Четверг 25 Мая 2017г.

Велоотчеты 2006. Степной вояж

СТЕПНОЙ ВОЯЖ

28.04.2005 – 03.05.2006

отчет Константина Акчурина о мини-походе
«Соленые озера степного Заволжья»

Маршрут

Палласовка — Эльтон — Боткуль — Верхний Баскунчак — Нижний Баскунчак

325 км за 4 неполных ходовых дня, общий набор высоты 180 м

Говорят, у природы нет плохой погоды. Так вот, по закону Гука вместо среднестатистических для этого времени года в Нижнем Поволжье +20+25 тепла мы поймали вторжение арктического воздуха. О «беде» стало известно за несколько дней до отъезда, но все что мы смогли сделать — взять с собой теплые вещи.

Участники

 

Константин

GT Avalanche
Сергей

Marin
Сергей старший

Stels
Игорь

Author Zenith
Ден

Trek
Вова

Univega HT-530
Виталий

Merida M. Sport
Саша

Giant Boulder
Миша

Corratec Freeride
Женя

GT Avalanche 2.0
Сергей

Merida M. Sport
Сергей

Trek
Надя

Mongoose Tyax
Эльвира

GT Avalanche 3.0
Лена

Merida
Алена

Jamis D. SX


Краткие сведения о районе путешествия

В этот раз ВелоСамара направилась на разведку востока Волгоградской и Астраханской областей в степи, отделяющие юг европейской территории России от казахских пустынь. Концепт похода состоял в посещении уникальных бессточных соленых озер Эльтон и Баскунчак и передвижении по степным грунтовым дорогам.

Климат региона жесткий, резко континентальный, с морозной зимой и засушливым жарким летом. Открытые идеально ровные безлесные пространства дают волю ветрам, летом нередки суховеи и пыльные бури. Реки отсутствуют. Бесплодные глинисто-песчаные почвы непригодны для земледелия. Лишь в апреле-мае степь зеленая, летом все выжигает беспощадное солнце. Район малонаселен, в небольших поселках и кошарах живут казахи, занимающиеся шерстяным скотоводством. Несмотря на то, что территория российская, этнически это казахские земли, здесь говорят по-казахски и верят в Аллаха.

Краткий экскурс в историю края. В древности на этих землях жили скифы, затем степные кочевники — половцы, совершавшие набеги на Русь через «дикое поле». После монгольского нашествия в XI веке территория сделалась частью Золотой Орды со столицей в основанном сыном Чингисхана великим завоевателем Батыем городе Сарай. В XIV веке монгольское государство распалось на более мелкие враждующие между собой орды и ханства. В 1395 году через нижнее Поволжье огнем и мечом прошел со свом войском Тамерлан. Привожу цитату из летописи самаркандского историка Шереф-Эд-Дина "Двинулись к Сараю, зажгли его, обратили в пепел, а жителей, выведя из города, погнали перед собою, как стадо баранов". Тем не менее, кочевники быстро оправились от нашествия узбеков, и в 1456 году хан Махмуд основал Астраханское ханство. В 1556 году земли были присоединены Иваном Грозным к Российскому государству. Тем не менее, вплоть до XX века, уже под протекторатом России, в степях продолжали существовать мелкие калмыцкие, татарские, ногайские и кара-киргизские ханства и ставки, платящие дань русскому царю. К сожалению, столетия стерли с лица земли их дворцы, мечети и караван-сараи, посмотреть на какие-либо исторические памятники в этих краях в наши дни не представляется возможным.

Велотуристы (да и туристы вообще) появляются здесь редко, отчетов нет. Хотя, хотя… в процессе похода неожиданно выяснилось, что нас опередили! Неделей раньше строго по проложенному мной маршруту пропылил вездесущий ВелоПитер в составе 10 человек.

Хронология

28 апреля, пятница (отъезд, поезд)

В поход собралась настоящая банда, целых 16 человек. Отбыли из Самары в 20-30 поездом Свердловск — Баку. Погрузка в поезд была немного осложнена из-за большого количества туристов и вещей. Кроме нас, в вагоне оказались едущие на Каспий водники с парусными катамаранами и прочей занимающей немало места снарягой.

