки и мы в Руднике. Один или два жилых дома. Выходит нестарый мужчина, рассказывает, что при работающей ж.д. здесь кипела жизнь. Выясняется, что это мой «коллега» – бывший машинист. С огромным удовольствием общаюсь на ж.д. тему.

Знаток этих мест, он рекомендует нам ехать дальше по ж д. ; грунтовка на новую дорогу в страшной грязи, 3 дня лил непрерывно дождь. Я втайне от Светы ликую.

Всё-таки зря она была против этого пути, дорога оказалась красивой грунтовкой, почти всегда ехали.

Как можно было уничтожать эту уникальную ж. д.?! Это же памятник истории 1910 года, потенциальный туробъект! Варварство!

Приехали в Тирлян. Большое село. Водохранилище. В 90х годах прошлого столетия прорвало плотину, смыло целый завод. Погибло много людей. От завода остался огромный маховик, стоящий вертикально наполовину в земле.

Появилась зона приёма МТС. Звонок на «большую землю».

Перекусываем у магазина, выезжаем из села и, вот, блин!, вывеска «Горячие обеды»! Пролёт.

Решаем встать на реке Белая, долго ищем где. Места хорошие есть, но, чувствуется, частопосещаемые, а завтра – выходной. В итоге встаём подальше на покосе, Дима со Светой собирают грибы себе на ужин. Открываем купленное вино, отмечаем завершение похода. Уже можно быть уверенными, что он удался!

13.08.2005 р. Белая – г. Белорецк – ст. Урал – Тау

Грустно. Последний день. Так хочется ещё недельку покататься! Переходим вброд Белую, моем велы. Выезжаем на асфальт. Уже отвыкли от такого покрытия.

Белорецк произвёл очень хорошее впечатление. Аккуратный городок с бурлящей жизнью. Много молодых мам с колясками. Заехали в симпатичное кафе, без проблем пустили с велами. Приличный обед за 120 р./чел. Осматриваем город, водохранилище, то, что осталось от ж.д. – паровоз-памятник.

На ближайшей станции наш поезд стоит 2 минуты, а на станции Урал – Тау, что находится на одноимённом главном уральском хребте – 17 минут. Нам туда, чтобы спокойно погрузиться.

Выезжаем из города и сразу начинается крутой подъём. Очень жарко, но всё же покоряем главный хребет на колёсах. Передача 1:2.

Горная ж. д. станция. Народу – никого. Часа 3 в запасе. Дима уходит за грибами и приносит целую кучу. Последний уральский ужин.

В темноте садимся на поезд, который оказался фирменным. Новые вагоны, в которых багажные полки с торца закрыты стенкой. Один байк кладётся легко, а вот второй… Ещё дольше потом доставали.

14.08.2005 г. Самара – г. Тольятти.

Видать, не накатался. Своим ходом доехал до станции Мастрюково, хотел опять, как после Абхазии, до Тольятти, но потом передумал. Сел на электричку, где ехали Дима и Света.

Вот мы и дома.

Заключение

По нашему общему мнению, поход очень удался. С погодой, кроме первого дня, повезло. Поломок и происшествий не было. Ни разу не кололи колёса, только я уже перед самым домом по очереди продырявил оба.

Общий пробег составил около 300 километров, точно уже не помню.

Фотографировали Светиным OLYMPUSoм. Лишнего старались не снимать – экономили аккумулятор, но всё равно на 6ой день похода он иссяк. Мешала съёмке ещё и какая-то постоянно присутствующая дымка, хребты в ней просматривались порой лишь своими контурами.

Получил урок – спальное бельё нужно упаковывать в полиэтилен, даже в рюкзаке (на дне) с чехлом оно под дождём намокло. Или класть не на дно. А вот что делать с ногами? Пакеты – не панацея, да и снизу через шип вода проникает… Ну да ладно, нечасто.

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама Сайт цска хоккейная команда сдюшор цска.
Rambler's Top100