И.А. Колесников в
труде, посвященном военным действиям на территории Самарской губернии, выпущенном к 10-летию Советской власти в 1927 году, так описывает обстоятельства взятия Самары:
В ночь с 7 на 8 июня чехословаки неожиданно атаковали бронепоездом и пехотой жел.-дор. мост через Самарку и выбили слабо охраняющую его мусульманскую уфимскую роту.
Одновременно цепи чехов обстреливали окопы по берегу реки Самарки.
Переправившись через жел. дор. мост, чехи повели наступление на станцию жел. дороги, с одновременным наступлением у устья реки Самарки, в охват правого фланга обороны.
Поднялась сильная артиллерийская и ружейно-пулемётная стрельба.
Чехо-словаки продвигались успешно; одновременно в городе началась стрельба из домов и из-за углов по частям красноармейцев, чем вносилась паника в их среду.
Общая неразбериха восполнялась еще разрывом всякой связи у обороняющихся, а отсюда и отсутствие хорошего руководства, а также никуда не годной стрельбой из артиллерии, у каковой было или мало снарядов, или эти снаряды совсем для стрельбы не годились, или же не было опытных артиллеристов.
Как только началась стрельба, город стал эвакуироваться, что, несомненно, оказало моральное воздействие на оборону; уже морально подавленные части недолго сопротивлялись. Красные отряды, под давлением чехо-словаков, отступали частью на Кинель, частью же вверх по Волге, оставляя всё техническое имущество противнику.
Очевидец этой обороны т. Рязанов говорит: "Никакого управления и единства не было. Пулемётный и ружейный огонь длился несколько часов. Стреляли до последней ленты и патрона, хотя и сознавали бесцельность этого. Стреляли даже вразброд, как и куда попало" (Рязанов, "Красная быль", №1).
Моё собственное видение картины боёв за взятие города Самара 8 июня 1918 я попытался отразить в виде схемы:
Остальные подробности, коих удалось откопать немало, в основном в чехословацких источниках, и современное состояние основных пунктов сопротивления советских частей - как и было обещано, интересующиеся найдут
в моём блоге.