 

29 апреля, суббота (Палласовка — Эльтон)
пробег 123 км, средняя скорость 29 км/ч, максимальная 45 км/ч, набор высоты 0 м
температура воздуха +10, малооблачно, холодный северный ветер, ночью мороз -5

Утром поезд сделал продолжительную остановку в Саратове. Вышли погулять. Холодина, чуть выше нуля, ветер. Надеемся, что солнце разогреет воздух к моменту высадки.

Высаживаемся в полдень в райцентре Палласовка. Вроде и воздух немного прогрелся, но накатывает ледяной северный ветер. Народ собирает байки.

Обнаруживаю, что нет спальника. Поехал он, зараза такая, забытый в уголке на третьей полке, в солнечный Азербайджан. Пошел на станцию решать проблему. В диспетчерской тетка мгновенно меня отшила — «расцепляем товарняк, некогда заниматься вашими вещами». Помогли в милиции. Казах Жора. Позвонил начальнику станции Эльтон (мы туда как раз должны были доехать к вечеру), и договорился о снятии с поезда пропажи.

Заехали в магазин, купили воду. Тронулись в час дня. Асфальт неплохого качества, машин почти нет. Ледяной ветер в спину, холодно, но ехать помогает.

Из-за неравномерности подготовки участников двигались группами по 3-5 человек, устраивая каждые 10-15 км контрольные «пойнты» для сбора всей команды.

Лидеры ехали 35-40 км/ч, середнячки 25-30, замыкающие 20-25 км/ч.

На 50 км пути делаем большой привал и перекус, чуть-чуть укрывшись от ветра за обочиной дороги.

Если бы не этот пронизывающий ветер, было бы даже жарко.

Принимаю решение разделить команду, лидерам ехать в Эльтон закупать продукты и узнавать про дорогу к предполагаемому месту ночевки на озере (а еще вызволять мой спальник), а остальным ехать в своем темпе.

К 7 вечера прибыли с Деном и Игорем в Эльтон. На подъезде к поселку справа было видно водное зеркало озера, а слева гору Улаган (высота всего 65 м, но для абсолютно плоской степи это что-то значит). К моей великой радости спальник был спасен. Начальник станции выполнил свое обещание, тоже казах, зовут Карамурза, большое ему спасибо. От вознаграждения упорно отказывался, но я все-таки презентовал ему бутылку настойки за оказанную помощь.

Через полтора часа подтянулась отставшая часть команды. Реальный километраж оказался несколько больше, чем значится по атласу. Я боялся, что меня прибьют уставшие от асфальтового марафона девушки, но все обошлось :-) С заходом солнца температура воздуха начала ощутимо снижаться. В сгущающихся сумерках поехали к озеру Эльтон вставать на ночлег.

Своим названием озеро обязано золотисто-розовому цвету своих вод на закате. По-казахски звучит «Алтын-Нур», что означает «Золотое озеро». Еще во времена половецких ханов это место считалось священным. И по сей день среди казахов бытует языческая легенда, согласно которой в воды озера спускается небесный владыка Тенгри-хан, чтобы продлить вечную молодость. Озеро огромное, имеет форму почти правильного круга диаметром 13 км. Глубина озера не превышает полметра. По справочным данным, в озеро впадает 7 рек (громко сказано, по факту ручейки) с минеральной водой.

Эльтон с его уникальными лечебными свойствами рапы и грязи, богатых магнием, бромом, калием и другими элементами, помогает исцелять болезни и продлевает долголетие. В поселке есть одноименный санаторий, являющийся бальнеологическим и грязевым курортом. Ввиду холодной погоды была мысль заночевать в нем, но выяснили, что откроется заведение только после 9 мая.

Темнота помешала найти минеральный источник, у которого я планировал поставить лагерь, и пришлось встать в балке у речки Сморогда. В принципе то же самое — речка с этой же минеральной водой. Вода относится к хлоридно-сульфатно-магниево-натриевым и напоминает Ессентуки-20 с показаниями к лечению заболевания органов движения и нервной системы. Но че-то народ водица из реки не торкнула, все жаловались на отвратительный соленый вкус.

Эльтон расположен во впадине, урез воды находится на высоте минус 17 метров от уровня мирового океана. Видимо, это также способствовало заморозку. Ночью было экстремально холодно, к утру температура провалилась до минус 5. У кого были теплые спальники, спали нормально, остальные перемерзли по полной программе.

