Пятница 23 Июня 2017г.

Велоотчеты 2008. Алтай - Краденое Солнце

Идея похода родилась в Новый год, когда Рома с другом обсуждали планы на лето. Тот факт, что там будет полное солнечное затмение, склонило чашу весов в пользу похода на Горный Алтай. Просмотрев отчеты с предыдущих походов (а они все отчего-то были года 4 назад и ранее), Роман составил наш маршрут, просчитал заброску-выброску, и тп. В итоге получился отличный поход, когда по возвращении еще долго остаешься свободным от города человеком.

Сроки проведения: 26 июля – 13 августа 2008 г.
Маршевых дней: 13
Общий километраж: 830 км
Примерное соотношение асфальт/грунт: 3/1


Маршрутная нитка
г. Самара – г. Новосибирск - г. Бийск – г. Горно-Алтайск – п. Карасук- пер. Сухой Карасук – п. Паспаул – п. Чоя – п. Ускуч –п. Верхне-Бийск – п. Артыбаш – озеро Телецкое – д. Балыкча – д. Кокбеш – д. Коо – перевал. Кату-Ярык – д. Балыктуюль – п. Улыган –перевал Улаганский – п. Акташ – п. Иня – п. Купчегень – п. Хабаровка – перевал Чике-Таман – п. Онгудай – п. Шашикман – п. Каракал - перевал Семинский – д. Шебалино – п. Мыюта – п. Черга – п. Камлак – п. Манжерок – г. Горно-Алтайск – г.Бийск – г. Самара.



Разница во времени – 3 часа+ c мск.

Участники: я (konoplenka), Рома (Merly) – начальник экспедиции, Марат (Татарин), Дима (Shturman).
Дима познакомился с нами фактически в пути).
В пятницу стартовала наша тройка, Ромко догонял другим поездом – на след. день.

Лена

Рома

Марат

Дима




В целом с походом нам черезвычайно повезло. Несказанно. Из всех опасностей и погодных ньюансов выпала лишь малая часть.

Заблуждения:
Что Алтай – это сурово-холодно. Ну бывает непогода, но в эти сроки там можно было жаркОе из живности собирать)). Температура поднималась выше 40.
Часто асфальт, там где он отмечен на карте – так он только на карте!, на деле его кошки съели (а точнее средства освоили, наверное). НО там где есть асфальт – он шикарен! Просто песня).
Водой той напиться – нереально, нужно подсаливать. И обязательно – 2 бутылки на вел. Да, и насчет мытья-купания  - АЙС! Зато воды этой – сколько угодно, и пили мы ее просто так, из рек (не пили из Катуни).
Тушенка в магазе в Нске была очень дорогая – 70 р. банка. (в тот год в Самаре она стоила 45-50 р.)
Гостеприимство – не ровня кавказскому или азиатскому.. там именно как-то сурово с этим. И населенные пункты лучше пролетать мимо.
Республика Алтай и Алтайский край – две большие разницы, даже с границами. Атлас брали именно республики Алтай (стоил в Нске 250 р).


25.07.08 поезд 60 Самара-Новосибирск
отправление 8.50 мск – прибытие 27.07 в 00.45 мск
цена билета – 1700 р.
27.07.08
Новосибирск понравился. Чистый, огромный такой, с широкими улицами и дорогами. Велосипедистам правда там уступать не принято, местные сразу предупредили. Нам повезло и в городе нас угостили чаем и душем  Спасибо Сереге из Пензы, за таких друзей, и, собственно им! Набережная огромна, есть два моста (авто и жд) и простор… Город монументальный, дороги по сравнению с Самарой – зеркало. На небе замечена первая хищная пернатость.
Заехали в Альпиндустрию, и тут мне несказанно повезло. Ехала я с рюкзаком, т.е. спины к концу похода можно было лишиться. Купила сумки на багажник. Вот это я вам скажу веееещь!)) для дальняков – только так. (Марат кстати единственный, кто ехал с рюкзаком, а пенку и проч. приматывал верьём к багажнику; спина болела и с багажника все постоянно слезало на расколбасе).
Поблагодарили хозяев, поехали своим ходом на вокзал. Красивый вокзал, во дворе фонтан, в который мы регулярно мокались. За бортом + 35. Там же во дворике, в павильончике – макет паровоза “Проворный”. К нам подошел дедушка, спросил "у нас велопробег?", ведь все в форме Тинькофф, ответили "это наш пивной спонсор".
Приезжает Ромко, тискаем его, на радостях)). Скоро наша пересадка. Собираем велы вместе с Барнаульцами, они также в нашу сторону, но другим маршрутом. Они оч. суровые. Чтобы так разбирать вел, со съемом педалей … видела такое впервые. Вдобавок скотчем делают велококон.

 

 

главный город

главный город

мальчик с топориком

мальчик с топориком

привокзальная площадка

привокзальная площадка

широкие улицы

широкие улицы

театр

театр

фонтан классный

эпический мост

макет паровоза

тру-байкер


 

Итак, поезд 601 Новосиб.-Бийск
отправление 17.28 мск – прибытие 28.07 в 03.20 мск
стоимость – 515 р.

28.07.08 (1 день)
Горно-Алтайск - Карасук - Перевал Карасукский (высота 650, набор 350)- Паспаул.

Пробег дня – 52 км.

