Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Электронные карты, GPS-навигация, проект "Навигатор"
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 13:49

Рассматривая на снимке высокого разрешения на Гугле Рождествено и грунтовую полосу бывшего аэродрома ДОСААФ, совершенно случайно обнаружил в районе дороги на Подгорский перевал аналогичную полосу заброшенного аэродрома:

http://maps.google.com/maps?f=q&source= ... 19226&z=16

Длина ВПП - 1100 метров, ширина - около 20, покрытие - уплотненный грунт, судя по всему - так как четко выделяется даже спустя много лет на фоне весеннего поля.

Вспомнил, что про возможный аэродром в районе Гавриловой Поляны- Подгор мне рассказывал Kudessnik, но о точном его местоположении он не знал.

Вот что удалось найти по данному поводу в сети:
(Медведь - В.Паршин) писал(а):За горой в 1942 году строился военный аэродром, на который даже было выполнено две пробные посадки военных самолетов
Остальное - примерно копипасты Медведя:

http://kompasturista.ru/?p=37 (явно копипаст Медведя)

Почти та же статья Медведя на сайте Аналитика - только с бОльшими подробностями:

http://www.analyser.narod.ru/gavrilova/20011115.htm

Копипаст без указания авторства:
http://regions-city.ru/oblast/samarskay ... 65680.html
Кэт с caves.ru писал(а):Выползово само по себе интересное, т.к. это самая глубокая дыра, где о цивилизации знать не знают с лышать не слышали..... А еще соседствующее с ним с. Подгоры.
А так, в горах есть некоторые пещеры. Аэродром (говорят, сама там не была) и зона.



Про зону все ясно - информации по ней довольно много:
БезымянЛАГ
СамарЛАГ
СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА МВД № 4 И ИТЛ
Карта ГУЛАГа

Еще о БезымянЛАГе

Получается, что упомянутые в статье Медведя "позиции" могли прикрывать аэродром. Либо вместе с аэродромом входили в единый комплекс ПВО.
Туда же можно отнести и "позиции" зениток в Верхних Елгушах - как раз на запад от аэродрома:
http://wikimapia.org/#lat=53.3473939&lo ... =1&m=a&v=2 й


Кто что-либо знает об этом аэродроме?
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 4871
Зарегистрирован: 2004-янв-21 16:17
Байк: Specialized Epic Comp
Реальное имя: Валерий
Стиль катания: Неспешные покатушки
Способ связи: +7-927-2O358-62
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение trueman » 2009-апр-07 14:07

Сергей, даёшь покатушку в эти края для разведки!

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 14:18

despair писал(а):Сергей, даёшь покатушку в эти края для разведки!
Это можно ;)


Вот та же полоса на других снимках, сделанных в другое время - как доказательство того, что это - действительно остатки ВПП, а не след от тракторного плуга:

http://beta-maps.yandex.ru/?ll=50.05181 ... 2C0.009351

http://maps.live.com/default.aspx?v=2&F ... &encType=1#
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 16:19

Единственный момент, который, возможно, противоречит версии аэродрома - требования к рельефу (конкретно - уклону ВПП):

Издание: Военные аэродромы: Изыскания и проектирование. — М.: Военное издательство НКО СССР, 1944. – 300 с.
http://www.amyat.narod.ru/theory/voenny ... /index.htm
Военные аэродромы: Изыскания и проектирование писал(а):Наибольшим уклонам поверхности лётного поля в направлении взлётов и посадок самолётов следует считать 0,02.
Горизонтали там показывают уклон, перепад - вроде около 40-45 метров выходит на 1000 метров, это получается примерно 0,045.
Но это означает только, что ВПП не подходит для всех типов самолетов (включая тяжелые трансортные и бомбардировщики) - для каких-то, возможно, и допустимо.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 6187
Зарегистрирован: 2006-сен-03 12:48
Байк: C1*v^2+C2*v=F
Реальное имя: Кирилл
Стиль катания: Fc=mv^2/R
Способ связи: https://vk.com/onkel_q
Откуда: null

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение kudessnik » 2009-апр-07 16:33

легкие разведывательные ?
_________________
Столяр-кораблекрушитель.
FAQ раздела Техника и аксессуары
А что вы ожидали здесь увидеть?

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 18:03

Не очень представляю, зачем в окрестностях "запасной столицы" нужны "легкие разведывательные" самолеты.
Скорее - истребители ПВО прикрытия или почтовые По-2 нужны.

Поскольку не исключена связь с лагпунктом ГУЛАГа - то, возможно, строили аэродром з/к для целей НКВД.
На ту же мысль - о принадлежности НКВД, а не ВВС, наводит наличие аэродрома в Рождествено - зачем ВВС рядом два аэродрома?

Но вопрос "конкретно зачем построен этот аэродром" - остается.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 8698
Зарегистрирован: 2004-июл-21 15:35
Байк: Sanderson Life
Реальное имя: Васек
Способ связи: +٧٩٠٦٣٣٧٠٠٠٧
Откуда: Тольятти

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Danil » 2009-апр-07 18:25

Там же по легендам строился спецобъект типа дача Сталина, к ней и аэродром.

Аватара пользователя
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 2006-май-09 20:30
Байк: чугунный конь
Реальное имя: Дмитрий
Способ связи: Дым от костров
Откуда: из Врасченец

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение rededa » 2009-апр-07 19:04

Вот и я не понимаю зачем. Зачем при лагере аэродром? При чём тут НКВД - слово крутое, романтика?
Ко всем дачам Сталина прилагался аэродром? Это не так, да и то что дача - тоже легенда.

Сообщения: 19414
Зарегистрирован: 2005-сен-09 11:55
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение band » 2009-апр-07 19:34

Можно, если будет хорошая погода, устроить заброску в те места на велах, а затем 1 мая - на Верблюд.

Аватара пользователя
Сообщения: 3985
Зарегистрирован: 2007-май-09 05:06
Стиль катания: выпас скотта
Способ связи: 8 927 758 57 38
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение TopIce » 2009-апр-07 19:49

+1 к разведке, нужно глазами посмотреть

Аватара пользователя
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 2006-май-09 20:30
Байк: чугунный конь
Реальное имя: Дмитрий
Способ связи: Дым от костров
Откуда: из Врасченец

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение rededa » 2009-апр-07 19:53

Может это аэродром сельхоз авиации?

Аватара пользователя
Сообщения: 3985
Зарегистрирован: 2007-май-09 05:06
Стиль катания: выпас скотта
Способ связи: 8 927 758 57 38
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение TopIce » 2009-апр-07 19:58

гугле земля значится еще вот эта фотография:
http://www.panoramio.com//photo/11500472
церковный приход + какие то постройки на фоне, да и на снимках еарфа видны постройки

Аватара пользователя
Сообщения: 4871
Зарегистрирован: 2004-янв-21 16:17
Байк: Specialized Epic Comp
Реальное имя: Валерий
Стиль катания: Неспешные покатушки
Способ связи: +7-927-2O358-62
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение trueman » 2009-апр-07 20:31

Top Ice писал(а):гугле земля значится еще вот эта фотография:
http://www.panoramio.com//photo/11500472
церковный приход + какие то постройки на фоне, да и на снимках еарфа видны постройки
На фото -- источник св. Ильи!
Точка обозначена неверно -- надо исправить.

Аватара пользователя
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 2006-май-28 13:42
Байк: Jamis Dakota
Реальное имя: Иван
Стиль катания: пиво, вобла, выжимка
Способ связи: 89086573911
Откуда: Братск

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Putnik » 2009-апр-07 22:00

Если провести прямую от начала до конца ВПП, то получится что самолеты лихо петляли в процессе посадки и взлета: это не совсем прямая.
http://maps.google.com/maps/ms?source=s ... bd50123b61
Последний раз редактировалось Putnik 2009-апр-07 22:43, всего редактировалось 1 раз.
_________________
быть добру )

Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение wandering spirit » 2009-апр-07 22:29

Honzales писал(а):Единственный момент, который, возможно, противоречит версии аэродрома - требования к рельефу (конкретно - уклону ВПП):
Горизонтали там показывают уклон, перепад - вроде около 40-45 метров выходит на 1000 метров, это получается примерно 0,045.
Но это означает только, что ВПП не подходит для всех типов самолетов (включая тяжелые трансортные и бомбардировщики) - для каких-то, возможно, и допустимо.
Больше - по ГуглЭс - верхняя кромка - 161м, нижняя - 109.

Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение wandering spirit » 2009-апр-07 22:43

Honzales писал(а):Не очень представляю, зачем в окрестностях "запасной столицы" нужны "легкие разведывательные" самолеты.
Скорее - истребители ПВО прикрытия или почтовые По-2 нужны.

Поскольку не исключена связь с лагпунктом ГУЛАГа - то, возможно, строили аэродром з/к для целей НКВД.
На ту же мысль - о принадлежности НКВД, а не ВВС, наводит наличие аэродрома в Рождествено - зачем ВВС рядом два аэродрома?

Но вопрос "конкретно зачем построен этот аэродром" - остается.
Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?

Аватара пользователя
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 2006-май-28 13:42
Байк: Jamis Dakota
Реальное имя: Иван
Стиль катания: пиво, вобла, выжимка
Способ связи: 89086573911
Откуда: Братск

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение Putnik » 2009-апр-07 22:44

кстати, чвть южнее есть аналогичная вырубка или что это. По моей ссылке обозначена синим полем
_________________
быть добру )

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 22:45

Wandering Spirit писал(а):Больше - по ГуглЭс - верхняя кромка - 161м, нижняя - 109.
Но там и не 1000 метров - чуть больше ;)
Putnik писал(а):Если провести прямую от начала до конца ВВП, то получится что самолеты лихо петляли в процессе посадки и взлета: это не совсем прямая.
http://maps.google.com/maps/ms?source=s ... bd50123b61
Спутник снимает не всегда под прямым углом к поверхности, что в сочетании с рельефом может давать такую картину в проекции - точно можно будет утверждать о "кривизне" только по результатам выезда на местность.
rededa писал(а):Вот и я не понимаю зачем. Зачем при лагере аэродром? При чём тут НКВД - слово крутое, романтика?
НКВД - при том, что в Гавриловой Поляне был лагпункт ГУЛАГ НКВД.
То, что заводской аэродром (18-го авиазавода) в Смышляевке строил БезымянЛАГ - я материалы приводил.
То, что з/к строили дороги в районе Луки - тоже факт.
На то, что "объект" в Жигулях - именно аэродром, указывает несколько факторов.
По логике вещей, именно на Луке должен был быть расположен аэродром ПВО, обеспечивающий прикрытие Куйбышева с воздуха.
Наличие же поблизости лагпункта просто облегчает постройку.
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Для защиты новой столицы (Куйбышева - прим. мое) с воздуха Сталин приказал командующему Московской зоной ПВО снять некоторые части с прикрытия Москвы и отправить в Куйбышев. Выбор Громадина пал на 767-й и 862-й ЗенАП. Вместе с ними в Среднее Поволжье отправились 14-й, 40-й и 45-й прожекторные батальоны. Все эти части занимали в основном восточные сектора противовоздушной обороны столицы (Москвы - прим. мое), нападение с которых считалось маловероятным. Отдельную группу ПВО сформировали и для Арзамаса, куда переезжал Генштаб. Для нее нашлись даже остродефицитные РЛС РУС-2.

...

Лучше всех от возможных налетов был защищен Куйбышев, на защиту которого были поставлены полностью укомплектованные 767-й и 862-й ЗенАП и три прожекторных батальона.
[quote=""Полет валькирий" над Волгой"]...сержант Николай Федорович Шутов, пилот 802-го полка 141-й иад входившей в Куйбышевский дивизионный район ПВО. Утром 4 октября 1942 года над Сызранью появился вражеский разведчик. Шутов настиг противника и несколько раз атаковал, но безуспешно. Тогда он таранил немецкую машину (Ju-88D-5, зав. 1635, из состава 3.(F)/ObdL) и ударом по фюзеляжу сбил её. К сожалению, в результате тарана он погиб сам. Этот "юнкерс" стал единственным самолетом врага, уничтоженным в пределах Куйбышевского дивизионного района.[/quote]То есть - как минимум одна истребительная авиадивизия (141-я) в составе Куйбышевского дивизионного района ПВО была.
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Самолеты дальней разведки Люфтваффе стали все глубже проникать на территорию Советского Союза. Одиночные Ju-88D на большой высоте появлялись над Ульяновском, Куйбышевом и даже над Оренбургской областью, производя фотографирование военных объектов и мостов, следя за железнодорожными перевозками. Истребители 141-й ИАД ПВО много раз поднимались на перехват, но всякий раз безуспешно. Причины были те же, что и в соседней Горьковской области: плохая система оповещения, отсутствие наведения с земли, тактические ошибки.

Утром 4 октября над Сызраньским мостом в очередной раз показался немецкий разведчик. Это был Ju-88D-1 WNr.1635 «T5+EL» из 3-й эскадрильи Aufkl.Gr.Ob.d.L., которая находилась в оперативном подчинении авиационного командования «Ост», отвечавшего за центральный сектор Восточного фронта. Вероятно, задачей экипажа была аэрофотосъемка передвижения эшелонов через Сызраньский мост и прилегающий железнодорожный узел.