 

30 апреля, воскресенье (Эльтон — Боткуль)
пробег 52 км, средняя скорость 16 км/ч, максимальная 35 км/ч, набор высоты 0 м
температура воздуха +11, переменная облачность, утром штиль, днем и вечером ветер

Холод не позволил выспаться и выгнал замерзших представителей вело общественности (в том числе и меня) на улицу в 6 утра. Уж лучше ходить, чем замерзать в палатке.

Время до обеда посвятили экскурсиям на озеро, до которого от места ночевки оказалось около 2 км. Вначале ходили самые замерзшие втроем, а потом всей бандой. Это был единственный период похода без ветра, и вышедшее солнце быстро прогрело воздух до +10.

Чем ближе к озеру, тем меньше растительности, соль не позволяет. Идем по безжизненной пустыне к виднеющейся на горизонте в обрамлении соли воде.

Идти легко, а байки ехать не хотят, проминают соленую корку и вязнут в глине, поэтому оставляем их на краю соляной пустыни.

Вот это да! Впечатляет! Как в Арктике. Уфотографировались.

Ни фига себе, вот это зверь попал в соляной плен.

Вернувшись в лагерь, неимоверно долго копались и собирались. Послали гонцов в поселковый магазин за продуктами. Жене пришлось ехать за молотком и ремонтировать шатуны, что-то у него расклепалось.

Выехали в час дня и сразу же сбились с дороги. Сложности степного ориентирования. Пришлось возвращаться к месту ночевки и накатанной дорогой выезжать к поселку.

После часа блужданий выбрались к ж/д переезду на нужный нам грунтовый грейдер, уходящий на юг вдоль казахской границы.

В этот момент опять задул сильный холодный ветер, не прекращавшийся до вечера.

Заехали в село под названием Большой Симкин, где произошла встреча с «кораблем пустыни». Двугорбый, здоровый, красавец!

Грейдер здесь закончился, дальше пошла обычная накатанная грунтовка.

Изредка у дороги попадались стада пасущихся овец с пастухами-казахами. Отношение к нам очень доброжелательное, расспрашивали, подсказывали дорогу. Но знают они местность ограниченно, в радиусе 20-30 км от своей кошары (а дальше им и не нужно).

Для тех, кто в танке: «кошара» — степное животноводческое хозяйство.

Видели на горизонте проезжающий поезд. Захватывающее зрелище, абсолютно ровная степь и двигающийся состав. Кстати он ехал уже по территории Казахстана.

Фиг знает, кто прокладывал границу, примерно по железной дороге, но сделали это как-то стремно, ломаной линией, из-за этого некоторые русские станции оказались «за бугром», у Назарбаева. А казахские поселки, наоборот, у нас. Местные мне жаловались, неудобно, родственники оказались в разных государствах. А бывает, верблюда выпустят в степь свободно пастись, а он уйдет за границу, так его потом чтобы вернуть, надо растамаживать.

На одной из степных развилок лидеры во главе с нашим неутомимым гонзалесом Игорем поворачивают по неправильной дороге. Кричали им вслед, свистели, но тщетно, улетели. Пришлось основной группе свернуть на правильный путь, а Серега взялся их догнать и вернуть (по факту лишних 20 км). Rider последнее время на своем гибриде вообще меньше 50 км/ч не передвигается, а второе дыхание у него открыто 24 часа в сутки, в отличие от прочих велосипедистов, так что догонять его, мягко говоря, сложно.

К 7 вечера доехали до кошары под названием Боткуль. Место симпатичное, дом на 2 казахские семьи, группа деревьев, скучающий у будки здоровый пес, огромный загон для отары овец, верблюд, табун лошадей и индюк, скважина с пресной водой. Вопрос о ее пресности конечно открытый, участникам похода надолго запомнится неповторимый вкус соленого кофе, приготовленного на этой воде.

После недолгого обсуждения приняли решение остановиться здесь на ночлег. Хозяин разрешил поставить палатки у деревьев. Был вариант ехать до темноты дальше, так как проехали за день мало, но девушки устали, да и ставиться в голой степи на ледяном ветру не хотелось. Не последнее дело сыграла возможность покупки мяса на шашлык.

