Страница 4 из 7

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-19 16:44
Михл
Дамский мадрестлинг.

Поднимем руку победителю. Сегодня им стал nebosy, даже исходя из того, что потребитель (потенциальный в т.ч.) всегда прав.

[spoiler]"Жалко, что нам так и не удалось заслушать..."(С) мнение вновь обретенного господина генерального директора проката "У воды" serggg о надувных лодках "Интекс" за 3.5р.[/spoiler]

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-19 21:46
Mikle
....
Производителю не "удобнее когда жиже в 4,5 - 5 раз". Производитель лодок (любой) просто не сможет работать со смолой с вязкостью как у ЭД-20.

тот же самый зарубежный ресурс:
The glass layer touching the gelcoat is often a full-width, full length layer of 450 gm/m2 chopped strand mat. CSM is a rough mat which absorbs a lot of resin and is not very strong, but it has its uses. See Reinforcements. On top the manufacturer puts a full-width, full length layer of 300 gm/m2 woven rovings ....
A layer of thin CSM is used between the gel coat and any coarse-weave fabric so that the pattern of the woven fabric does not "print through" into the gelcoat. You want your gelcoat smooth, not textured. CSM is also better than woven materials at sticking to adjoining layers within the laminate
(если кто из читателей темы не владеет английским - поясню: тонкий слой стекломата - в большинстве случаев используется на композитных каяках с гелькоутом для того, чтобы а)структура основного армирующего материала (стеклоткани) - не проступала через гелькоут и б) для лучшей адгезии гелькоута к основному слою ламината, создающему прочность. Легко подсчитать (если конечно от эмоций перейти к физике-технике), что стекломат-100 + смола при площади поверхности каяка в 5 кв.м. - дадут примерно 1-1.2 кг прибавки к весу каяка. Т.е. прибавка к весу незначительна, а роль - весьма важна. Собственно по этой причине более правильно называть каяки композитными, а не стеклопластиковыми, т.к. многослойная конструкция с разными свойствами слоев)
nebosy писал(а): сколко лет жизни Вы отводите Вашим изделиям?
10 лет должны, как минимум, прослужить.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-19 22:42
nebosy
0

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-19 23:25
Михл
nebosy писал(а):У меня был (да и есть ещё) "Солинг"(класс 22) производства Таллина шестидесятых годов выпуска.
Вряд ли шестидесятых. Скорее всего лет на 10 позже.
Я сам ходил на "22" шкипером. Вода в ней не переводилась, откачивались минимум по полчаса перед каждым выходом. Во языцех яхта звалась "22 несчастья". Похабнейшее было качество и во всём остальном. Закладные могло вырвать даже слабенькой нагрузкой. На тренировочную лодка не тянула, экипажи расформировали, лодку использовали в качестве учебной.

Дело не в смоле и прочих "припрыгах". Дело в руках, кадрах, мозгах.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-19 23:42
nebosy
Вода текла по заделке фальшкиля. У меня был просто корпус и я его переделывал - расширял и наращивал. Т.е. кроме нижней скорлупы ничего не досталось. Год выпуска определял по какой то железке замоноличеной в корпус. Там был то ли 68 то ли 69 набит. Хотя может и случайно туда "залетела". СССР жеж!

Я прекрасно понимаю, что и из "бакситовки" можно г... сделать и из полиэфирки с "ватой" конфетку. Ну а кривые руки умноженные на посредственные материалы могут творить "чудеса".

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 01:22
Михл
nebosy писал(а):Год выпуска определял по какой то железке замоноличеной в корпус. Там был то ли 68 то ли 69 набит. Хотя может и случайно туда "залетела".
Алюминиевая серийная шильда крепилась на заклёпках на отбортовке бака к кокпиту. Все замоноличенные железки могли быть только закладными, они не маркировались серией. В 1965. были выпущены только шпоновые прототипы Солинг в Норвегии. К 1970. их переделали на матрицы и ввели в олимпийскую программу с 1972. До 1980 советская команда вообще не имела олимпийских экипажей в этом классе. Производство "22" началось только во второй половине 70-х. При этом спорткомитет ГДР просто купил в Норвегии лицензию Солинг.
"22" не вошла в монотип, не участвовала в регатах, и национальным классом не стала. А монотип Солинг по окончании срока защиты лицензии был изъят из олимпийской программы.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 01:32
Mikle
....
жесткие соты на каяках не применяются
.....
каяки (в отличие от "СТ 25") - не изготавливаются из рубленного стекловолокна со смолой или из стекломата со смолой. Корпус каяка - это композитный материал, состоящий из гелькоута, промежуточного тонкого слоя стекломата со смолой (в нашем случае это тонкий, ок. 0.1мм, стекломат-100), служащего для лучшей адгезии гелькоута, и основного слоя - армирующей стеклоткани со смолой, или, как в нашем случае - 3 слоев 400-го препрега (таже ткань, но предварительно пропитанная и обладающая оптимальным содержанием смолы).
.....
Прослужит или нет Аделаида 30 лет - не знаю. 15 - наверное, 30 - думаю вряд ли, но все зависит от интенсивности и аккуратности использования.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 02:03
nebosy
0

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 11:39
Mikle
сэндвич из поликормата - наносится на отдельных участках, с внутренней стороны каяка - для усиления локальной жесткости. В настоящий момент такой сэндвич используется на Аделаиде, на Кортике вместо него используются дополнительные слои препрега. В принципе, эти решения примерно эквивалентны по сумме показателей, но поликорматный сэндвич плохо просвечивается ультрафиолетом, поэтому от него решено отказаться в рамках данной технологии.

Тонкий слой стекломата-100 - наносится с наружной стороны всех каяков по всей площади корпуса- он непосредственно примыкает к гелькоуту и служит для лучшей адгезии гелькоута к основному силовому ламинату. Положить гелькоут прямо на стеклоткань - нельзя, т.к. в этом случае возможны пузыри и трещины в гелькоуте, поскольку ткань - недостаточно гладкая поверхность; первые каяки Аделаида - не содержали гелькоута (который закладывается в матрице), а красились снаружи. В этом случае проблемы адгезии нет. Яхты по ссылкам выше, скорее всего - изготавливались по такой же технологии - шпаклевка, окраска. В случае каяков такая технология не оправдана.

Аналогия (для тех, кто любит аналогии): собираясь кататься на лыжах, вы одеваете синтетическую майку, а сверху - куртку. Некоторые (сноубордисты) еще одевают жесткую защиту. Майка, куртка и защита- сделаны из разных материалов, которые служат разным целям.
..
Сделать лодки из Карбон-кевлара - мы сможем. Вам кстати спасибо за эту мысль: я о ней думал, но до последнего момента она казалась неактуальной (скорее даже не мне, а руководству самбота), т.к. ясно, что такие лодки будут существенно дороже нынешних, хотя и дешевле западных (думаю что Кортик из карбон-кевлара будет стоить ок. 90-100 т.р. вместо западных 180 т.р.). В тоже время, ясно, что кому-то это нужно, и кроме того - это вопрос престижа. Я лично за то, чтобы такие лодки появились в линейке Самбота.
...
производитель сообщает, что лодки для более интенсивного использования (тренировки) - стеклопластиковые (причем называет их "надежными"), лодки для соревнований - карбон-кевларовые. Из текста производителя при логическом анализе - возникают сомнения в достаточной прочности этих (для соревнований) лодок для туризма. Логика подсказывает, что для туризма они неприменимы.

P.P.S: желающим подробнее изучить предмет разговора - в очередной раз рекомендую известный зарубежный ресурс http://www.kayarchy.com. К сожалению на русском языке подобных ресурсов нет, но у меня появилась мысль написать небольшую статью про каякинг и каяко-строение. Одна статья в эту тему (про поведение каяка на волнах) - уже есть, позже дам ссылку (сейчас самботовский сайт не работает, хостинг подвергся ддос атаке). Т.ч. от дискуссии с nebosy польза все-таки есть.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 12:39
nebosy
Mikle писал(а):но поликорматный сэндвич плохо просвечивается ультрафиолетом
Не поделитесь - почему? Не потому ли, что "вата" не пропитывается до конца смолой?
Mikle писал(а):В данном случае: сэндвич из поликормата - наносится на отдельных участках, с внутренней стороны каяка - для усиления локальной жесткости.
Сэндвич - это когда что то одно зажато между двух слоёв чего то другого. Н-р два слоя стеклопластика и сотовый заполнитель внутри. По Вашим словам получается, что "вата" просто наклеена изнутри и всё. Извините, но тут нет сэндвича.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 13:33
Mikle
Под сотовой структурой - в данном случае я понимаю периодическую в 2D пространстве структуру, имеющую в качестве элементарной ячейки - правильный шестиугольник. Если Вы понимаете что-то другое - дайте ваше строгое определение.
...
nebosy писал(а):Что у Вас за хостинг? Сайт если открывается, то с десятой попытки
pwstudio.org. Подвергся ddos атаке вчера.
....
Если я пишу "сэндвич" - то это и есть сэндвич: напоминаю, что цель армирующего материала (поликормата) в середине сэндвича - увеличить жесткость, для чего можно разнести слои стеклопластика по толщине - в результате такой сэндвич с инженерно-физической точки зрения будет работать как толстая балка. Из сказанного ясно, что просто наклеивать поликормат с одной стороны - бессмыслица, нужно его зажать меж 2 слоев стеклоткани.

Нужно четко представлять себе разницу между понятиями жесткость и прочность. Жесткость - это когда под действием силы F прогиб Dx образца материала - минимален. Прочность - это когда для разрушения образца - нужно приложить максимальную F, при этом в момент разрушения Dx может быть как велико, так и мало. Пример: карбон - материал жесткий, но не прочный, в 3-4 раза менее прочный, чем стеклопластик. (Заметим, что мои слова "минимальный" и "максимальный" - строго говоря, не будут иметь смысла, если мы не укажем, по сравнению с чем используются эти понятия)

В случае с гибкими сэндвич-заполнителями: получаемый сэндвич усиливает жесткость, но не прочность конструкции. Жесткие сэндвич-заполнители (видимо это как раз то, что nebosy понимает под сотами) могут убивать сразу 2 зайцев: получаемый сэндвич усиливает и жесткость, и прочность. Но за это приходится расплачиваться тем, что такие структуры окажутся неприменимы в областях с малыми радиусами кривизны, а также лишним весом. Поэтому не для каяков, IMHO. Если есть что-то из этой серии материалов, что, как вы считаете - для каяков все же применимо - поделитесь конкретной ссылкой, плиз.

Вообще нужно понимать, что в случае с каяками - идет тонкая игра с жесткостью, прочностью, весом и технологичностью, и для этой игры - подходят далеко не все материалы. Также нужно понимать, что при одинаковом названии группы материалов - конкретные материалы могут иметь кардинально отличающиеся свойства, поэтому для обсуждения материала, вообще говоря - нужна конкретная ссылка на физ-хим свойства.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 15:57
nebosy
Mikle писал(а):Жесткие сэндвич-заполнители (видимо это как раз то, что nebosy понимает под сотами)
Нет. Вы постоянно играете\переиначиваете слова. Сотовый заполнитель не может быть жёстким. Жёстким может быть сэндвич. "Соты" можно согнуть как угодно, потом вклеить между двумя слоями и уже не разогнуть.

Изображение

Просто все привыкли видеть "соты" в плоских дверях, но начиналось всё с авиации.
Игорь Сикорский писал(а):«Я мог бы добиться тех же результатов, не обращаясь к «сотам». Тогда заказчикам пришлось бы платить впятеро дороже».
Вместо "сот" в сэндвичах применяют пенопласт, бальсу и т.д.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 18:55
39RUS
Чьорт побьери, а вот весьма интересно ,имхо, наблюдать эволюцию чьей-то потребности в консультации в легкую дискуссию, переходящую через диспут в полемику, перерастающую в конфронтацию с императивной риторикой. Причем, у каждого своя сермяжная правда и логика.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-20 22:38
Mikle
39RUS писал(а):Чьорт побьери, а вот весьма интересно ,имхо, наблюдать эволюцию чьей-то потребности в консультации в легкую дискуссию, переходящую через диспут в полемику, перерастающую в конфронтацию с императивной риторикой. Причем, у каждого своя сермяжная правда и логика.
Дискуссия то в конечном итоге оказалась весьма полезной, ибо привела меня к весьма любопытной ссылке, см. ниже.
nebosy писал(а):Сотовый заполнитель не может быть жёстким. Жёстким может быть сэндвич. "Соты" можно согнуть как угодно, потом вклеить между двумя слоями и уже не разогнуть.
Сотовые заполнители бывают очень разными, есть жесткие, но есть, как выяснилось при гуглении - и пригодные для судостроения. В конечном итоге я нагуглил более чем любопытную ссылку, которая фактически закрывает предмет спора, и по-видимому, дает представление о том - в каком направлении нужно двигаться, если развивать ультра-легкие лодки, хотя одновременно ставит вопрос о целесообразности использования карбон-кевлара в составе ламината.

Итак, вот оно:
картинка показывает 4 вида материала, из которых в правом нижнем углу - фактически соответствует нашему композиту на Кортике, только внутренний слой Core Mat на усилении кокпита у нас заменен на днище 3-им слоем препрега, а также еще дополнительными слоями препрега у обечайки кокпита и под сиденьем - в жесткости при этом проигрываем, но в прочности - выигрываем. Смола там при этом полиэфирная.

Обратите внимание: Mat fiberglass стоит перед гелькоутом - все в точности, как и на наших каяках.

Далее, внимательно читаем подписи ко всем 4 картинкам: картинка в правом нижнем углу, соответствующая самботовской технологии, говорит о том, что "This solid fiberglass boat is the most durable laminate of our offering. ", т.е. сказано, что эта конструкция - самая прочная из 4-х.

Картинки вверху (2 шт) - на них видим то, о чем говорил nebosy: Nomex Honeycomb. Смола там - эпоксидная.

Картинка в левом нижнем углу - используется Soric infusion foam Core между слоями стеклоткани - фактически аналог нашего поликормата (подробнее позже выясню вопрос о том, чем это отличается), смола, в отличие от картинки в правом нижнем углу - эпоксидная, при этом используется вакуумная инфузия, тогда как на картинках вверху - она по-видимому, не используется, чему препятствует honeycomb (т.е. значит точно не используется инфузия).

Однако это еще не весь момент истины. Он окончательно наступает, когда смотрим на следующую страничку:
каяк - по размерам (хотя и не по обводам) близок к Кортику (и даже цветовая гамма близкая:), все характеристики - внизу, 1 вариант справа - видим, что даже вес (22.6кг) - как у нас практически, при фактически очень близкой технологии строительства корпуса (стоимость правда почти в 3 раза выше:), 2 вариант справа - 17.5 кг, при этом цена выше на 16.6%, там где honeycomb (2 картинка слева) - 15.5 кг, цена выше на 33%. 1 картинка слева - нет смысла обсуждать, цена равна цене 5м моторного катера:).

С прочностью - получается (согласно утверждению этого сайта), что наиболее дешевый вариант, аналогичный нашему - он же и самый прочный. Т.е. фактически, если верить этому сайту, карбон-кевлар- это борьба за вес и жесткость. В каких случаях жесткость может быть важнее прочности? Очевидно в каких - спорт, где идет борьба за секунды!

P.S: сколько стоит борьба за вес - мы наглядно видим по ссылке выше. У нас вес Кортика примерно на 7 кг меньше веса полиэтиленовых китайских аналогов, но судя по некоторым высказываниям - некоторые граждане хотят, чтобы российский композит стоил чуть ли не меньше китайского полиэтилена, который на 7 кг тяжелее и несравненно дешевле в производстве. Это - к вопросу о роли профессиональных маркетологов - продавцов (которых, к сожалению, у нас пока нет)

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-21 09:56
desa
очень интересная дискуссия, нашел для себя много интересной инфы по технологии композитных пластиков ;) спасибо!

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-21 12:40
39RUS
Соглашусь.
Хотя, меня иногда терзали смутные догадки, что nebosy занимается промышленным шпионажем, умело провоцируя Mikle на раскрытие применяемой им технологии и используемых материалов.
Сейчас, наверное, затаился, "молчит" на форуме и уже строчит отчет своим заказчикам.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-22 12:24
nebosy
39RUS писал(а):Сейчас, наверное, затаился, "молчит" на форуме и уже строчит отчет своим заказчикам.
Надеюсь гонорара таки хватит на Эпик.

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-22 15:14
Mikle
......

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-22 16:42
nebosy
0

Re: Каяк "Вектор" был вроде у кого то? Как он?

Добавлено: 2015-июл-23 11:38
desa
такой наполнитель довольно дорогой, по сравнению с более популярными (алюм пудра или опилки), к тому же его некорректно сравнивать с наполнителями для сендвичей, т.к. в сендвиче наполнитель должен иметь хоть какую-то жесткость (технологическую, для укладки в матрицу), тупо "насыпать" микросфер не получиться. вопрос использования того или иного наполнителя должен отталкиваться от конкретной технологии производства композита, для его целей и задач, ценовых и весовых характеристик, спорить можно до бесконечности, вариантов производства может быть очень много и все они будут для своих задач оптимальными.