В поезде, именуемом не иначе как ГАЗЕНВАГЕН – выжить удается благодаря тряпкам на голове, смоченными в холодной воде. Поезд полон туристического настроя – от суровых водников, до не менее суровых барнаульских велосипедастов. С полок того и гляди обрушится недособраный катамаран или вел).
Беседовали даже с французским путешественником, были латыши, и т.д.
По выгрузке из Бийского аццкого вагона – сразу в газель. Заказывали у мирового такого мужика Ивана Замалого (т. 8 960 939 11 55) – за 2000 р.
Но! Стоит сразу оговорить с ним водителя! Нам попался страшно уставший. Засыпал на ходу, останавливался чтоб освежить голову под колонкой. Жуть конечно, но обошлось.
Итак, в 6 утра, газель стартовала. По приезду в ГорноАлтайск – перепаковываем вещи, оставляем в камере хранения ненужное.
Поели в кафешке, довольно среднего пошиба. Чего только стоит крашеный фиолетовый борщ!))) Закупка воды в Советском.
Старт в 12.00 Плутанули немного, потом до дороги перешли в брод. Вода холодная, в жару – самое то! У Марата ни с чего прокол)) от жары, как показалось.
Первый перевал, ничо так, у страха – глаза маяки . Вскарабкались на верх перевала. Ура! Кока-кола! Стела гласит “Чойский район”. Табличка рядом  - с изображением медведя..тока не это! )) Дерево, сплошь увешанное белыми тряпочками, это довольно распостраненный обычай. Наивные, думая что оно одно такое – ободрали себя на лоскуты и завесили деревцо. Наииивные.
Спуск был очень кстати, освежил. Проехали деревеньку, дальше долго думали где встать. Машины ездят, в лесочке явно места для пикника. Не особо там чисто. Там где человек так всегда… В итоге встали в темноту, решили с утра испугаться. Встали на берегу р. Малая Иша. С утра – душ, в протоке, АЙС. Сублиматы вкусны, в любой прием пищи. И внезапны  если это у нас с них было, пол-похода. ТО. У меня стрем с велом, переклюки не слушаются. Как-то настроили. Чтобы переключить на 1 скорость – нужно спешиться и заставить велик это сделать.
Везде, где водилось мороженное – беспринципно нападали и поглощали 

первый брод

первый брод

дорога

дорога

верхушка перевала

верхушка перевала

тряпкоприношение

тряпкоприношение

орел!

орел!

мега-палатки

мега-палатки


29.07.08 (2 день)
Паспаул – Чоя - Ускуч –Артыбаш.

Пробег дня – 97 км.

Набор высоты примерно 200 м. Перевал, высота – 550 м.
Дорога – сказка, асфальт поет, папоротники, мошкары нет. Снова жарко. Взбираемся на горку. Надпись “Турочакский район”. В ряд стоят ларьки с местными напитками-мазями и шишечками. И тут Остапов понесло… надо сказать, я ехала в хвосте, как самая слабая и самая женсчина)). И пока подъедешь – все уже либо кончилось, либо спрятали. Вопщем Марата за красивые глазки угостили чаем, с ТРАВКАМИ. Мхаха! И остальных. Завидя меня, продавщицы смутились, кто ж нас знает сколько человек в группе… А травок на Алтае дифицит)) Смеемся, в мужской палатке сегодня веселье)).Травки ядреные, кстати. Едется с них зачотно. Воопще там все ЧИСТОЕ! Воздух, который до сих пор помню, лесные запахи, абалденные. Папоротник, и уже дичающие взгляды спутников…
Еще особенность - нет ворон, голубей и тп, только дикая живность! красииивая, хищная.
Обед в 16.30 на берегу реки Бия. Река широкая и бурная. Берег выстлан большими камнями, которые она приносит, а монументальный мост через нее выстлан коровьими лепешками. Дима попытался зайти поглубже, так сносит течением - только держись. Водники очень шустро прошмыгивали под мост. Обед из плавленных шоколадных конфеток ) На огонек горелки заглянул собакин, они там все похожи на лаек )).
17.30 стартуем в вечер. С присказкой “Что за лоси мне попались” Рома впедалил до Артыбаша. По таким дорогам просто хочется ехать, что мы и делали, довели аж до опережения графика. Трафик на дорогах есть, но скудный, не напрягает. По обочинам дороги -  скалы, с гигантскими осыпями, с камнями-останцами.. Все скалы пестрят надписями типа “Здесь был”, за что хочется отловить и наказать “писунов”.
22.00 Артыбаш 
Темнело, мы стали искать место ночевки. Однако с этим все непросто на берегу Телецкого. Понаехало матрасников, впечатление грушинского, причем именно от сногсшибательной вони из отхожих мест. С трудом отыскали местечко, зачотное, ради него долго пилили мимо поселка и далее.

торговые ряды

торговые ряды

яркая троица

яркая троица

река Бия

река Бия

мост

мост

обед с собакой

обед с собакой

водники

водники

дозаправка Марата

дозаправка Марата

красота

красота

улыбаемся и машем

улыбаемся и машем

лоси

лоси


30.07.08 Дневка (3 день)
пробег – не считается.
Дневка на берегу Телецкого озера шикарная, солнце, озеро и камни, расколотые от жары пополам. Телецкое (Алтын Кӧл — Золотое озеро) – уникальное озеро, оч. глубокое, естессно холодное, вода питьевая  Когда мы окунались, народ с дороги кричал – вы что, нельзя в нем купаться! Обгорели моментально, фирменный загар “велоформы” 2 года слезал..крема все сходят с потом, и терпением, когда просто бежишь в воду спасаться. Виды – потрясающие, мотались за пивом и перекусом в поселок. Виды словами и фото не опишешь, они остались в памяти, величавые и мощные.

