Катаемся и путешествуем зимой

Опубликовано: 2007-11-05 18:00:00

Автор — Денис Иванов AKA Den.

Введение
Одежда
Обувь
Аксессуары
Велосипед
Смазка и уход
Экипировка для ночёвки
Маршрут и подготовка
Заключение
Дополнительная информация на нашем сайте




Введение

С приходом поздней осени мы с грустью смотрим на велосипед, переводя взгляд на окно, где идёт дождь или того хуже снег. Сразу вспоминаются весёлые летние деньки, когда мы резво рассекали по лесным тропинкам, не задумываясь о плохой погоде. Но не стоит расстраиваться с наступлением холодов и снега велосипедная жизнь не умирает, наоборот она приобретает экстремально-авантюристский характер. Ниже я расскажу вам о том, как стоит одеваться и как нужно укомплектовывать своего любимого железного коня.


Одежда

Исходим из принципа 3-слойности спортивной одежды — первый слой (термобельё) отводит пот, второй (флис, полартек) греет, третий (верх — штаны и куртка) не продуваются.

НазваниеМатериалПринцип работыЦенаФирмыАльтернатива
Первый слой
Термобельё
Полиэстер или полипропилен, возможны (но нежелательны) 10-30% добавки хлопка или шерсти. Натуральные волокна снимают с поверхности тела канденсат пота, передают его синтетическим волокнам, которые в свою очередь отводят влагу далее в следующий слой, оставляя кожу сухой. Это очень важно, так как в холодную погоду мокрое тело очень быстро остывает и происходит переохлаждение организма.
Термобельё различается по типу активности и бывает 3 видов:
  1. Lite: для интенсивных тренировок с активным потоотделением.
  2. Medium: классическая линия, наиболее универсальна, рассчитана на среднюю активность; оно бывает с ветрозащитой и без.
  3. Warm: термобельё с начёсом для очень холодной погоды и умеренной активности.
Верх 800-1.500 руб, низ 800-1.200 руб. Lowe alpine, Swix, Odlo, Medico, Salomo, Accapi, Helli Hansen, Guahoo. Термобельё можно заменить синтетической майкой и кальсонами; желательно, чтобы они были сделаны из тонкого волокна мягкого на ощупь, но при этом отлично продуваемого.
Второй слой
Толстовка, безрукавка
Флис, полартек, софтшелл-многослойный материал (100% синтетика). Забирает с поверхности термобелья пот и передаёт его дальше, не задерживая в себе и при этом нагреваясь. Отлично сохраняет тепло за счёт своей объёмной структуры. 800-1.500 руб. Здесь брэнд не так важен, главное — материал. Стоит отметить, что полартек гораздо теплее флиса. Свитер из синтетики (желательно объёмной вязки), брюки с начёсом.
Третий слой
Куртка, брюки
Всевозможные мембраны, виндстопперы и микрофибры — 100% синтетика. Мембрана выводит влагу после среднего слоя наружу и даёт возможность поступать воздуху сквозь себя внутрь, обеспечивая некоторую вентиляцию, но при этом не пропуская влагу и ветер. Микрофибра гораздо лучше вентилируется, но при этом удерживает от проникновения лишь небольшой дождь и ветер. Виндстопер отлично предохраняет от ветра, хорошо вентилируется и неплохо справляется с дождём. Брюки должны быть эластичными, чтобы не сковывать движение и не нарушать циркуляцию крови. Очень рекомендую сделать наколенники из мягкого непродуваемого материала (колени убиваются первыми — читаем здесь).

Куртка: Различается внешней тканью и утеплителем. Утеплитель может быть как из дешёвого синтепона, так и из высококачественного Thinsulate и Primaloft; в качестве подкладки-утеплителя нередко используют флис.

Брюки: Передняя часть брюк должна быть выполнена из виндстоппера (особенно в области колен), а задняя — из эластичной ткани с начёсом. Для путешествий лучше выбирать брюки с небольшой степенью свободы, так как небольшая воздушная прослойка будет хорошо сохранять тепло.

Куртка 1.000-3.000 руб, брюки 800-2.000 руб. Swix, Odlo, Vaude, Rossignol, Fox, Salewa, Briko. Если такой куртки или брюк нет, то их нужно выбирать по принципу продуваемости — то есть Вы должны попробовать продуть одежду, прикоснувшись губами к её поверхности. Если она продувается легко, то Вы быстро будете остывать; если она не продувается, то Вы быстро намокнете и замёрзнете во время остановки. Ну а если она продувается, но с некоторым усилием — то это то, что вам нужно.

Вся одежда должна быть синтетической или, по крайней мере, шерстяной!!! Никакого хлопка!!!


Обувь

Специальная зимняя велообувь на неопреновой подкладке.

МатериалЦенаФирмыАльтернативы
Натуральная кожа, неопрен, Gore-tex. 2.800-5.500 руб. Зимнюю велообувь можно найти в линейке практически любого брэнда. В летние велотуфли кладутся специальные стельки от «Экспедиции», сделанные из овчины, вспененного полимера и покрытые фольгой (их цена 150 руб). Фольга будет отражать тепло обратно в ногу. Затем термоносок, можно полушерстяной — лишь бы потоотвод был нормальным. Дальше на ботинок надевается толстый носок, оптимально — из собачьей или козьей шерсти, что продают бабули по 100-150 руб., с вырезанной под контакт дыркой. Сверху — неопреновые бахилы, защита от влаги и ветра. Наконец, наверх можно натянуть утепленные трехслойные лыжные бахилы. В такой по сути 5-слойной конструкции не страшны любые морозы, и можно катать на контактах как и летом, со всеми преимуществами. Если же велообуви у Вас нет, то лучше поехать в обычных зимних кроссовках на педалях-топталках.




Аксессуары

НаименованиеМатериалЦенаФирмыАльтернативы
Перчатки
Cпециальные зимние перчатки для горного велосипеда
Мембрана или виндстоппер, утеплитель — Thinsulate, 100% синтетика. 500-1.500 руб. Swix, Odlo, Rossignol. Лыжные перчатки, для особых мерзляк подойдут трёхпалые рукавицы со сдвоенными пальцами типа «Лобстер». С собой лучше брать 2 пары — одна надета на Вас, вторая — за пазухой в тепле: если Ваши руки замёрзли, то Вы легко согреете их, просто поменяв перчатки.
Бахилы
Велосипедные поверх обуви
Мембрана, неопрен или виндстоппер, 100% синтетика. 1.000-1.500 руб. BBB, Exustar, Pro. Можно использовать больничные бахилы или полиэтиленовые пакеты — но их необходимо проткнуть иголками во множестве мест для вентиляции (иначе нога вспотеет и замерзнет при остановке); такие пакеты и бахилы одеваются на ногу внутрь ботинка.
Носки
Как специальные велосипедные, так и лыжные и сноубордические.
Шерсть или 100% синтетика, либо их смесь. 180-350 руб. Шерстяные или махровые, купленные в обычном магазине.
Шапка
Должна обязательно закрывать уши. Лучше, если она будет 2-слойная или с виндстоппером в области ушей.
Шерсть или 100% синтетика, либо их смесь. 150-650 руб. Здесь выбор огромен, и нет нужды перечислять брэнды. Обычная шапочка из магазина, желательно плотной вязки.
Очки
Специальные лыжные очки или горнолыжная маска для защиты глаз от холодного ветра, который заставляет их слезиться на скорости. На маске лучше не экономить, так как её дешёвый вариант совершенно бесполезен — он быстро покрывается потом и замерзает.
Пластик (не стекло!) 1.500-3.500 руб. Fischer, Briko, Uvex, Oakley, Carrera. К сожалению, здесь альтернативы нет, так как со зрением не шутят.
Балаклава
Специальная маска на голову, предохраняющая лицо от обморожений.
Флис, виндстоппер. Шерсть или 100% синтетика, либо их смесь. 150-600 руб, специализированные спортивные магазины. Её можно купить в военном или охотничьем магазине.

Обязательно!!! Нужно иметь при себе:

  • старые шерстяные перчатки, в которых вы будете ремонтировать велосипед в случае поломки;
  • запасную куртку или толстовку? которую вы будете одевать на остановках и ночёвках;
  • запасные 2 пары тёплых носок.

 



Велосипед

Покрышки
Практически у каждого брэнда выпускающего велорезину есть в ассортименте пара-nройка моделей шипованной резины, отличающихся количеством рядов (2 или 4) и количеством шипов. Стоимость такой резины весьма высока и не каждому по карману, но удобство от её использования неоспоримо. Наиболее экономным я бы посоветовал резину INNOVA IA-2901, стоимостью от 700 до 1200 руб.

ЦенаФирмыАльтернативы
700-3.200 руб. Innova, Nokian, Continental, Schwalbe. Обычная покрышка с редким высоким протектором и шириной 2,1“- 2,3“, накачанная до 2-2.5 атмосфер для лучшего сцепления со снегом.

Амортизационная вилка
Если вы хотите кататься зимой часто, то я рекомендую Вам перед началом зимнего сезона заглянуть к механику и поменять масло в вилке на более жидкое, так как в холодную погоду оно будет густеть и очень плохо отрабатывать неровности. Перед каждым выездом смазывайте ноги вилки жидким маслом для профилактики.

Грипсы
Их также лучше поменять на неопреновые, они не так сильно будут охлаждать руки.



Смазка и уход

  1. Перед каждым выездом тщательно смазывать все детали трансмиссии специальной проникающей велосипедной или мотоциклетной смазкой. (Не WD-40!!!)
  2. После каждого зимнего катания необходимо чистить и смазывать велосипед, если вы хотите, чтобы он прослужил вам долго.
  3. Цепь перед зимой стоит поменять на более дешёвую, так как она за зиму быстро умирает.
  4. Cтарайтесь не ездить по воде, потому что она быстро намерзает на обода и моментально приводит тормозные колодки в негодность.
  5. До и после катания старайтесь велосипед остужать и нагревать постепенно — во избежание образования трещин на раме от перемены температуры. Сначала выносите его в коридор минут на 10-15, затем на лестничную клетку, а спустя минут десять на улицу. Обратно — в том же порядке.



Экипировка для ночёвки

Палатка
Желательно 2-3 местная с юбкой, так как вместе спать теплее.
Перед установкой палатки на её месте разводят костер для протопки грунта.
На ночь желательно оставить костёр (<три бревна> или <таёжный>) перед палаткой, а за костром соорудить отражающий экран из подручных средств, для отражения тепла от костра.

Спальник
Желательно до -3…-5градусов (температура комфорта), при этом нужно учитывать его возможность состегнуть с другим, так как спать парами значительно теплее (не надо этого стесняться). Кокон или одеяло — не важно, но состёгиваться лучше аналогичными формами.

Налобный фонарь
Обязателен ввиду скованности движений в зимней одежде.

Газовая горелка
Обязательно на каждую палатку, для готовки и протопки.

120-литровые мусорные пакеты
Для сбора листьев и утепления пола и стенок палатки своеобразными изоляционными блоками.

Коврики
Если есть — фольгированные (их можно купить в строймагазинах, это дело продаётся метражом) или лучше всего специальные надувные 3-4 сезонные толщиной 3-4 см. (Termorest).

Термоодеяло
Продаётся в специализированных туристических магазинах и представляет собой фольгированную прочную плёнку размером с обычное одеяло, но при этом весьма компактного размера.

Обязательно возьмите спички и сухой спирт!!!



Маршрут и подготовка

  1. Для безопасности своего здоровья и главным образом суставов ног, старайтесь выбирать маршруты протяжённостью не более 60 км.
  2. Подбирайте маршрут так, чтобы он проходил через те места, где в случае чего можно было бы согреться.
  3. В дорогу с собой обязательно берите побольше чая (с добавлением лимона и коньяка) и шоколадок. Ввиду того, что вы тепло одеты, энергозатраты на передвижение в разы выше, нежели летом.
  4. Старайтесь надолго не останавливаться, чтобы не потерять тепло, а уж если это случилось — поприседайте раз 50 — и моментально согреетесь.
  5. Периодически встряхивайте руки-ноги для возобновления нормальной циркуляции крови в них.
  6. В дорогу с собой можно взять термопакеты, которые можно приобрести в рыболовных и туристических магазинах.
  7. Перед тем, как отправиться в дорогу, смажьте руки и лицо жирным кремом (не на водной основе) — это защитит кожу от обветривания и обморожения.
  8. Наиболее интересные места для катания у нас находятся за Волгой — от Рождествено до Гавриловой поляны и Шелехмети, а также вдоль берега по лыжным тропинкам. Особенно здорово кататься по плотному насту.
  9. Ещё зима отлично подходит для разучивания всевозможных прыжков и трюков — на снег при неудачном приземлении падать не так больно, как на асфальт.
  10. Ну и конечно для любителей авантюр я рекомендую, пожалуй, лучший зимний маршрут с заброской на электричке до станции <Отвага>, что за Жигулёвском, и дальнейшим следованием уже своим ходом по асфальту в сторону Бахиловой поляны. Не доезжая несколько километров, уходим с поворота на неё в лес на так называемый <Зимник>, который по сказочной дороге приводит вас в Шелехметь. Ну а далее домой через Рождествено и Волгу>. Описание маршрута по Зимнику можно посмотреть здесь.



Заключение

Надеюсь, эта статья пригодится Вам в подготовке к зимним походам или просто покатушкам. Главное, помните — зима ошибок не прощает, и лучше перестраховаться лишним комплектом теплого белья и парой шоколадок. Желаю удачи в покорении зимних просторов на Вашем железном коне!!!


Дополнительная информация на нашем сайте

Статья Катаемся зимой

Статья Одежда для зимнего катания

Маршрут Зимник через Самарскую Луку

 

06.11.2007

Автор: Денис Иванов AKA Den