Девушки не растерялись, и уже через несколько минут с разрешения хозяев скакали вокруг лагеря на казахских лошадках. Тут же произошло ЧП — одна из лошадей понеслась галопом, и, естественно, девушка без навыков верховой езды (это была Лена) не смогла удержаться. К счастью, падение с лошади произошло без травм, отделалась легкими ушибами.

Хотел всех предостеречь от катания на лошадях без седел, но когда Надя пригласила меня на конную прогулку к лежащему в 2 км озеру Боткуль в сопровождении сына хозяев, я сразу же согласился. Что говорить, конная прогулка это супер. Старались ехать очень осторожно, шагом.

По ходу прогулки пацан рассказал мне много интересного об укладе их степной жизни и обычаях. Сам он на лошади с детства, причем участвует в спортивных скачках, проводимых в расположенном недалеко казахском райцентре Сайхин.

К нашему возвращению отец Сереги нарезал шашлык из купленного за 500 рублей барана.

Несмотря на усилившийся ветер и холод, отлично провели время. Грелись у костра, выпивали прихваченный в поход тольяттинцами спирт, ели мясо. В общем, очень весело было.

Хозяйка мне и Наде выделила дополнительное одеяло, благодаря ему не замерзли. Всю ночь рвал штормовой ветер.

1 мая, понедельник (Боткуль — Верхний Баскунчак)
пробег 102 км, средняя скорость 17 км/ч, максимальная 48 км/ч, набор высоты 20 м;
температура воздуха +12, переменная облачность, холодный ветер

С утра над кошарой зависла мрачная туча, брызгал дождь, бесновался ветер. Лежа под теплым одеялом, совсем не хотелось вылезать на улицу, а ехать нам предстояло ой как прилично (вчерашний план недовыполнили).

Но, к счастью, туча ушла, выглянуло солнце и стало немного теплее. В это время мимо нас казахи прогнали на водопой овец и лошадей.

На завтрак повторно приготовили шашлык из оставшегося с вечера мяса. Хозяин кошары объяснил, как ехать в нужном нам направлении. Запаслись условно питьевой водой и в 10 утра выехали.

Грунтовка в целом хорошего качества, позволяет держать скорость выше 20 км/ч. Но это только в сухую погоду, если будет сильный дождь, в глине завязнешь нафик. Видим на засохшей глине следы МТВ питерцев.

Едем на юг вдоль казахской границы, справа остается военный полигон Капустин Яр, в транскрипции местных Капъяр.

Говорят, в советское время в этой степи валялось много всяких упавших на испытаниях самолетов, ступеней ракет и т.п., но сейчас все собрано на металлолом.

Делаю фото степной дороги и растянувшейся по ней команды с геодезической вышки.

Погода стремная — то налетит холодный ветер и скроется солнце — пробирает до костей, то все стихнет и сделается относительно тепло. Замучались переодеваться.

К 4 часам дня доехали до урочища Бабкин Сад. Делаем большой привал, во время которого солнце скрылось и сделалось невыносимо холодно. Пришлось тронуться раньше запланированного времени, чтобы не замерзнуть.

Через несколько километров — кошара Морозкова. Покупаем вкусное молоко и творог, уточняем дорогу, пополняем запасы воды.

Жаль, что из-за холодной погоды не зацвели тюльпаны в степи, говорят, потрясающее зрелище.

Не все это заметили, но после кошары мы пересекли небольшой фрагмент пустыни — песок, злые колючки (чудесным образом никто не прокололся). Чем дальше на юг и восток, тем этих фрагментов больше. До настоящих желтых песчаных барханов отсюда не более 100 км, но, к сожалению, это не входило в наш план. Если бы майские праздники были «полноценными», то можно было бы продлить поход с заездом в пустыню, а потом на Ахтубу и в дельту Волги к Каспийскому морю (изначально я так и разрабатывал маршрут). Но планы пришлось урезать.

Дальше едем отличной накатанной грунтовкой. Ден нашел интересную баранью башку у обочины. Сверяемся по карте и GPS, все верно, приближаемся к Верхнему Баскунчаку.

И тут неожиданно дорога сделала нам «козу», резко изменив направление с юго-восточного на северное. Вот черт. Едем в надежде на то, что дорога все-таки свернет на юг. Но этого не произошло.

