Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Байк и около него
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение honzales » 2010-ноя-12 15:01

Интересные не совсем реализованные планы строительства ка када ГЭС и деривационного канала на Самарской Луке:
[quote="Журнал "Техника-Молодежи" 1935 год №4"]Журнал "Техника-Молодежи" 1935год №4

Гигант на Волге.
Инж. Б.Рыбинцев

...

Изображение

В северной части Самарской луки строится подпорное сооружение, перегораживающее русло Волги и поднимающее горизонт воды в реке на 23 м. Перегораживающее сооружение состоит из бетонной водосливной плотины для пропуска паводковых расходов, глухой земляной (из песка) дамбы и шлюзов для судоходства. Здесь природа пошла навстречу строителям. Там, где надо размещать тяжелые сооружения бетонную плотину и шлюзы, оказалась достаточно надежная в основании известняковая скала. Подпертая река будет отведена в специальный канал, носящий название деривационног о, который перережет луку по кратчайшему расстоянию. В конце канала в южной части Самарской луки будут построены гидростанция, судоходные шлюзы и сооружения для сброса части паводка. Выпрямление луки деривационным каналом длиной в 25 км дает дополнительный напор в 5,5 м. Таким образом, полный напор у гидростанции будет равен 28,5м. Самарская лука является единственным местом нa Волге, где имеется возможность получить дополнительный напор за счет деривации.
Однако и тут, на деривационном канале, природа щедро наградила будущих строителей. Природа вырыла 22,5 км будущего канала, представляющего собой речку Усу, протекающую с юга на север Самарской луки. После незначительной расчистки и расширения русла Усы вода пойдет к южному протоку Волги, но высокая гряда Волго-Усинского водораздела не пропустит подпер¬тую воду к турбинам гидростанции. Эти 2 1/2 км, отделяющие Усу от Волги, будут прорезаны каналом. На этом участке, где ныне находится село «Переволоки», пройдет канал шириной около 400 м с максимальной глубиной выемки до 50 м.[/quote]
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

cin
Сообщения: 5313
Зарегистрирован: 2006-июн-12 21:52

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение cin » 2010-ноя-12 15:31

И Слава Богу.


Аватара пользователя
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 2006-май-09 20:30
Байк: чугунный конь
Реальное имя: Дмитрий
Способ связи: Дым от костров
Откуда: из Врасченец

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение rededa » 2010-ноя-13 20:14

Комаровский А. Н. Записки строителя. Москва 1973 писал(а):Вспоминая сейчас все это, можно только гордиться тем, что партия и правительство, несмотря на тяжелейшую войну, огромный ущерб, нанесенный народному хозяйству, не отложили проблему Большой Волги. В сравнительно короткое время строительство всех могучих гидроузлов на Волге было закончено, и великая русская река отдает все свои гигантские силы растущему народному хозяйству нашей Родины, работает по воле советского человека.
Новое большое дело властно тянуло к себе. Тем более что в Куйбышеве находились почти все мои друзья и товарищи по прежней работе. Работа же по эксплуатации канала стала размеренной, отлаженной и слишком спокойной для моего характера и возраста. Так или иначе, но вскоре я был назначен заместителем начальника строительства по производству работ и переехал в Куйбышев.
К этому времени здесь уже было решено воздвигать сложный гидроузел на известняках с большими карстовыми кавернами, которые предполагалось заделать путем цементации или силикатизации. Началось оснащение строительства механизмами, транспортом, шло строительство производственных и подсобных предприятий... По предварительному проекту, составленному бюро Большой Волги под руководством А. В. Чаплыгина, Куйбышевский гидротехнический комплекс намечался в составе двух узлов — плотинного несколько выше Куйбышева и деривационного на Волго-Усинском водоразделе у с. Перевалок, в 70 км ниже Куйбышева. Соответственно намечалось строить две гидростанции общей мощностью 3,5 — 4,0 млн. квт при плотине и у с. Перевалок (см. схему) . При дальнейшем проектировании решили оставить одну гидростанцию при плотине.
Этот гидроузел наряду с крупным энергетическим эффектом должен был создать судоходный путь глубиной 3 — 3,5 м как вверх, так и вниз по течению до Астрахани путем пропуска воды, накопленной в водохранилище. При этом протяженность волжского пути сокращалась на 135 км. Строителей не смущал, скорее, даже привлекал большой объем бетонных работ. По предварительным подсчетам этот объем составлял около шести миллионов кубометров. Вспомним, что все сооружения канала Москва-Волга потребовали вдвое меньше бетона (Братская ГЭС - для сравнения — 4,9 млн. куб. м).