отрывАЙС

отрывАЙС

озеро

озеро

туда нам плыть

туда нам плыть

драгоценные

драгоценные

жара

жара

яхты

яхты

ватерлиния

ватерлиния

велы загорают

велы загорают


31.07.08 (4 день)
Мыс Кырсай-с. Балыкча-д.Коо

Пробег дня– 50 км.
Жуткий грунт.

Катер у нас был заказан заранее, оч. удобно, переводом вносили предоплату. Катер хороший, мы разлеглись на пенках, Марат заполучил себе мохнатую спутницу  красавицу-овчарку, и спасал ее велоформой от перегрева. Судно шло ок. 4 часов до цели, и, по мере приближения к мысу все больше поражались масштабам природы. Горы вырастали все выше, и катер, шедший параллельно уходил в точку. Высадились на водопаде “Корбу”. Это стандартная программа экскурсии (билет на него стоил 100 р.) Почитали про озеро, оно в наследии Юнеско, и к примеру способно поить пресной водой население всей планеты в течении 9 лет. Водопад красивый, но небольшой. Меня больше впечатлили струи воды, что бликовали с вершин гор…откуда они там? Неужели озера..Загадка.
Высадились на мыс Кырсай. Сюда доплывают только рыбаки и охотники, ну и бешенные туристы). По песку доволокли велы до .. грунтовки. И вот ровно с этого момента началась жесть и испытание на прочность. Но! Все это перебилось словами “ВАУ!” Безумно красиво!!! Горы доросли до взрослых и окружили нас с вопросом “что вы здесь потеряли?” Каждый увидел свое. Я – чуть с ума не сошла, передо мной расстилалась моя Ферганская долина и ее горы, потом стало казаться что это Африка (изза деревьев и жары) Дима воопще отжог) Едет себе, едет, приговаривая “ну если б не знал, подумал что это Ширяевский овраг”. И  попожж, когда изза поворота показалась скала, закрывающая солнце.. он сказал “ну ладно, точно не Ширяево” ))) Цивилизация здесь просто закончилась. Грунтовка адская. Вытрясает дух, на кочках. Однако голова не обращает внимание на сотрясения, т.к. постоянно крутится и все обозревает. Останавливаемся отдохнуть, свериться с картой. В туалет бегается быстро – в кустах колючки и все жужжит, стрекочет и кусает муравьями.
У Ромки треснул багажник..он его заматывает и склеивает, починил.
Подъехали к деревеньке Коо, за нами подъезжает мотоциклист с девушкой. Познакомились, они едут организованно, с сопровождением, посоветовали стоянку хорошую .. лезем за картой.. Нас прошибает холодный, освежающий пот  . Карта периодически жила у когонибудь из нас, и от Димы она решила сбежать, просто выпала на расколбасе. И вот оно щастье! Водитель вспомнил что видел “красную обложку” на дороге, и предложил съездить за ней. Он нас спас, тыщу раз ему спасибо! В деревне купили хлеб, местный жирный, вкусный. Он у них дорогой, т.к. дифицит. Ну нет там полей, горы одни, только мясом живут. Живут хреново. Пьют, видели алтайца, валялся прямо на дороге. Нас предупредили – спиртного с собой не везти, местные с него дуреют и теряют контроль, оч. опасно.
Едем в ущелье, по бокам лежат-посапывают камушки, с двух-трехэтажный домик. Причем без осколков, далеко от скал. будто пулялся ими кто-то). Дорога давно уже “роад ту хэлл”, булыганы – без шансов найти ровное место.
Часто проезжаем мелкие броды, ручейки. Мужикам радостно – ломая педали, они на скорости проезжают глубокие лужи. Доехали до более глубокой речушки... не меняя тактики, все трое героев, по колено в воде, довольные – на том берегу. Щастье что жара и ботинки сохнут быстро. А у речушки то детишки стояли, и некоторые – прямо в ней, на камнях. Ну как не порадоваться за женскую смекалку)) ведь все так просто! Слева по камням, чуть выше течения – переход, даже ноги незамочила) на зависть остальным.
И аллилуя, пора остудить свои седла! Мы встаем на берегу Чулышмана, недалеко от знакомого уже мотоциклиста. Песок, ивы, заросли дикой облепихи, рокот реки, и это самое чудесное место, где мы были за весь поход! Изумрудная вода, обжигающе холодная. Пошли освежиться, и выловили уплывшее от соседей рисовое пиво в баночках))) Они нас им угостили, прикольное. Наутро мы проснулись в раю, настолько это красиво! Это место – идеально для дикого отдыха. Люди то там есть, но изза недоступности места – оно первозданно чисто. Ведь попасть туда – либо через кучу рисковых перевалов на внедорожнике, либо по Телецкому, но паромов то там нет))). И всетаки АЗИЯ. Кстати видели коренного алтайца, вхлам местного. Он на коняжке к нам, пытался диалог завязать, а слов не разобрать. Мы перепугались) но оказалось напрасно, он хотел продать мясо. Внешность алтайца – это РЕАЛЬНОЕ непроходящее утро китайских пчеловодов! Мам-моя, да там глаза еле виднелись изза опухшего остального лица, жуть. И для справки: европейские женщины им не интересны, в плане поглумиться, в сравнении с Кавказом чтоли... Хоть это радовало.
Вечерком посидели, поболтали со знакомым, он все дивился на маратовский супинатор (для стопы) – “какой странный носок, с двумя дырками”)). Сказали что это вентиляция. Ночью на небе показывали Млечный Путь, с наилучшим разрешением, подробнее я еще не видела.

в дымке

в дымке

прижим

прижим

об озере

об озере

водопад Корбу

водопад Корбу

знойная женщина

знойная женщина

водопад

водопад

скоро мыс Кырсай

скоро мыс Кырсай

водопады ниоткуда

водопады ниоткуда

масштаб

масштаб

выгрузка

выгрузка

долина Чулышмана

долина Чулышмана

саванна

саванна

скала

скала

обсуждение маршрута

обсуждение маршрута

байкер байкеру – друг

байкер байкеру – друг

роад ту хелл

роад ту хелл


1.07.08 Затмение (5 день) День Х.
перевал Кату-Ярык (высота начала подъема - 684 м, вершина 1200 м, протяженность 3,5 км)

Пробег дня– 38 км.

Нехотя покидаем райское место, поздний старт.  Дождь нас не хочет, поэтому ну очень жарко! Жара – градусов 40. У меня зачемто все признаки простуды и горячий лоб)). А тут еще и встречный ветер. В таком адском сочетании мы получаем реально “ФЕН В ЛИЦО”. Непередаваемый *full arctic fox*. Ручьи есть, набираем ледяной воды, на себя, в себя – хватает минут на 5. Этой водой не напиваешься! Для заметки – эту воду нужно подсаливать.
В один момент Дима словил прокол. Сказал езжайте, догоню. С нашей крейсерской, под палящим солнцем, мы тоже недалеко уехали – упали в тень. Ждем – что то долго. Оказалось у shturman-а прокол за проколом. Победили эту фикню, поехали страдать дальше. Дорога не разгладилась, зараза. А виды вокруг – потрясающие, Чулышман въется нитью и утоляет взгляд). Еще момент был, когда едешь, по правую руку – монолитная скала, а поднимаешь глаза .. небоскреб! Она не заканчивается, просто глаз не достает. И мы как муравьи. Это же как дороги там делали, все мощью разваленной нынче империи. Труда вложено – на века. Кругом горы и водопады, которые отгоняются ветром от стенки. Проезжают внедорожники, надпись “Patrol”, машинка зверь видимо.
Однако скоро солнечное затмение, а мы оказались в невыгодном месте, и можем не увидеть самого главного. Топим, рвем когти за поворот, и смотрим на часы. Ура!!! Выехали на местечко, в седловине гор которого можно было надеяться на солнечную феерию. Только успели побросать байки и сложить стеклышки .. от велоочков!))) Надо заметить, мы оказались на полянке турбазы, рядом паслись коровы, лошади, люди тоже .. паслись и ждали затмения. За секунды до затмения все резко затихло. Мы сначала подумали, что река тоже остановилась. Таинство затмения... Когда луна почти поглотила солнышко, по темной земле побежали лучи, стремительно и очень  необычно)) Все это физика, теневые волны, но это никого не оставляет равнодушным). Еще миг - и засияла корона!
Жаль, но все хорошее заканчивается, и мы, расслабленые и щастливые стали собираться в путь. Время поджимало, впереди первый серьезный перевал. Затмение мы застали на стоянке, за 1 км до перевала Кату-Ярык, и за 27 км до места ночевки.
Рядом со стоянкой, на фоне выскогорного водопада - алтайская юрта...со стеклянным окном))
Перевал доставляет. Начало подъема – 684 м.
Конец подъема – 1200 м (как мы думали)))
Не знаю кто на него может с ходу заехать, попытка была) а потом - велик на тормозах и себе, в этот уклон с камнями разных калибров). Чем выше, тем страшнее становится за водителей авто, управлять на таких поворотах с сыпухой, атац! Особо когда видишь, куда там лететь и как долго). Парни начали педалить, когда закончилось терпение волочь)). Мы набрали высоту, и Чулышман, извиваясь, стал скрываться в ущелье.. Туда вглубь уже не ведут дороги, либо на конях, либо на своих двоих. Порадовались что штурмовали перевал в вечер, по жаре было бы адски. Ребята, ехавшие в эти же сроки там, но чуть раньше – поднимались днем, скупившие до этого всю фольгу где могли, и обмотали шлемы, и все же не обошлось без тепловых ударчиков…Но не в этом жесть Кату-Ярыка, а в том что зараза после перевала с табличкой “типа вы на вершине” спуска не наблюдается!!! Рассчитывали что поднялись, все ок .. а не тут то было. До стоянки – пилить вверх. Закончилась вода, плохо. Но с перевала, из леса выехал навстречу грузовик, и так получилось что встретила его одна я. Изза поворота не успели показаться мальчишки)) Женское обаяние, это ж сплошные плюсы! мне задарили 1,5 л воды и хотели было увезти в эльдорады всякие, и тут подъехал Рома)).
Продолжается подъем до 1450 м
Ищем стоянку в сумерках. Заночевали на зимнике Батуринская Будка (заболоченная местность)! Воду лучше набрать до перевала. Ручей оч. Слабый и пересыхающий. Начинается тайга. Иногда просто мертвый лес…суровенько. Ночью была СТРАШНАЯ гроза, молнии били будто рядом с палаткой. В жизни не было такого, чтоб просыпаться от удара, и думать – а вот щаз будет “мимо”, а может “ранило”)).

рай

рай

изумрудная река

изумрудная река

путь в ущелье

путь в ущелье

великаны

великаны

подвесной мост

подвесной мост

свет в момент затмения

свет в момент затмения

корона

корона

стоим на пересохшей реке

стоим на пересохшей реке

на перевал Кату-Ярык

на перевал Кату-Ярык

уклончик

уклончик

въется дорога

въется дорога

на псевдовершине

на псевдовершине


2.07.08 (6 день)
Усть-Улаган – Балыктуюль – Улаган

Пробег дня 53 км, из них 35 км – жуткий грунт.

Утро показало что и впрямь тайга, все застлано мохнатым зеленым ковром. Дурманящие запахи, заболочено кое-где. При выброске помогли местным с толкача и под горку! завести грузовик. Сразу набор до 1650 м. По правую сторону открываются колдовские владения и темная сторона с ее печеньками). От леса порой – одни останцы, без веток, гнилые и страшные. И  озера вроде как называются мертвыми. Но вот спуск, разгоняемся, я даже черезчур, и хороший ямочный удар под зад напоминает о безопасности в автономе, ибо тащить потом Ленку-летягу никому не охото. Воопще раззвездяйство плохо, я чуть не здохло после спуска на обычной грунтовке – не едет вел и все тут. А оказалось что оба колеса спущены и колятся постоянно мелочью в колесах. Вычищаем покрышки, привал. Меж тем местность переоделась, альпийские бархатные поля, местные всадницы, гордо взирающие на непрошенных гостей. Марат фоткается на фоне таблички “осторожно, клещи”. Снова бедные деревца все в тряпочках, оставленных путниками.
Из леса выезжаем на пространство, подъехали к Улагану. ЧОРТОВ поселок! Местные здесь нехороши. Закупились в магазе, проезжаем мост, а рядом вертится молодняк на мотоцикле… Парни едут впереди, я в хвосте, все ок, но вдруг получаю резкий подзатыльник! от придурка на мотике. Больно блин, и ведь видели что девушка…Странно что в тот момент я не о себе подумала, а заорала мальчишкам “берегись!”. К щастью они не стали задираться дальше, проехали на заправку. Догнала парней, они взяли меня в оцепление, и мы втопили дальше. Страшно было, что те гады догонять поедут, земля то их, что хотят – то творят. Переехали мост, встали в лесочке в 10 км от Улагана (ибо ехать еще дальше – начинается перевал). В лес забрались основательно, с дороги не было видно палаток. Все обошлось. В сосновом лесу по земле передвигались как по ворсу, все покрыто мхом).

тайга

тайга

мохнатость

мохнатость

долина озер

долина озер

дорогу бомбили

дорогу бомбили

альпийские луга

альпийские луга

осторожно, Марат

осторожно, Марат

село Улаган

село Улаган

пернатость

пернатость

белоснежная река

белоснежная река


3.07.08 (7 день)
Усть-Улаганский перевал (высота начала подъема - 1100 м, вершина -2080 м, подъем – 17 км, сброс – 25 км) - Акташ – начало Чуйского тракта (М52) – Чибит

Пробег дня – 47 км
Асфальт/грунт=3/1

Полудневка на ТО. Помылись в реке с белоснежными камнями. Река не разлилась вовсю, обнажив дно. В небе постоянно перекликиваются хищные пернатые. Лепотааааа.
Перевал Улаганский. Тоже не из легких, и то что асфальта на нем мизер – это факт! А на карте он там есть). По бокам стоят бочки с песком, закипеть там реально. На вершине перевала – беседка, в этническом стиле, классная. Живность снует по деревьям, бурундучки всякие. Своеобразный сад камней, мы постарались проникнуться и втыкали на заснеженные вершины, под шум ветра. Панорама – обалденная. Перекус.
И – шикарный спуск, ура! Сброс – 25 км. А после спуска дорога – стиральная доска, мозги навылет, руки навыверт))) Вокруг значт журавли, красата..только будто из кабины трактора(. Привыкаем проноситься по таким дорогам, слева показались снежные вершины, но мы увы их проезжаем мимо. Далее – сплошной спуск, даже подмораживало ноги от скорости и ветра. Трасса – хороший грунт, начались озера (чернотой отражающие, как зеркало). Редкий транспорт, вечер. Еще одна замечательность – Красные ворота. Глобальненько. ПРОРУБИЛИ скалу, чтобы построить дорогу и отвели реку под нее. Цвет породы – красный, отсюда и название. Культовое место, сюда специально ездят…знали бы, что это лишь малая часть).Запомнился наш въезд в село Акташ. На въезде в него стоит знак ограничения, скорость 40. Ну что нам, тормозить чтоль на 50-60? ) собаки не успели облаивать пролетевших мимо туристов). После Акташа мы въехали на вторую часть пути, асфальт и знаменитый Чуйский тракт. Трасса Москва-Пекин. Надо ли говорить, что дикие места закончились ;)
Акташ. Ночевка на реке за Акташем. Здесь прозвучало Димино “раньше я видел больших муравьев. А здесь они .. БОЛЬШЕ больших!” Живность охреневала, мы опробовали Gardex Estreme. После чего Гринпис нас бы побил, в радиусе трех метров падало замертво ВСЁ, кроме людей.

сад камней

сад камней

обед в беседке

обед в беседке

стиральная доска

стиральная доска

дорога вдоль озер

дорога вдоль озер

Красные ворота

Красные ворота

реку увели под дорогу

реку увели под дорогу


4.07.08 (8 день)
Акташ-Чибит – Иодро - Иня - Малый Яламан.

Пробег дня – 97 км.
100% асфальт

Утром нас разбудила тушенка. Тоесть то, что до нее ходит и бычится. Красивые, мохнатые тельца. Стартуем, трасса – шик да блеск, долины хоть окружены скалами, но уже расползаются вширь.
В этот день ветер - встречный мордоклюй, вжимающий очки в лицо. Спуск, градусов 40 – а вел не движется, его закатывает обратно иногда)). Сильно потеряли во времени изза этого…
Проезжаем каменную осыпь, и звуки такие с нее – будто камни лопаются, зверские у них там цикады.
У меня в очередной раз траблы с велом, передачи вразнобой.. И тут выяснилась “причина засора”...думала плакать или смеяться)) Так элементарно!!! Переклюк задевал держак для второй бутылки, сточил его уже наполовину. Скручиваем нафик, эмоции засовываем обратно в душу).
Слева река. Нет,  Речища! Мутная Катунь. По ней то и дело сплавляется народ, здесь это очень популярно. В этой части мосты выделяются оформлением, всегда написано что за река. Набираем воду в ручье, их достаточно. Что интересно – в ручье кристальная вода, а собирательно Катунь – белесо-мутная. Спустились к воде, поболтали с водниками, один из них учился в моем универе, мир тесен). Чем дальше едем – тем больше освоили туризмом эти края (по сути мы сделали круг и возвращаемся к большим городам). Водопад Ширлак, для влюбленных и тп. Кругом пастбища, оффцы, кони, птыцы… Нагнали непогоду). Пришлось приодеться. Проехали смешное село с падонкаффским названием “Йодро”! Доехали до кафе “Белый Бом”, наелись от пуза, а то все сублиматы.( 175 р. с вело-тела)
По дороге зафотали смешную живность, знать бы как называется. Эдакая морская свинка, только ухи большие, симпотные! Указатель природного парка “Чуй-Озы”, рядом беседка и сад камней. Фоткаем виды – река изрезала ландшафт зигзагами, очень захотелось попасть туда, через нее в горы…
Трасса. Извилистая, резкие загибы, справа скала – слева обрыв. Здесь нужно быть осторожными, грузовики гоняют, вылетают резко изза поворота. А сбитые по краям бетонные заграждения какбы говорят нам) Но от соблазна заложить виражиков никто из нас не отказался)).
Проезжали место, где стоял ларек с понтами J Да-да. То самое чудодейственное, из рогов молодых оленей. Дорого очень, если честно. Не стали заезжать в оленеводческое хозяйство.
В вечер ишем ночлег, проблемно – либо оч. близко от селений, либо река оч. далеко. Очень советую на будущее, доехать до реки “Б. Яламан” (под мост). Там хоть и окультуренная стоянка, но все же стоянка. С нас платы не взяли, хотя написано что платно, и видны авто. Далее, если посмотреть по карте – пустыри, и вода очень далеко. В этих местах Катунь так масштабна, аж дух захватывает. Ощущения -  сродни тем, которые испытываешь глядя на плотины.. мощь и борьба воды.
Ссылка на место ночевки:
http://maps.google.ru/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&q=%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9,+%D0%A7%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%82&sll=51.910391,86.049728&sspn=0.123264,0.255432&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%A7%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%82&ll=50.520801,86.562095&spn=0.001985,0.003991&t=h&z=18

трасса вдоль Катуни

трасса вдоль Катуни

кристально прозрачный ручей

кристально прозрачный ручей

сплав

сплав

вело-водно-покорители

вело-водно-покорители

кафе Белый Бом

кафе Белый Бом

живность

живность

догнали непогоду

догнали непогоду

что за зверек

что за зверек

пейзаж

пейзаж


5.07.08 (9 день)
Купчегень- перевал Чике-Таман (высота начала подъема – 950 м. вершина -1295 м, подъем 4 и спуск 4 км) - Хабаровка-Онгудай - Шашиктаман-Туекта.

Пробег дня – 82 км

Закупились в Купчегени.
Перевал Чике-Таман. Перед его началом набрали воды в родничке, там мелкий птыц шустро утащил окурок, интересно взглянуть на его гнездо)).
Клевый перевал, все заехали, асфальт шикарный, педаль себе в ритме). Зря правда разметку там в это время делали, дышать было нечем от вони. Удивительно, но в этом направлении часто встречаются таблички, что дорогу делает тот-то. И ее реально делают. На вершине – шикарная панорама гор, и серпантина нашего спуска. Много туристов, на перевале толпится народ, сувенирщики. Обнаружили что в тех местах есть фишка – все божьи коровки инверсные! Они черные, с красными пятнами.
Шикарный спуск, прекрасный асфальт. Онгудай (докупка). У магазина (а их там достаточно), белоснежный пес-красавец. Как в такого не влюбиться…
Ночевка на р. Урсул. Ночевали у реки, долго выбирали место для лагеря, чтобы не было видно с дороги. Ночью было холодновато, одевали все что было)). Марат не вынес, купил борща, получилось знатное варево. Стираем с ночера вещи (не в первый раз за поход, конечно), наряжаем в них елку. За водой пробирались через болотце, и Марат выглядел очень колоритно, выходя из зарослей, с посохом.

5.07.08 (9 день)
Купчегень- перевал Чике-Таман (высота начала подъема – 950 м. вершина -1295 м, подъем 4 и спуск 4 км) - Хабаровка-Онгудай - Шашиктаман-Туекта.

Пробег дня – 82 км

Закупились в Купчегени.
Перевал Чике-Таман. Перед его началом набрали воды в родничке, там мелкий птыц шустро утащил окурок, интересно взглянуть на его гнездо)).
Клевый перевал, все заехали, асфальт шикарный, педаль себе в ритме). Зря правда разметку там в это время делали, дышать было нечем от вони. Удивительно, но в этом направлении часто встречаются таблички, что дорогу делает тот-то. И ее реально делают. На вершине – шикарная панорама гор, и серпантина нашего спуска. Много туристов, на перевале толпится народ, сувенирщики. Обнаружили что в тех местах есть фишка – все божьи коровки инверсные! Они черные, с красными пятнами.
Шикарный спуск, прекрасный асфальт. Онгудай (докупка). У магазина (а их там достаточно), белоснежный пес-красавец. Как в такого не влюбиться…
Ночевка на р. Урсул. Ночевали у реки, долго выбирали место для лагеря, чтобы не было видно с дороги. Ночью было холодновато, одевали все что было)). Марат не вынес, купил борща, получилось знатное варево. Стираем с ночера вещи (не в первый раз за поход, конечно), наряжаем в них елку. За водой пробирались через болотце, и Марат выглядел очень колоритно, выходя из зарослей, с посохом.

серпантин

серпантин

скоро мороженое

скоро мороженое

перевал Чике-Таман

перевал Чике-Таман

веселый педаляст

веселый педаляст

вдали много интересного

вдали много интересного

коровка наизнанку

коровка наизнанку

ай красавец

ай красавец

горы на закате

горы на закате


6.07.08 (10 день)
Перевал Семинский (высота перевала - 1717 м, набор высоты 920 м, подъем 11 км, сброс 9 км.) - Щебалино – Мьюта

Пробег дня  – 90 км

С утра – ТО. Не понимаем что с моим велом… всю дорогу  переклюки имеют мой моск, парни начали намекать, что мне эта техника противопоказана)). Но кстати каждый раз сносно настраивали, но потом все возвращалось... Ко второй половине пути  команда частично в наколенниках и уже знает где что ноет)). Жестковато, это сейчас пишу отчет и радостно, а были подыхательные моменты.
Перевал Семинский. Самый занууудный. По обочинам пасутся лошади, шикарные, очень пугливые. Слышны были выстрелы в лесу, они както придали скорости). Кругом кедровые деревья, но в этом году урожая нет. Все шишки, которые мы покупали – прошлогодние.
Поднялись на перевал, накинулись на выпечку, ибо одичали! Беляши. Они там с какой-то суперэнергией! С них так ехалось зачотно, вопщем устроили перекус. Там же – море сувениров, но не стоит скупать их, по пути будет еще минимум 2 точки побольше, ближе к крупным городам. Кстаати, я запомнила одну торговку, женщина лет 40. Она просто спросила откуда мы. “-Самара”. Она громко покрутила у виска со словами “Совсем сумашедшие??” (оригинал фразы боюсь оставлять).
Примечательно – на вершине установлена стела “200 лет добровольного вхождения алтайского народа в состав России”. Смешная) Добровольного, верим, ага. Вокруг стелы – большие камни со стихами.
Указатель направлений “Берлин 4770, Владивосток 3562, Мск 3168..” Вопщем до Китая ближе)).
Удивительные и безумно мохнатые кедры. Наше внимание привлекла база поодаль от дороги, обнесенная забором. Так это оказалась школа олимпийского резерва, биатлонисты. А что, воздух уже немного разрежен, все по уму и тренировки эффективней.
Какой это был спуууск! Прелесть, и плевать на встречный ветер.
Но впереди нас ждал суприззз.
До 20.00 – пробег был 30 км.  до 1 часа ночи – еще 60 км.
Как? Все очень просто, найти стоянку было как бы покультурней .. нереально! С этой задачей мы въехали в ночь, измотались как савраски. Ситуация – вдоль дорог все чаще жилье, постройки, поворотов мало и по бокам трассы – заграждения. Потемну задача усложнилась, ведь нам нужна была река… а она все удалялась, на километры. Кидались к речкам, а там осоки – по пояс, анреал. Почти нарвались на развод. Пока отошли в кусты, не все ж в себе возить, подкатывает авто и стоит секунд 10. Выходит чел, беседует с Димой на тему – у нас тут жилье, заворачивайте по этой дороге и тп. На вопрос “Сколько стоит” мужик спросил “А сколько у вас есть?”. Паняяятно все. Отбрехались что щаз приедем, вот только команда соберется, дождались пока те уедут.. и кааак рванем оттуда!
Еще был показательный момент. Ехали уже в ночи, по обочине дороги, асфальт ровный как зеркало.. Но не могли разогнаться, чисто изза Самарской привычки отсутствия дорог!! Это обидно очень .. Едешь, вглядываешся и ждешь подвоха! А его нет …   Можно было ехать 30 км/ч спокойно, люди… ни одной неровности.. это как?))) Вопщем я и вел скучаем по той трассе.
Опущу подробности штурма неведомых полей и траншей, и прочего треша, в итоге - ночевка на границе поля, у реки Чергушка. Речки .. Это у нас тут речка. А там – что ни ручеек, то ревущий широкий поток воды.

хвойные горы

хвойные горы

идеальные дороги

идеальные дороги

красотки

красотки

Семинский перевал

Семинский перевал

на все 4 стороны

на все 4 стороны

на вершине

на вершине

прошлое

прошлое

мохнатущие кедры

мохнатущие кедры


7.07.08 (11 день)
П. Барлак – Черга – Камлак - Усть-Сема- Усть-Муны – Известковый – Манжерок

Пробег дня - 60 км

Покидаем дикие края, впереди люди, машины, так непривычно уже.
Проезжая деревеньку, мы не сговариваясь просто ОТОЖГЛИ).
Едут значит Рома и Марат. Детки местные стоят, тоже с велами. Спросили “Куда едете?”
Ну они, не отвлекаясь от кручения педалей, “-ТУДА!” и рукой для верности показали вперед))).
Едет Дима, и в лучших традициях, отвечает “-ТУДА!” , на знакомый вопрос. Капитан очевидность не дремлет)))).
Еду я. Физкульт привет!, кричат мне детки , а вы откуда едете? И тут я окончательно ломаю детсукю неокрепшую психику ответом“-ОТТУДА!” :D
Мост через Катунь чинят, молодцы.
Каждые 10 км – деревни. Сплошь коттеджи, цивилизация. Трудно найти место для “бесплатного” ночлега)). Зато сувенирных лавок здесь очень много. Ночевка на Катуни, вода мутная, холодная.

природа шикарная

природа шикарная

дороги зеркальные

дороги зеркальные

чинят мост через Катунь

чинят мост через Катунь

это она еще не широка

это она еще не широка

родник

родник

толпы ларьков

толпы ларьков


8.07.08 (12 день)
Майма - Горно-Алтайск

Пробег дня – 90 км

Утром все так красиво вокруг! Катунь, широкая река с каменными останцами и порогами, горы, зелень, неужели надо ехать домой.. Решили освежиться, и правда очень свежо! Пока мыла голову – отморозила ее)) прям до боли, это жесть. Не представляю что люди делают здесь на турбазах – никто не купается, жара дикая. И вода не проста, нужно искать затоны где с нее отстаивается белая взвесь. “Известь” - эти объявления украшают весь берег).
Горно-Алтайск по плану был конечной точкой маршрута, но т.к. мы шли с опережением на сутки, решено было ехать своим ходом до Бийска. Через Майму заехали в Горно-Алтайск,   забрали из камеры хранения велочехлы и то, что не пригодилось. Заодно напали на магазин, накупили ништяков и поглотили их в тени того же магазина.)
В Майме повстречали велогруппу, обрадовались, это москвичи, ехали почти также как мы, но группой намного больше. Двое парней, отделились от группы и своим ходом пилили до Бийска, собсно и мы также. Разница в том, что нас не так прижимало время до поезда. В итоге они нас догнали, не застопив транспорт. Надо сказать, самарцы завсегда отличатся, и обычно это показательно здоровый образ жизни)) Москвичи, скромно закупили в очередном сельском магазе необходимое, и большими глазами посмотрели на то, как мы выпихиваемся из дверей с кучей пива и ништяками. Вопщем катили до стоянки вместе, проехали пост,
покинули Республику Алтай. Стоянку нашли у озера, нашли комаров)). Даже реппеленты пригодились, впервые. У нас праздничный ужин, мега-варево, угощаем вело-собратьев.
Глянули, что везут в рюкзаках, тихо прифигели. Столько везти обратно.. мы б только из экономии веса сожрали бы банки с консервами, тяжелые ведь. Эти монстры (они же: хорошие ребята) уехали рано, часов в 8 утра.

лепота

лепота

камни на реке

камни на реке

нет и все тут

нет и все тут

мы на исходной

мы на исходной

с москвичами

с москвичами

непонятные границы

непонятные границы

указатель на сокола

указатель на сокола

край Алтая

край Алтая

стоянка на озерце

стоянка на озерце


9.07.08 (13 день)
Пробег дня – 74 км

Едем до Бийска, на поезд. Старт ок. 12 утра.
Честно, дорога до Бийска скушна, местами ее чинят, поэтому битум липнет к шинам. Уже с Манжерока горы начали стачиваться, и трасса являла собой тупо асфальт с лесочком по бокам. Изза монотонности и уже привычного пекла – мы засыпали за рулем). Дима ловит 9!! проколов + сломался нипель, в этот день у него личный рекорд по-моему, ждем его. Не смогли проехать мимо пляжика, до него ведет пыльная грунтовка с плотным траффиком. Необычное зрелище: будто оазис в пустыне, озерцо и наконецто теплая водааа!))) Охрана пустила нас бесплатно, но ненадолго, т.к. тупили и не знали к кому нас отнести – к людям или транспорту. Думали как переодеваться, там с этим сложно, недолого думая плюхнулись  прям в памперсах!!)))) Клевскоо, в очередной раз смачиваем всю одежду и едем.
Доехали к вечеру, у магазина поужинали вкуснотой, закупились и приехали на вокзал.

в бийске не было света

в бийске не было света

совсем не было света

совсем не было света


10.07.08
поезд 664 Бийск-Самара

Старт в 4.55 мск. Довольные и загоревшие четко по костюмчику самарцы отчалили с этой земли, оставив в душе надежду побывать на Алтае еще не раз.
В Барнауле наш вагончик оставляют в одиночестве)) Выходишь из вокзала и ловишь испуг – где? все остальное)) Единственный прицепной спецом для нас. ))

Категория похода в итоге вышла в 4-ку :) хотя пугали только 3-кой. Набор высоты по факту немал, но без альтиметра цифр не будет.
Друзьям, с которыми столько прошли в этом походе хочу сказать, что люблю вас!, с такими людьми – как за каменной стеной! Спасибо за приключения, почаще бы их, на наши пятые точки).

Наши партнеры

banner banner banner banner


Реклама
Rambler's Top100