Сверяемся по GPS и я принимаю решение ехать через поля по нужному азимуту. Солнце пошло на посадку, холодает. Все устали. В команде начинают набирать обороты панические настроения, вплоть до предложения ставить палатки прямо здесь и сейчас. Пытаемся с Деном всех успокоить. До цели не более 5 км, не пропадем. По факту оказалось 10 км, я немного ошибся с привязкой долготы места из GPS к бумажной карте (забыл, что в градусе 60 минут, а не 100). Двигаемся без дороги.

И все-таки нам повезло. Вышли на идущую куда надо отличную грунтовку.

В полной темноте выехали к асфальтовой дороге, ведущей в Верхний Баскунчак из Ахтубинска. И куда же нам? Судя по указателю… м-да…

Но разве на такой банальности проведешь команду ВелоСамары? Пусть утрутся местные шутники. Без тени сомнения поворачиваем налево.

Холод, темнота, поздно… решили найти гостиницу в Верхнем Баскунчаке. Нашлась такая, типа каблушной общаги, по 100 руб. с человека.

Почувствовал себя неважно, видимо сказалось переохлаждение на Эльтоне. Ребята пошли на ж/д вокзал за билетами и в магазин за продуктами, девушки пошли купаться в душ, а я пить аспирин.

Билеты домой были успешно куплены, все вернулись на «базу», покушали и залегли спать.

2 мая, вторник (Верхний Баскунчак — гора Богдо — Верхний Баскунчак)
пробег 48 км, средняя скорость 18 км/ч, максимальная 45 км/ч, набор высоты 160 м;
температура воздуха +17, малооблачно

Постепенно проснулись к 9 утра. Погода радовала — солнце и существенно теплее. Позавтракали и выехали без вещей на экскурсию в Богдинско-Баскунчакский заповедник. Рюкзаки оставили в гостинице. Едем 8 км по асфальту до села Нижний Баскунчак, стоящего на берегу озера Баскунчак.

Еще одно соленое озеро (размер около 10 на 17 км) представляет собой гигантский кристалл соли, стоящий вертикально. Твердая поверхность соли под слоем воды в несколько десятков сантиметров настолько ровная, что по ней проложена железная дорога!!! от комбайна, который черпает соль, до предприятия, где эту соль (изначально чистую) фасуют по пакетам. Выработка в виде траншеи, глубиной примерно метра три, затягивается солью менее чем за десять лет. Получается, что озеро представляет собой огромный запас соли. Добычей занимается предприятие «Бассоль».

Выезжаем к кордону заповедника по грунтовке. Дорога оказалась не такой однозначной, как я думал, и кордон никак не хотел находиться. А время шло и до поезда оставалось совсем ничего — 5 часов. Подуставшая часть команды решает ограничиться осмотром горы и озера со стороны и вернуться в общагу. Неутомимые 8 человек отделяются и в темпе едут на гору. Егерей мы так и не встретили, может оно и к лучшему, не тратили время на оформление бумаг и оплату посещения (принципиально была договоренность с дирекцией заповедника, и я вез соответствующее письмо).

Одинокая гора Богдо возвышается над поверхностью озера на 171 метр. Велосипедистам с хорошей подготовкой вполне по силам заехать в седле по каменисто-грунтовой дороге на вершину (здравствуй, забытая в этом походе передача 1-1). С восточной стороны часть склона сложена интересными глинами ярко красного цвета. На вершине геодезическая вышка. Вид с горы на степные просторы и озеро просто обалденный. Ветер сдувает кепки, а при порывах пытается сдуть и велосипеды.

Спустившись с горы, выехали на берег озера. Походили по воде и соли, но все-таки по впечатлениям рулит не это озеро, а Эльтон.

Вернулись в гостиницу в Верхний Баскунчак, где закатили мини-банкет по поводу завершения мини-похода.

Далее все обычно — погрузка на поезд, вагонные разговоры.

3 мая, среда (поезд, прибытие в Самару)

Крепок сон уставшего байкера…

Выспались, насколько это возможно в поезде. Последние часы перед прибытием тянулись неимоверно долго, впрочем, как всегда.

Прибыли в Самару по плану и разъехались по домам. Вечером я назначил у себя общий сбор команды. Пили вино, всем закатали по 1,5 Гб отснятого фотоматериала. Еще и видео на подходе, интересно будет посмотреть…

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100