Все мы с большим увлечением занимались проектированием, организацией подготовительных работ, используя опыт, приобретенный на канале Москва — Волга. Но с каждым днем нас все больше беспокоили геологические условия строительства гидроузла в намеченном створе у Жигулей. Буровые изыскательские работы выявили гораздо больше карстовых воронок и пустот в основании будущего гидроузла, чем это предполагалось. Пришлось

серьезно изучать всю проблему карстовых явлений в известковых отложениях и весьма бдительно относиться к пим. Многометровые отложения панцирей различных мелких организмов древнего моря (когда-то покрывавшего и район Средней Волги) образовали достаточно прочные основания для крупных инженерных сооружений. Но подземные напорные воды, тысячелетиями размывая эти отложения, создали и продолжают создавать внутренние пустоты (каверны), зачастую соединяемые между собой различными ходами сложных очертаний. Обнаружить и точно оконтрить эти каверны даже при частой сетке буровых разведывательных скважин весьма затруднительно.

Первые же опытные нагнетания цементного раствора в обнаруженные каверны показали иx весьма значительный объем.
А уверенности в том, что раствор надежно заполнил каверны и соединяющие их ходы, все равно не было.
Все это требовало громадного расхода цемента, больших буровых работ и прочих не простых мероприятий по цементации основания под будущую
плотину. При этом не гарантировалось полное пресечение
фильтрационного потока под
плотиной, который мог в свою очередь усилить развитие карстовых явлений.
Вскоре многие из нас, работавшие над этой проблемой, пришли к выводу о значительном несоответствии предварительно подсчитанной (и доложенной правительству) и реальной стоимости гидроузла, определяемой условиями производства работ и неблагоприятной геологической обстановкой. Этот малоприятный вывод привел, к сожалению, к определенным разногласиям с глубокоуважаемым мною Сергеем Яковлевичем Жуком (он был руководителем строительства) . Но в конечном счете решение о строительстве гидроузла в Жигулях было отменено. Как известно, действующий ныне Куйбышевский гидроузел с могучей гидростанцией построен в другом створе, в более благоприятных геологических условиях.
Большой коллектив опытных строителей и монтажников, располагавший значительным по тем временам машинным парком, был направлен на строительство Безымянской теплоэлектростанции около Куйбышева, а затем крупных заводов. На нашей базе сформировалось крупное управление по промышленному строительству — Особстрой, создавшее в районе Куйбышева ряд важных промышленных комплексов.
Изображение
Схема Куйбышевского гидроузла.

Так-то! :-)

Аватара пользователя
Сообщения: 5065
Зарегистрирован: 2005-июн-30 15:46
Байк: Оса на колесиках со звездами
Реальное имя: Иван
Способ связи: 8-902-336-28-87
Откуда: Самара>>Управа

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение desa » 2010-ноя-15 12:56

_________________
Изображение
________
Мчишься ты быстрее пуль!
Солнце в небе, очень жарко!
Рвется спица, гнется руль...
И себя тебе не жалко?

Аватара пользователя
Сообщения: 1642
Зарегистрирован: 2009-сен-09 15:14
Реальное имя: Павлик
Откуда: Самара

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение sklins » 2010-ноя-15 17:41

Вань, ты прям ништячки подогнал. Интересно :)

Сообщения: 19414
Зарегистрирован: 2005-сен-09 11:55
Откуда: Самара

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение band » 2010-ноя-16 13:01

Важный момент - после войны был спланирован каскад волжских гидроэлектростанций, поэтому перенос плотины выше по течению (и, следовательно, некоторая потеря выработки за счёт уменьшения перепада) был скомпенсирован созданием Саратовского водохранилища.

Аватара пользователя
Сообщения: 9940
Зарегистрирован: 2006-янв-20 13:53
Байк: Univega Alpina HT-560 - 2004, серебристо-черный
Реальное имя: Сергей
Стиль катания: Неспешные покатушки
Откуда: Кинель

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение honzales » 2011-сен-16 13:30

Немного некропостинга - уникальные исторические документы по строительству Куйбышевского гидроузла:
Из доклада заместителя начальника ГУЛАГ
А. П. Лепилова руководству НКВД
о деятельности ГУЛАГ
Март 1940 г.

...
«Куйбышевстрой»
Строительство Куйбышевского гидроузла развернуло свою работу вслед за Поста-
новлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 августа 1937 г. «О строительстве Куйбышев-
ского гидроузла на реке Волге и гидроузлов на реке Каме»11, в котором поставленная
перед строительством задача определена следующим образом:
«В целях дальнейшей электрификации центральных районов европейской части
СССР, осуществления широкого орошения Заволжья и улучшения судоходных усло-
вий по реке Волге — осуществить строительство плотины, гидростанций и гидроуз-
лов на Самарской Луке у гор. Куйбышева и строительство оросительных сооружений
Заволжья».
Этим постановлением строительство Куйбышевского гидроузла, ранее подготов-
лявшееся Наркоматом тяжелой промышленности, было передано Наркомвнуделу.
С этого времени вопросы Куйбышевского строительства неизменно находятся
в орбите пристального внимания Центрального Комитета ВКП(б) и правительства.

...

В настоящее время разработка технического проекта и сметы строительства под-
ходят к концу и в соответствии с постановлением от 11 июня 1939 г. будут представле-
ны на утверждение правительства к 1 июля 1940 г.
Основными положениями проектного решения Куйбышевского гидроузла явля-
ются:
а) использование энергии реки Волги с получением на гидростанциях узла годо-
вой отдачи в 15 млрд кВтч;
б) создание глубоководного пути по Волге вверх по течению от гидроузла до г. Че-
боксары на протяжении 600 км и по Каме на протяжении 200 км от устья;
в) улучшение судоходных условий Волги ниже гидроузла с доведением гарантиро-
ванных глубин до 3 м;
г) осуществление на базе водохранилища и энергии гидроузла ирригации Завол-
жья на площади в 2,3 млн гектаров.
В состав Куйбышевского гидроузла входят две группы промышленных комплек-
сов: одна группа располагается на реке Волге у Красной Глинки, в 30 км выше гор. Куй-
бышева, и вторая группа — у Переволок, в 70 км ниже г. Куйбышева.
В первую группу сооружений (у Красной Глинки) входят гидростанция установ-
ленной мощностью 2000 тыс. кВт, бетонные и земляные плотины напором в 27 м,
с двухпутной железной дорогой и двуниточным однокамерным шлюзом.
Во вторую группу (у Переволок) входят силовые и судоходные каналы, гидростан-
ция установленной мощностью в 1400 тыс. кВт и двухкамерный шлюз в две нитки.
Куйбышевский гидроузел создает водохранилище объемом в 53 млрд м3 и площа-
дью в 6400 кв. км.
Ориентировочная стоимость строительства, пока еще исчисленная предваритель-
но, определяется суммой порядка восьми млрд рублей.
Объемы основных работ характеризуются следующими цифрами: земляных —
359 млн куб. м, бетонных и железобетонных — 12,1 млн куб. м, металлоконструкций —
165 тыс. тонн. Эти цифры получают особую выразительность, при сравнении их с по-
казателями объемов работ, выполненных при строительстве других мировых соору-
жений, например Панамского канала, где земляных работ было сделано 160 млн куб. м,
бетонных и железобетонных — 3,9 млн куб. м
.

Однако еще до войны (в 1940) строительство было свернуто :
Приказ НКВД СССР № 0441 «О порядке передачи
имущественных и материальных ценностей строительства
Куйбышевского гидроузла»
11 октября 1940 г.
Секретно

В связи с временным приостановлением строительства Куйбышев ского гидроузла7
и в целях наиболее рационального использования имущественно-материальных цен-
ностей этого строительства,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управление строительства Куйбышевского гидроузла и Самарлага8 расформиро-
вать.
...
3. Обязать комиссию в установленном порядке передать все нужные Особому
строительству НКВД производственные предприятия, подсобные хозяйства и строе-
ния Куйбышевского гидроузла.
...
5. Рабочую силу в количестве 8000 человек заключенных, весь инженерно-тех-
нический и административно-хозяйственный состав строительства Куйбышевского
гидроузла обратить на укомплектование строительства Волго-Балтийского и Северо-
Двинского водного пути. Остальную рабочую силу Самарлага передать для использо-
вания на работах Особого строительства НКВД
.
Возобновилось строительтсво только в 1949 году:
Из приказа МВД СССР № 0467 «О строительстве
Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге»
9 июля 1949 г.
Секретно

Проектирование и строительство указанной гидроэлектростанции Совет Минист-
ров СССР возложил на Министерство внутренних дел СССР.
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 2826–1180 с от 30 июня
1949 г. 61,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Строительство Куйбышевской гидроэлектростанции возложить на Главное уп-
равление лагерей гидротехнического строительства МВД СССР.
2. Выполнение проектно-изыскательских и исследовательских работ по Куйбышев-
ской гидроэлектростанции возложить на Гидропроект Главгидростроя МВД СССР.
3. Обязать начальника Главгидростроя генерал-майора инженерно-технической
службы Рапопорт и главного инженера Гидропроекта генерал-майора инженерно-тех-
нической службы Жук выполнить все необходимые проектно-изыскательские и исследо-
вательские работы с расчетом представления на утверждение Совета Министров СССР
проектного задания к 1 октября 1950 года и технического проекта к 1 января 1952 года.
_________________
У хаски никогда не было ни карты, ни компаса, ни GPS, но он никогда не заблудится. А ты?
Изображение

F.A.Q. по навигации без GPS.
F.A.Q. по навигации с GPS.

Сообщения: 493
Зарегистрирован: 2011-июл-22 12:51
Байк: Saucony Kinvara
Реальное имя: Дмитрий
Стиль катания: бегом
Откуда: Самара

Re: Гигант на Волге. Куйбышевская(Жигулевская) ГЭС обр.1935

Сообщение minaev » 2011-сен-20 09:31

В тридцатые годы геологические изыскания здесь проводил Сергей Голицын, будущий писатель. Здешние места, Старосемейкино и Гаврилову Поляну, он описывал в автобиографии «Дневник уцелевшего». Я писал о ней в блоге: Дневник уцелевшего. Голицын, Сергей Михайлович.
_________________
прочитал...
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей