Вводные
Катаюсь в основном по Германии/Европе с целью познавательного туризма. 99% асфальт: велодорожки, дороги с малым движением, по необходимости обычные автодороги. Формат туров - ночевки в недорогих частных пансионах, спортклубах, хостелах. Никаких спальников, палаток и примусов.
Легкий минимальный багаж и хорошее покрытие позволяет ехать быстрее и дальше. Мой средний дневной пробег около 150 км, максимальный - порядка 200 км. Средняя скорость в движении - порядка 25 км/ч, а с учетом остановок и перекусов - около 20 км/ч.Дополнение сент. 2013
катаю на шоссере, в основном асфальт, но изредка заносит на гравий
автодороги 60%-80%, остальное велодорожки
Дополнение сент. 2013
На плоскаче в многодневных турах средний пробег 175, максимальный 210
Средняя скорость 28 км/ч, с учетом остановок 23-25
В горах средний пробег 115 км/2100 hm
Планирование маршрута
Поскольку спонтанный ночлег исключен, маршрут готовится заранее. Сперва набрасываю маршрут вчерне, затем подбираю места ночлега, исходя из ограничений дневного пробега по выносливости, с учетом времени на осмотр достопримечательностей и т. п. Затем выбираю места ночлега и корректирую маршрут.
Собственно, нитку маршрута готовлю на сайте http://www.gpsies.com, комбинируя карты OpenCycleMap, OpensStreetMap, карты и фотокарты Google. Этот сайт удобно также использовать как хранилище пройденных и запланированных маршрутов, для ссылок на треки и т.п. Впрочем, наверняка есть другие функциональные аналоги этого сайта.
Дополнение сент. 2013
Спонтанный ночлег возможен даже в гостиницах.
Четыре спонтанных ночевки в разгар сезона - полет нормальный
Выбор ночлега
Мои требования к комфорту близки к минимальным - чистая комната, кровать с постельным бельем. Душ и туалет - можно общие на блок. Миникухня с микроволновкой, тостером, чайником, посудой, всякой мелочью наподобие заварки-кофе-сахара - приветствуется, но не обязательна. Разумеется, минимальная цена при соблюдении главных условий.
Практика показала, в небольших городах нужные мне предложения редки - наверное, за отсутствием регулярного спроса. В крупных городах цена ночлега при таком уровне притязаний составляет 20-35 EUR. Оказалось, что оптимальный вариант - останавливаться в пригородах крупных городов на удалении порядка 5-12 км. При этом достигается лучшее соотношение цена/качество - по моему опыту, реально найти ночлег за 10-13-15 EUR с одного человека за ночь. Комната на двоих зачастую обойдется еще выгоднее. Удаление от города при этом невелико - туристические цели легко достигаются велосипедом за полчаса.
Навигация по маршруту
Маршрут спланирован, время просчитано с учетом покрытия и профиля. Дело за малым - пройти маршрут.
Попытки использовать бумажные карты не увенчались. Причин тому несколько. Назову лишь несколько важных. Достаточно детализованная карта покрывает участок маршрута длиной 25-40 км. Чтобы пройти 3-5-дневный маршрут, требуется порядка 20 карт - а это порядка 150-200 EUR. Однако даже такие карты практически недостаточно детализованы для прохождения городов или поиска достопримечательностей. Найти на карте начало велодорожки, которая ведет за город, иногда вообще проблематично.
Я встречался с вариантами карт готовых "дальних" маршрутов: http://www.radweit.de/
По сути это топографиеские карты средней детализации, "нарезанные" строго вдоль нитки маршрута и оптимально размещенные на листе A3 в формате PDF для самостоятельной распечатки. Минус таких карт - недостаточная детализация. Еще один - при аварийном сходе с маршрута - например, до ближайшего вокзала - такие карты помочь не могут, как только цель выходит за пределы 3-5км полосы вдоль нитки маршрута.
GPS-карты и GPS-навигация ИМХО лучшее решение. В качестве навигатора использую влагопылезащищенный (сертификат IP67) андроид-смартфон Motorola Defy в амортизирующем футляре с креплением на вынос руля. Для прохождения маршрута использую приложение Locus (Pro) с векторными картами на базе OpenStreetMap. Дополнительный софт - навигатция Navigon Select, которая используется для поиска достопримечательностей, поездок по известному адресу или аварийному сходу с маршрута. Приятно также скрасить длинную поездку музыкой.
[spoiler][/spoiler]
Бортовое зарядное
За все это удовольствие приходится платить расходом заряда аккумулятора - примерно 12% заряда в час при активном Locus Pro, музыке и полной яркости экрана. При активном Navigon расход раза в полтора выше. Таким образом, заряда акку на целый ходовой день не хватает. Решение - постоянная подзарядка от втулочного динамо через USB-адаптер (у меня S25A от фирмы softhema). Адаптер практически невозможно увидеть на фотографии - он выглядит как кабель с утолщением и весит порядка 60 грамм. Сопротивление движению, создаваемое втулочным динамо, реально практически незаметно.
Дополнение сент. 2013
На затяжных подъемах в горах из-за низкой скорости аккумулятор тратит заряд быстрее, чем поступает от динамо.
Теперь вожу в собой в дополнение к динамо запасной аккумулятор для смартфона. Вроде устраивает.
Еще одно возможное решение - буфферный акку.
"Матч состоится при любой погоде"
Поездка планируется заранее, заявление на отпуск, броирование ночлега и пр. А если прогноз погоды изменился и пошел затяжной дождь?.. От поездки не откажусь все равно. Отсюда – потребность в стационарных крыльях и зашите цепи.
В комплект одежды входят непромокаемая активнодышащая куртка-ветровка, непромокаемый чехол на штаны и бахилы под SPD-обувь. На случай пасмурной погоды или просто движения в темное время - полный комплект бортовой электрики - стационарный LED-прожектор, стоп-сигнал, о втулочном динамо я уже упоминал. Европейские правила требуют соответствия велосипеда нормам и правилам дорожного движения.
БагажДополнение сент. 2013
Все технические решение воспроизвел на шоссере, который собственно скорее рандонер на базе шоссера.
Добавил также легкие спортивные крылья Crud Mk. 2 весом 180 гр (пара)
Все вместе стоило прибавки почти +1 кг к исходному весу велосипеда, который составлял до апргрейда 8,700 кг (без педалей)
Избегаю пользоваться рюкзаками (устает спина), поэтому велосипед оснащен полноценным стационарным багажником, весом 500 гр и допустимой нагрузкой до 25 кг. На багажник крепится велосумка с основной частью багажа:
- сменная (вело)одежда, а другой обычно не беру
- аптечка и умывальные
- документы/деньги
- запас быстроуглеводных продуктов в дорогу
Запасная складная шина крепится на сумку сверху.
Отдельная подседельная минисумка с велоаптечкой.
Замок на креплении под седлом:Дополнение сент. 2013
запасная шина примотана снизу под багажником
подседельную минисумку сэкономил (вернее, пользуюсь в одноденвных поездках)
[spoiler][/spoiler]
Мининасос (80 гр) на раме креплением для бутылки.
Простенький складной минирюкзак, цепляется для транспортировки в сложенном виде на руль. С этим рюкзаком я еду вечером в магазин, чтобы затариться продуктами для ужина и питанием на следующий ходовой день.
[spoiler][/spoiler]
Питье и дорожное питание
Поиск магазинов и собственно процесс покупки, или ожидание обслуживания в кафе я отношу к непродуктивной трате времени. Покупка какой-нибудь бутылки воды растягивается на 20-25 минут. С велосипеда надо снять ценное навесное оборудование, забрать документы и деньги, снять смартфон и фотокамеру, закрыть замок... Стараюсь снизить подбные потери времени за счет того, что гружу в сумку дорожное питание на день. Бутерброд с сыром, мюсли-ригель, еще удачный вариант т.н. "красный кисель" из ягод (вишня, смородина, малина и пр.)
[spoiler][/spoiler]
По той же причине беру две ПЭТ-бутылки водопроводной воды: дежурную на 1,5л + запас 1л. Благо вода из-под крана в Германии питьевая безо всякого кипячения. При исчерпании воду можно долить из крана в кафе, гостинице, в любой фирме или просто попросить аборигена, который копается на участке возле своего дома :)
Раньше пытался ездить с обычной велофлягой (на раме) на 0,5 или 0,7 л - но запас заканчивался слишком быстро. Пробовал еще один вариант - надевал специальный пояс с кармашком для маленькой фляги 0,5л, а на раму ставил большую ПЭТ-бутылку. Но в жаркую погоду такой пояс нарушает вентиляцию...
Актуальный вариант на сегодня - питьевая система для ПЭТ-бутылки. Трубка вставляется через специальный адаптер в бутылку 1,5л.
[spoiler][/spoiler]
Трубка крепится постоянным зажимом на раме и "открываемым" зажимом на руле.
[spoiler]
[/spoiler]
Мундштук зажимается зубами, при этом приоткрывается отверстие - и можно пить.
[spoiler][/spoiler]
Цена вопроса - порядка 10 Eur.
Дополнение сент. 2013
Две литровые ПЭТ-бутылки. Оказалось, я пью раза в два больше чем коллеги по велосипеду. Особенность организма...
Фото
Камера должна быть всегда под рукой. В идеале - иметь возможность снять инетесный кадр прямо на ходу.
После длительных мытарств с выбром места - оно таки нашлось! Сумка с камерой цепляется на "рожок" на руле. Шлейфик от камеры тоже набрасываю на рожок – если сумка расстегнется, камера повиснет на шлейфике.
ПедалиДополнение сент. 2013
Камеру стал больше таскать на шее на самом коротком шнурке. На руле шоссера нет места...
Так и не решившись на клик-педали, пошел на компромисс. В качестве контактных педалей использую экзотические магнитные контакты. На обычную cage-педаль монтируются мощнейшие неодимовые магниты. На велотапки (стандарта SPD) крепятся вместо шипов стальные пластины. Все вместе работает замечательно уже 3-й год. Случайный отрыв ботинка от педали не отмечается.
[spoiler][/spoiler]
Подвох обнаружился отнюдь не с технической стороны. Приобрести отдельно комплект пластин без магнитов (на другую пару ботинок) невозможно. А цена нового комплекта магнтиных креплений – 50 Eur. Мне удалось найти по случаю всего за 20 Eur, но... это не воспроизводимый вариант. Так что морально готовлюсь к переходу на klick.
Публикую этот миниобзор с целью обмена опытом и с надеждой, что он вам пригодится.Дополнение сент. 2013
На шоссере стоят легкие двусторонние клики от Wellgo.