Конечно, для велотуризма лопата, может быть, и не столь необходимый инструмент - но тем не менее...kudessnik писал(а):И петцелевской спатой.
Выскажу свое ИМХО на основе собственного опыта - лучшей лопатой, которую я когда-либо видел, оказалась русская малая пехотная лопата производства 1916 года - прослужив столько лет, она легко рубила корни, деревья (возможно, за свою историю и не только), не тупилась о камни при копании, не гнулась, не имела ни единой усталостной трещины и в рукоятке не расшаталась за несколько десятков лет, пережив не одну более позднюю.
Имеющиеся ныне в продаже МПЛ - лишь жалкие пародии на лопату...
Один недостаток у неё был - вес (около 800 г), если не считать редкость и связанные с этим некоторые трудности с добыванием такового инструмента.
Выглядит примерно так (та, что сверху):
![Изображение](http://www.ljplus.ru/img4/z/h/zhab/15-45-god.jpg)
Что интересно - моё мнение о достоинствах русской малой пехотной лопаты - не единично ;).
Это касаемо лопаты, которой надо именно копать любой грунт, и прочих её достоинств (включая возможность применения для самообороны).
Если критичен вес, или грунт предполагается лёгкий (песок, например, или снег) - то как лопата водника/зимняя лопата мне нравится вот эта Fiskars:
![Изображение](http://rus.fiskars.com/var/fiskars_emea/storage/images/frontpage/products/soil-care/spades/131520-safety-camping-and-car-spade/6004-61-eng-EU/131520-Safety-Camping-and-Car-Spade_product_main_large.jpg)
Вес - 479 граммов, что почти вдвое ниже веса русской МПЛ, однако никакого "дополнительного применения" от таковой ждать не приходится.