В 09.20 с аэродрома в Сызрани стартовали три истребителя из 802-го ИАП ПВО. Через 23 минуты они вступили в бой с противником. Однако бортстрелок «Юнкерса» открыл меткий ответный огонь, и два советских самолета вскоре были сбиты. Тогда третий истребитель, которым управлял сержант Николай Шутов, пошел на таран, нанося сзади удар по фюзеляжу у кабины стрелка. В результате оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области[119]. Сержант Н. Ф. Шутов погиб[120], а немецкие пилот и бортстрелок противника были взяты в плен. Судьба остальных членов экипажа осталась неизвестной[121] . Впоследствии в пропагандистских целях и этот самолет-разведчик был объявлен «бомбардировщиком,летевшим бомбить Сызраньский мост или даже Куйбышев».

Всего с июля по декабрь 1942 г. посты ВНОС 54 раза фиксировали появление самолетов-разведчиков противника над Куйбышевским диврайоном ПВО, но лишь однажды советским летчикам удалось перехватить цель.
...
Поздним летним вечером 28 июня (1943 г) жители Куйбышева были внезапно разбужены непривычным для них шумом – на улицах протяжно завыли гудки, и голос из репродукторов тревожно объявил: «Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Многие тут же в панике бросились к укрытиям. «Вот и наш черед пришел, вот и до нас добрались» – такие мысли в тот момент витали в головах многих куйбышевцев, спешащих со своими семьями в подвалы и щели. Вскоре на подступах к Куйбышеву послышался грохот зенитных орудий, и где-то в темном небе вспыхнули разрывы снарядов. Однако бомбежки так и не последовало.

Фактически немцы в эту ночь и не собирались бомбить город, небольшая группа самолетов нанесла удар по Сызраньскому железнодорожному мосту через Волгу, находящемуся в 70 км к западу от Куйбышева. Сам мост получил повреждения, но ни один пролет не обрушился. В то же время посты воздушного наблюдения сообщили, что в непосредственной близости от него в Волгу были сброшены мины.
141-я иад была укомплектована английскими "Харрикейнами":
Люфтваффе против сталинской ПВО писал(а):Многие полки получили на вооружение новые истребители Як-1, а в 141-й ИАД использовались английские «Харрикейны». Наряду с достаточным количеством высотных перехватчиков МиГ-3 это теоретически позволяло вести охоту за немецкими самолетами на всех высотах. Впрочем, значительную долю истребителей по-прежнему составляли морально устаревшие И-16 и обладавшие откровенно низкими характеристиками ЛаГГ-3
rededa писал(а):Ко всем дачам Сталина прилагался аэродром? Это не так, да и то что дача - тоже легенда.
С этим не спорю - легенда.
Впрочем, не самая невероятная - есть еще хлеще - например, про самолеты в бункерах:
http://zolotoffart.ru/l/ писал(а):Секретные бункеры в Поволжье
...

Еще одно секретное убежище было сооружено в Сталинграде. Вход в него был скрыт в огромном овраге, по которому текла река Царица. По воспоминаниям очевидцев, это было огромное помещение под землей, в центре которого имелся зал высотой десять метров. Самое невероятное заключается в том, что в зале стояли танк (!) и самолет По-2. Последний в случае необходимости должен был взлететь по пойме реки Царица в сторону Волги. Танком, вероятно, предполагалось воспользоваться в случае внезапного появления противника в районе убежища.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение honzales » 2009-апр-07 22:52

Wandering Spirit писал(а):Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?
Ну, пусть будет ВПП.
Инфраструктура "всякая" - вернее, ее остатки - в верхнем углу видны.
Дорога - в нижнем углу идет вправо.
Для подвоза топлива сгодится.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 4108
Зарегистрирован: 2004-май-08 10:10
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Умеренно
Откуда: Самара

Re: Заброшенный аэродром на Самарской Луке

Сообщение wandering spirit » 2009-апр-07 22:57

Honzales писал(а):
Wandering Spirit писал(а):Ну какой же это аэродром - это тянет на ВПП и то с натяжкой из-за перепада высот.
А, прошу прощения, дорога от аэродрома куда-либо где? Инфраструктура всякая?
Ну, пусть будет ВПП.
Инфраструктура "всякая" - вернее, ее остатки - в верхнем углу видны.
Дорога - в нижнем углу идет вправо.
Для подвоза топлива сгодится.
Угу, особенно после дождей... :-)
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей