Сборник ликбезов: Контактные педали

Опубликовано: 2010-02-14 13:28:35

Статья написана на основе «разжёвываний» в конференции kraft.vehicles.bikes.

Введение

Однажды в конференции в очередной раз поднялся вопрос, «А можно ли купить контактные педали и уложится в $100?», следом задались вопросом, а какие собственно они бывают и что кроме собственно педалек нужно. Об этом и будет наш рассказ. Душещипательные истории о первых километрах на контактах, первых шишках и как набить шишки поменьше — отдельная песня.

Итак, как говорится,
Вот бежит олень…

Обувь

Сначала самое простое — ботинки, они же велотуфли. В нашем, туристическом понимании, всё будет довольно просто. Их назначение — обеспечить твёрдую подошву и позиции для закрепления контактной площадки простонародье — «шипа»).

Шипы всех трёх систем ставятся на любые ботинки.

Ботинки различают туристические и спортивные. Отличаются жёсткостью подошвы и колодкой. Собственно туристические больше походят на обычную треккинговую обувь, с позициями под крепление шипа. В них можно походить, побродить. Спортивные — чисто пластиковая, очень жёсткая подошва, более совершенная система фиксации на ноге, более правльное положение ноги (некоторые производители даже делают не горизонтальную подошву, а наклоняют её внутрь, чтобы обеспечить правильную работу коленного сустава при педалировании). В силу этого педалирование более эффективно, но в них особо не походишь: жутко неудобно, так как нога в них находится в довольно специфической позиции, неестественной для ходьбы. К тому же пластиковая подошва не рассчитана на длительную ходьбу и при марш-бросках просто довольно быстро погибнет.

Теперь собственно о системах контактных педалей

Мне известны и в России наиболее распростнанены порядке убывания распространённости) 3 системы:

  • SPD (разработанная фирмой Shimano).
  • Crank Brothers
  • Time

SPD — единственная платформа, с регулируемым усилием выстёгивания (последний двум это, впрочем, не требуется, но тут уже на вкус и цвет как говорится). В Самаре можно встретить только первые 2. Собственно под систему Crank Brothers (далее СВ) делает, насколько мне известно, только одноимённая фирма и педали и шипы. SPD — шипы распространены в основном прозводства Shimano. Также их делают BBB и пр. Педали делают все кому не лень. Из того, что можно просто найти в Самаре — это собственно Shimano, BBB, Author, Wellgo. Видел ещё Ritchey. Да много разных.

Вместе со всеми педалями поставляются пластиковые или даже интегрированные платформы. Для кросс-кантри и туризма видимо предполагается их необходимость на первых порах, во время привыкания. Даунхиллеры предпочитают ставить педали с интегрированный платформой. Лично я никогда не пользовался — отработал рефлекс быстро, всего после 3-х падений, когда не успевал выстегнуться. 1 раз не заехал в бордюр, другие 2 — поскользнулся на грязи на Ленинградской и на мокром бревне в лесу. Больше проблем не было — выстёгивался быстрее, чем успевал подумать. У СВ платформа крепится путём встёгивания. При попытке встегнуться с другой стороны педали, платформа может вылететь. Соответственно подходит она только чтобы «до булочной в кроссовках» сгонять.
Ставить платформу или нет — выбирать вам. Единственное — не надейтесь, что пластиковая платформка, идущая в комплекте с обычными контактами (без интегрированной платформы) долго прослужит. Видимо как раз именно для привыкания.

Достоинства и недостатки

SPD — можно регулировать усилие выстёгивания вплоть до того, что выстегнуться будет невозможно. Встёгиваются при наличии навыка относительно легко. Если хорошо затянуты — не люфтят и ногу невозможно вырвать при педалировании. Если слишком расслаблены — шип немного болтается в педали (что раздражает) и если уж совсем расслабленно — ногу можно вырвать из педалей в прыжке или при энергичном педалировании. Выстёгиваются только поворотом ноги (на угол поряда 15 градусов). Шип сделан из стали и практически вечен — некоторые даже в качестве развлечения высекают ими искры из асфальта. Минус этого — изнашивается не шип, а педали.

Грязестойкость педалей зависит от производителя. Дешёвые Wellgo забиваются в хлам жидкой глинистой грязью, встегнуться становится невозможно. Чтобы их прочистить придёться пару минут повозится. Под комарами (которые рядом с грязью всегда) это некомфортно. Плюс я свои Wellgo таки сломал в такой грязи (срубил лепестки, удерживающие шип в встёгнутом положении). То же относится и к Author. Ritchey — чисто конструктивно должны быть немного получше, но я в них в грязь не попадал. Shimano. Имеет смысл брать только модели 520, 540, 959 (последняя разработка, конструктивно одно и то же, различаются материалами и весом). Грязестойкость не очень — забиваются, но относительно легко прочищаются (там мало куда может грязь залезть). Насчёт встёгивания в грязную педаль не знаю, по отзывам — можно, но с трудом. Выстёгиваться потом также с затруднениями. Другие модели имеют более ущербную конструкцию, но бывают совмещены с платформами. Например, 505-е страдают относительно более быстрым износом педали. Плюс конструктивно они попроще, менее грязестойкие и система крепления не внушает такого доверия, как на 520. SPD шип чаще всего немного выступает из ботинка и смешно так цокает при ходьбе.

СВ — нерегулируемые. В целом, им это и не нужно. Встёгивание — легче и проще, чем на SPD. Когда привыкнешь — встёгиваешься в одно движение просто метким попаданием. Четырёх сторонние (SPD — двух). Конструкция педали — просто четыре проволоки, образующих как бы рёбра куба. Соответственно поэтому они и называются Egg Beaters.

Грязестойкость — великолепная куда там грязи забиваться?). Также грязь иногда забивает пространство вокруг шипа на ботинке, но опять же, в силу конструкции педалей, это не проблема. В худшем случае (1-2 см слой грязи или снега на подошве) педальки «продавливали» его с 2-3 раза. Или же можно было грязь «сбить» об педаль, благо конструкция педали располагает и можно не бояться её «забить» грязью. Пример: ездил под дождём на груше. Всю Грушу отходил в велотуфлях — шипы забились грязью. Когда уезжал домой — сел и поехал.

Выстёгивание: два угла. 12 и 20 градусов (устанавливается путём смены шипов (правый на левую ногу и наоборот)). ВНИМАНИЕ: конструкция педали допускает просто боковой срыв ноги (не поворотом, а резко дёрнув в направлении перпендикулярном плоскости рамы). Это хорошо тем, что именно это движение заложено в рефлексе у тех, кто ездит на топталках при попытке опереться на ногу при завале байка. Выстёгивание — идеальное, без каких либо проблем. Даже в условиях сильно загрязнения или забивания шипов и педалей снегом.

Встёгивание: в силу конструкции, если вы не попали сразу шипом в педаль, а попали носком или серединой ноги, то просто ведёте ногу с усилием вперёд или назад соответственно и встёгиваетесь. Назад у меня плохо получалось — а всёгивание путём установки носка на педаль и ведения потом вперёд — обычное дело.

Шипы в отличие от SPD у CB бронзовые и подвержены износу. Когда ходил в них по камням, сердце кровью обливалось. В целом, шипы снашиваются при интенсивном катании тяжёлого райдера за сезон-полтора. Менее интенсивном — соответственно дольше. Цена вопроса (шипы) — 600р. Но: их довольно мало, так как педали не очень распространены. Однако найти и купить можно. Cама педаль почти не снашивается (учитывая цены на них, см. ниже). Износу в ней подвержен подшипник скольжения. Цена вопроса ремонта — $19. Шип почти никогда не выступает из подошвы, поэтому практически никогда не цокает. Недостаток — слишком свободная фиксация. Как на поворот (ногда немного вихляется), так и на перемещение в поперечном направлении. Однако, лично мне это как правило не мешает и удаётся удачно встегнуться.

О деньгах

Самые простые туристические ботинки (если вы не участвуете хотя бы в Кубке ВелоСамары — спортивные вам не нужны) стоят около 1000-1500р. Очень даже приличные. Получше — около 2000-2200.

Педали:
SPD можно найти за 600-800р новые (Author, Wellgo, Shimano 520-е). Идут в комплекте с шипами — смотрите, чтобы ушлые продавцы не забыли дать вам шипы. Итого — можно вписаться в 3000р. Если ваш выбор SPD — рекомендую поискать 520-е. Их в этом году снимали с байков — когда покупателям контакты были не нужны, меняли на платформы, а контакты продавали отдельно относительно дешёво. 520-е шли по 800р.

Сrank Brothers — нет песни печальнее. В «Провокаторе» самая простая модель из линейки лежит за 4500р (вот почему я говорил про неизнашиваемость педалей как о плюсе). Но не всё так плохо — в этом году СВ шли на GT Avalanche 0.5, с которого их снимали в приличных объёмах и продавали по 1500р отдельно. Может быть остались где ещё или в следующем сезоне традиция будет продолжена. Моё имхо — 4500 они не стоят (Провокатор славится завышенными ценами на компоненты). Красная цена им 2500р. Дороже смысла нет — преимущества не оправдывают вложений.

Ищите.

Мои Рекомендации:

Если найдёте — Crank Brothers Egg Beaters. Если вам конечно не требуется беспрецедентно точная и жёсткая фиксация ноги. В остальном — они один сплошной большой плюс. Если найдёте за 1500р — радуйтесь жизни! Если не найдёте — Shimano PD-M520. Или 540. Или 959 (это уже топовая модель) :). Сколько позволят финансы.

24.03.2007